Концептуальные положения технологии В. М. Монахова • Проектируемая технология должна удовлетворять требованиям системности, структурированности, воспроизводимости, планируемой эффективности, оптимальности затрат.
• Любая образовательная технология получает практическую реализацию на конкретной теме, конкретном уроке,дидактическом модуле - основной технологической единице дидактического процесса.
• Каждый учитель, творя свою педагогическую деятельность, создает авторскую педагогическую технологию, заключающуюся в проектировании, создании и использовании последовательности дидактических модулей.
• Выбор технологии основывается на:
• технологическом подходе к проектированию деятельности школы, отдельного учителя;
• принципе модульного проектирования учебно-воспитательного процесса;
• принципе оптимально сбалансированного использования резервов традиционного обучения.
• Каждый учитель является обладателем большого поля «рассеянных» методических знаний, которые он осознает лишь частично; в процессе проектирования технологии происходит применение - «инвентаризация» этих «рассеянных» знаний.
• Эффективность проектируемой технологии, получение оптимального результата по всем параметрам решаемой задачи достигается экспериментально методом последовательных приближений - интераций.
Особенности содержания
Методическая технология (по В. М. Монахову) - это технология управления методическим (технологическим) содержанием процесса обучения, система наиболее целесообразного проектирования и конструирования учебного процесса.
Выбор и дальнейшее проектирование педагогической технологии могут быть представлены следующими этапами.
Первый этап - разработка пакета«Теоретическое обоснование новой технологии обучения", включающего:
• диагностическое целеполагание; анализ будущей деятельности учащихся; цель обучения, характер задач, особенности данной возрастной группы учащихся;
• выбор адекватной целям и условиям конкретной педагогической технологии, концепции конкретной технологии, гипотезы ее осуществления;
• определение содержания обучения в границах данной образовательной области, выделение модулей, учебных элементов, логическая схема их изучения (учебные планы и программы в модульном решении);
• вариант продукта учебного процесса в границах конкретной области развития. Второй этап - разработка пакета«Технологические процедуры в границах данного дидактического модуля". Исходя из того, что технология обучения - категория процессуальная, она включает в себя нормативно зафиксированные звенья, последовательность прохождения которых составляет логику технологии процесса обучения.
Дидактический модуль (ДМ) - это типовое программирование и проектирование этапов и элементов учебно-воспитательного процесса как совокупности временных отрезков, в структуру и функции которых закладываются:
• выбор оргформ, наиболее адекватных дидактическому процессу;
• актуализация знаний и умений, необходимых для учебной работы в данном ДМ, т. е. поисково-подготовительная работа и специфика ее организации;
• подготовка и фиксация готовности каждого ученика к освоению данного ДМ;
• подготовка и сбор материалов для формирования мотивационного компонента дидактического процесса и последующее его включение в содержание ДМ;
• четкое планирование и проектирование урока и системы уроков;
• познание нового через усвоение обучающих блоков учебной информации и самостоятельную учебно-познавательную деятельность;
• усвоение конкретного учебного материала, необходимого для достижения базисного уровня качества общеобразовательной подготовки (базисный уровень требует единого старта и единого финиша в рамках ДМ);
• проверка объема и степени нагрузки учащихся и гипотетический расчет необходимого учебного времени для данного ДМ;
• возможность существенного углубления и расширения учебного материала для отдельных учащихся (многоуровневая дифференциация учебного процесса);
• фиксация индивидуальных траекторий (треков) самостоятельного познания и освоения учебного материала каждым учащимся (объективность педагогической информации для управления учебным процессом).
Третий этап - разработка пакета"Методический инструментарий учителя для данного дидактического модуля". Методическому инструментарию учителя (его дидактическому и методическому насыщению, систематизации и обогащению, прикладной ориентации) отводится ведущая роль в проектировании и проведении учебно-воспитательного процесса.
Технология формирует у учителя представления об учебном процессе каклогической структуре. Структура представляется цепочкой уроков, которые разбиваются на группы по числу микроцелей. Каждая микроцель - это некая группа уроков, на которых, во-первых, должна быть достигнута микроцель, во-вторых, это программа развития мышления, памяти, речи, внимания, интереса и др.
Технологическая карта - своего рода паспорт проекта будущего учебного процесса в данном классе.
В технологической карте целостно и емко представлены главные параметры учебного процесса, обеспечивающие успех обучения: этоцелеполагание, диагностика, дозирование домашних заданий, логическая структура проекта, коррекция.
С овладения технологией конструирования технологической карты начинается новое педагогическое мышление учителя: четкость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.
Технология предполагает формирование у учителя методического видения всего учебного процесса на учебный год.
Основной объект проектирования в технологии - этоучебная тема - дидактический модуль. Продолжительность темы в разных предметах: минимальное число уроков по теме - 6-8, максимальное - 22-24 урока. Именно в такой системе уроков наиболее рельефно проявляются закономерности управляемого учебного процесса.
Учитель приглашается к проектированию целей обучения, он становится соавтором проекта учебного процесса. В одной теме может быть от двух до пяти микроцелей. Учитель формирует микроцели в форме: «знать. . . », «уметь. . . », «понимать. . . », «иметь представление о. . . », «уметь давать характеристику. . . ». По каждой теме проект учебного процесса будет состоять изтехнологической карты и набораинформационных карт урока.
Третий этап включает также разработку структуры и содержания системы учебных заданий, нацеленных на эффективное решение образовательных задач и требований федерального стандарта, проектирования системы уроков, скоординированной с домашней учебной работой.
Четвертый этап - создание пакета«Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данном дидактическом модулем". Фактически содержание этого пакета переводит традиционные программные требования к знаниям и умениям учащихся по тому или иному разделу школьного курса на язык планируемых технологических результатов.
Для этого необходимо создание тестов для объективного контроля за качеством усвоения учащимися знаний и образцов деятельности, соответствующих целям и критериям оценки степени усвоения.
В технологиидиагностика - это установление факта достижения (недостижения) конкретной микроцели. Диагностика всегда проводится в письменном виде (не более 10 минут). Проверочная работа состоит из четырех заданий. Два первых - это уровень стандарта. Успешное выполнение двух заданий свидетельствует о соответствии знаний ученика государственным требованиям стандарта «удовлетворительно». Их обязаны делать все учащиеся. Третье задание - это уровень «хорошо», четвертое - «отлично». Учитель проектирует содержание диагностики, исходя из содержания микроцели: очень важно дифференцировать трудность и сложность заданий по указанным трем уровням.
Учащиеся, не прошедшиедиагностику, становятся участниками работы по коррекции.
Пятый этап - разработка пакета«Культура освоения новой технологии обучения». В состав этого технологического пакета обязательно входят блоки, описывающие три стадии освоения:
• инвентаризация всей проектно-педагогической документации;
• конструирование логической схемы дидактического модуля;
• описание методико-организационных условий достижения планируемых результатов обучения;
• апробация проекта на практике и проверка завершенности учебно-воспитательного процесса;
• итерационная коррекция выбранной технологии.
В качестве альтернативы достаточно жесткого алгоритма выбора и освоения педагогических технологий, описанного выше, отошлем читателя к рекомендациям И. П. Волкова по построению гибкого и многовариантного процесса обучения.
Наконец, разработка педагогической технологии на основе диагностичной методики целеобразования с применением математических методов оценки эффективности освещена в монографии В. П. Беспалько «Слагаемые педагогической технологии» (М. : Педагогика, 1989).
В заключение следует подчеркнуть, что педагогический коллектив учебного заведения по своему культурно-образовательному уровню и психологическому настрою должен быть готов к принятию авторской педагогической технологии.
Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором - Учителем.
Литература
1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. - М. : Педагогика, 1997.
2. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М. : Просвещение, 1982.
3. Беспалысо В. П. Слагаемые педагогической технологии - М. : Педагогика, 1989.
4. Волков И,П. Цель одна - дорог много. Проектирование процессов обучения. - М. : Просвещение, 1990.
5. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М. : Педагогика, 1981.
6. Загвязинский В. И. Педагогическое предвидение. - М. : Знание, 1987.
7. Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. - Волгоград: Перемена, 1995.
8. Селевко Г. К. , Басов А. В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование. - Ярославль, 1991.
9. Управление развитием школы / Под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева. - М. : Новая школа, 1995.
Предметный указатель
Алгоритм - 6. 6. , 9. 4.
| Личностный подход — 4. 1.
| Американская система - 6. 4.
| Личность -1. 1.
| База данных - 6. 4.
| Метод
| База знаний - 6. 4.
| - духовного контакта - 4. 3.
| Батовская система — 6. 5.
| -исследовательский — 5. 2, 11. 3
| Блочное обучение - 6. 6.
| - комментирования - 6. 1.
| Вертикальная педагогика - 8. 3.
| - липецкий - 6. 1.
| Групповой опрос — 6. 8.
| - мозгового штурма - 11. 4
| Дальтон-план - 6. 5.
| - погружения - 5. 3. , 9. 4.
| Действенно-практическая сфера личности
| - проектов - 6. 5. , 9. 2
| (СДП) - 1. 7.
| Методика «Обмен заданиями» М. Мкртчяна - 6. 7.
| Деятельностный подход - 2. 3.
| Методика Ривина - 6. 7.
| Диагностика - 12.
| Моделирование -11. 3
| Диалектика - 7. 1.
| Модульное обучение - 6. 6.
| Дидактическая единица - 7. 3-
| Мурманская методика - 6. 7.
| Диспут - 6. 8.
| Нетрадиционные уроки - 6. 8.
| Дискуссия - 6. 8.
| Общественный смотр знаний - 6. 8.
| Дистанционное обучение - 6. 9.
| Оптимальное чтение - 8. 2.
| Дифференциация обучения
| Оргдиалог - 6. 7.
| - внутриклассная - 6. 2.
| Ориентировочная основа действий - 2. 3. , 7. 4.
| - на основе обязательных результатов -
| Педагогика сотрудничества - 4. 1.
| 6. 3.
| Педоцентризм — 2. 3
| - по интересам - 6. 4.
| План Трампа - 6. 5.
| - по уровню - 6. 2. , 6. 3.
| Поэтапное обучение - 8. 4.
| Знания, умения, навыки (ЗУН) - 1. 3.
| Проблемное обучение - 5. 2.
| Иена-план - 9.
| Программированное обучение - 6. 6.
| Идивидуализация обучения - 6. 5.
| Самоуправляющие механизмы личности (СУМ) -
| Классификация
| 1. 5.
| - знаний - 1. 3.
| Синектика - 7. 1.
| - качеств действенно-практической сфе
| Система
| ры - 1. 5.
| - американская - 6. 4.
| - общеучебных умений - 1. 4.
| - белл-ланкастерская - 6. 5.
| - педагогических игр - 5. 1.
| - классно-урочная - 2. 2.
| - педагогических технологий - 2. 4.
| - «консультант» - 2. 2.
| - проблемных ситуаций - 5. 2.
| - лекционно-семинарская - 3.
| - способов умственных действий - 1. 4.
| - малых групп - 2. 2.
| Критерии выбора технологии - 12.
| - мангеймская - 11. 1.
| Критерии технологичности - 2. 2.
| - поэтапного обучения физике - 8. 5.
| Кубики Н. Зайцева - 8. 1.
| - развивающего обучения - 11. 2, 11. 4.
| Лекционно-семинарско-зачетная система - 3, 8. 3. ,
| - «репетитор» - 2. 2.
| 6. 3.
| Сознание - 1. 1.
| Способ обучения
| уроков - 8. 4.
| - групповой - 6. 8.
| - обучения грамоте - 8. 1.
| - коллективный - 6. 7.
| - обучения математике - 8. 3.
| - коммуникативный - 5. 3.
| - обучения чтению и письму - 10. 1.
| Способы умственных действий (СУД) - 1. 4.
| - оптимизации - 13.
| Стосчет - пособие Н. Зайцева - 8. 1.
| - педагогическая - 2. 1.
| Студия - 11. 3.
| — полного усвоения — 6. 6.
| Суггестия - 2. 3-
| - программированного обучения - 6. 6.
| Сфера эстетических и нравственных качеств лич
| - проникающая - 2. 4.
| ности (СЭН) - 1. 6.
| - психогенная - 2. 3.
| Теория
| - развивающего обучения -11.
| - ассоциативно-рефлекторная - 2. 3.
| - реализации теории поэтапного форми
| - бихевиористская - 2. 3.
| рования умственных действий - 7. 4.
| - гештальттеория - 2. 3.
| - «Русская школа» - 12. 2.
| - деятельности - 2. 3.
| - саморазвивающего обучения -11. 6
| - интериоризаторская - 2. 3.
| - саморазвития - 10. 2.
| - нейролингвистического программирова
| - свободного воспитания - 2. 4.
| ния (НЛП) - 2. 3.
| - свободного труда - 9. 2.
| — поэтапного формирования умственных
| - совершенствования общеучебных уме
| действий (ТПФУД) - 2. 3.
| ний - 8. 2.
| - содержательного обобщения - 2. 3.
| - сотрудничества - 2. 4.
| Тестирование - 6. 9. , 6. 2.
| - социогенная - 2. 3.
| Технология
| - традиционная - 3.
| - авторитарная - 2. 4.
| -ТРИЗ- 11. 4
| - авторских школ - 12.
| - укрупнения дидактических единиц - 7. 3.
| - аудиовизуальная - 6. 9
| - «Школа жизни» - 4. 2.
| - биогенная - 2. 3.
| - эзотерическая - 2. 4.
| - вероятностного образования - 9. 3.
| - «экология и диалектика» - 7. 1.
| - групповая - 6. 8.
| Точки удивления - 7. 2.
| - гуманно-личностная - 4. 2.
| Требования к технологиям - 2. 2.
| - «диалог культур» - 7. 2.
| Урок - 8. 4.
| - дидактоцентрическая - 2. 4.
| Урока нетрадиционные технологии — 8. 4.
| - дифференцированного обучения - 6. 2.
| Учебная встреча - 6. 8.
| - игровая - 5. 1.
| Философские основы технологий - 2. 3.
| - индивидуализации обучения - 6. 5.
| Холистическое обучение - 7. 1.
| - интенсификации обучения - 5, 5. 4.
| Школа:
| - информационная - 6. 9.
| - адаптирующей педагогики - 12. 1
| - коммуникативного обучения - 5. 3.
| - Русская школа - 12. 2.
| - компьютерная - 6. 9.
| - Школа жизни - 4. 2.
| - личностно-ориентированная - 2. 4.
| - Школа Завтрашнего Дня - 12. 5.
| - мастерских - 9. 4.
| - Школа самоопределения - 12. 3.
| - монодидактическая - 2. 4.
| - школа-парк - 12. 4.
| - на основе системы эффективных
|
|
Именной указатель
Альтшуллер Г. С. - 11. 4.
| Меженко Ю. С. - 5. 4.
| Амонашвили Ш. А. - 4. 2.
| Монахов В. М. - 13.
| Бабанский Ю. К. - 12, 13.
| Монтессори М. - 10. 2.
| Балабан М. А. - 12. 4.
| Москаленко Г. - 6. 1.
| Библер B. C. - 7. 2
| Неменский Б. М. - 6. 4 , 12. 4.
| Бройде Б. А. - 12. 1
| Никитин Б. П. - 5. 1.
| Волков И. П. - 11. 4, 12.
| Новлянская З. Н. - 6. 4.
| Волович М. Б. - 7. 4.
| Няньковский М. А. - 8. 4.
| Гайштут А. Г. - 5. 4.
| Окунев А. А. - 8. 4.
| Гальперин П. Я. - 2. 3.
| Палтышев Н. Н. - 8. 5.
| Гербутов В. А. - 8. 4.
| Пассов Е. И. - 5. 3. , 6. 4.
| Гончаров И. Ф. - 12. 2.
| Погодина Л. Н. - 11. 2.
| Гончарова Т. И. - 8. 4.
| Потапова Е. Н. - 9. 2.
| Границкая А. С. - 6. 5.
| Поташник М. М. - 12.
| Гузик Н. П. - 6. 2.
| Репкин В. В. - 10.
| Давыдов В. В. - 10.
| Ривин А. Г. - 6. 7.
| Дьюи Д. - 5. 2.
| Сазонов Е. Ю. - 11. 4.
| Дьяченко В. К. - 6. 7.
| Селевко Г. К. — 11. 6.
| Емельянов В. В. - 6. 4.
| Скиннер Б. - 6. 6.
| Зайцев В. Н. - 8. 2.
| Суравегина Н. Т. - 6. 4.
| Зайцев Н. А. - 8. 1.
| Талызина Н. Ф. - 2. 3.
| Закатова И. Н. - 6. 4.
| Тарасов Л. В. - 7. 1.
| Занков Л. В. - 11. 2.
| Толстой Л. Н. - 9. 1.
| Зухман Дж. - 11. 4.
| Тубельский А. Н. - 11. 3.
| Иванов И. П. - 11. 4.
| Унт И. Э. - 6. 5.
| Ильин Е. Н. - 4. 3.
| Филиппова Е. А. - 8. 4.
| Кабалевский Д. Б. - 6. 4. , 11. 4.
| Фирсов В. В. - 6. 3.
| Кирюшин В. В. - 6. 4. , 11. 4.
| Френе С. - 9. 2.
| Китайгородская Г. А. - 5. 3.
| Хазанкин Р. Г. - 8. 3.
| Колб Д. - 11. 5.
| Ховард Д. - 11. 6.
| Кочетов А. И. - 6. 4.
| Шадриков В. Д. - 6. 5.
| Краудер Н. - 6. 6.
| Шаталов В. Ф. - 5. 4.
| Кудина Г. Н. - 6. 4.
| Шваб Дж. - 11. 4.
| Кузин B. C. - 6. 4.
| Шевченко С. Д. - 5. 4.
| Курганов С. Ю. - 7. 2.
| Шейман В. М. - 5. 4.
| Кучер Т. В. - 6. 4.
| Шемшурина А. И. - 6. 4.
| Кушнир A. M. - 10. 1.
| Шмаков С. - 5. 1.
| Левин В. А. - 6. 4. , 11. 4.
| Штейнер Р. -9. 1.
| Леонтьев А. Н. - 10.
| Щетинин М. П. - 9. 4. , 11. 2.
| Лобок A. M. - 9. 3.
| Эльконин Д. Б. - 11.
| Лозанов Г. К. - 5. 3. , 9. 4.
| Эрдниев П. М. - 7. 3.
| Лысенкова С. Н. - 6. 1.
| Якиманская Н. С. - 11. 5.
| Махова К. В. - 8. 4.
| Ямбург Е. А. - 12. 1
|
|