Некоторые протокольные нормы приема иностранных дипломатов, делегаций, государственных деятелей Официальное открытие посольства, приезд и отъезд посла, прием иностранных делегаций всегда требуют соблюдения определенных протокольных формальностей. Например, открытие посольств сопровождается организацией торжественного подъема государственного флага над зданием, исполнением гимнов посольства и страны пребывания. На церемониях такого рода присутствуют представители МИДа и других официальных органов страны пребывания, журналисты.
Организация встреч иностранных дипломатов, делегаций также предполагает соблюдение определенного ритуала. В прошлом к послам относились с особым пиететом. Несмотря на национальные особенности церемониала в разных странах общим было стремление оказывать послу особые почести, ибо он " alter ego" — второе "я" государя. В настоящее время встреча посла происходит также при соблюдении норм протокола. В аэропорту (или на вокзале) вновь прибывшего посла встречают начальник Департамента государственного протокола МИДа (заведующий протокольным отделом), временный поверенный в делах, сотрудники посольства. В некоторых странах к ним присоединяются послы других государств. Временный поверенный поверенный в делах представляет посла начальнику Департамента государственного протокола, а также знакомит с сотрудниками посольства, другими послами. После знакомства и приветствий заведующий протокольным отделом МИДа приглашает посла в салон для почетных гостей аэропорта.
Официальная встреча не устраивается, если посол приезжает на автомобиле. В этом случае посольство сообщает в Департамент государственного протокола о прибытии посла и договаривается о его первом визите.
Более сложна процедура организации приема высоких иностранных делегаций. Общим правилом является следующее: ранг встречающего должен соответствовать рангу гостя. Если гость прибывает с супругой, то и встречающий также должен быть с супругой. К примеру, глашу государства в аэропорту встречает глава правительства (с супругой, если гость приезжает с супругой). На торжественную церемонию могут быть приглашены главы дипломатических представительств, старшие дипломаты посольства, граждане страны гостя. Выстраивается почетный караул Вооруженных сил, поднимаются государственные флаги страны гостя и принимающей, а также исполняются гимны обоих государств. Гость и сопровождающий представитель принимающей стороны обходят почетный караул. После принятия торжественного марша прибывший гость в сопровождении главы правительства направляется в резиденцию главы государства. Колонна машин сопровождается эскортом мотоциклов, а по пути следования могут быть вывешены флаги страны гостя. В некоторых государствах гостя приветствуют салютом из пушек, на африканском континенте в знак особого отношения устраивают экзотические танцы, в Индии — на гостя надевают венок из цветов и т.д.
Порядок представления членов делегации следующий. Первым представляется глава принимающей стороны. Он представляет также свою супругу. Вторым — глава делегации, который представляет и свою супругу. Затем глава принимающей стороны представляет сопровождающих лиц по рангам (вначале женщин, затем мужчин). То же делает и глава прибывшей делегации.
Во время представления обычно называют титулы и звания. Имя и фамилия высоких лиц, как правило, не называются. Например, к президенту обращаются "Господин Президент"; к его супруге "госпожа + фамилия"; к послу "Ваше Превосходительство"; к католическому кардиналу или папскому нунцию "Ваше святейшество". Во многих странах к должностным лицам можно также обращаться без упоминания фамилии (господин судья, господин доктор и т.д.). При обращении друг к другу по имени следует присоединять звание или должность (судья Мэрдок, доктор Клепски и т.д.).
Приветствия оч:ень разнообразны и имеют национальную специфику. В европейской практике приняты рукопожатия (между мужчинами — всегда, между женщинами — по желанию). Иногда мужчины ограничиваются легким поклоном и приподня- тием шляпы. В Японии приняты поклоны трех видов — от самого низкого до поклона в 15 градусов, в Новой Зеландии племена майори приветствуют друг друга, прикасаясь носами.
После представления и взаимных приветствий встречающие и гости рассаживаются по автомобилям, места в которых делятся на более и менее почетные. Наиболее почетным местом является место на заднем сидении справа по ходу автомобиля. Место слева занимает глава встречающей делегации. Переводчик сидит рядом с водителем. Машина подается таким образом, чтобы правая дверца была обращена к тротуару. Первым садится и выходит главный гость. Дверцу перед ним открывает и закрывает либо переводчик, либо шофер, либо кто-то из сопровождающих лиц встречающей делегации.
Порядок рассадки по старшинству показан на рис. 10.1. Порядок рассадки при прибытии гостя с супругой приведен на рис. 10.2. Если в автомобиль должен сесть еще один пассажир, то он занимает место между двумя главными пассажирами (рис. 10.1).
Рис. 10.1: 1 — глава иностранной Рис. 10.2: 1* — супруга главы делегации; 2 — глава встречающей иностранной делегации; 2* — делегации; 3 — переводчик супруга главы встречающей
делегации; 3* — переводчик
Рис. 10.3: 1 — глава иностранной делегации; 2 — глава встречающей делегации; 3 — еще один пассажир; 4 — переводчик
Порядок рассадки в многоместных машинах приведен на рис. 10.4.
Рис. 10.4.
По прибытии к гостинице члены встречающей делегации прощаются с гостями в вестибюле, предварительно договорившись об ответном визите.
Визит вежливости — это протокольный визит (15—20 минут), во время которого конкретные деловые вопросы не обсуждаются.
В комнате для приема гостей должны быть кресла, диван, журнальный столик. Почетным местом является диван. Принимающий располагается в кресле с левой стороны от дивана (гость должен оказаться по правую руку от хозяина). Если оба сидят на диване, хозяин также сидит слева от гостя. Не рекомендуется принимать гостей сидя за письменным столом или во главе стола, усаживать гостя напротив окон, выходящих на солнечную сторону, ибо это может быть расценено как проявление неуважения. Если гость прибыл с дамой, то ей должно быть предложено первое почетное место, на втором почетном месте (слева от хозяина) будет сидеть гость. Место переводчика определяется по ситуации. Гость занимает свое место после того, как сел хозяин.
Через 5—7 минут подают чай, кофе, фрукты, минеральную воду, конфеты. Спиртное не подается. Инициатива завершения визита принадлежит гостю, которого провожают до лифта или лестничной площадки.
Очень тщательно, вплоть до мелочей, разрабатываются про граммы пребывания глав государств, глав правительств, ми нистров иностранных дел. Кроме церемонии встречи она включает деловую часть (переговоры, встречи, беседы), приемы (завтраки, обеды и т.д.), культурную программу, поездки по стране и проводы.
В России, например, обязательной частью программы визитов на высшем уровне является возложение венков к могиле Неизвестного солдата. Этот ритуал состоит в следующем. Высокую делегацию (и гостей, и официальных лиц России) встречает военный комендант Москвы или другой военный представитель. Выстраиваются почетный караул и оркестр. Возглавляет процессию офицер почетного караула, немного позади следуют офицеры с венком и за ними — глава государства и сопровождающие его лица. После возложения венка глава государства подходит к нему и поправляет ленты. Минута молчания. Далее оркестр исполняет гимны двух стран, после чего почетный караул торжественным маршем проходит мимо памятника и участников церемонии.
Окончание миссии посла и его отъезд из страны также сопровождаются протокольными мероприятиями. Дата отъезда сообщается МИДу и дуайену дипломатического корпуса после получения агремана на его преемника. В некоторых странах принято наносить прощальные визиты ряду официальных лиц. По случаю истечения срока полномочий посол устраивает прощальный прием с приглашением официальных лиц страны пребывания и членов дипломатического корпуса.
В день отъезда в МИД направляется личная или вербальная нота с сообщением об отъезде и назначении временного поверенного в делах. В проводах участвуют заведующий протокольным отделом МИДа, сотрудники посольства, иногда — послы других государств. Об этом событии публикуется краткое сообщение в прессе.
В случае отъезда посла на автомашине руководитель протокольной службы может зайти в резиденцию посла попрощаться.
8.4. Виды дипломатических приемов
Дипломатические приемы являются одной из самых распространенных и общепринятых форм внешнеполитической деятельности официальных представителей государства. Значение приемов состоит в том, что они способствуют установлению, поддержанию и развитию контактов между внешнеполитическими ведомствами государств, обмену информацией между их представителями, укреплению дружественных отношений между странами и т.д. Поводы, по которым устраиваются приемы, могут быть самыми разными: по случаю национального праздника, юбилейных дат, прибытия высокого гостя, официальной правительственной делегации, годовщины со дня подписания важных государственных документов, открытия выставки, фестиваля, а также в порядке повседневной дипломатической практики. Несмотря на то, что их проведение в разных странах имеет свою специфику, общим являются гостеприимство, добросердечность как неотъемлемые атрибуты чести и достоинства государства.
Дипломатические приемы делятся на дневные и вечерние, с рассадкой и без рассадки.
К дневным относятся приемы типа "бокал шампанского", "бокал вина", завтраки; к вечерним — "коктейль", "а ля фуршет", обед, ужин, обед-буфет, "чай", "жур фикс".
Наиболее простыми в смысле организации являются приемы типа "бокал шампанского" и "бокал вина", которые проводятся без рассадки. Они начинаются, как правило, в 12 часов и продолжаются около часа. Приемы такого типа проводятся по случаю национального праздника, вручения послом верительных грамот, отъезда посла, открытия выставки или фестиваля и т.д. Во время приема кроме шампанского предлагаются другие вина, соки, минеральная вода. В качестве закуски подаются канапе (маленькие бутерброды), орешки и т.д. Названием "бокал шампанского" подчеркивается особая торжественность приема.
Завтрак устраивается между 12 и 15 часами (как правило, в 12.30 или 13.00 часов) и продолжается обычно около часа за столом и около 30 минут — за кофе. Этот вид приемов предполагает рассадку и проводится по случаю приезда и отъезда посла, юбилейных дат, в честь приезда высокого гостя. Меню традиционно включает одну-две холодные закуски, одно рыбное дли мясное блюдо и десерт. Из спиртного во время сбора гостей подается аперитив, за столом к холодным закускам — водка или настойки (охлажденные),к рыбе — белое охлажденное вино, к мясу — красное вино комнатной температуры, к десерту — охлажденное шампанское, к чаю, кофе — ликер, коньяк.
На дневные приемы приходят в повседневной одежде, за исключением случаев, когда форма одежды указана в приглашении.
Вечерние приемы считаются более торжественными, нежели дневные. Приемы типа "коктейль" и "а ля фуршет" проводятся без рассадки. На них можно пригласить от 20 до нескольких сот человек. Начало и окончание приема оговариваются в приглашении (17.00—19.00; 18.00—20.00). Гости могут приходить и уходить в любой час указанного времени. Оптимальным считается пребывание на приеме до полутора часов. Проявлением особого уважения к хозяевам считается приход и уход в указанное в приглашении время. Формальное отличие этих приемов заключается в том, что на "коктейле" напитков больше, чем закусок, холодные закуски разносят официанты. На столе, который иногда накрывается, нет ни тарелок, ни вилок, есть только деревянные или пластмассовые палочки для одноразового использования.
На фуршетных (фр. а ля фуршет — с вилкой) приемах гости обслуживают себя сами. Предполагается подача закусок, которые можно брать только вилкой, и отсутствуют закуски, которые требуют применения ножа. Столы, сервируются холодными закусками (располагают на середине стола), рюмками и бокалами для алкогольных и прохладительных напитков (ставят рядами или треугольниками с соответствующей бутылкой в середине), тарелками (ставят одна на другую на концах стола). После холодных закусок подается горячее. Спиртное то же, что и на завтраке. В тех случаях, когда приему хотят придать особую торжественность, к концу подаются шампанское, мороженое, кофе, иногда организуется небольшой концерт или демонстрация фильма.
Наиболее почетный вид приема — обед. Начинается между 19 и 21 часами. Меню составляется с учетом национальных традиций и включает две-три холодные закуски, первое, горячее рыбное, горячее мясное блюдо и десерт. Перед обедом, когда собираются гости, предлагаются аперитивы, спиртные напитки, аналогичные подаваемым на завтраке. Ужин отличается от обеда лишь временем начала (21.00 и позднее).
Эти приемы проводятся с рассадкой, нередко предполагают специальную одежду (указывается в приглашении) — фрак или смокинг для мужчин и вечернее платье для женщин.
На особо торжественных приемах иногда устраивают два приема подряд — сразу же после обеда проводится прием типа "коктейль" или "а ля фуршет". Продолжительность этих приемов: час — за столом и час-два — в гостиных для беседы, где подаются чай, кофе (иногда чай и кофе подаются за столом).
Обед-буфет ("шведский стол") предполагает свободную рассадку по 4—6 человек. Столы с закусками ставятся отдельно, имеются буфеты с напитками. Гости подходят к столу, наполняют тарелку и садятся за один из столов по собственному усмотрению. Этот прием менее официален, чем обед.
Для женщин — супруг официальных лиц — устраивается вечерний прием "чай" (между 16 и 18 часами). Он организуется супругой министра иностранных дел или посла для супруг послов и других официальных лиц, а также при нанесении прощальных визитов супругами глав дипломатических представительств. Для приглашенных накрываются один или несколько столов (с учетом их количества), подаются конфеты, печенье, фрукты, напитки, пирожные, канапе.
В дипломатической практике иногда встречаются и приемы типа "жур фикс". Суть его заключается в том, что супруга министра иностранных дел или супруга посла рассылает приглашения, действительные на весь сезон. Прием проводится в определенный день и час каждой недели ("среды", "пятницы" и т.д., в зависимости от дня недели). По форме и по содержанию он не отличается от "чая".
Иногда дипломатические приемы приобретают характер литературных, музыкальных, танцевальных вечеров, спортивных мероприятий. В Канаде, например, устраивается прием по случаю "музыкального выезда на лошадях".
Подготовка приема
Каждый прием требует тщательной подготовки, которая включает: определение вида приема, места и даты проведения, составление списка приглашенных, плана рассадки, меню, оформление и рассылку приглашений.
Выбор вида приема зависит от цели, которую преследуют устроители. Например, при необходимости создания благоприятных условий для общения как можно большему числу участников, обмена информацией целесообразно проведение приемов, не предполагающих рассадки. Если прием устраивается по случаю приезда высокого зарубежного гостя, устраивается наиболее почетный вид приема — обед, а затем "коктейль" или "фуршет".
Наиболее предпочтительным местом проведения приема является резиденция посла либо здание посольства. В этом плане белорусские представительства за рубежом сегодня сталкиваются с большими проблемами, ибо, как правило, не имеют необходимой материальной базы. Если все же представляется такая возможность, то на супругу посла возлагается ответственность по подготовке помещений, сервировке стола, инструктажу официантов. Если прием устраивается вне посольства, то выбирается ресторан с хорошей кухней и обслуживанием. В этом случае в арендованном помещении вывешиваются национальные флаги.
При определении даты приема должны быть учтены следующие обстоятельства: приемы не проводятся в праздничные и нерабочие дни, в дни национального траура, в мусульманских странах — в дни религиозного праздника рамадан.
При составлении списка приглашенных обращается внимание на необходимость деловых контактов, на соблюдение дипломатической иерархии. Число приглашенных необходимо соотносить с располагаемой площадью помещений во избежание тесноты. К примеру, на прием в честь министра иностранных дел приглашаются также сопровождающие его лица, посол страны гостя, старшие сотрудники дипломатического представительства. Принимающая сторона должна быть представлена министром иностранных дел, другими официальными лицами, участвующими в переговорах или осуществляющими сотрудничество со страной гостя. Если гость прибыл с супругой, то в приеме участвуют и супруги официальных лиц принимающей стороны.
Большое внимание уделяется сервировке стола: посуду используют только самого высокого качества. Букеты цветов иногда составляют таким образом, чтобы они соответствовали цветам национального флага гостя.
При составлении меню учитываются национальные, религиозные традиции, а также вкусы гостей (например, кто- то является вегетарианцем, кто-то по религиозным соображениям не употребляет свинину). В период запрета на охоту не подается дичь. Вот как описывает болгарский дипломат Б.Нонев меню на одном из приемов: "Две огромные рыбины из тех, которые на Средиземном море называют "Jly", простирались на всю длину на серебряных подносах. Они были в меру декорированы майонезом, морковью и луком, нафаршированы ароматными травами, запах которых передался печеному мясу. Потом мы ели превосходного ягненка с кус-кусом, мороженое "аляска" и фрукты.
Приведем также меню обеда в Кремле в Грановитой палате в Москве, который был дан в честь Ее Величества Елизаветы II, Королевы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и его Королевского Высочества Принца Филиппа, Герцога Эдинбургского:
икра зернистая
кулебяка слоеная с рыбой
судак, фаршированный шампиньонами
ростбиф из вырезки, фаршированный паштетом
суп-крем из спаржи
лосось в шампанском
котлеты де-воляй из цыпленка с фруктами
парфе малиновое
пирожные ассорти
фрукты
кофе, чай.
Приглашенияоформляются на специальных бланках. Фамилия приглашенного, его должность, вид приема, день, час и место проведения могут быть отпечатаны на машинке или вписаны от руки. Пригласительный билет может выглядеть следующим образом:
По случаю 21-й годовщины Независимости Республики Казахстан Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан
в Республике Беларусь Ергали Булегенов и супруга Шарипа Курбаншаевна имеют честь пригласить
г-жу Пакуш Ларису Владимировну
на торжественный прием, который состоится в четверг
13 декабря 2012 года в 18.00
во Дворце Республики, по адресу: г.Минск, Октябрьская площадь, 1
Просим при себе иметь приглашение. Просьба подтвердить участие
по тел.: 288-10-26
Прием с рассадкой предполагает обязательный ответ приглашенного. В этом случае в правом нижнем углу бланка приглашения ставят буквы RSVP (фр. — просьба ответить). Письменный ответ составляется в третьем лице и может выглядеть следующим образом:
положительный
"Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь и Т.А.Иванова имеют честь подтвердить получение любезного приглашения господина Министра и госпожи JI. на обед (ужин) в среду, 7 июля, в восемь часов вечера, которое они с удовольствием принимают";
отрицательный
"Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь и Т.А.Иванова в связи с отъездом в ближайшие дни в отпуск к сожалению не смогут принять любезное приглашение господина Министра и его супруги на завтрак во вторник, 6 июля с.г.".
В случае приглашения почетного гостя (президента, премьер-министра, министра иностранных дел) посол предварительно договаривается устно. После получения согласия направляется приглашение, в котором буквы RSVP зачеркивают и вместо них пишут p.m. (фр. — для памяти).
Если предполагается парадная форма одежды, то в левом нижнем углу на приглашении пишут White tie (белый галстук, что означает — фрак) или Black tie(черный галстук, т.е. смокинг). Дамы в таких случаях должны быть в вечерних туалетах.
При составлении плана рассадки необходимо соблюдать следующие правила. На самых почетных местах должны сидеть самые почетные гости. На приемах с участием женщин самым почетным местом считается место справа от хозяйки, на мужском приеме — справа от хозяина (иногда — напротив хозяина). По мере удаления от хозяина и хозяйки места считаются менее почетными. На смешанных приемах женщин не сажают рядом или в торцы стола. Не сажают рядом также супругов и иностранцев из одной страны. Наиболее удаленные от хозяев места за столом занимают мужчины — сотрудники посольства принимающей стороны.
Для того чтобы облегчить составление плана рассадки, общий список приглашенных следует разбить на две части:
Иностранные гости Гости с принимающей стороны
Министр иностранных дел Посол (хозяин)
Украины
Супруга министра Супруга посла (хозяйка)
Посол Украины Советник-посланник
Супруга посла Супруга советника-посланника
Заместитель министра Советник посольства
Супруга заместителя министра Первый секретарь
Помощник министра Второй секретарь
Супруга помощника министра Атташе
Вариант рассадки в этом случае может быть следующим:
Вход
Атташе
|
|
| Второй секретарь
| Помощник министра
|
|
| Супруга помощника министра
| Супруга заместителя министра
|
|
| Советник-посланник
| Посол Украины
|
|
| Супруга министра
иностранных дел Украины
| Хозяйка
| -
| -
| Хозяин
| Министр иностранных дел Украины
|
|
| Супруга посла Украины
| Супруга советника-посланника
|
|
| Заместитель министра
| Советник посольства
|
|
| Первый секретарь
| Наиболее распостраненными являются следующие схемы рассадки:
1. Присутствуют только мужчины — хозяин предлагает главному гостю место за столом напротив себя
Вход
Главный
10 6 2 гость 4 8 12
11 7 3 Хозяин 1 5 9
2. Прием с женщинами — хозяин и хозяйка занимают места в торце стола
3 7 11 14 10 6 2
1 5 9 13 12 8 4
Такой вариант рассадки часто используется в тех случаях, когда на приеме присутствуют послы, временные поверенные в делах с супругами, хозяин и хозяйка занимают самые "непочетные" торцовые места.
Места за столом обозначаются кувертными карточками, которые кладут либо рядом с прибором, либо на самый высокий бокал.
Тщательная разработка плана-схемы приема содействует успеху его проведения.
8.6. Проведение приема и основные элементы дипломатического этикета
Устроители приема в случае наплыва большого количества гостей должны побеспокоиться об обеспечении стоянки и охраны автомобилей.
Хозяин и хозяйка встречают гостей в определенном месте, а провожает в залы их один из сотрудников посольства. Приезд главного гостя означает начало приема.
Тосты на приемах произносятся не всегда, а если произносятся, то лишь спустя 15—20 минут после его начала или после десерта. В России, Беларуси и некоторых других странах допускается произнесение тоста и в начале приема (завтрак, обед, ужин). На приемах по случаю приезда высокого гостя предусматривается обмен речами.Текст речи почетного гостя заранее переводится на язык страны пребывания, а ответная речь — на язык страны гостя, и необходимость устного перевода отпадает. Во время произнесения тостов, речей нельзя разговаривать, наливать вина, есть.
Дипломатический этикет на приеме имеет свою специфику, отступление от протокольных норм недопустимо, ибо по поведению дипломата судят о стране в целом.
Общим правилом для сотрудников дипломатических представительств является уважительное отношение к традициям, обычаям, культуре страны пребывания. Следующая заповедь — точность. Опоздания на приемы недопустимы, особенно если речь идет о приеме с рассадкой. Если все же дипломат опоздал, то рекомендуется, не привлекая внимания, подойти к хозяевам, извиниться и, не вдаваясь в подробности, объяснить причину опоздания.
Первыми на прием приходят младшие сотрудники, затем старшие и завершает приход гостей посол. Приступать к трапезе можно лишь после прихода главного гостя. Уход осуществляется в обратном порядке. Непродолжительное пребывание на приеме (например, 15—20 минут) может быть расценено как недружественный акт. На приемы с рассадкой гости съезжаются в течение 3—5 минут и после небольшой паузы, отведенной на приветствия друг друга, находят свои места и рассаживаются. Первой за стол садится хозяйка, она же первой начинает есть. Поэтому, если имеются какие-либо затруднения в том, как есть незнакомое блюдо, стоит обратить внимание, как это делают хозяйка или соседи.
Здороваться и прощаться за руку нужно только с хозяевами, остальным можно лишь поклониться.
Важный элемент этикета — внешний вид гостя. На дневные приемы приходят в повседневной одежде, главным требованием к которой является опрятность и аккуратность. Для мужчин летом и в дневное время более предпочтительны светлые тона, зимой и вечером — более темные. На приемы, устраиваемые по случаю национального праздника или в честь (или от имени) главы государства, главы правительства или министра иностранных дел по официальному поводу, а также на приемы, которые начинаются в 20.00 и позднее, следует надевать либо черный, либо, в крайнем случае, костюм темного цвета (темно-синего, темно-серого, темно-коричневого). К строгому костюму рекомендуется обувь черного или темно-коричневого цвета, к смокингу или фраку — лакированные ботинки. Цвет носков должен соответствовать цвету костюма. Рубашка — белая с галстуком не очень ярких тонов. Не рекомендуется надевать цветных, трикотажных рубашек, черных галстуков. Черный галстук надевается только в знак траура. Цвет шляпы зависит от времени года: светлые тона — весной и летом, темные (не обязательно черные) — осенью и зимой. Предпочтительнее шляпа из фетра, а не из велюра.
Основные требования к женской одежде — соответствие цветовой гаммы, фасона особенностям фигуры, умеренность в использовании украшений. Ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней на дневные приемы надевать не рекомендуется.
На приемы, начинающиеся до 20.00, обычно надевают платье (из шерсти, шелка, крепа) средней длины, платье-кос- тюм или костюм. Рекомендуется надевать небольшую шляпку из фетра, перьев, бархата, туфли — на любом удобном каблуке. Более нарядная одежда допустима на приемах по случаю национального праздника.
На вечерние приемы, начинающиеся в 20.00 и позднее, надевают вечерние туалеты из шелка, тафты, крепа, муара и других тканей, длинные или полудлинные декольтированные платья. Шляпка отсутствует. Туфли — из замши, парчи, кожи золотого или серебряного цвета на высоком каблуке. Сумочка небольшая — из бисера, парчи и т.д. К вечернему платью можно надевать шелковые кружевные перчатки. Чем короче рукав платья, тем длиннее перчатки, и наоборот.
Гости расходятся постепенно, таким образом, чтобы по времен окончания приема, обозначенному в приглашении, с хозяином хозяйкой прощались последние из присутствующих.
Задерживаться на приемах не рекомендуется, так как это може быть обременительно для хозяев.
На приемы, проводимые без рассадки за столом, можно придти и уйти в любой час в пределах указанного в приглашении времени. Приходить к началу приема необязательно, так же как необязательно находиться на приеме до его конца. Однако считается, что приход на такой прием в назначенное время и уход с приема в конце его является выражением особо дружественного и уважительного гостя к хозяину приема. И наоборот, достаточно пробыть на приеме 15-20 минут и, попрощавшись с хозяином, уйти, чтобы подчеркнуть холодность или натянутость отношений с устроителем приема.
При приезде на прием и уходе с него не обязательно пожимать руку каждому из присутствующих. Здороваться или прощаться за руку следует с хозяином и хозяйкой, остальном можно лишь поклониться.
Контрольные вопросы
1. Что такое «дипломатический протокол»?
2. Что такое «международная вежливость»?
3. Дипломатические приемы и их виды.
4. Визиты на высшем уровне. Категории и формат визитов.
5. Основные элементы подготовки визита на высшем уровне.
6. Программа визита, структура и ее основные параметры.
7. Департамент Государственного протокола: структура, основные задачи и функции.
|