ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
гии. Выживаемость человеческого организма в первом случае будет под угрозой из-за огромной истошаемости, а во втором — из-за слабого, пассивного усвоения субъектом предметного мира. Именно в этом и состоит, с нашей точки зрения, приспособительная, адаптивная роль темперамента.
К настоящему времени в многочисленных исследованиях удалось не только экспериментально выделить теоретически ожидаемые свойства темперамента, вытекающие из структуры функциональной системы, но и найти их устойчивые комбинации. Было установлено, что в структуре психической активности существуют три относительно независимых компонента. Наиболее важным из них является «эргич-ность» (выносливость), которая соответствует «афферентному синтезу» и характеризует меру напряженности процесса взаимодействия человека-субъекта с предметной средой (в том числе и с собой) и другими людьми. Другой важнейшей формально-динамической характеристикой активности является «пластичность», соответствующая блоку «программирования», в которой отражается легкость (гибкость) процесса переключения с одних программ поведения на другие. Третий компонент психической активности — «скорость», соответствующая блоку «исполнения», характеризует уровень координации всех подсистем организма и отражает, как быстро протекают психические процессы. В структуре эмоциональности был выделен только один фундаментальный параметр — порог чувствительности к несовпадению реального результата действия с «акцептором результата действия» (по терминологии П.К.Анохина). В этом параметре отражается основное свойство эмоциональности — «впечатлительность, ранимость». Все остальные эмоциональные характеристики (радость, гнев, страх и т. д.), с нашей точки зрения, являются производными сочетаниями различных уровней активности и порога эмоциональной чувствительности. Например, радость представляет собой сочетание высокой психической активности и высокого порога эмоциональной чувствительности; гнев — вы-
сокой психической активности и низкого эмоционального порога; страх — низкой психической активности и низкого эмоционального порога и т. д. Было показано, что выделенные четыре фундаментальных свойства темперамента могут отличаться в зависимости от сферы проявления темперамента: психомоторной, интеллектуальной или коммуникативной (Русалов, 1989, 1990]. Таким образом, максимальное число основных шкал темперамента, изучаемое в лаборатории, может достигать двенадцати, что нашло свое отражение в конструировании нового варианта ОСТ — опросника формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ).
Сопоставление выявленных свойств темперамента с индикаторами общих свойств нервной системы показало, что. например, индивидуальный темп (скорость) поведения положительно коррелирует с уровнем пространственно-временной синхронизации ЭЭГ-процессов. Пластичность поведения положительно связана с вариабельностью вызванных потенциалов. Эргичность (выносливость) сопряжена с уровнем энергии медленных ритмов ЭЭГ [Русалов, 1979).
На основе разработанной в лаборатории теоретической модели темперамента удалось сконструировать специальный тест-опросник, позволяющий измерить свойства темперамента человека. Опросник структуры темперамента (ОСТ) — уникальный отечественный тест, прошедший психометрическую валидизацию. Было показано, что шкалы ОСТ высоко коррелируют с объективными тестами, экспертными оценками, а также опросниками, содержание шкал которых известно и аналогично некоторым шкалам ОСТ (тест Айзенков, тест Стреляу и др.). Кроме того, ОСТ обладает высокой ретестовой надежностью и прошел стандартизацию с учетом возраста испытуемых [Храмов, 1993]. Тест-опросник (ОСТ) позволил исследовать не только структуру, половые различия, генетические и психофизиологические предпосылки формирования, но и закономерности взаимодействия темперамента с другими вышележащими структурами индивидуальности, а именно ~
с общим интеллектом и творческими способностями- Например, установлено, что темпераментальные свойства оказывают влияние на процесс формирования общеинтеллектуальных способностей человека преимущественно на ранних этапах его развития. По мере нзросления подключаются специальные факторы (знания, умения, навыки), приводящие к формированию таких динамических характеристик интеллекта (общеинтеллектуальных способностей), которые практически не зависят от темпераментального уровня регуляции поведения. На этом основании было введено специальное понятие «формально-динамический интеллект» (или первооснова общеинтеллектуальных способностей). Формально-динамический интеллект является подсистемой формально-динамических свойств индивидуальности (общего темперамента) и характеризуется сходной гомологичной структурой свойств. Формально-динамические характеристики интеллекта и формально-динамические измерения темперамента (интеллектуальная эргичность/темпераментальная эргич-ность, интеллектуальная пластичность/ темпераментальная пластичность, интеллектуальная скорость/темпераментальная скорость, интеллектуальная саморегуляция/эмоциональный порог имеют, по-видимому, общие генетические и нейрофизиологические источники (задатки) [Дудин, 1993; Семенченко, 1996].
Экспериментально удалось подтвердить, высказанные ранее предположения [Русалов,1982, 1986, 1989] о том, что темперамент может рассматриваться не только как задаток общих способностей, но и как важнейшая природная предпосылка развития творческих способностей. Было показано, что н структуре творческих способностей можно выделить две категории характеристик: а) содержательные, такие, как «оригинальность», «продуктивность» и др., которые определяются уровнем знаний, социальным опытом и мотивацией испытуемых; б) формально-динамические — «беглость» и «гибкость», которые обусловлены преимущественно темпераменталь-ными факторами независимо от возраста и профессиональной ориентации испытуе-
15*
мых. Установлено, что «беглость» как компонент творческих способностей обусловлена преимущественно темпераменталь-ной пластичностью и темпом (как в предметной, так и социальной сферах). Показано, что «гибкость» как компонент творческих способностей зависит преимущественно от эмоциональности (социальной) и общей темпераментальной активности.
5.4.5. Нерешенные проблемы и перспективы их исследований
Считается общепризнанным, что свойства темперамента наследуются, однако каждый раз при создании того или иного конкретного метода, нацеленного на измерение темперамента, необходимо проведение специальных контрольных психогенетических исследований, которые подтвердили бы наследуемость данного набора изучаемых свойств темперамента. Такая психогенетическая валидизация необходима и для метода ОСТ.
Предстоит уточнить роль темперамента как важнейшей предпосылки становления личностных, когнитивных и стилевых свойств, связанных, например, с адаптацией детей к школе, профессиональной пригодностью, поведением человека в экстремальных условиях. Прежде всего необходимо сопоставить свойства темперамента, определенные по методу ОСТ, с базальными личностными свойствами, диагностируемыми с помощью широко известных пяти-факторных личностных опросников (например, метод NEOAC-BIG FIVE, Costa and MacCrae), что позволило бы вплотную подойти к экспериментальному решению проблемы о соотношении темперамента и характера человека. Предстоит лаборатор-но-экспериментальная валидизация модифицированного варианта метода ОСТ — универсального теста оценки формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ). Используя данный метод, можно измерить формально-динамические свойства не только в психомоторной и коммуникативной сферах, но и в интеллектуальной, что даст возможность более
5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
обстоятельно и глубоко ответить на вопрос о темпераментальных задатках общих способностей.
Необходимо принципиально по-новому подойти к решению проблемы типологии темперамента, которая обычно соответствует тому или иному уровню представлений о биологических основах темперамента: у Гиппократа, например, в основе темперамента лежат четыре жидкости, отсюда — четыре типа темперамента; у Э. Кречмера — три типа телосложения, которые соответствуют трем типам темперамента; у И.П. Павлова — четыре типа высшей нервной деятельности и соответственно четыре типа темперамента. В настояшее время наиболее часто под типом темперамента понимают устойчивое сочетание крайних вариантов тех или иных шкал темперамента. Например, согласно мнению Г. Айзенка, тип темперамента представляет собой сочетание крайних вариантов двух ортогональных шкал: I) экстраверсии-интро-версии и 2) эмоциональной стабильности—эмоциональной лабильности (или нейротицизма). Айзенк соотносит выделенные «типы» темперамента с гиппокра-товскими: сочетание крайней выраженности экстраверсии и эмоциональной устойчивости — с типом сангвиника; экстраверсии и эмоциональной лабильности — с типом холерика; интроверсии и эмоциональной устойчивости — с типом флегматика, а интроверсии и эмоциональной лабильности — с типом меланхолика.
Если же в основу темперамента поло-жить общую конституцию организма (всю биологическую подсистему человека или хотя бы основные психофизиологические индикаторы общих свойств нервной системы), то можно предполагать, что типов темперамента будет столько, сколько типов общих конституций. К сожалению, мы еще далеки от знания точного количества типов общих свойств нервной системы, не говоря уже о количестве типов конституций человеческого организма, хотя современная вычислительная техника и математика (таксономия) делают эту проблему вполне решаемой. До сих пор, однако, предметом многомерной классификации являются лишь наборы отдельных призна-
ков, относящихся к тем или иным подсистемам человеческого организма, а не к общей конституции в целом, в которую следует включать и генетические, и биохимические, и соматические, и, конечно же, общие свойства нервной системы человека. Очевидно, что недалеко то время, когда мы будем располагать более точными сведениями об основных биологических типах человеческого организма как целого, что позволит создать более точную классификацию типов темперамента человека.
5.4,6. Практические приложения
Представления о темпераменте, методы его оценки широко применяются в педагогической практике, в системе профотбора, в медицине и других сферах общественной практики. Во многих прикладных исследованиях темперамент рассматривается как важнейший фактор трудовой, учебной и спортивной деятельности. Показана роль темперамента как важнейшего компонента индивидуального стиля деятельности, который обеспечивает оптимальную «сопряженность» требований деятельности и индивидуально-психологических особенностей человека. Установлено, что наиболее явственно роль темперамента выступает в тех трудовых, учебных и спортивных ситуациях, где наблюдается высокий уровень нервно-психического напряжения (или стресс). Для некоторых профессий установлен профиль темпераментальных свойств, который является оптимальным для данной профессии. Например, для лиц, склонных заниматься бизнесом, характерны более высокие значения коммуникативной эргичности и скорости и более низкие значения по шкале пластичности и эмоциональности. Экспериментально показано, что оптимум и пессимум продуктивности в стрессовых ситуациях значительно ниже у лиц с меланхолическим темпераментом (у лиц, обладающих низким уровнем эргичности) по сравнению с теми, кто имеет высокие показатели эргичности. Было также установлено, что при формировании индивидуального стиля, например, спортивной деятельности, т. е.
в процессе приспособления темперамента к требованиям спортивной деятельности наблюдаются закономерности двоякого рода: 1) в зависимости от психологических условий деятельности одни и те же свойства темперамента проявляются различным способом: они могут либо тормозиться, либо усиливаться; 2) в зависимости от особенностей темперамента успешность выполнения одной и той же деятельности в разных условиях различна.
Список литературы
Айзенк Г. Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или 3? Критерии таксономической парадигмы// Иностр. психология. 1993. Т. 1, № 2. С. 9-23.
Ананьев Б. Г. О проблемах современного че-ловекознания. М.: Наука, 1977.
Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968.
Белоус В. В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии//Психол. журн. 1981. Т. 2, № 1. С. 45-55.
Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.
Дудин С.И. Темперамент как основа развития общих способностей: Дис. ... канд. психол. наук. М.: ИП РАН, 1993.
Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1924.
Леонгардт К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.
Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. Пермь, 1973.
Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.
Небылицын В.Д. Избранные психологические труды/Под ред. Б.Ф.Ломова. М.: Педагогика, 1990.
Павлов И.П. Полное собрание сочинений. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. Т. 3, кн. 2.
Равич-Щербо И.В. (ред). Роль среды и на следственности в формировании индивидуальности человека. М.: Педагогика, 1988. '•*•
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.
Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979.
Русалов В.М. Психофизиологическая основа взаимодействия темперамента и общих способностей человека//Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. С. 198-205.
Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств челове-ка//Вопр. психологии. 1985. № 1. С. 19-32.
Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности//Пси-хол. журн. 1986. Т. 7, № 4. С. 23-35.
Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека//Психол. журн. 1989. Т. 10, № 1. С. 10-21.
Русалов В.М. Природные предпосылки индивидуального поведения как фактор становления индивидуальности человека//Журн. высшей нервной деят. 1989. Т. 34, вып. 3. С. 403-414.
Русалов В.М. Опросник структуры темперамента: Метод, пособие. М.: ИП АН СССР, 1990.
Русалов В.М. Измерение темперамента чело-века//Психол. журн. 1992. Т.13, № 2. С. 133-140.
Семенченко Е.В. Возрастные особенности соотношения темперамента и интеллекта у детей 7-12 лет: Дис. ... канд. психол. наук. М.: ИП РАН, 1996.
Стреляу Я. Местоположение регулятивной теории темперамента (PTS) среди других теорий темперамен-та//Иностр. психология. 1993. Т. 1, № 2. С. 37-48.
Теплов Б.М. Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. Т. 2.
Храмов Е.В. Концептуально-конструктная и эмпирическая валидизация опросника структуры темперамента: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1993.
Buss A., Plomin R. Temperament theory of personality development. N.Y., 1976.
Thomas A., Chess S. Temperament and deve lopment. N.Y., 1977. ,;
5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Структура личности
5,5.1. Введение
В энциклопедиях и словарях понятие «личность» определяется как: 1) человек, индивид как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного обшества или общности. Первое из приведенных определений носит общий, философский характер, второе же достаточно часто используется психологами [Платонов, 1986]. Если исходить из такого понимания личности, то ее изучение подразумевает исследование внешних характеристик человека, его поведения. Однако предметом изучения психологии личности являются внутренние закономерности, которые детерминируют все проявления человека.
Изучение детерминант поведения неизбежно ставит вопрос о структуре личности, что в свою очередь предполагает выделение элементов, ее составляющих, исследование свойств каждого из них и характера взаимосвязей между элементами, образующих структуру как целое.
Современные теории личности характеризуются большим разнообразием как элементов, входящих в структуру личности, так и системообразующих факторов, объединяющих элементы в систему. Как справедливо отмечал Р. Кеттел, «в психологии никогда не ощущалось недостатка в теориях личности», что привело к ситуации, когда «небольшие ростки точно сформулированных гипотез легко теряются в буйных зарослях непроверяемых, но грандиозных теорий» [Cattell, 1977, р. 3].
Преодоление этой тенденции в первую очередь требовало разработки корректных процедур измерения, используемых в психологии для описания личности. К настоящему времени в психологии личности разработан арсенал измерительных методов, включающий: ... ч, ,.
интервью; , . :. .
экспертные оценки; ,
наблюдение;
семантический дифференциал; ! репертуарные решетки; , .
психологические тесты: а) опросники; б) проективные методы; в) объективные методы.
Давая сравнительный анализ приведенным методам, Пауль Кляйн [Kline, 1983]. один из ведущих специалистов в области психометрики, отмечает, что наибольшую ценность для научного описания личности представляют психологические тесты (автор оговаривает при этом необходимость совершенствования методов формализации и анализа результатов проективных тестов).
Наличие в рамках конкретной теории личности разработанного психометрического инструментария делает возможной эмпирическую проверку ее положений, что особенно важно зля реализации естественнонаучного подхода к изучению личности.
Еще одной проблемой исследований является определение набора элементов, необходимого и достаточного для описания структуры личности, (Более подробно эта проблема будет рассмотрена ниже.) Необходимо отметить, что в прикладных исследованиях структуры личности в состав характеристик, согласно традиции, не включаются особенности когнитивных процессов.
Хотя такое разделение недостаточно обоснованно и ряд авторов ставят его под сомнение (Р. Кеттел, Г. Олпорт, К.К. Платонов и др.), на методическом уровне оно отражается в том, что большинство современных методов диагностики личности не имеет шкал оценки уровня развития познавательных способностей человека.
5.5.2, Краткая история исследований структуры личности
Исследования личности неразрывно связаны с изучением индивидуально-психологических различий. Первое систематизированное описание индивидуальных особенностей поведения принадлежит ученику Платона Теофрасту и изложено в трактате «Характеры». Ключевым для Теофраста являлся вопрос: «Почему греки, живущие в одних и тех же климатических условиях, воспитанные и получившие образование по одной системе, так сильно
различаются между собой?». Не найдя на него ответа, Теофраст ограничился описанием тридцати «характеров», каждый из которых был выделен по преобладающей негативной характеристике поведения (порочность, льстивость, хвастовство и т.д.) и стал результатом обобщения наблюдений автора.
Отмеченные Теофрастом характеристики вполне могут быть применены и для описания наших современников. Так, двумя тысячами лет позже английский исследователь А. Робак [Roback, 1931] писал: «Благодаря авторам античности и их прототипам с определенной долей уверенности можно утверждать, что природа людей, разделенных веками и океанами, остается той же, иначе говоря, люди характеризуются одними и теми же индивидуальными различиями, будьте древние греки или американцы двадцатого столетия».
Работа Теофраста стала первым опытом идеографического подхода в психологии, суть которого на современном этапе сводится к абсолютизации уникальности каждой личности и вытекающей отсюда невозможности естественнонаучного подхода в психологии.
Незадолго до появления трактата «Характеры» мыслитель и врач Гиппократ заложил основы другого подхода к решению того же вопроса. Созданное им учение о четырех типах темперамента, получившее развитие в работах его последователя Гал-лена, дало начало номотетическому подходу в психологии. В рамках этого подхода основной акцент ставится на вскрытие причинно-следственных связей, объясняющих актуальное поведение человека.
Бурное развитие теоретических и эмпирических исследований структуры личности наблюдается в конце XIX - начале XX столетия и связано с появлением работ таких выдающихся психологов, физиологов и клиницистов, как Вундт, Кеттел, Кречмер, Олпорт, Павлов, Фрейд, Хаггард, Штерн и их многочисленных последова-гелей. Именно в это нремя происходит становление психологии как экспериментальной науки, теоретически обосновывается возможность эмпирического исследования устойчивых поведенческих характеристик (концепция черт), изучаются био-
логические основы поведения (типы соматической конституции и высшей нервной деятельности), применяются математические методы в психологии (факторный анализ).
Применение естественнонаучного подхода в психологии обусловило дифференциацию предмета исследования. X. Хаггард и К. Фрай [Haggard, Fry, 1936], авторы фундаментального исследования «Анатомия личности*, представили структуру личности, состоящую из пяти основных элементов, в целях ее дальнейшего анализа:
телосложение;
импульсы или движущие силы;
интеллект; - . ., „.- ,.,
темперамент;
Эго (самосознание).
В различных вариациях выделенные авторами этой работы элементы структуры личности встречаются в большинстве современных теорий, В первые десятилетия нашего века преобладающей тенденцией исследований стало изолированное, углубленное изучение одного или нескольких перечисленных элементов.
Результатом аналитического этапа развития психологии личности явилась разработка ряда теорий, различающихся как по основаниям анализа личности, так и по предлагаемым авторами системообразующим механизмам или факторам, определяющим целостность личности. Основные теории, их авторы и периоды, в течение которых были созданы эти концепции, обобщены в табл. 5.5 (приводится по: [Хьелл, Зиглер, 1997)).
Ряд из представленных в этой таблице теорий продолжает свое развитие и в настоящее время, в некоторых случаях самими авторами (Айзенк, Кеттел, Бандура), в других — усилиями их последователей (некоторые психоаналитические и когнитивные теории).
Приведенный в табл. 5.5 перечень теорий личности, сложившихся в нашем столетии, демонстрирует высокую степень их разнообразия. Некоторые из теорий вступали в явные противоречия, выливавшиеся порой в достаточно острые дискуссии между авторами. Наиболее принципиальный характер для современной психологии, на наш взгляд, носила дискуссия между сто-
5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИВ
|