Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

МИД РФ – структура и функции

Непосредственное осуществление дипломатических сношений в Российской Федерации, как и в большинстве других государств мира, возлагается, на внешнеполитическое ведомство - министерство иностранных дел (или какое-либо иное по названию ведомство, что зависит от традиций соответствующего государства).

Указом Президента РФ от 14 марта 1995 г. было утверждено Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации.

В соответствии с этим документом Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями.

В систему МИД России входят дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, представительства Министерства на территории РФ, а также подведомственные ему организации на территории РФ.

В число основных задач МИД РФ наряду с другими входят, согласно п. 4 этого Положения,

· разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений Президенту РФ;

· реализация внешнеполитического курса РФ;

· координация международных связей субъектов РФ;

· обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов РФ на международной арене;

· защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом;

· обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами, сношений с международными организациями;



· координация деятельности и контроль за работой других федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения проведения единой политической линии РФ в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.

С учетом этих задач и функций МИД России Президент РФ 12 марта 1996 г. подписал Указ "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации", которым установил, что "в системе федеральных органов исполнительной власти Министерство иностранных дел Российской Федерации является головным органом в области отношений с иностранными государствами, международными организациями и осуществляет общий контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации. Министерство иностранных дел Российской Федерации координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой области и международные связи субъектов Российской Федерации".

А с учетом развития внешнеэкономических связей субъектов РФ и появлением в России такого института, как представительства МИД РФ в субъектах Федерации, в том же 1996 г. было принято Положение о представительстве Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, в 1999 г. - Федеральный закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", а в 2000 г. - постановление Правительства РФ "О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласии на осуществление субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей", в которых была подчеркнута и закреплена идея централизованной координации внешних связей субъектов РФ через общефедеральные органы, в частности через МИД.

Структура МИД (Глава МИД – 1-ый заместитель МИД – заместители министра (6), которые отвечают за департаменты, являющиеся основным структурным подразделением МИД, депутаты распределены по географическому признаку (4 СНГ, 2 Азия + 1 по общеазиатским проблемам, 1 США+Канада, 1 по Латинской Америке, Ближневосточный и Североафриканский, Африканский, 3 Европейских, 1 по общеевропейского сотрудничества)+ существуют специализированные департаменты - функциональные (напримерр: по Внешнеполитическому планированию, Министерства и Печати)–Депутаты делятся на отделы и группы + существуютДепартаменты и управления функционального характера.

Главные департаменты, управления, отделы и другие подразделения административно-хозяйственный характера

Другие вспомогательные подразделения Генерального секретаря – высшая государственная должность, курирует деятельность секретариатов, возглавляет группу оперативной информации).

В настоящее время Министром иностранных дел Российской Федерации является Сергей Лавров.

Современная дипломатия США. Госдепартамент США

 

В Соединенных Штатах Америки первые дипломатические институты создавались непосредственно представительными органами, в течение нескольких лет они прямо подчинялись законодательным, а не исполнительным властным структурам. В январе 1781 г. Конгресс учредил департамент по иностранным делам. Именно эта дата отмечается в США как день рождения центрального дипломатического ведомства. В течение последующих восьми лет департамент, составленный из самих законодателей, руководил внешними сношениями государства. В 1789 г. в соответствии с принятой в 1787 г. Конституцией США департамент был преобразован в Госдепартамент и переподчинен президенту страны.

Госдепартамент разделяет ряд внешнеполитических полномочий с другими учреждениями — с Министерством обороны, Советом Национальной Безопасности, Центральным разведывательным управлением, Конгрессом, аппаратом Белого дома, большим числом отраслевых министерств. Все эти органы власти и управления не только способны эффективно влиять на принятие внешнеполитических решений президентом США, но и определять расстановку кадров в самом Госдепартаменте.

Руководящее звено госдепартамента чрезвычайно разветвлено, включает в себя:

госсекретаря, его первого заместителя по общеминистерским делам (осуществляет общее руководство Госдепартаментом в отсутствие госсекретаря и контроль за административно-кадровыми делами),

пять первых заместителей (курируют важнейшие направления работы, например, глобальные проблемы),

шестнадцать заместителей (ответственных за более частные участки работы и за отношения с отдельными регионами),

и более десяти директорских постов.

Оперативная работа ведется в управлениях, каждое из которых возглавляется заместителем или директором. Именно эти должности замещаются по преимуществу профессиональными дипломатическими кадрами, хотя и здесь не редки «люди со стороны». Штатное расписание Госдепартамента — около 14 тысяч сотрудников, из них карьерных дипломатов — около трети. В загранпредставительствах их еще меньше (15—25%). США содержит 260 дипломатических и консульских учреждений в 160 государствах (по данным 1998 г.). Другая особенность — общая многочисленность персонала посольств (100—150 рангированных сотрудников в целом ряде стран, у других крупных государств — втрое меньше). На рубеже столетий протекционизм исполнительной власти и лично президента при назначении на высшие посольские посты не ушел в прошлое. Дело доходит до того, что некоторые опытные послы-профессионалы, возвращаясь в страну (например, посол в РФ Томас Пикеринг в 1996 г.) апеллируют к общественному мнению, дабы убедить президента в том, что политический протекционизм, а также набор кадров в посольства не по деловым соображениям, а в стремлении представить за рубежом «имидж» Америки, фактически приводит к падению качества и эффективности работы.

Неоправданно большое число сотрудников, назначенные посольства для поддержания «имиджа» Америки, кадровая инфляция, трудности управления и координации, неуверенность кадровых дипломатов в своем будущем (их карьерный рост блокируется политическими «назначенцами»), напряженность в отношениях между представителями различных ведомств в посольствах, рост международного терроризма, направленного против посольств США и их сотрудников — все эти факторы отрицательно сказываются на эффективности работы посольств, едва справляющихся с постоянно растущим объемом текущих дел (к примеру, в 1997 консульские учреждения США должны были рассмотрены более 8 миллионов визовых заявлений иностранных граждан).

Из-за непрекращающейся напряженности в отношение между президентом и конгрессом последний неуклонно урезает ассигнования на деятельность дипломатических учреждений, чья численность и объем деятельности возрастают (в период с 1986 г. было открыто 40 новых посольств и консульств). В то же самое время, по информации госсекретаря У.Кристофера (ушел в отставку в начале 1997 г.), финансирование Конгрессом внешнеполитических учреждений уменьшилось в реальных ценах на 50%.

В США набор кадров профессиональной дипломатической службы проводится через открытый конкурс со сдачей вступительных экзаменов. Набор, по определению Закона о Заграничной службе США 1980 г., осуществляется на принципах равных возможностей, «независимо от политической ориентации, расы, цвета кожи, пола, вероисповедания, национального происхождения, семейного положения». Американское законодательство требует, чтобы в рядах службы были представлены все основные общественные слои и этнические группы населения страны, а также все ее географические регионы.

С начала 80-х годов был ужесточен порядок продвижения на дипломатической службе. Три высших внутренних ранга Заграничной службы (карьерного посла, карьерного посланника и карьерного советника) выделены в особую категорию — звено руководящего состава службы (Senior Foreign Service). Переход дипломатов в эту категорию обставлен новыми условиями, в частности, требованием, чтобы в течение предыдущей карьеры им были бы освоены, по крайней мере, 2–3 региональных и 1–2 функциональных участков работы. Сложнее стало и прохождение карьеры на низшем и среднем уровнях – от VIII до I ранга (примерно соответствуют должностям от стажера (атташе) до 1-го секретаря). По Закону 1980 г. был установлен максимальный срок, в течение которого дипломат может работать без повышения в классе. Если он, по мнению соответствующей комиссии, не заслуживает повышения, то, как правило, он должен досрочно уйти в отставку. Зачисление вновь поступивших на службу дипломатов в постоянные штаты производится теперь только по истечении испытательного срока (3—4 года).

У Заграничной службы США есть своя определенная и важная ниша деятельности – традиционная дипломатическая работа по повседневному поддержанию политических контактов с другими государствами, сбор, обобщение и анализ политической и экономической информации, консульская работа и ряд других направлений. При всем этом целом доля кадровых дипломатов в дипломатических учреждениях США не превышает 20–25%, а всей внешнеполитической структуре — всего несколько процентов от всех сотрудников.

В настоящее время Государственным секретарем США является Джон Керри.

 

МИД Франции

1. Министр иностранных дел:

является членом правительства и руководителем МИД,

главный консультант президента по вопросам определения внешней политики и несет ответственность за осуществление намеченного президентом курса,

повседневно руководит дипломатической службой Франции и ведет переговоры с правительствами иностранных государств,

организует в сотрудничестве со службами президента подготовку и проведение контактов Франции на высшем уровне, участие в многосторонних международных конференциях, где в соответствующих случаях он представляет Францию,

делает еженедельные сообщения по международным проблемам на заседаниях правительства, принимает участие в узких совещаниях, созываемых президентом для рассмотрения вопросов внешней политики, входит в состав комитета обороны, который принимает решения, касающиеся одновременно военной и внешней политики, использования экономических и финансовых ресурсов,

задача обеспечения единства действий по международным делам всех французских министерств и ведомств, координации их усилий в рамках единого внешнеполитического курса,

принимает решения по всем назначениям сотрудников министерства за исключением послов и директоров,

имеет личный кабинет, задача которого состоит в отборе для министра наиболее важной информации из огромного потока телеграмм, писем, отчетов, записок, справок и досье, сотрудники кабинета поддерживают постоянную связь с генеральным секретариатом президента республики, генеральным секретариатом правительства, кабинетами президента и премьер-министра и секретариатами других министерств, организует и контролирует готовку службами министерства проектов документов и досье.

Непосредственно при министре действует также Генеральная инспекция во главе с генеральным инспектором иностранных дел, Центр анализа и прогнозирования во главе с директором, Межминистерская комиссия по вопросам франко-германского сотрудничества, советник по религиозным проблемам. ( Сейчас - Доменик Галузо де Вильпен).

1. Министр-делегат по иностранным делам. Входят в состав правительства, но осуществляют свою деятельность под руководством министра иностранных дел. В настоящее время их два: 1 - ведение европейских дел (проблемы европейской интеграции). 2 - международное сотрудничество и франкофония.

2. Генеральный секретарь. Этот пост обычно занимает один из наиболее опытных послов, хорошо знающий международные дела, организацию государственной службы Франции, функционирование центрального аппарата, министерства и заграничных представительств. Функции: административного руководителя дипломатической службы, координатора дипломатической деятельности и основного помощника и советника министра иностранных дел, как по политическим, так и по организационным вопросам + ежедневные узкие совещания и еженедельные пленарные совещания с руководителями основных подразделений МИД, на которых определяет в свете своих бесед с министром позиции по главным вопросам и устанавливает порядок и сроки разработки проблем. При нем действуют служба по делам франкофонии, служба гуманитарных действий и делегат по внешней деятельности местных структур. Недавним нововведением стало создание постов двух заместителей генсека. Один - непосредственный помощник в деле руководства службами министерства. Другой — возглавляет Дирекцию политических дел и безопасности.

3. Генеральная дирекция по политическим вопросам и вопросам безопасности - определяет и реализует политику Франции в отношении международных организаций, вопросы разоружения, безопасности и обороны, содействие и сотрудничество с зарубежными странами в военной области и обороне, общие проблемы внешней политики и безопасности, деятельность международных неправительственных организаций. Состав: Департамент ООН и международных организаций, Департамент по стратегическим делам, безопасности и разоружения, Департамент по вопросам военного сотрудничества и обороны, Служба совместной внешней политики и безопасности, Отдел по связям с международными неправительственными организациями.

4. Генеральная дирекция по административным вопросам

4. - общие вопросы административного управления, организации и модернизации центрального аппарата сети зарубежных представительств, политика отбора кадров и подготовки специалистов, вопросы кадровых назначений и служебного роста, подготовка бюджета министерства, материально-техническое обеспечение и связь, соблюдение положений декрета о полномочиях послов и организация государственной службы за рубежом. Состав: Департамент управления кадровыми ресурсами, Департамент по бюджетным и финансовым делам, Служба материально-технического обеспечения, Служба систем информации и связи, Служба дипломатического обеспечения, Отдел модернизации.

5. Генеральная дирекция международного сотрудничества и развития - разработка политики в области международного сотрудничества и развития, планирование средств для ее осуществления, осуществление мероприятий в сфере технического сотрудничества, содействие экономическому, социальному и государственному развитию зарубежных стран, вопросы культурного сотрудничества, проекты расширения преподавания французского языка, сотрудничество в области высшего образования и научных исследований, распространение внешней аудиовизуальной информации, обеспечивает участие Франции в разработке новых технологий в области информатики и связи. Состав: Департамент по вопросам стратегии планирования и оценки, Департамент развития и технического сотрудничества, Департамент культурного сотрудничества и французского языка, Департамент по вопросам научного сотрудничества высшего образования и научных исследований, Департамент внешней аудиовизуальной информации коммуникационной техники.

Следующие ниже подразделения МИД Франции структурно не входят в состав Генеральных дирекций и находятся в прямом подчинении руководства министерства:

Департамент по вопросам европейского сотрудничества, (вопросы деятельности Евросоюза и европейского сотрудничества).

Территориальные департаменты (вопросы внешней и внутренней политики, экономического и социального положения этих стран, их отношений с третьими странами и координируют развитие их двусторонних связей с Францией.):

Континентальной Европы (Восточная Европа, Россия, СНГ, балканские страны);

Африки и Индийского океана;

Северной Африки и Ближнего Востока;

Америки и Карибского моря;

Азии и Океании.

Департамент по экономическим и финансовым делам - международные экономические и финансовые вопросы и вопросами экспорта чувствительных технологий, соглашения о защите окружающей среды, поддерживает и координирует связи министерства с предприятиями.

Департамент по делам французов за границей и иностранцев во Франции - организация работы, безопасность и защита интересов французов, находящихся за пределами Франции, политика в области въезда, пребывания и обустройства иностранцев во Франции и предоставления убежища, переговоры по заключению международных соглашений в этих областях, информирует французских граждан об условиях их пребывания за границей.

Департамент по юридическим делам - рекомендации министру, подразделениям центрального аппарата, дипломатическим и консульским представительствам по юридическим вопросам, связанным с их деятельностью, по вопросам международного права, представляет государство в международных инстанциях арбитражного или судебного характера, заключения по всем проектам международных соглашений, отвечает за все вопросы морского права и статуса Антарктики.

Управление связи и информации. Отвечает за работу со средствами массовой информации.

Протокольная служба.

Министр иностранных дел Франции – Лоран Фабиус.

Foreign Office – структура, функции…..

Министерство иностранных дел по делам содружества GB (Форин офис) вместе с зарубежными дипломатическими представительствами сохраняют свою традиционно ключевую роль в разработке и осуществлении основных направлений внешней политики страны: в поддержании политических связей с другими государствами; в обеспечении участия в международных организациях и в решении проблем глобального характера; в информировании международного сообщества о событиях в GB; распространении английского языка и британской культуры, в защите за рубежом интересов граждан GB.

Все вакансии оперативно-дипломатического характера в центральном аппарате (Форин офис) и в зарубежных дипломатических представительствах заполняются сотрудниками карьерной «Дипломатической службы Ее Величества», за исключением случаев, когда особые обстоятельства вызывают необходимость во временных сотрудниках, не состоящих на службе. В основном это делается в случаях, когда на службе отсутствуют специалисты требуемого профиля (пример: назначения персонала в представительствах в новых государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР).

Персонал извне дипломатической службы используется (наряду с кадровыми дипломатами) также в подразделения; обеспечивающих участие Великобритании в Европейском Союзе, и в некоторых исследовательских и аналитических департаментах Форин офиса. Необходимость в этом обусловлена характером деятельности самой организации, в повестке дня которой на регулярной основе находятся специальные вопросы: финансы, промышленность, сельское хозяйство и др. Именно поэтому примерно половина оперативного персонала постоянного представительства Великобритании при ЕС в Брюсселе — сотрудники так называемых «внутренних» министерств, другая половина — профессиональные дипломатические служащие. Во главе представительства — всегда кадровый дипломат. На более высоком уровне ответственность за политику в отношении ЕС разделена между аппаратом кабинета министров (где создан специальный «евросекретариат») и Форин офисом.

Штатное расписание Форин офиса и дипломатических и консульских представительств за рубежом (в конце XX века) составляло 6 тысяч человек (из них 3,5 тыс. — оперативные сотрудники кадровой дипломатической службы, остальные — административный персонал дипломатической службы, принимаемый на работу без прохождения конкурса). Кроме того, в британских посольствах на вспомогательных должностях по контракту работает примерно 7,5 тыс. иностранных граждан. Великобритания содержит за рубежом более трехсот дипломатических и консульских учреждений в 182 государствах. «Дипломатическая служба Ее Величества» в основном обеспечивает деятельность 18 постоянных представительств Лондона при международных организациях, а также политическое направление работы на зависимых территориях (всего 13 территорий).

В структурном отношении Форин офис состоит из политического руководящего звена (министр, 3—4 государственных и младших министра, один из них — министр по делам Евросоюза), из профессионального руководящего звена (постоянный заместитель министра и одновременно глава «Дипломатической службы Ее Величества», его личный секретариат и подчиненные постоянному заместителю непосредственно первые заместители и заместители министра — директора. Все карьерные дипломаты). Основанием «пирамиды» английского МВД являются департаменты (71 департамент в конце XX века), объединенные в соответствии с кругом решаемых ими проблем в более крупные подразделения — директораты (их — 13). В штатное расписание Форин офиса входит также значительная часть сотрудников Британского Совета, Международной Службы Би-би-си. Их деятельность в основном финансируется из бюджетных ассигнований, выделяемых МИД. Все затраты на деятельность дипломатического аппарата Великобритании (включая информационно-пропагандистскую работу «культурную дипломатию», обеспечение представительства международных организациях, гранты неправительственным организациям) составили (в конце XX века) 1,1 млрд. фунтов стерлингов, т.е. менее 0,3% расходной части бюджета.

Основной принцип работы в Форин офисе и загранучреждениях – решение вопросов на возможно более низком уровне. По некоторым данным, 80–90% проблем разрешаются на уровне департаментов, не «доходя» до заместителей министров – директоров. В случае разногласий между заместителями министра роли арбитра выступает постоянный заместитель. Лишь в ситуациях государственной важности, затрагивающих интересы безопасности, страны к процессу разработки решения подключаются политические руководители МИД, включая и министра. В остальных случаях министр, как кабинет в целом, всецело полагаются на мнение своего профессионального дипломатического аппарата. Таким образом, его роль во внешнеполитическое процессе остается беспрецедентно высокой.

В наши дни только треть зачисляемых на службу молодых дипломатов - выпускники элитарных колледжей Оксфорда и Кембриджа (50 лет назад они составляли 90—95%). В 1995 г. число женщин, принятых на службу, впервые превысило число мужчин. Сегодня более четверти профессиональных британских дипломатов — женщины, среди них — 9 послов.

Общегуманитарная подготовка классического образца, воспитанность и хорошие манеры, способность к общению в различных слоях общества, устойчивость психики - вот главные требования, которые предъявляются лицам, претендующим на поступление в ряды дипломатической службы. Исходя из этих соображений, руководители британской профессиональной дипломатии считают ненужным проведение специальной подготовки или переподготовки дипломатических кадров в каком-либо учебном заведении университетского или постуниверситетского уровня. Для того, чтобы выявлять людей, способных освоить профессию, действует система строгого конкурсного отбора кадров. Конкурс для поступления в высший разряд службы составляет 120 человек на место, в другой, - «исполнительский», разряд - 86 претендентов на место.

Кадровый дипломатический персонал разделен на два основных разряда: «А» (управленческая категория, политический анализ), «Е» (исполнительская, работают в основном на консульском, информационно-разъяснительном, торгово-экономическом, культурном и других направлениях деятельности, прямо не связанных с «высокой политикой»). Для поступления на службу по управленческому разряду (элита, менее 1000 человек), претендент должен пройти через систему сложных конкурсных испытаний (ежегодно зачисляется примерно 23- 25 человек, а число претендентов — более 2,5 тыс. человек). Возраст поступающих — не более 32 лет для разряда «А», не более 45 лет — для разряда «Е».

На британской дипломатической службе установлено 10 служебных рангов. Набор в низший, 10-й ранг, присваиваемый канцелярским служащим, проводится без конкурсных экзаменов, в порядке замещения открывающихся вакансий . 9-й ранг присваивается лицам, прошедшим по конкурсу в исполнительский разряд службы (соответствует должности атташе). Молодым дипломатам, принятым по управленческому разряду, присваивается 8-й, либо 7-й ранг, что соответствует должностям 3-го и 2-го секретаря. 7-й ранг присваивается в случае, если у зачисленного на службу молодого сотрудника имеется диплом об окончании с отличием одного из престижных университетов, опыт практической или научной работы а его возраст — 26 лет и старше (но не старше 32 лет). 6-й ранг, соответствующий должности 1-го секретаря консульским, торгово-экономическим, информационным вопросам, присваивается только дипломатам, проходящим службу по исполнительскому разряду. Присвоение им 5-го ранга (должность 1-го секретаря по политическим вопросам) производится только на основании специального заключения персональной комиссии Форин офиса о пригодности данного лица к выполнению работы политического и руководящего характера. При нормальном прохождении службы дипломаты разряда «А» получают 5-й ранг в среднем в возрасте 29—30 лет, а «Е» — в возрасте 36—40 лет.

На уровне 5-го ранга происходит объединение обоих разрядов рядов службы – должности 1-х секретарей политической работе, а в ряде случаев и на должности начальников политических канцелярий посольств. 4-ий ранг – советник, генконсул. Дипломаты 1–3-го рангов составляют руководящую верхушку профессиональной дипломатической службы. Из их числа заполняются вакансии глав большинства британские дипломатических представительств, первых заместителей и заместителей министра. Глава профессиональной дипломатической службы – всегда дипломат первого ранга.

Министерство иностранных дел с 16 мая 2012 г. возглавляет Уильям Хейг.

 

Федеральное Министерство иностранных дел ФРГ: структура

и полномочия

 

Дипломатическая служба ФРГ состоит из Центрального аппа­рата – Министерства иностранных дел и представительств за гра­ницей – посольств, генеральных консульств, консульств и пред­ставительств при международных организациях. Количество загранпредставительств постоянно меняется в зависимости от по­требностей, состояния отношений и положения в отдельных реги­онах, а также выделяемых на содержание дипломатической служ­бы финансовых средств. Проектом бюджета на 2002 г. предусмат­ривается выделение на внешнеполитическую деятельность 2104 млн. евро, что составляет 0,85% общих расходов федерального бюджета (247800 млн. евро).

ФРГ имеет за границей 142 посольства, 56 генеральных консульств и консульств, 12 постоянных представительств при международных организациях и 2 специ­альных представительства. Поскольку дипломатическая служба является составной частью государственной службы ФРГ, на нее распространяется установ­ленная сетка должностей и должностных окладов. В Германии су­ществуют две основные группы должностей – категория «А» (имеет 16 разрядов или классов) и категория «В» (имеет 11 разря­дов или классов). Для категории «А» установлены прогрессивные ставки окладов в зависимости от выслуги лет. Для категории «В» – фиксированные ставки окладов.

Структура государственной службы включает в себя так назы­ваемую «простую службу» (категории А1 – А5), «среднюю службу» (категории А5 – А9), «высокую службу» (категории А9 – А13), и «высшую службу» (категории А13 – А16 и ВЗ, В6, В9, В11). К непосредственно дипломатическим относятся должности «высшей службы». Однако в штатах МИД и его загранпредставительств работают сотрудники всех категорий, причем работники категории «высокой службы» фактически также выполняют функ­ции дипломатов, а за границей имеют и дипломатические паспор­та. Они соответствуют примерно младшим дипломатам россий­ской дипломатической службы – референтам, атташе, третьим секретарям. Из общего числа сотрудников МИД только 688 человек явля­ются собственно дипломатами и проходят по категории «высшей службы».

Переход сотрудников в порядке повышения по должности их одной категории в другую, например из «высокой» в «высшую» не предусматривается. Дело в том, что для зачисления в «высшую» категорию необходимо иметь законченное университетское обра­зование, пройти трехлетнее обучение в Дипломатической школе МИД и сдать квалификационный экзамен. Сотрудники «высокой» категории таким требованиям, как правило, не отвечают. Они обладают лишь общим или специаль­ным высшим образованием, а служащие «средней» категории — законченным средним образованием. Этим и объясняется жесткая иерархическая структура дипломатической службы ФРГ.

В современной Германии дипломатическая служба уже не яв­ляется привилегией избранных, поэтому профессия дипломата поте­ряла свою исключительность и особую привлекательность.

Структура министерства иностранных дел ФРГ в основных ее элементах остается неизменной на протяжении многих десятиле­тий, хотя и появляются новые подразделения, увеличивается лич­ный состав. В настоящее время организационная схема МИД ФРГ выглядит следующим образом.

Министерство возглавляетминистр. Смена министров и приход к руководству представителей разных партий обычно не ведет к кадровым перетряскам. Профессиональный состав остается неиз­менным, причем в аппарате МИД работают представители разных политических партий. Принадлежность к партии считается их лич­ным делом. Министром ИД ФРГ на сегодняшний день является Йошка Фишер.

При министре имеется т.н. «руководящий штаб»,включающий 5 отделов: бюро министра, отдел, ведающий вопросами парламен­та и кабинета министров, отдел по работе с общественностью, отдел печати и отдел связи. Кроме того, министру непосредствен­но подчинен штаб планирования, главная задача которого — разработка концептуальных вопросов внешней политики, а также Центр реагирования на кризисные ситуации.

В качестве заместителей министра действуют два статс-секретаря, являющиеся профессиональными дипломатами, чиновниками высшей категории В11. Распределение обязанностей между В качестве заместителей министра действуют два статс-секрет ря, являющиеся профессиональными дипломатами, чиновнику высшей категории В11. Распределение обязанностей между нимипериодически меняется. Как правило, один из статс-секретарей курирует все административные службы министерства, весь комплекс отношений с европейскими и североамериканскими госу­дарствами, включая деятельность региональных международных организаций, вопросы европейской интеграции, разоружения и контроля над вооружениями. Обычно этот статс-секретарь является как бы первым заместителем министра. Второй статс-секретарь ведает глобальными проблемами меж­дународных отношений, включая деятельность ООН, вопросами отношений в сфере экономики, культуры, международно-правовы­ми проблемами, отношениями с государствами, расположенными за пределами Европы и Северной Америки, а также протокольной службой.

Кроме того, в составе министерства имеются два государствен­ных министра. Это политические деятели, а не профессиональные дипломаты. Они меняются со сме­ной кабинета. Государственные министры представляют министра в контактах с парламентом, на заседаниях кабинета в случае его отсутствия, в межминистерских контактах, в сфере внешних сно­шений и на внутренних общественно-политических мероприятиях, когда министр в силу занятости не может в них участвовать.

В составе министерства имеются 10 департаментов и отдельная протокольная служба, которые подразделяются на отделы. Директора департаментов по существу осуществляют те же функции, что и заместители министра в МИД России.

Первый, т.н. Центральный департамент, имеет в своем составе 22 отдела. Его функции охватывают:

осуществление кадровой политики;

подготовку и переподготовку кадров;

формирование кадров ЦА и загранпредставительств;

организацию внутренней работы министерства (секретариа­ты, канцелярии);

финансово-бюджетные вопросы и административно-хозяй­ственную службу;

работу политического архива, библиотеки, центра докумен­тации, переводческой службы;

организацию дипломатической связи, шифровальной и дипкурьерской служб;

обеспечение безопасности;

организацию медицинского обслуживания и некоторые дру­гие вопросы.

На правах отдельного подразделения министерства действует служба инспекторов МИД, контролирующая организацию работы в загранучреждениях. Она состоит из 4 отделов. В последние годы функции этой службы заметно расширились.

Второй департамент — Политический. Его директор является Политическим директором министерства, третьим по значению профессиональным дипломатом в МИД после статс-секретарей. В составе департамента 11 отделов, а также группа по общей внеш­ней и оборонной политике ЕС, специальные уполномоченные по вопросам укрепления стабильности в Юго-Восточной Европе, по делам России, Кавказа и Центральной Азии, два посла по особым поручениям. Департамент ведает вопросами отношений с США и Канадой, общими вопросами оборонной политики и политики безопаснос­ти, всей проблематикой НАТО, включая евро-атлантическое парт­нерство, Совет Россия — НАТО, военно-политические вопросы ЕС и соответствующие вопросы в отношениях с государствами ЕС, проблематикой ОБСЕ, Совета Европы, отношениями с Рос­сией и государствами СНГ, с государствами Восточной Европы, Балтии и др.

Департамент 2 «А»,аппарат уполномоченного правительства ФРГ по вопросам разоружения и контроля над вооружениями, ве­дает в полном объеме всей проблематикой разоружения, включая проведение переговоров, разработку новых и осуществление дейст­вующих соглашений. Департамент состоит из 4 отделов.

Департамент «Е»— Европейский департамент. Состоит из 12 отделов. Ведает всей проблематикой западно-европейской ин­теграции и деятельностью Европейского Союза, включая отноше­ния ЕС с третьими странами, кроме военно-политических вопро­сов, а также отношениями со странами — членами ЕС. В составе департамента действуют два специальных уполномоченных — по вопросам расширения ЕС и по координации европейской полити­ки.

Департамент глобальных международных вопросов, ООН, прав человека и гуманитарной помощи.Состоит из 9 отделов и аппарата уполномоче






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.