Обратная связь
|
Социализация личности и развитие 5.3.1. Введение
Познание социальной организации, социальных отношений традиционно обозначается как процесс социализации.
Социализация — особый процесс включения ребенка в общество, результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в обшении и деятельности. Этот процесс может происходить как стихийно, так и целенаправленно (воспитание). Понятие «социализация» было введено в 40-е гг. в работах А. Долларда и Дж. Миллера. В разных научных школах оно получило различную интерпретацию: в необихевиоризме трактуется как социальное научение, в школе символического интеракционизма —-как результат социального взаимодействия, в гуманистической психологии — как результат самоактуализации Я-концепции и т.д.
Для успешной адаптации ребенку необходимо определить различия между социальным и предметным миром, выяснить закономерности взаимодействия с миром предметным и социальным. Для этого требуется определенный когнитивный базис. Кроме того, в процессе общения с окружающими людьми ребенок расширяет свой запас сведений о мире, формируется его мышление, возникает речь. Таким образом, когнитивное и социальное развитие ребенка тесно связаны.
В исследованиях когнитивного развития детей раннего возраста применяются экспериментальные методы и методы тестирования. Методики диагностики психомоторного, сенсорного, когнитивно-эмоционального развития детей, особенно самых ранних возрастных групп (новорожденные, младенцы), имеют ряд особенностей. Большинство тестов предполагает выполнение элементарных действий или устных инструкций. Большая часть тестов для младенцев предназначена для исследования сенсомоторного развития (способность поддерживать позу, манипулировать с предметами, следить за предметом
глазами и т. п.). Методики основываются на определенных нормативах-критериях, позволяющих вести наблюдения за проявлениями различных сфер психического развития ребенка. Оценка уровня развития базируется на фиксации выполнения нормативного задания (например, оперирование с кубиками особым образом) или обнаружении той или иной способности (например, движение по направлению к предмету и хватание его) [Бурлачук, Морозов, 1989].
За рубежом, а в последнее время и у нас в стране нашли широкое применение шкалы Н. Бейли (Bayley Scales of Infant Development, 1969, 1993). Методика предназначена для обследования детей в возрасте от 1 до 42 мес, и состоит из 3 частей: ментальная шкала (направлена на оценку сенсорного развития, памяти, способности к научению и решению проблемных ситуаций, зачатков развития речи, а также начальных стадий способности к обобщению и классификации); моторная шкала (оценивает уровень развития мышечной координации и манипулирования); шкала оценки поведения (оценивает характер социальных и объектных ориентации младенца, уровень внимания, особенности эмоциональной регуляции, качество грубой и тонкой моторики, а также обшую адекватность тестовых результатов в связи с состоянием ребенка в данный момент) [Сергиенко и др., 1996].
В исследованиях социального поведения младенцев широко применяются методы наблюдения в ситуациях разной степени структурированности. Особенно популярна разработанная М. Эйнсворт «ситуация чужого» («strange situation»). Она состоит в следующем. Вначале мать и ребенок помешаются в незнакомую комнату, где находится много привлекательных для малыша игрушек. Ребенок какое-то время играет в присутствии матери. Затем появляется незнакомый ему человек, и некоторое время они находятся в комнате втроем. Мать уходит, оставляя ребенка наедине с незнакомцем. Затем она возвращается, а незнакомец уходит, после чего ребенок на короткое время остается один; незнакомец возвращается. Наконец, появляется мать, а незнакомый человек покидает комнату [Hoeksma, Koomen, 1991].
5.3. Социализации личности и развитие
Поведение ребенка в этой ситуации по отношению и к матери, и к чужому оценивается по 7-балльным шкалам, таким, как поиск контакта, установление контакта, сопротивление, избегание; иногда оценивается также поисковое поведение во время разлучения с матерью и дистанция взаимодействия. Было выделено 3 группы детей, соответствующих 3 типам поведения в этой ситуации: надежно привязанные к матери, избегающие (избегают или игнорируют мать во время ее появлений) и сопротивляющиеся (одновременно со стремлением к близости с матерью они демонстрируют по отношению к ней гнев и отвержение). Иногда выделяется четвертая группа — дезорганизованные дети, не демонстрирующие никакого отчетливого паттерна поведения в описанной ситуации.
Большую роль играет концепция матери (этечментной фигуры) как надежной базы (secure base), позволяющей ребенку самостоятельно исследовать окружающий мир, обращаясь к матери лишь в случае опасности.
5.3.2. История исследований tu 'J H
Изучение когнитивного, эмоционального, социального развития детей имеет достаточно долгую историю. Так, уже в 1912г. появились тесты испытания «умственной одаренности» младенческих возрастов Ф. Кюльман, оценивавшие сенсорные способности, манипулирование, развитие крупных моторных движений, развитие речи, способность к подражанию и т. п. ,В 1925 г. появились «Таблицы развития» А.Гезелла, включавшие нормы по четырем сферам поведенческих проявлений; «моторика*, «язык», «адаптивное поведение», «личностно-социальное поведение».
В. Штерн — один из первых психологов, поставивших в центр своих исследований анализ развития личности ребенка, Он — создатель теории конвергенции. Психическое развитие в представлении Штерна — это саморазвертывание имеющихся у человека задатков, которое направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок. Так, в игровой деятельности он выделял форму (неизменную и связанную
с врожденными инстинктами) и содержание, которое задается средой, помогая ребенку понять, в какой деятельности он может реализовать заложенные в нем качества. Таким образом, игра служит не только для упражнения врожденных инстинктов, но и для социализации детей. По мнению Штерна, само развитие — это рост, дифференциация и преобразование психических структур. Дифференциацию он понимал как переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам.
Штерн был одним из первых, кто указал на роль схемы как ментальной структуры, помогающей перейти от представлений к понятиям.
Бихевиористы сводили социализацию к социальному научению, т. е. приобретению новых форм реакций путем подражания поведению других людей или наблюдения за ними. А. Бандура указывал, что люди способны представлять внешние влияния и ответную реакцию на них символически, в виде «внутренней модели внешнего мира». Благодаря этому даже в тех случаях, когда индивид не проявляет открытых реакций и не получает подкрепления, он, следя за подкрепляемыми действиями других, научается их имитировать.
Психоаналитические взгляды — прежде всего концепцию 3. Фрейда — можно обозначить как теорию конфронтации двух факторов: биологических тенденций и среды. Роль социальных влияний состоит в том, чтобы ограничить, табулировать поведение человека. Под давлением социальных норм врожденное вытесняется из сознания, создавая напряжение и конфронтацию между сознательным (социальным) и подсознательным (врожденным).
Существует несколько различных точек зрения на проблему соотношения двух основных линий в развитии человеческой психики: социальной и когнитивной (см. табл. 5.4).
Согласно Ж. Пиаже [Пиаже, 1994), первичным является когнитивное развитие (сенсомоторные схемы, конкретные, формальные операции и т. п.), а социальная функция подключается в гораздо более позднем возрасте (5—7 лет), подготавливая развитие социализации, показателем
5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Возраст, лет
| Психосексуальные стадии (Фрейд)
| Психосексуальные стадии (Эриксон)
| Когнитивные стадии (Пиаже)
| 0-1,5
| Оральная
| Доверчивость-подозрительность
| Сенсомоторная
| 1,5-3
| Анальная
| Автономия-сомнения и стыд
| Символическая
| 3-5
| Генитальная, эдипова
| Инициативность-чувство вины
| Интуитивные представления
| 6-11
| Латентный период
| Прилежание-чувство вины
| Конкретные представления
| 12-17
| Взросление: возобновление прежних конфликтов
| Идентичность-ролевая диффузия
| Формальные операции
| Таблица 5.4
Сопоставление учений о фазах развития Фрейда, Эриксона и Пиаже
(по: [X. Ремшмидт, 1994])
| начала которой служит преодоление эгоцентризма мышления. Если быть более точным, Пиаже не говорит о специфике познания социального мира, в отличие от предметного. При этом способности в той и другой области формируются прижизненно; врожденной характеристикой является только неспецифическая активность ребенка, а соотношение обеих линий развития определяется необходимостью адаптации.
Разумеется, существовала и альтернативная точка зрения, приверженцы которой подчеркивали специфику и важность именно социального взаимодействия для полноценного психического развития. Внимание к этой проблеме привлекли исследования Р. Шпитца (по: [Лангмейер, Матейчик, 1984]), в которых впервые было описано явление госпитализма у детей, воспитывавшихся в условиях дефицита социальных контактов. У таких детей наблюдались задержки в становлении локомоторных функций, патологические двигательные стереотипии, глубокая апатия, обедненность эмоциональной сферы. В интерпретации этого явления Шпитц опирался на теорию психоанализа, которая подчеркивала принципиальную важность ранних отношений с родителями и особенно с матерью для развития личности.
Эту линию исследований продолжили Дж. Боулби и М. Эйнсворт, сформулировавшие концепцию этечмента (привязанности) как избирательного аффективного
отношения ребенка с матерью, организующего его поведение (цит. по: [Hoeksma, Koomen, 1991]).
Поведенческая система привязанности — одна из основных систем поведения, имеющая биологическую природу и обладающая видовой специфичностью [Эйнсворт, 1994]. Она проявляется в поведении, которое позволяет индивиду держаться поблизости от одного или нескольких важных для него лиц (младенцу, например, вблизи своих воспитателей). Строго говоря, эте-чментное поведение проявляется только в ситуации страха, усталости или болезни. Внутренняя организация такого поведения находится под генетическим контролем, однако подвержена и влияниям среды.
При рождении ребенок обладает набором видоспецифичных элементов поведения, позволяющих ему поддерживать близость с воспитателем (к ним относится сигнальное поведение — плач).
Начальная фаза этечмента — между 8 и 12 неделями жизни — ребенок посылает сигналы, не адресованные конкретному лицу.
В фазе становления этечмента (в течение первого полугода) ребенок различает знакомых и незнакомых, предпочитая знакомых.
На стадии сформированного этечмента (после 6 мес.) ребенок способен предпринимать активные действия для достижения желаемой близости с воспитателем. Он создает внутренний образ воспитателя и начинает страдать от разлуки с ним. Поведение становится целенаправленным.
На стадии целевого партнерства (примерно на 3-м году жизни) ребенок научается сообразоваться с планами и представлениями ухаживающего за ним человека. Фазы этечмента сменяют друг друга в зависимости не только от развития социальных функций ребенка, но и от расширения его ментальных и психомоторных возможностей. Расширяется репертуар этечментных действий. Если на первой стадии это только мимика, плач, вокализации и контактные действия, то на
5.3. Социализация личности и развитие
второй стадии становится возможным координированное целенаправленное дотягивание, на третьей — ползание и лазанье. Постепенно ребенок становится способным к целенаправленному поведению, у него формируется представление о «постоянстве человека» (продолжении его существования за пределами прямой видимости). Наконец, он может понимать и учитывать чувства и намерения других людей.
Впоследствии эти работы были подвергнуты критике за сведение всего многообразия факторов, влияющих на развитие психики, только к качеству материнско-детского взаимодействия. Было показано, что депривация может принимать самые разнообразные формы и приводить к тяжелым последствиям, которые далеко не всегда являются фатальными и необратимыми для дальнейшего развития [Ланг-мейер, Матейчик, 1984J.
Исследования социализации ;<;: ^^ кр; в отечественных концепциях (-с : у.,,,.'
В отечественной психологии эта проблема разрабатывалась в основном в рамках культурно-исторической школы во главе с Л.С. Выготским. Согласно его теоретическим представлениям, первичным является социальное взаимодействие [Выготский, 1984]. Именно оно делает человека человеком (натуральные психические функции — высшими). Социальное развитие ведет за собой когнитивное. Однако, рассматривая ранние этапы онтогенеза психики, Выготский говорил о едином, взаимопроникающем ряде социально-биологического формирования личности ребенка. Признавая роль биологических, врож-денных программ развития на ранних этапах развития (приблизительно до 3 лет), он переносил затем центр тяжести на культурные факторы — общение, воспитание и т. п., делая их единственным источником развития высших психических функций. ,: .,.,,,, ,.,.., ... • •;..,
5.3.3. Современные направления
Варианты теорий этечмента <&*£№$•'.:>ч
Функция этечмента расширилась — от обеспечения безопасности, позволяющей преодолевать препятствия в самом раннем детстве до «надежной базы», способствующей развитию всех видов навыков и умений в более поздних возрастах.
Как правило, в классическом подходе к изучению этечментного поведения в центре рассмотрения оказывается ребенок и формирующаяся между ним и матерью (или другим воспитателем) связь. В то же время подчеркивается определяющая роль сензитивности матери и ее роли в формировании и регуляции взаимодействия. В русле этого подхода выполнено большое количество исследований, посвященных, в частности, изучению особенностей взаимодействия депрессивных матерей со своими детьми, а также влияния послеродовой материнской депрессии на дальнейшее развитие ребенка. В результате было обнаружено влияние материнской депрессии на раннее (по крайней мере, в первые полтора года) когнитивное развитие детей, особенно мальчиков [Murray et al., 1993).
Совершенно другой подход к изучению ранних материнско-детских отношений предлагается ннтеракцновистамн (Бразелтон, Стерн, Троник, Фильд). Они рассматривают материнско-детское взаимодействие как таковое, в частности как организацию диадического поведения. Особый интерес здесь вызывает степень координации и взаимной адаптации во взаимодействии, определяющая качество взаимодействия и, следовательно, качество связи между матерью и ребенком. В этом подходе не только учитывается сензитивность матери по отношению к ребенку, но и подчеркивается очень рано возникающая способность ребенка участвовать во взаимодействии. При этом взаимодействие рассматривается как система, регулируемая обоими партнерами, которые постоянно вносят изменения в свое поведение на основе обратной связи от другого.
Процесс кинематической подстройки — ритмический цикл взаимодействия матери и ребенка — описан А. Бразелтоном (по:
|
|