Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Концептуальные положения технологии В. М. Монахова

• Проектируемая технология должна удовлетворять требованиям системности, структурированности, воспроизводимости, планируемой эффективности, оптималь­ности затрат.

• Любая образовательная технология получает практическую реализацию на конкретной теме, конкретном уроке,дидактическом модуле - основной тех­нологической единице дидактического процесса.

• Каждый учитель, творя свою педагогическую деятельность, создает авторс­кую педагогическую технологию, заключающуюся в проектировании, создании и использовании последовательности дидактических модулей.

• Выбор технологии основывается на:

• технологическом подходе к проектированию деятельности школы, отдельно­го учителя;

• принципе модульного проектирования учебно-воспитательного процесса;

• принципе оптимально сбалансированного использования резервов традици­онного обучения.

• Каждый учитель является обладателем большого поля «рассеянных» методи­ческих знаний, которые он осознает лишь частично; в процессе проектирования технологии происходит применение - «инвентаризация» этих «рассеянных» зна­ний.

• Эффективность проектируемой технологии, получение оптимального резуль­тата по всем параметрам решаемой задачи достигается экспериментально методом последовательных приближений - интераций.

Особенности содержания

Методическая технология (по В. М. Монахову) - это технология управле­ния методическим (технологическим) содержанием процесса обучения, система наиболее целесообразного проектирования и конструирования учебного процесса.

Выбор и дальнейшее проектирование педагогической технологии могут быть представлены следующими этапами.



Первый этап - разработка пакета«Теоретическое обоснование новой технологии обучения", включающего:

• диагностическое целеполагание; анализ будущей деятельности учащихся; цель обучения, характер задач, особенности данной возрастной группы учащихся;

• выбор адекватной целям и условиям конкретной педагогической технологии, концепции конкретной технологии, гипотезы ее осуществления;

• определение содержания обучения в границах данной образовательной обла­сти, выделение модулей, учебных элементов, логическая схема их изучения (учеб­ные планы и программы в модульном решении);

• вариант продукта учебного процесса в границах конкретной области развития. Второй этап - разработка пакета«Технологические процедуры в грани­цах данного дидактического модуля". Исходя из того, что технология обу­чения - категория процессуальная, она включает в себя нормативно зафиксиро­ванные звенья, последовательность прохождения которых составляет логику тех­нологии процесса обучения.

Дидактический модуль (ДМ) - это типовое программирование и проектирова­ние этапов и элементов учебно-воспитательного процесса как совокупности вре­менных отрезков, в структуру и функции которых закладываются:

• выбор оргформ, наиболее адекватных дидактическому процессу;

• актуализация знаний и умений, необходимых для учебной работы в данном ДМ, т. е. поисково-подготовительная работа и специфика ее организации;

• подготовка и фиксация готовности каждого ученика к освоению данного ДМ;

• подготовка и сбор материалов для формирования мотивационного компонен­та дидактического процесса и последующее его включение в содержание ДМ;

• четкое планирование и проектирование урока и системы уроков;

• познание нового через усвоение обучающих блоков учебной информации и самостоятельную учебно-познавательную деятельность;

• усвоение конкретного учебного материала, необходимого для достижения базисного уровня качества общеобразовательной подготовки (базисный уровень требует единого старта и единого финиша в рамках ДМ);

• проверка объема и степени нагрузки учащихся и гипотетический расчет необ­ходимого учебного времени для данного ДМ;

• возможность существенного углубления и расширения учебного материала для отдельных учащихся (многоуровневая дифференциация учебного процесса);

• фиксация индивидуальных траекторий (треков) самостоятельного познания и освоения учебного материала каждым учащимся (объективность педагогической информации для управления учебным процессом).

Третий этап - разработка пакета"Методический инструментарий учи­теля для данного дидактического модуля". Методическому инструмента­рию учителя (его дидактическому и методическому насыщению, систематизации и обогащению, прикладной ориентации) отводится ведущая роль в проектировании и проведении учебно-воспитательного процесса.

Технология формирует у учителя представления об учебном процессе каклоги­ческой структуре. Структура представляется цепочкой уроков, которые разби­ваются на группы по числу микроцелей. Каждая микроцель - это некая группа уроков, на которых, во-первых, должна быть достигнута микроцель, во-вторых, это программа развития мышления, памяти, речи, внимания, интереса и др.

Технологическая карта - своего рода паспорт проекта будущего учебного процесса в данном классе.

В технологической карте целостно и емко представлены главные параметры учебного процесса, обеспечивающие успех обучения: этоцелеполагание, диаг­ностика, дозирование домашних заданий, логическая структура про­екта, коррекция.

С овладения технологией конструирования технологической карты начинается новое педагогическое мышление учителя: четкость, структурность, ясность мето­дического языка, появление обоснованной нормы в методике.

Технология предполагает формирование у учителя методического видения все­го учебного процесса на учебный год.

Основной объект проектирования в технологии - этоучебная тема - дидак­тический модуль. Продолжительность темы в разных предметах: минимальное число уроков по теме - 6-8, максимальное - 22-24 урока. Именно в такой системе уроков наиболее рельефно проявляются закономерности управляемого учебного процесса.

Учитель приглашается к проектированию целей обучения, он становится соав­тором проекта учебного процесса. В одной теме может быть от двух до пяти мик­роцелей. Учитель формирует микроцели в форме: «знать. . . », «уметь. . . », «пони­мать. . . », «иметь представление о. . . », «уметь давать характеристику. . . ». По каж­дой теме проект учебного процесса будет состоять изтехнологической карты и набораинформационных карт урока.

Третий этап включает также разработку структуры и содержания системы учеб­ных заданий, нацеленных на эффективное решение образовательных задач и тре­бований федерального стандарта, проектирования системы уроков, скоординиро­ванной с домашней учебной работой.

Четвертый этап - создание пакета«Критерии и методы замера резуль­татов реализации технологического замысла в данном дидактичес­ком модулем". Фактически содержание этого пакета переводит традиционные программные требования к знаниям и умениям учащихся по тому или иному раз­делу школьного курса на язык планируемых технологических результатов.

Для этого необходимо создание тестов для объективного контроля за каче­ством усвоения учащимися знаний и образцов деятельности, соответствующих це­лям и критериям оценки степени усвоения.

В технологиидиагностика - это установление факта достижения (недостиже­ния) конкретной микроцели. Диагностика всегда проводится в письменном виде (не более 10 минут). Проверочная работа состоит из четырех заданий. Два первых - это уровень стандарта. Успешное выполнение двух заданий свидетельствует о соответ­ствии знаний ученика государственным требованиям стандарта «удовлетворитель­но». Их обязаны делать все учащиеся. Третье задание - это уровень «хорошо», четвертое - «отлично». Учитель проектирует содержание диагностики, исходя из содержания микроцели: очень важно дифференцировать трудность и сложность за­даний по указанным трем уровням.

Учащиеся, не прошедшиедиагностику, становятся участниками работы по коррекции.

Пятый этап - разработка пакета«Культура освоения новой технологии обучения». В состав этого технологического пакета обязательно входят блоки, описывающие три стадии освоения:

• инвентаризация всей проектно-педагогической документации;

• конструирование логической схемы дидактического модуля;

• описание методико-организационных условий достижения планируемых ре­зультатов обучения;

• апробация проекта на практике и проверка завершенности учебно-воспита­тельного процесса;

• итерационная коррекция выбранной технологии.

В качестве альтернативы достаточно жесткого алгоритма выбора и освоения педагогических технологий, описанного выше, отошлем читателя к рекомендаци­ям И. П. Волкова по построению гибкого и многовариантного процесса обучения.

Наконец, разработка педагогической технологии на основе диагностичной ме­тодики целеобразования с применением математических методов оценки эффек­тивности освещена в монографии В. П. Беспалько «Слагаемые педагогической тех­нологии» (М. : Педагогика, 1989).

В заключение следует подчеркнуть, что педагогический коллектив учебного заведения по своему культурно-образовательному уровню и психологическому настрою должен быть готов к принятию авторской педагогической технологии.

Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором - Учителем.

Литература

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. - М. : Педагогика, 1997.

2. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М. : Просвещение, 1982.

3. Беспалысо В. П. Слагаемые педагогической технологии - М. : Педагогика, 1989.

4. Волков И,П. Цель одна - дорог много. Проектирование процессов обучения. - М. : Просвеще­ние, 1990.

5. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М. : Педагогика, 1981.

6. Загвязинский В. И. Педагогическое предвидение. - М. : Знание, 1987.

7. Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процес­са. - Волгоград: Перемена, 1995.

8. Селевко Г. К. , Басов А. В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспери­ментирование. - Ярославль, 1991.

9. Управление развитием школы / Под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева. - М. : Новая шко­ла, 1995.

Предметный указатель

Алгоритм - 6. 6. , 9. 4.   Личностный подход — 4. 1.  
Американская система - 6. 4.   Личность -1. 1.  
База данных - 6. 4.   Метод  
База знаний - 6. 4.   - духовного контакта - 4. 3.  
Батовская система — 6. 5.   -исследовательский — 5. 2, 11. 3  
Блочное обучение - 6. 6.   - комментирования - 6. 1.  
Вертикальная педагогика - 8. 3.   - липецкий - 6. 1.  
Групповой опрос — 6. 8.   - мозгового штурма - 11. 4  
Дальтон-план - 6. 5.   - погружения - 5. 3. , 9. 4.  
Действенно-практическая сфера личности   - проектов - 6. 5. , 9. 2  
(СДП) - 1. 7.   Методика «Обмен заданиями» М. Мкртчяна - 6. 7.  
Деятельностный подход - 2. 3.   Методика Ривина - 6. 7.  
Диагностика - 12.   Моделирование -11. 3  
Диалектика - 7. 1.   Модульное обучение - 6. 6.  
Дидактическая единица - 7. 3-   Мурманская методика - 6. 7.  
Диспут - 6. 8.   Нетрадиционные уроки - 6. 8.  
Дискуссия - 6. 8.   Общественный смотр знаний - 6. 8.  
Дистанционное обучение - 6. 9.   Оптимальное чтение - 8. 2.  
Дифференциация обучения   Оргдиалог - 6. 7.  
- внутриклассная - 6. 2.   Ориентировочная основа действий - 2. 3. , 7. 4.  
- на основе обязательных результатов -   Педагогика сотрудничества - 4. 1.  
6. 3.   Педоцентризм — 2. 3  
- по интересам - 6. 4.   План Трампа - 6. 5.  
- по уровню - 6. 2. , 6. 3.   Поэтапное обучение - 8. 4.  
Знания, умения, навыки (ЗУН) - 1. 3.   Проблемное обучение - 5. 2.  
Иена-план - 9.   Программированное обучение - 6. 6.  
Идивидуализация обучения - 6. 5.   Самоуправляющие механизмы личности (СУМ) -  
Классификация   1. 5.  
- знаний - 1. 3.   Синектика - 7. 1.  
- качеств действенно-практической сфе­   Система  
ры - 1. 5.   - американская - 6. 4.  
- общеучебных умений - 1. 4.   - белл-ланкастерская - 6. 5.  
- педагогических игр - 5. 1.   - классно-урочная - 2. 2.  
- педагогических технологий - 2. 4.   - «консультант» - 2. 2.  
- проблемных ситуаций - 5. 2.   - лекционно-семинарская - 3.  
- способов умственных действий - 1. 4.   - малых групп - 2. 2.  
Критерии выбора технологии - 12.   - мангеймская - 11. 1.  
Критерии технологичности - 2. 2.   - поэтапного обучения физике - 8. 5.  
Кубики Н. Зайцева - 8. 1.   - развивающего обучения - 11. 2, 11. 4.  
Лекционно-семинарско-зачетная система - 3, 8. 3. ,   - «репетитор» - 2. 2.  
6. 3.   Сознание - 1. 1.  
Способ обучения   уроков - 8. 4.  
- групповой - 6. 8.   - обучения грамоте - 8. 1.  
- коллективный - 6. 7.   - обучения математике - 8. 3.  
- коммуникативный - 5. 3.   - обучения чтению и письму - 10. 1.  
Способы умственных действий (СУД) - 1. 4.   - оптимизации - 13.  
Стосчет - пособие Н. Зайцева - 8. 1.   - педагогическая - 2. 1.  
Студия - 11. 3.   — полного усвоения — 6. 6.  
Суггестия - 2. 3-   - программированного обучения - 6. 6.  
Сфера эстетических и нравственных качеств лич­   - проникающая - 2. 4.  
ности (СЭН) - 1. 6.   - психогенная - 2. 3.  
Теория   - развивающего обучения -11.  
- ассоциативно-рефлекторная - 2. 3.   - реализации теории поэтапного форми­  
- бихевиористская - 2. 3.   рования умственных действий - 7. 4.  
- гештальттеория - 2. 3.   - «Русская школа» - 12. 2.  
- деятельности - 2. 3.   - саморазвивающего обучения -11. 6  
- интериоризаторская - 2. 3.   - саморазвития - 10. 2.  
- нейролингвистического программирова­   - свободного воспитания - 2. 4.  
ния (НЛП) - 2. 3.   - свободного труда - 9. 2.  
— поэтапного формирования умственных   - совершенствования общеучебных уме­  
действий (ТПФУД) - 2. 3.   ний - 8. 2.  
- содержательного обобщения - 2. 3.   - сотрудничества - 2. 4.  
Тестирование - 6. 9. , 6. 2.   - социогенная - 2. 3.  
Технология   - традиционная - 3.  
- авторитарная - 2. 4.   -ТРИЗ- 11. 4  
- авторских школ - 12.   - укрупнения дидактических единиц - 7. 3.  
- аудиовизуальная - 6. 9   - «Школа жизни» - 4. 2.  
- биогенная - 2. 3.   - эзотерическая - 2. 4.  
- вероятностного образования - 9. 3.   - «экология и диалектика» - 7. 1.  
- групповая - 6. 8.   Точки удивления - 7. 2.  
- гуманно-личностная - 4. 2.   Требования к технологиям - 2. 2.  
- «диалог культур» - 7. 2.   Урок - 8. 4.  
- дидактоцентрическая - 2. 4.   Урока нетрадиционные технологии — 8. 4.  
- дифференцированного обучения - 6. 2.   Учебная встреча - 6. 8.  
- игровая - 5. 1.   Философские основы технологий - 2. 3.  
- индивидуализации обучения - 6. 5.   Холистическое обучение - 7. 1.  
- интенсификации обучения - 5, 5. 4.   Школа:  
- информационная - 6. 9.   - адаптирующей педагогики - 12. 1  
- коммуникативного обучения - 5. 3.   - Русская школа - 12. 2.  
- компьютерная - 6. 9.   - Школа жизни - 4. 2.  
- личностно-ориентированная - 2. 4.   - Школа Завтрашнего Дня - 12. 5.  
- мастерских - 9. 4.   - Школа самоопределения - 12. 3.  
- монодидактическая - 2. 4.   - школа-парк - 12. 4.  
- на основе системы эффективных      

Именной указатель

Альтшуллер Г. С. - 11. 4.   Меженко Ю. С. - 5. 4.  
Амонашвили Ш. А. - 4. 2.   Монахов В. М. - 13.  
Бабанский Ю. К. - 12, 13.   Монтессори М. - 10. 2.  
Балабан М. А. - 12. 4.   Москаленко Г. - 6. 1.  
Библер B. C. - 7. 2   Неменский Б. М. - 6. 4 , 12. 4.  
Бройде Б. А. - 12. 1   Никитин Б. П. - 5. 1.  
Волков И. П. - 11. 4, 12.   Новлянская З. Н. - 6. 4.  
Волович М. Б. - 7. 4.   Няньковский М. А. - 8. 4.  
Гайштут А. Г. - 5. 4.   Окунев А. А. - 8. 4.  
Гальперин П. Я. - 2. 3.   Палтышев Н. Н. - 8. 5.  
Гербутов В. А. - 8. 4.   Пассов Е. И. - 5. 3. , 6. 4.  
Гончаров И. Ф. - 12. 2.   Погодина Л. Н. - 11. 2.  
Гончарова Т. И. - 8. 4.   Потапова Е. Н. - 9. 2.  
Границкая А. С. - 6. 5.   Поташник М. М. - 12.  
Гузик Н. П. - 6. 2.   Репкин В. В. - 10.  
Давыдов В. В. - 10.   Ривин А. Г. - 6. 7.  
Дьюи Д. - 5. 2.   Сазонов Е. Ю. - 11. 4.  
Дьяченко В. К. - 6. 7.   Селевко Г. К. — 11. 6.  
Емельянов В. В. - 6. 4.   Скиннер Б. - 6. 6.  
Зайцев В. Н. - 8. 2.   Суравегина Н. Т. - 6. 4.  
Зайцев Н. А. - 8. 1.   Талызина Н. Ф. - 2. 3.  
Закатова И. Н. - 6. 4.   Тарасов Л. В. - 7. 1.  
Занков Л. В. - 11. 2.   Толстой Л. Н. - 9. 1.  
Зухман Дж. - 11. 4.   Тубельский А. Н. - 11. 3.  
Иванов И. П. - 11. 4.   Унт И. Э. - 6. 5.  
Ильин Е. Н. - 4. 3.   Филиппова Е. А. - 8. 4.  
Кабалевский Д. Б. - 6. 4. , 11. 4.   Фирсов В. В. - 6. 3.  
Кирюшин В. В. - 6. 4. , 11. 4.   Френе С. - 9. 2.  
Китайгородская Г. А. - 5. 3.   Хазанкин Р. Г. - 8. 3.  
Колб Д. - 11. 5.   Ховард Д. - 11. 6.  
Кочетов А. И. - 6. 4.   Шадриков В. Д. - 6. 5.  
Краудер Н. - 6. 6.   Шаталов В. Ф. - 5. 4.  
Кудина Г. Н. - 6. 4.   Шваб Дж. - 11. 4.  
Кузин B. C. - 6. 4.   Шевченко С. Д. - 5. 4.  
Курганов С. Ю. - 7. 2.   Шейман В. М. - 5. 4.  
Кучер Т. В. - 6. 4.   Шемшурина А. И. - 6. 4.  
Кушнир A. M. - 10. 1.   Шмаков С. - 5. 1.  
Левин В. А. - 6. 4. , 11. 4.   Штейнер Р. -9. 1.  
Леонтьев А. Н. - 10.   Щетинин М. П. - 9. 4. , 11. 2.  
Лобок A. M. - 9. 3.   Эльконин Д. Б. - 11.  
Лозанов Г. К. - 5. 3. , 9. 4.   Эрдниев П. М. - 7. 3.  
Лысенкова С. Н. - 6. 1.   Якиманская Н. С. - 11. 5.  
Махова К. В. - 8. 4.   Ямбург Е. А. - 12. 1  

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.