Дипломатических представительств Развитие института постоянных дипломатических представительств настойчиво требовало установления общепринятых правил, норм, которые определяли бы статус и регламентировали деятельность дипломатов. Отсутствие их приводило к столкновению и конфликтам между дипломатами, поскольку каждый дипломат, представлявший своего государя, претендовал на исключительность, особое к себе отношение при дворе государства, в котором он был аккредитован. Возникающие споры и конфликты часто решались с помощью дуэлей и драк.
Вопрос регламентации деятельности дипломатических представителей был решен на Венском конгрессе 1814–1815 гг., который собрался после разгрома наполеоновской империи. В числе других был принят документ, известный как "Венский регламент 1815 г.". В соответствии с этим документом устанавливалось деление дипломатических представителей на классы послов и папских легатов (нунциев), посланников (интернунциев) и поверенных в делах. Позднее, на Аахенском конгрессе 1818 г. был принят протокол, которым дополнительно вводился класс министра-резидента, предшествовавший поверенному в делах. Но с течением времени этот класс перестал выделяться.
Венский регламент, принятый представителями России, Австрии, Англии, Испании, Португалии, Пруссии, Франции и Швеции, а также Аахенский протокол, принятый лишь представителями России, Австрии, Англии, Пруссии и Франции, вошли в международную дипломатическую практику.
В XX в. на политической карте мира появились новые государства, изменились формы и методы дипломатической деятельности. Все это требовало выработки такого международного соглашения, которое определяло бы и регулировало все стороны дипломатических отношений между государствами. Этим документом стала Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., участником которой был и Советский Союз.
Венская конвенция определила функции дипломатических представительств, порядок их аккредитования, перечень предоставляемых им дипломатических иммунитетов и привилегий. Согласно Венской конвенции (ст.З), функции дипломатических представительств состоят в следующем:
(a)представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;
(b)защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых меж дународным правом;
(c)ведение переговоров с правительством государства пре бывания;
(d)выяснение всеми законными средствами условий и собы тий в государстве пребывания и сообщение о них правительс тву аккредитующего государства;
е) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.
Практика дипломатических отношений выработала определенный порядок назначения глав дипломатических представи-тельств, который был закреплен Венской конвенцией. В соответствии с положениями этого документа послы и посланники в качестве глав представительств аккредитуются при главах государств пребывания, а поверенные в делах (постоянные) в том же качестве аккредитуется при министрах иностранных дел.
Перед назначением главы представительства аккредитующее государство запрашивает у государства пребывания агреман (согласие) на кандидатуру, намеченную на этот пост. При этом сообщаются краткие биографические данные нового главы диппредставительства: имя, год рождения, образование, семейное положение, общие сведения о служебной карьере. Запрос агремана при смене глав представительств делается обычно в беседе с министром иностранных дел страны пребывания или лицом, его представляющим, отъезжающим главой представительства или временным поверенным в делах этого представительства. Иногда запрос агремана оформляется путем направления вербальной ноты. Ответ на запрос агремана дается обычно в течение месяца. Затягивание сроков ответа может быть расценено как отказ в агремане. В случае отказа в агремане государство аккредитования не обязано объяснять его причины, хотя в дипломатической практике имели место случаи сообщения мотивов отказа.
Если глава представительства аккредитуется впервые, т.е. вслед за достигнутой договоренностью об установлении дипломатических отношений, то запрос агремана может быть сделан в третьей стране через представителя страны аккредитования.
Положительный ответ на запрос агремана свидетельствует о том, что лицо, назначаемое на пост главы представительства, является для страны назначения "персоной грата" (желательным лицом). В случае отказа в агремане предлагаемый кандидат считается "персоной нон грата" (нежелательным лицом).
После получения агремана производится назначение главы дипломатического представительства государственным актом аккредитующего государства, о чем сообщается в печати.
При отъезде к месту назначения глава дипломатического представительства – посол или посланник (но не постоянный поверенный в делах) – получает на руки верительные грамоты, подписанные главой аккредитующего государства.
Название "верительные грамоты" в русском значении происходит от слова "верить". Примерно то же значение или близкое к нему имеет этот документ и на других языках. Так, по-английски верительные грамоты обозначаются словом credentials, что переводится также "мандат", "удостоверение личности". Это слово происходит от другого английского слова credence, т.е. вера, доверие. В самом тексте документа имеется поэтому фраза, содержащая просьбу "верить всему тому", что будет говорить посол от имени главы государства и правительства своей страны .
Поверенный в делах (постоянный) как глава дипломатического представительства получает соответствующие полномочия от своего министра иностранных дел, адресованные министру иностранных дел страны назначения.
Глава миссии вручает верительные грамоты главе государства в доказательство своей подлинности и уполномоченное™ вести переговоры от имени своего государства. Иначе верительные грамоты называются «рекомендательные письма» и составляются в несколько витиеватом стиле, например:
Для послов
В случае смерти или прекращения правления главы государства, который является сувереном, верительные грамоты всех глав миссий, аккредитованных для переговоров с сувереном, становятся недействительными; так же теряют силу и верительные грамоты, выданные сувереном, и в обоих случаях подлежат перевручению. Однако это требование неприменимо в случае смерти президента или прекращения его срока правления и уже не действует в королевствах Дании, Швеции и Нидерландов.
Моментом принятия полномочий главой миссии посольского ранга в стране, в которой он аккредитован, является вручение им своих верительных грамот главе государства. В нескольких государствах (в частности в Великобритании) датой принятия послом своих функций считается дата уведомления им соответствующего министерства (обычно министерства иностранных дел) о своем прибытии и представления рабочей копии верительной грамоты (copie d'usage). Церемонии официального приема глав миссий проводятся в порядке их прибытия для принятия своих функций.
После процедуры вручения вступительных грамот посол считается «вступившим в должность», о чем он, как правило, информирует своих коллег личной нотой.
Глава миссии, за исключением особых случаев, имеет гражданство того государства, которое он представляет, но это требование не обязательно применимо к его супруге (-гу). Во многих дипломатических службах должностные лица могут получать особое разрешение на брак с иностранными гражданами при условии, что обстоятельства и гражданство супруга(-ги) ни в коем случае не представляют угрозы и не препятствуют карьере должностного лица. В арабских странах, согласно общему правилу, дипломаты не могут вступать в брак с иностранными гражданами, хотя в некоторых случаях глава государства может дать официальное разрешение на брак с другими представителями арабского происхождения.
Члены дипломатического состава миссии, в принципе, должны быть гражданами государства, которому они служат, но в исключительных случаях они могут быть гражданами того государства, в котором расположена миссия. В таких случаях необходимо получить особое согласие принимающей стороны, которое может быть отозвано в любое время. Такие дипломаты пользуются только ограниченными привилегиями и неприкосновен-ностью.
Глава миссии может получить аккредитацию (а члены дипломатического состава миссии — назначение) в нескольких странах, если ни одна из этих стран не имеет возражений. При наличии данных условий поверенные в делах ad interim или, в некоторых случаях, члены дипломатического состава низшего ранга могут назначаться в дипломатические миссии в тех столицах, где глава миссии не имеет своего постоянного представительства.
Международные организации: аккредитация главы миссии
Глава миссии (или любой член дипломатического состава его миссии) может выступать представителем своего государства в любой международной организации, и в этом случае необязательно информировать государство, в кбтором он аккредитован, и оно не вправе высказывать какое-либо возражение.
Дипломатическая миссия располагается в столице государства. Дополнительные офисы, образующие часть миссии, могут располагаться в других регионах страны в случае получения особого разрешения государства. В некоторых странах, например в Нидерландах, дипломатическая столица (Гаага) не совпадает со столицей государства (Амстердам).
Размер дипломатических миссий может быть взаимно согласован. В противном случае государство может потребовать соблюдения разумных ограничений на количество членов миссии, учитывая обстоятельства и ситуацию в принимающем государстве и потребности миссии. В рамках таких ограничений и при соблюдении принципа репрезентативности своих граждан государство имеет право назначать сотрудников любой дипломатической миссии по собственному желанию. Что касается военных, морских и военно-воздушных атташе, Министерство иностранных дел может конфиденциально потребовать, чтобы их имена были предварительно сообщены для получения одобрения, прежде чем будет произведено какое-либо назначение на пост. Государство также может отказать в принятии официальных лиц отдельных категорий при условии, что ограничение будет применяться ко всем дипломатическим миссиям в государстве без исключения.
Два государства и более могут в исключительных обстоятельствах аккредитовать одно и то же лицо в качестве главы миссии в другом государстве при отсутствии возражений со стороны принимающего государства.
Объявление персоны «нон грата» или «нежелательной»
Любое государство имеет право объявить главу миссии или члена его дипломатического состава нежелательной персоной (персоной нон грата) и информировать об этом его правительство. В этом случае функции дипломата потеряют силу и он будет отозван (если он не является гражданином или постоянным резидентом государства, в котором несет службу). Если его правительство не предпринимает такого шага, принимающее государство может отказать ему в признании его членом миссии. Объявление персоны нон фата может быть сделано либо до, либо после прибытия дипломата, и изложения причины тому не требуется.
Таким же образом нежелательной персоной может быть объявлен сотрудник административного и технического персонала.
Существуют два принципиальных основания для объявления дипломата персоной нон грата: причины, которые вызваны личными недостатками и приводят к криминальному или антисоциальному поведению, и преднамеренные действия, угрожающие безопасности или другим интересам государства и совершаемые под прикрытием дипломатической неприкосновенности. Кроме того, возможным предлогом для объявления такого статуса является месть другому государству за объявление одного из его собственных дипломатов персоной нон грата. И хотя такая практика противоречит духу международных отношений, она, к сожалению, применяется нередко.
Обязательства, которые берет на себя принимающая сторона
Подразумевается, что, дав согласие на размещение постоянной дипломатической миссии, государство принимает на себя некоторые обязательства: оно должно предоставить такие условия и неприкосновенность, которые обеспечат удовлетворительное функционирование миссии. Оно также должно наделить сотрудников миссии личным привилегиями и неприкосновенностью, необходимыми им для выполнения своих функций без опасений и препятствий. Эти обязательства изложены в главе 5 «Дипломатические привилегии и иммунитеты».
Отсутствие полной дипломатическом миссии. Обострение дипломатических отношений
Ни одно государство не содержит дипломатической миссии в каждой столице мира, большинству из них приходится выбирать и устанавливать баланс между своими национальными интересами и необходимыми затратами. Проблема отсутствия полного дипломатического представительства в определенном государстве может быть решена одним из четырех способов:
– просьбой к правительству, которое представлено постоянной миссией в таком государстве, действовать и от его лица, на что правительство может согласиться при получении одобрения принимающего государства. При таких условиях глава постоянной миссии обычно сводит свою деятельность к передаче сообщений между двумя заинтересованными правительствами и консульским вопросам, и если бы возник конфликт между интересами его собственного и иностранного правительства, от чьего имени он действовал, превалировали бы интересы его собственного государства;
– аккредитованием одного из глав миссий в другом государстве в качестве нерезидента или «приглашенного» главы миссии в соответствующем государстве;
– размещением дипломатической миссии, возглавляемой аккредитованным иностранным главой миссии, имеющим стасус поверенного в делах ad interim. На практике из-за сложности, с которой сталкивается несколько государств в подборе адекватного дипломатического состава для заполнения вакансий, принимающая сторона обычно соглашается, чтобы такую миссию возглавлял дипломат более низкого ранга;
– аккредитацией очень высокого официального лица (например, постоянного секретаря Министерства иностранных дел) в качестве нерезидента или «приглашенного» главы миссии в нескольких государствах при сохранении места жительства в столице собственного государства.
В некоторых случаях дипломатические миссии могут быть отозваны в результате обоюдного согласия между заинтересованными государствами, например, на основании того, что изменившиеся обстоятельства привели к отсутствию необходимости в существовании миссий или их неэкономичности. Отзыв миссии может также рассматриваться как преднамеренный шаг внешней политики, и во времена прямолинейной «дипломатии канонерок» отзыв миссии с последующим разрывом дипломатических отношений был логической прелюдией к войне. На практике лишь угрозы таких действий крупной державы было обычно достаточно, чтобы убедить меньшую державу в том, что пора пересмотреть ее внешнюю политику. Сегодня этот маневр иногда применяется скорее не как угроза, а как протест, но при этом его эффект ограничен и обычно не соразмерен с неудобством, которое он создает всем вовлеченным сторонам.
Даже когда миссия отозвана и дипломатические отношения формально прерваны, контакты редко прекращаются: государства мира становятся все в большей степени взаимозависимыми, и дипломатические отношения часто продолжаются на другом уровне, чем ранее, но (при условии, что у принимающей стороны нет возражений) через посредников или «надежные ведомства» государства, которое представлено постоянной миссией в этой стране. В некоторых случаях страну покидает только глава миссии, обычно «для консультаций», и возвращается в течение короткого промежутка времени. При более серьезных обстоятельствах глава миссии и большинство состава покидают страну, оставляя вместо себя «отдел интересов» как часть миссии защитного характера, которая следит за соблюдением интересов своего государства. Члены «отдела защиты интересов» сохраняют за собой личные дипломатические привилегии и неприкосновенность, ведут переговоры со своим правительством на привилегированной основе от лица своего отдела и продолжают функционировать в обычном режиме, за исключением того, что они не могут вывешивать свой национальный флаг или изображать национальный герб на своих официальных помещениях. Если они вывешивают флаг или герб, то только тот, который принадлежит «отделу интересов».
Идея представительства является важнейшим элементом дипломатии. Посол представляет правительство своей страны перед правительством выступать от имени своего правительства. Он наделен необходимыми полномочиями выступипать от имени своего правительства. В его компетенцию входит как получение, так и отправление корреспонденции, которой обмениваются между собой оба правительства. Он постоянный посредник в отношениях между обоими государствами. Он считается официальным источником информации о своей стране. Идея представительства приобрела очень большое значение во времена абсолютных монархий. Послы считались личными представителями своих монархов, и, исходя из этой концепции, возникли особые иммунитеты для глав дипломатических представительств. С общим развитием парламентских режимов монархи лишились всех политических прерогатив и был положен конец такой ситуации. Но в некоторых государствах, в которых глава исполнительной власти является сильной и влиятельной личностью, такую практику еще можно встретить. В глазах народа страны пребывания дипломаты обычно олицетворяют государство, которое они представляют. Поэтому поведение посла и членов его представительства как в общественной, так и в личной жизни должно быть безупречным. Моральные качества дипломатических представителей должны являться главным критерием при их отборе и назначении. Государству назначаю- щее своим представителем человека, который не заслуживает уважения, не уважает и себя.
Каждое правительство должно обеспечить своих официальных представителей за границей необходимыми средствами, чтобы создать наилучшее впечатление о своей стране, и предоставить им возможность вести образ жизни, который соответствовал бы этому требованию. Послы должны иметь возможность быть щедрыми и гостеприимными хозяевами, когда этого требуют обстоятельства. Устраивать приемы в нужный момент так же важно, как устраивать их часто. Для дипломатов не представляет трудности встречаться с руководящими деятелями страны пребывания и иностранными коллегами, но они должны также вступать в контакты и стараться поддерживать их с неофициальными лишми, играющими важную роль или пользующимися влиянием как в соответствующих кругах столицы, так и за се пределами, даже если речь идет о людях скрытных и необщительных. Для посла и его сотрудников важно поощрять и поддерживать контакты с нижестоящими представителями правительственных и общественных кругов, в равной степени как и с высокопоставленными. Это требует опыта и такта. Их личные контакты всегда будут полезны для расширения дружественных и взаимовыгодных отношений между обоими правительствами, за что посол несет личную ответственность. Но они не должны ловить рыбу в мутной поле и искать святей срепи авантюристических элементом политических и общественных крути.
Другим необходимым элементом деятельности посла является информация. Обмен дипломатическими представительствами указывает на желание государств поддерживать мирные отношения на основе норм международного права и в рамках того международного сообщества, частью которого они являются. Посол должен разъяснить обшую политику своего правительства, добиваться ее понимания и, если возможно, поддержки правительством, при котором он аккредитован. Для того чтобы правительство могло сформулировать свое мнение, он должен также информировать его об обстановке в стране пребывания, особенно в отношении планов правительства, а также о развитии событий в соседних странах, если они имеют прямое отношение к стране пребывания, дать свою оценку и сделать выводы. Получение информации предполагает использование всех легальных средств, таких, как пресса, беседы с коллегами, с сотрудниками министерства иностранных дел и с влиятельными людьми, с которыми посольство поддерживает постоянные или эпизодические контакты, или путем наблюдений, сделанных в ходе визитов посла и сотрудников представительства. За исключением тех случаев, когда это касается национальной безопасности, правительство страны пребывания не должно препятствовать свободному общению дипломатов и приему ими посетителей. В некоторых странах с полицейским режимом это правило не всегда соблюдается, и в таких случаях дипломатический представитель или консул должны уметь оценивать и использовать так называемое "молчаливое наблюдение". Не общаясь с людьми непосредственно, он получит больше информации во время своих поездок по стране, чем из бесед с подозрительными или запуганными людьми. Все сотрудники посольства должны проводить эту работу совместно. Дипломатам запрещается, учитывая общие правила оказываемого им гостеприимства, дипломатического иммунитета и привилегии, которыми они пользуются, выступать против местного правительства, критиковать его в оскорбительной форме или наносить ущерб интересам принимающего их государства.
Дипломатические агенты и консулы в силу традиционно сложившегося характера выполняемых ими обязанностей не являются разведчиками. Любая деятельность, направленная на то, чтобы оказать влияние на внутреннюю политику страны пребывания недозволенными средствами, такими, как получение секретной информации, может рассматриваться как грубое нарушение ими своих обязанностей. Правительство страны пребывания вправе требовать отзыва дипломатов, поступающих таким образом. Длинный список стран, к дипломатам которых применялись подобные меры, свидетельствует о том, что правила поведения дипломатов в отношении страны пребывания соблюдаются не всегда точно и добросовестно.
В ходе бесед посол должен стремиться излагать позицию своей страны с учетом позиции страны, в которой он аккредитован. В этом и заключается искусство переговоров, которые являются попыткой найти решения путем мирных и взаимоприемлемых соглашений.
Переговоры – это "искусство возможного". К переговорам обычно приступают, когда имеется обоюдное желание поддерживать мирные и дружественные отношения. Должен быть также предмет переговоров, то есть точки зрения обоях правительств по спорному вопросу должны быть достаточно ясно определены, для того чтобы достичь предусмотренного или ожидаемого урегулирования. Наконец, стороны должны проявить желание, чтобы найти согласованное решение, без чего нельзя достигнуть успеха. Это подразумевает готовность обеих договаривающихся сторон пойти на уступки. Даже если взаимный подход к вопросу о дальнейших переговорах между определенными странами является неприемлемым, то и в таких случаях будет правильным продемонстрировать своей умеренностью и выдержкой желание продолжить переговоры позднее. Если глава дипломатического представительства устанавливает разногласия, он должен выявить те вопросы, по которым необходимо достичь урегулирования, и условия, на которых они могут быть разрешены, и затем попытаться в сдержанной и вежливой форме добиться одобрения своей точки зрения. Для этого он должен снискать к себе доверие и попытаться достичь почетного соглашения, удовлетворяющего обе стороны.
Ведение переговоров всегда индивидуально и субъективно. Ведение переговоров - одна из наиболее привлекательных, но в то же время и разочаровывающих сторон дипломатической работы. Именно в переговорах окупаются личные качества и темперамент ведущего переговоры, завоеванные им симпатии и доверие. Именно в переговорах он может проявить гибкость ума, умение правильно оценивать обстановку и правильно выбрать благоприятный момент, проявить свое профессиональное мастерство и накопленный практический опыт в использовании методов примирения различных интересов, в поисках почетных и взаимоприемлемых решений. Определенную роль здесь играет получение информации. Посольству должны быть иэасстпы мошны, побуждающие его правительство к действию, оптимальный результат, которого оно желает добиться, и максимальные уступки, на которые оно может пойти. Посольство должно быть осведомлено заранее о точке зрения иностранного правительства, его возможностях и пределах желаемого и возможного. Эти сведения оно получает, используя благоприятные возможности:. момент, когда могут быть начаты переговоры, и момент, когда было бы целесообразно их прервать или даже прекратить, всегда оставляя почетный выход, который позволил бы возобновить выполнение задачи позднее. Именно в переговорах оценивается профессиональный уровень дипломатов, так же как и мастерство, с которым они проводятся.
При всех обстоятельствах дипломат обязан быть добросовестным. К нему будут прислушиваться, следовать его советам, и он добьется хороших результатов, если те, с кем он ведет переговоры, или его собеседники поверят, что он бесспорно говорит от имени своего правительства и что он является тем человеком, который знает, чего он добивается и как далеко он может пойти, и хорошо аргументирует свои позиции, искренне желает найти разумное и приемлемое решение проблемы, которую ему поручено обсудить и решить. Если же его профессиональный авторитет или моральные качества поставлены под сомнение, или чувство недоверия, возникшее у оппонента, может помешать принятию хорошего и конструктивного решения в переговорах; или если он будет уличен во лжи ( flagrant dclit dе mensongе), то может быть окончательно дискредитирован. Успех, которого может добиться глава дипломатического представительства на переговорах, в значительной степени будет зависеть от позиции, занимаемой общественностью и частными лишми, от дружественных отношений, которые он сумеет установить, и от авторитета, приобретенного им в ходе повседневной работы общения с людьми. Он никогда не должен забывать о необходимости быть сдержанным и скромным, так как стремление подчеркнуть свой успех вызовет у других чувство унижения и ревнивой зависти, что только ослабит достигнутые результаты.
При выполнении этой части своих обязанностей глава дипломатического представительства должен проявлять понимание и проницательность. Желательно также, чтобы он проявлял в отношениях с властями и видными деятелями страны пребывания доброжелательность и добросердечность, которые только и помогут ему расположить к откровенности сдержанных и даже замкнутых собеседников, а также гибкость ума, которая позволит приспособить свою аргументацию к аргументации собеседников, и силу убеждения, вмгекающую из глубокого понимания проблемы и способности ясно и разумно изложить факты.
Наконец, важной обязанностью посла является зашита интересов граждан, торговли и мореплавания его страны. Глава представительства должен не только следить и принимать меры к тому, чтобы в отношении его соотечественников, судов, плавающих под флагом его страны, торговых связей соблюдались действующие международные договоры и соглашения, но и чтобы лица, находящиеся под его юрисдикцией, не становились жертвами дискриминационной практики. Он должен стремиться расширить правовой статус своей колонии, развивать торговый обмен и укреплять научные и культурные связи, являющиеся важными элементами в развитии дружественных и мирных отношений между двумя странами. Объективное отношение к деловым связям, так же как и умеренность и сдержанность в словах и выражениях, абсолютно необходимы в этих делах. Сложность перечисленных выше задач требует от людей, которым поручено их выполнение, характера и качеств, присущих незаурядным людям.
Посол должен быть объективным и иметь спокойные и здравые суждения. Он должен уметь правильно оценивагь обстановку, быть достаточно эрудированным, чтобы правильно действовать в той или иной ситуации. Он должен также иметь широкие познания в экономических вопросах, не будучи обязательно профессиональным специалистом в этом. Кроме того, возлагаемые на него ответственные задачи требуют, чтобы он имел пытливый ум и уравновешенный характер. Он должен приучить себя говорить простым и понятным языком, научиться направлять свой ум и способности не на полемику (длительная полемика никогда не ведет к хорошим результатам), а на достижение взаимоприемлемых и мирных решений.
Дипломат должен владеть языками. "Иностранные языки могут изучить люди со средними способностями, если они понимают, что их затраченный труд окупится с лихвой. Не следует посвящать себя дипломатической карьере, если не чувствуешь себя способным сделать такое простое, но важное усилие. У дипломата должен быть исключительно широкий кругозор. Он должен проявлять доброжелательный и объективный интерес к людям и делам других стран, даже если они совсем не похожи на людей и дела его собственной страны. Он не должен выказывать ни излишней заинтересованности, ни явной антипатии.
В случае отзыва посла (посланника) глава государства, назначивший его, направляет главе государства, при котором он был аккредитован, письмо об отзыве — отзывную грамоту. Этот документ либо вручается послом (посланником) при прощальном визите главе государства перед отъездом, либо новым послом (посланником) при вручении им своих верительных грамот.
Перед отъездом из страны посол (посланник) наносит прощальные визиты главе государства и правительства, министру иностранных дел, его заместителям, руководящим работникам МИДа, с кем он имел постоянные контакты, министрам, руководящим должностным лицам парламента и другим официальным лицам. Посол (посланник) также наносит прощальные визиты своим коллегам — отдельным послам и дуайену (главе) дипломатического корпуса.
Министр иностранных дел или его заместитель дает в честь отъезжающего посла завтрак или обед. Прощальный прием от имени всех послов (посланников) обычно устраивает и глава дипломатического корпуса.
3.3. Персонал и структура дипломатического представительства
Персонал дипломатического представительства состоит из главы дипломатического представительства, дипломатического, административно-технического и обслуживающего персонала.
Возглавляет посольство дипломатический представитель, имеющий класс посла (нунция — представителя Ватикана), а миссию — дипломатический представитель, имеющий класс посланника (интернунция — представителя Ватикана). Посольство или миссию может возглавлять временный поверенный в делах при отсутствии аккредитованного дипломатического представителя (в связи с отъездом за пределы страны пребывания в отпуск, в командировку, в связи с болезнью и в других случаях до момента вручения главе государства пребывания отзывных грамот). Это же правило существует и в случае начала деятельности вновь открытого в данном государстве посольства или миссии до прибытия дипломатического представителя – посла или посланника – и вручения им верительных грамот.
Посольство открывается на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь в соответствии с решением Президента Республики Беларусь об установлении дипломатических отношений с соответствующим государством [4].
Посольство входит в систему Министерства иностранных дел.
Выше мы рассматривали порядок установления дипломатических отношений. После совершения всех формальностей наступает подготовительный период открытия посольства.
В этих случаях обычно принято направлять в страну аккредитования специальную «передовую группу», в обязанности которой входит подыскание временного или постоянного здания для размещения представительства. Иногда передовой группе поручают решение вопросов строительства здания представительства с учетом предъявляемых к нему требований.
В такую группу, как правило, возглавляемую опытным дипломатическим работником, входят специалисты, знакомые с требованиями, которые предъявляются к служебным помещениям представительства, размещению в нем соответствующих служб. Особое значение имеют вопросы, относящиеся к обеспечению безопасности служебных помещений. В такую группу может быть включен и финансовый работник для определения затрат, связанных с организацией представительства и финансовым обеспечением его нужд.
Работа передовой группы должна быть рассчитана на короткие сроки с тем, чтобы не задерживать приезда главы представительства и его сотрудников. Разумеется, предполагается, что группе будет оказано соответствующее содействие со стороны властей страны пребывания.
Посольство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь актами Президента Республики Беларусь
законами Республики Беларусь
постановлениями Совета Министров Республики Беларусь
решениями и указаниями руководства МИДа
Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года
Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года другими международными договорами Республики Беларусь.
Примерная структура дипломатического представительства
Чрезвычайный и Полномочный Посол
Советник-посланник (заместитель посла)
Отдел (группа) по вопросам внешней политики
Отдел (группа) по вопросам внутренней политики
Экономический отдел (группа)
Отдел культуры
Пресс-группа
Консульский отдел
Протокольный отдел
Канцелярия
Обслуживающий персонал
Глава дипломатического представительства
Посол (возглавляет посольство)
Посланник (возглавляет миссию)
Временный поверенный в делах (возглавляет посольство в случае отъезда аккредитованного дипломатического представителя для консультаций, в отпуск и т.д.)
Поверенный в делах (возглавляет дипломатическое представи-тельство в случае понижения уровня двусторонних отношений).
Порядок прибытия персонала
Получение агремана не требуется
МИД страны пребывания уведомляется вербальной нотой
Выдается въездная виза
Наличие дипломатического паспорта
По прибытию выдается Карточка дипломата (МИД страны пребывания)
Прибывают до отъезда лиц, которых заменяют Дипломатический корпус: основные подходы к определению
|