Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

О предмете социальной психологин.

В любой отрасли науки предмет исследо­вания является основным дифференци­рующим ее признаком. Несмотря на то что сегодняшние представления о предмете многообразны, можно выделить основные точки зрения.

Предметом социальной психологии являются:

1. Социально-психологические харак­теристики (свойства, процессы и состоя­ния) индивида как субъекта социальных отношений. Другими словами, социальная психология изучает те особенности чело­века, которые проявляются в результате его включения в различные социальные группы, отношения с другими людьми, в систему общественных (политических, экономических, правовых, управленческих и других) отношений, социальную микро-и макросферу в целом. Наиболее часто изучаются такие проявления личности в конкретных группах, как: общительность и конформность, толерантность и агрес­сивность, совместимость с группой и кон-фликтогенность и т. д.

2. Феномен взаимодействия между людьми и как частная, но наиболее инте­ресная его форма — общение. К данному теоретическому подходу относятся много­численные исследования супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, коррекционного, психо­терапевтического и многих других бидон обшения. Следовательно, наиболее типич­ными объектами изучения (субъектами взаимодействия и общения) являются та-кие диады, как: учитель-ученик, препо­даватель-студент, врач-больной, консуль­тант-клиент, руководитель—исполнитель,


командир-подчиненный, родитель—ребе­нок и т. д.

Взаимодействие как социально-психо­логический феномен может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым, что де­тально изучается в социальной психоло­гии и существенно расширяет границы ее предмета.



3. Социально-психологические харак­теристики (свойства, процессы, состоя­ния) социальных групп как целостных образований. В отличие от индивида груп­па — коллективный субъект, не сводимый к какому бы то ни было индивиду — это, например, социально-психологический климат и атмосфера в группе, групповая напряженность и конфликтные отноше­ния (групповые состояния), лидерство и групповое давление, групповое принятие решений и совместные действия (группо­вые процессы), совместимость и сработан­ность, сплоченность и конфликтность (групповые свойства) и т. п. Традицион­ными для социальной психологии объек­тами исследования являются различные малые группы (семья, учебные, воинские и трудовые коллективы, группы друзей, круг общения и т.д.).

4. Массовые психические явления, субъектами которых, как правило, высту­пают средние по количественному составу и большие социальные группы. Социаль­ные психологи концентрируют внимание на исследовании паники, распространения в широких масштабах слухов, возникно­вения массовых апатий и страхов, моды, обычаев и традиций. Особый интерес вы­зывают такие группы, как толпы, большие диффузные (неконтактные) и др.

5. Собственно психологические меха­низмы социальных влияний на человека и его общности как участников социаль­ной жизни, субъектов социального взаи­модействия. Типичными для социально-психологического исследования стали механизмы убеждения, внушения, психо-



6.1. История и методы социальной психологии


 


логического принуждения, подражания, психического заражения, идентификации, интериоризации, проекции и др. Данный взгляд на предмет социальной психологии наиболее характерен для исследователей таких направлений, как социальный конт­роль и управление поведением людей в социальной среде, социализация личности, формирование социальных норм и правил поведения, воздействие на личность и группы средств массовой информации и т. п.

В настоящее время рассмотрение пред­мета социальной психологии — это важ­ная теоретическая проблема. Сложив­шиеся представления о предмете можно квалифицировать как чрезвычайно диффе­ренцированные, что характерно для боль­шинства пограничных, смежных отраслей науки, к числу которых относится и соци­альная психология. Не снимая вопроса о предмете, сегодня целесообразнее говорить о «предметном поле» социальной психо­логии.

Если придерживаться более «узкого» и конкретного понимания предмета (напри­мер, какой-то из пяти сформулированных позиций), то неизбежно сталкиваешься с некоторыми ограничениями в вопросе об объектах социатьной психологии. «Узкое» понимание предмета может «диктовать» выбор объекта социально-психологичес­кого исследования. Если же опираться на теоретическое положение о существовании «предметного поля», то основными объ­ектами социальной психологии являются личность в группе, межличностное взаимо­действие, малая группа, межгрупповое взаимодействие и большая группа.

Конечно, можно пытаться интегриро­вать большинство сложившихся на сегод­няшний день теоретических подходов к пониманию предмета социальной психо­логии. Результатом этих попыток обычно становятся два распространенных варианта: либо эклектичное формулирование пред­мета социальной психологии, т. е. меха­ническое соединение двух или трех предме­тов в одном определении, либо несколько абстрактное его толкование как некоторого «надпредмета» или «метапредмета». При­мером такого понимания может быть следующее: социальная психология изучает психологические явления (свойства, про-


цессы и состояния), характеризующие индивидуального и группового субъектов социального взаимодействия.

Структура социальвой психологии. В данном контексте подструктурой пони­мается строение социальной психологии, взаиморасположение и связь основных составляющих ее частей. Структура соци­альной психологии в каждый историчес­кий период ее развития, в том числе и современное состояние, является резуль­татом взаимодействия двух принципиально различных (даже противоположных), но тесно связанных процессов: дифференциа­ции, т. е. дробления, разделения социальной психологии, и интеграции ее с другими (не только психологическими) отраслями науки.

Дифференциация социальной психоло­гии происходит по многим направлениям, однако главные тенденции прослежива­ются в следующем:

Ведущая ориентация на теоретический, эмпирический (в частности, эксперимен­тальный) или практический анализ порож­дает соответственно теоретическую, эмпи­рическую (или экспериментальную) и практическую социальную психологию. Эти взаимосвязанные части социальной психологии по-разному реализуют основ­ные функции науки. Если теоретическая социальная психология призвана объяс­нять природу социально-психологических явлений и прогнозировать их динамику и определенных социальных условиях, то эмпирическая социальная психология точно описывает эти явления, раскрывает внутренние закономерности их функцио­нирования и развития. Практическая же социальная психология разрабатывает и реализует программы оптимизирующего воздействия на те же явления, т. е. должна управлять ими. Они различаются и тем, чем приходится оперировать, что должно получиться в результате и др.

Дифференциация социальной психоло­гии, особенно практической, произошла в ходе ее приложения к различным сфе­рам общественной жизни человека и его общностей. В результате к настоящему времени сформировалась промышленная социальная психология, социальная пси­хология сельского хозяйства, торговли.



6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


 


образования, семьи, науки, массовых ком­муникаций, спорта, искусства и др. Этот процесс интенсивно продолжается в сфе­рах политики, экономики, рекламы, куль­туры в целом (не только искусства) и т. д,

Социальная психология дифференци­ровалась также в процессе исследования основных видов жизнедеятельности чело­века. Сложились такие ее части, как соци­альная психология труда, познания (в том числе учения), творчества, общения, игры и т. п. В свою очередь из ведущей части — социальной психологии труда — образо­вались различные виды трудовой деятель­ности; отдельные из них стали заметными отраслями в современной психологии: социальная психология управления, руко­водства, предпринимательства и т. д. Дан­ное основание дифференциации содержит в себе огромный потенциал дальнейшей спецификации социальной психологии.

Любая дифференциация социальной психологии может рассматриваться как относительно условная. Например, соци­альная психология торговли как отрасль одновременно изучает торговлю, с одной стороны, как сферу общественной жизни людей и становится тем самым в один ряд с промышленной социальной психологией и другими, а с другой — как вид деятель­ности людей (продажа товаров), исследуя частный вид труда. То же самое можно сказать о социальной психологии управ­ления, которая изучает и управленческий труд, и управление как сферу обществен­ной жизни людей.

Строение современной социальной психологии, особенно исследовательской, будет неполным, если не представить се дифференциацию по основным объектам исследования. В результате ее структуру составляет социальная психология лич­ности, психология взаимодействия, в том числе отношений и общения (т. е. объект исследования — система «личность—лич­ность*), психология малых групп, меж­групповых отношений и взаимодействий («группа-группа»), больших социальных групп и массовых психических явлений. Названные пять разделов социальной пси­хологии логично было бы дополнить ис­следованиями таких важных объектов, как:


«личность-малая группа», «личность-большая группа», «малая группа-большая группа»; однако выделения соответствую­щих им разделов не произошло из-за «про­межуточного» характера указанных объек­тов, которые исследуются в контексте вышеперечисленных основных разделов. Чрезвычайно медленно формируется и такой раздел, который можно было бы назвать как «Психология общества», т. е. в нем общество в целом должно рассмат­риваться как качественно специфический объект по сравнению с большими соци-ачьными группами. Этот процесс затруд­нен прежде всего потому, что в исследова­нии такого объекта теряется специфика социально-психологического метода в сравнении с социологическим. Общество как объект исследования относится пока, скорее, к социологии, чем к социальной психологии,

В данной главе структура социальной
психологии представлена разделами, соот­
ветствующими основным объектам ее
исследования, и дополненными вводной
теоретической и заключительной частями,
посвященными некоторым прикладным
социально-психологическим отраслям —
политической, экономической и этничес­
кой психологии, — выбор которых опре­
деляется более высокой степенью их раз­
работанности. . > -^-

Структурирование современной соци­альной психологии невозможно понять, не рассмотрев интеграционных процессов, в которые она включена. Это относится прежде всего к интеграции социальной психологии с многочисленными психоло­гическими отраслями, на «стыке» которых возникла большая совокупность социально-психологических направлений исследова­ния, постепенно оформившихся в относи­тельно самостоятельные подотрасли — части социальной психологии. Этот «кон­тур* (или уровень) интеграции можно обо­значить как внешний социально-психоло­гический. Социальная психология лич­ности, например, сформировалась как результат интеграции социальной психо­логии с психологией личности, социопсихо-лингвистика — социальной психологии с психолингвистикой, социально-педагоги-



6.1. История иметоды социальной психологии


 


ческая психология — социальной и педа­гогической психологии и т.д. Как смеж­ные психологические отрасли образова­лись социальные психологии: труда, уп­равления, спорта, искусства, социально-историческая и социально-политическая психология, психология межнациональ­ных отношений. Этот интеграционный процесс продолжается — и настоящее время идет интенсивное формирование социально-экономической и социально-экологичес­кой психологии.

Таким образом, описанные ранее час­ти социальной психологии, которые раз­делились и влились в различные сферы об­щественной жизни и виды жизнедеятель­ности человека, дифференцировались именно в «зонах» интеграции социальной психологии с другими психологическими отраслями. В этом смысле процессы диф­ференциации и интеграции социальной психологии, несмотря на их полярность, тесно взаимосвязаны.

Интеграционные процессы характерны и для самой социальной психологии — это внутренний социально-психологический «контур» интеграции. Проявляется он в объединении теоретического, эмпиричес­кого и практического методов анализа социально-психологических ланных, в одно­временном изучении различных социально-психологических объектов (например, личности в группе, личности и малых групп в организации, малых групп н кон­тексте больших социальных групп и т. п.). Наиболее очевидным направлением внут­ренней интеграции социальной психоло­гии является объединение ее частей, диф­ференцировавшихся по сферам общест­венной жизни и видам жизнедеятельности людей. В результате возникло и продол­жает пояиляться множество интегрирован­ных научных направлений, например: пси­хология руководства педагогическим кол­лективом (на стыке социальной психоло­гии управления и социальной психологии образования ведутся исследования под руководством Р.Х. Шакурова), психология руководства научным коллективом (МП Яро-шевский). социальная психология творче­ства инженеров (Э.С. Чугунова), психоло­гия познания в процессах общения (Ю.К. Корнилов) и т.д.


6.1.2. История отечественной '

социальной психологии , м^-м*# в.»•

Отечественная социальная психология возникла на рубеже XIX и XX вв. Путь ее становления — это: зарождение социальной психологии и общественных и естествен­ных науках; отпочкование от родительских дисциплин (социологии и психологии) и превращение в самостоятельную науку; возникновение и развитие эксперимен­тальной социальной психологии.

История социальной психологии в нашей
стране имеет четыре периода: I — 60-е гг.
XIX в. - начало XX в., И - 20-е гг. -
первая половина 30-х гг. XX в.; НЕ — вторая
половина 30-х — первая половина 50-х гг.;
IV — вторая половина 50-х — вторая по­
ловина 70-х гг. XX в. , . ,.,,,.,

Первый период

(60-е гг. XIX в. - начало XX в.) '•

Развитие социально-психологических идей происходило главным образом внутри прикладных психологических дисциплин. Обращалось внимание на психологические особенности людей, проявляющиеся в их взаимодействии, совместной деятельности и общении.

Основной эмпирический источник со­циальной психологии находился вне пси­хологии. Знания о поведении личности в группе, групповых процессах накаплива­лись военной и юридической практикой, медициной, при изучении национальных особенностей поведения, верований и обычаев. Эти исследования в смежных областях знания, в разных сферах практики отличались богатством поставленных со­циально-психологических вопросов, свое­образием принимаемых решений, уни­кальностью социально-психологического материала проведенных исследований, наблюдений, экспериментов (Будилова, 1983).

Социально-психологические идеи в этот период успешно развивали представи­тели общественных наук, прежде всего — социологи. Для истории социальной пси­хологии большой интерес вызывают раз­работки представителей психологической



СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


 


школы в социологии (П.Л.Лавров, Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, Н.К. Ми­хайловский. Наиболее разработанная соци­ально-психологическая концепция со­держится в трудах Н.К. Михайловского (1906-1914). По его мнению, социально-психологическому фактору принадлежит решающая роль в ходе исторического про­цесса. Законы, действующие в социальной жизни, необходимо искать в социальной психологии. Михайловскому принадлежит разработка психологии массовых социаль­ных выступлений, одной из разновиднос­тей которых являются революционные движения.

Действующие силы социального разви­тия — это герои-предводители и толпа. Сложные психологические процессы воз­никают при их взаимодействии. Толпа в концепции Н.К. Михайловского выступает как самостоятельное социально-психоло­гическое явление. Вожак управляет толпой. Его выдвигает конкретная толпа в те или иные моменты исторического процесса. Он аккумулирует разрозненные, возника­ющие в толпе силы, чувства, инстинкты, мысли. Отношения между героем и тол­пой определяются характером данного исторического момента, определенного строя, личными свойствами героя, психи­ческими настроениями толпы.

Итоговый вывод Михайловского состоит в том, что психологическими факторами развития общества являются подражание, общественное настроение и социальное поведение.

Социально-психологическая проблема­тика в правоведении представлена теорией Л. И. Петражицкого. Он — один из осно­вателей субъективной школы в правове­дении. Петражицкий считал, что психоло­гия представляет собой фундаментальную науку, которая должна стать основой об­щественных наук. По его мнению, реально существуют только психические явления, а социально-исторические образования — это их проекции, эмоциональные фанта­зии. Развитие права, морали, этики, эсте­тики является продуктом народной пси­хики. Как правоведа его интересовал во­прос о мотивах человеческих поступков, социальных нормах поведения. Истинный мотив поведения — эмоции.


Особое место в предреволюционный период развития российской социальной психологии занимает В.М. Бехтерев. Свои занятия социальной психологией он начи­нает в конце XIX в. В 1908 г. публикуется текст его речи на торжественном собра­нии Санкт-Петербургской военно-меди­цинской академии. Эта речь была посвя­щена роли внушения в общественной жизни. Социально-психологической явля­ется его работа «Личность и условия ее развития» (1905). В специальной социаль­но-психологической работе «Предмет и задачи общественной психологии как объ­ективной науки» (1911) содержится развер­нутое ихчожение взглядов Бехтерева о сущ­ности социально-психологических явле­ний, предмете социальной психологии, методах этой отрасли знания. Через 10 лет он публикует свой фундаментальный труд «Коллективная рефлексология» (1921), ко­торый может рассматриваться как первый в России учебник по социальной психо­логии. Эта работа стала логическим раз­витием его общепсихологической теории, ставшей основой специфического россий­ского направления психологической науки — рефлексологии. Принципы рефлексоло­гического объяснения сущности индиви­дуальной психологии были использованы в теории коллективной психологии. Эта концепция вызвала оживленную дискус­сию. Одни ее защищали и развивали, другие резко критиковали. Дискуссии, начатые после опубликования основных трудов Бехтерева, впоследствии в 20-30-х гг. спо­собствовали развитию теоретической мысли. Главная заслуга Бехтерева заключается в том, что ему принадлежит разработка си­стемы социально-психологических зна­ний. Его «Коллективная рефлексология» представляет синтетический труд по соци­альной психологии в России того времени. Бехтерев дал развернутое определение предмета социальной психологии. Таким предметом является изучение психологи­ческой деятельности участников собраний и сбориш. Эта масса лиц проявляет свою нервно-психическую деятельность как целое благодаря общению друг с другом. Бехтерев выделяет системообразующие признаки коллектива: общность задач и интересов побуждает коллектив к единст-



6.1. История и методы социальнойпсихологии


 


ву действий. Органическое включение личности в обшность, в деятельность при­вело ученого к пониманию коллектива как собирательной личности. В качестве со­циально-психологических феноменов он выделяет взаимодействие, взаимоотноше­ния, общение, коллективные: наследствен­ные рефлексы, настроение, сосредоточение и наблюдение, творчество, согласованные действия. Объединяют людей в коллек­тиве: взаимовнушение, взаимоподражание, взаимоиндукция. Особое место принадле­жит языку как объединяющему фактору.

Важно положение Бехтерева о том, что коллектив как целостное единство пред­ставляет собой развивающееся образова­ние. В его работах содержится описание большого эмпирического материала, по­лученного при проведении объективного наблюдения и применении анкет, опроса. Уникально включение эксперимента как одной из основных процедур в социально-психологические методы. Эксперимент, поставленный В.М. Бехтеревым и М.В. Лан-ге, показал, как социально-психологичес­кие явления — общение, совместная дея­тельность — влияют на формирование процессов восприятия и памяти. Исследо­вания Ланге и Бехтерева (1925) открыли путь к созданию экспериментальной со­циальной психологии в России.

Второй период ' - '- '-(20-е - первая половина 30-х гг. XX в.)

Данный период для социальной психо­логии в России был плодотворным. Харак­терная его особенность — поиск своего пути в развитии мировой социально-пси­хологической мысли. Этот поиск осущест­влялся двумя способами: 1) в дискуссиях с основными школами зарубежной соци­альной психологии; 2) путем освоения марксистских идей и их применения с учетом понимания сути социально-психо­логических явлений.

При создании марксистской психо­логии в России прослеживались две тен­денции: 1) критическое отношение к за­рубежным социальным психологам и оте­чественным ученым, принявшим ряд их основных идей; 2) соединение теории


марксизма с некоторыми течениями зару­бежной психологии. Эта «объединительная» тенденция шла со стороны как естественно­научно ориентированных ученых, так и обществоведов (философов, правоведов). В дискуссии по проблеме «Психология и марксизм» приняли участие Л.Н. Войто-ловский, М.А. Рейснер, А.Б. Залкинд, Ю.В. Франкфурт, К.Н. Корнилов, Г.И. Чел-панов.

Построение марксистской социальной психологии опиралось на распространен­ную в русской философии материалисти­ческую традицию. Особое место занимали труды Н.И. Бухарина и Г.В. Плеханова, а опубликованные до революции работы последнего вошли в арсенал психологичес­кой науки. Эти произведения были вос­требованы социальными психологами, которые использовали марксистские идеи для понимания сути происходящих соци­ально-психологических явлений.

При рассмотрении вопроса о соотно­шении индивидуальной и социальной пси­хологии существовали две точки зрения. Ряд авторов утверждал, что сущность человека, согласно теории марксизма, представляет собой совокупность всех общественных отношений, что вся психо­логин, изучающая людей, и есть социаль­ная психология. Никакой социальной пси­хологии наряду с общей якобы не должно быть. Противоположную точку зрения высказывали те. кто признавал только со­циальную психологию. «Существует единая социальная психология, — подчеркивал В.А. Артемов, — распадающаяся на социаль­ную психологию индивида и на социаль­ную психологию коллектива* [Артемов, 1927, с. 78]. В ходе дискуссий их участ­ники все более утверждались во мнении о том, что социальная и индивидуальная психология должны равноправно взаимо­действовать.

Особое место в дискуссиях по вопросу реформы психологии на основе теории марксизма занимал Г,И. Челпанов (1921, 1924). Он говорил о необходимости само­стоятельного существования социальной психологии наряду с психологией индиви­дуальной, экспериментальной. Социаль­ная психология изучает общественно де-



6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛО"


 


терминированные психические явления. Она тесно связана с идеологией — теорией марксизма. Но связь эта ограниченна; чтобы она была наиболее продуктивной, Челпанов предлагач освободить научное содержание марксизма от вульгарно-мате­риалистического толкования, а включить исследования по социальной психологии в план научно-исследовательской деятель­ности. Челпанов впервые в нашей стране поставил вопрос об организации Инсти­тута социальной психологии.

Второе направление в социальной пси­хологии 20—30-х гг. — исследование про­блемы коллективов. Были высказаны три точки зрения: 1) коллектив является не чем иным, как механическим агрегатом, про­стой суммой составляющих его индивидов; 2) поведение индивида фатально предо­пределено обшими задачами и структурой коллектива; 3) индивидуальное поведение в коллективе изменяется, но коллективу как целому присущ самостоятельный твор­ческий характер поведения. В детальной разработке теории коллективов, их клас­сификации, изучении проблем развития участвовали многие социальные психологи (Б.В. Беляев, Л. Вызов, Л.Н. Войтолов-ский, А.С. Залужный, М.А. Рейснер, ГА- Фор­тунатов и др.). В этот период был заложен фундамент последующих исследований психологии групп и коллективов в отечест­венной науке.

В научно-организационном становле­нии социальной психологии н России большое значение имел 1 Всесоюзный съезд по изучению поведения человека, со­стоявшийся в 1930 г. Проблемы личности, социальной психологии и коллективного поведения были выделены в одно из трех приоритетных направлений обсуждения. Главным социально-психологическим фе­номеном стал коллективизм, по-разному проявляющийся в различных условиях и объединениях. Теоретические, методоло­гические, конкретные задачи по изучению коллектива были отражены в специальном постановлении съезда.

Начало 30-х гг. — пик развития соци­
ально-психологических исследований в
прикладных отраслях, особенно в педоло­
гии и психотехнике. '


Третий период (вторая половина 30-х ~ вторая половина 50-х гг. XX в.)

Во второй половине 30-х гг. ситуаи,!-резко меняется: изоляция отечественн. • науки от западной психологии; запрет ы публикацию трудов иностранных авторо-усиление идеологического контроля ^ наукой; сгущалась атмосфера декретиро­вания и администрирования. Все это скс-вывало творческую инициативу, порождал, боязнь исследовать социально острые ьс просы. Значительно сократились разрабо; -ки по социальной психологии, почти пе­рестали публиковаться книги по этой дис­циплине. Наступил перерыв в разлития российской социальной психологии, ко­торый сопровождался:

1) теоретическим обоснованием не­нужности социальной психологии: так ка^, все психические явления социально детер­минированы, нет необходимости специ­ально выделять социально-психологичес­кие феномены и науку, их изучающую;

2) резкой критикой марксистами идео­логической направленности западной со­циальной психологии, расхождений в по­нимании общественных явлений, психо-логизаторства в социологии. Конкретные оценки нередко переносились на социаль­ную психологию. Это привело к тому, что она попала в разряд лженаук;

3) практической невостребованностью результатов исследований: изучение мне­ний, настроений людей, психологической атмосферы в обществе никого не интере­совало, более того, представляло опас­ность;

4) идеологическим прессом на науку, который нашел свое отражение в поста­новлении ЦК ВКП/б/ 1936 г. «О педоло­гических извращениях в системе нарком-просов». Его последствием стал запрет педологии, пострадали также психотех­ника и социальная психология. Период пе­рерыва, начавшийся во второй половине 30-х гг., продолжался до второй половины 50-х гг. Но и в это время не было полного отсутствия социально-психологических исследований. Разработка теории, методо­логии общей психологии позволяла созда­вать теоретический фундамент социальной



6.1. История и методы социальной психологии


 


психологии (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Важное значение имеют идеи об обшест-ненно-исторической детерминации психи­ческих явлений, разработка теории един­ства сознания и деятельности и принципа развития.

Основным источником и сферой при­менения социальной психологии были педагогические исследования и педаго­гическая практика. Центральная тема — изучение психологии коллектива. Взгляды А.С. Макаренко определяли облик соци­альной психологии, в историю которой он вошел прежде всего как исследователь коллектива и процесса воспитания лич­ности в коллективе. Макаренко принад­лежит одно из определений коллектива, которое стало отправным для разработки социально-психологической проблематики в последующие десятилетия. Согласно А.С. Макаренко, коллектив — это целеуст­ремленный комплекс личностей, орга­низованных, обладающих органами управ­ления. Это контактная совокупность, основанная на социалистическом принципе объединения. Коллектив есть социальный организм. Его основные признаки: наличие общих целей, служащих на благо общества, совместная деятельность, направленная на достижение этих целей; определенная структура; органы, координирующие дея­тельность коллектива и представляющие его интересы. Коллектив является частью общества, органически связанной с дру­гими коллективами. Макаренко дал новую классификацию коллективов. Он выделил два их вида:

1. Первичный коллектив, члены кото­рого находятся в постоянном дружеском, бытовом и идеологическом объединении (отряд, школьный класс, семья).

2. Вторичный коллектив — это более широкое объединение. Вием цели, взаимо­отношения вытекают из более глубокого социального синтеза, из задач народного хозяйства, социалистических принципов жизни (школа, предприятие). Цели разли­чаются по времени их осуществления. Были выделены ближние, средние и даль­ние цели. Макаренко принадлежит разра­ботка вопроса о стадиях развития коллек-


тива. В своем развитии коллектив, по его мнению, проходит путь от диктаторского требования организатора до свободного требования каждой личности от себя на фоне требований коллектива. Психология личности занимает центральное место в коллективной психологии Макаренко. Критикуя функционализм, разложивший личность на обезличенные функции, от­рицательно оценивая био- и социогенети-ческую концепцию личности, господство­вавшую тогда, индивидуалистическую направленность обшей психологии, он ста­вил вопрос о необходимости целостного изучения личности. Главная теоретическая и практическая задача — это изучение лич­ности в коллективе.

При исследовании личности Макарен­ко требовап преодоления созерцательнос­ти, применения активных методов воспи­тания. В работе «Методика организации воспитательного процесса» он приводит схему изучения личности, отражающую стержневую идею его социально-психоло­гической концепции — единство коллек­тива и личности: воспитание личности в коллективе посредством коллектива, для коллектива. Взгляды Макаренко разви­вались многими исследователями и прак­тиками, освещались в многочисленных публикациях. Из психологических работ наиболее последовательно это учение представлено в работах А.Л. Шнирмана.

Локальные социально-психологичес­кие исследования в разных отраслях на­уки и практики (педагогической, военной, медицинской, производственной) в 40-50-х гг. сохраняли определенную преемст­венность в истории российской социаль­ной психологии, В конце 50-х гг. начался завершающий этап этой истории,

Четвертый период (вторая половина 50-х -первая половина 70-х гг. XX в.)

Этот период характеризуется «потепле­нием» общей атмосферы, ослаблением командного администрирования в науке, снижением идеологического контроля, демократизацией во всех сферах жизни, что обусловило возрождение творческой



6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


 


активности ученых. Для социальной пси­хологии особенно важным было то, что возрос интерес к человеку, задачам, свя­занным с формированием всесторонне развитой личности, ее активной жизнен-ной позиции. Изменилась ситуация в об­щественных науках, Интенсивно стали проводиться конкретные социологические исследования. Психологическая наука в 50-х гг. отстояла свое право на самостоя­тельное существование в острых дискус­сиях с физиологами. Общая психология стала надежной опорой для развития со­циальной психологии. Начался период возрождения социальной психологии в нашей стране. С известным основанием его можно назвать восстановительным. Социальная психология сформировалась как самостоятельная наука. Критериями самостоятельности выступили: осознание представителями этой науки уровня ее развития, состояния ее исследований; характеристика места данной науки в сис­теме других наук; определение предмета и объектов ее исследований; выделение и определение основных категорий и поня­тий; формулирование законов и законо­мерностей; институциадизаиия науки; подготовка специалистов. Формальные критерии: публикации специальных тру­дов, статей, организация обсуждений на съездах, конференциях, симпозиумах. Эти критерии соответствовали состоянию со­циальной психологии в нашей стране. Формально начало периода возрождения связывают с дискуссией по социальной психологии, открывшейся публикацией статьи А.Г. Ковалева «О социальной пси­хологии* (ВестникЛГУ. 1959. № 11). Дис­куссии продолжились в журналах «Вопросы психологии» и «Вопросы философии», на II Съезде психологов СССР, на пленарном заседании и впервые организованной в рамках Всесоюзных съездов секции по социальной психологии. В Институте фи­лософии АН СССР работал постоянно действующий семинар по социальной пси­хологии. Опубликование и 1968 г. книги «Проблемы общественной психологии» под ред. В.Н. Колбановского и Б.Ф. Порш-нева, привлекло внимание ученых. Под­нимаемые социальными психологами


проблемы, затрагивающие суть социально-психологических явлений, описание пред­мета, задач социальной психологии, опре­деление основных направлений ее даль­нейшего развития отразились в учебниках и учебных пособиях, основные из которых увидели спет в 60-х - первой половине 70-х гг. (1972). Ковалев (1972), Е.С. Кузь­мин (1967), Б.Ф. Парыгин (1967, 1971); и др.). Работой, завершившей восстано­вительный период, стала книга «Методо­логические проблемы социальной психо­логии» (1975) — итог * коллективно го ду-мания» социальных психологов, которое осуществлялось на постоянно действую­щем в Институте психологии семинаре по социальной психологии.

Заключительный этап в истории отече­ственной социальной психологии ознаме­новался разработкой ее основных проблем. В области методологии социальной психо­логии плодотворными были концепции Г.М.Андреевой, Б.Д. Парыгина, Е,В. Шо-роховой. В изучение проблем коллектива большой вклад внесли разработки К, К. Пла­тонова, А.В. Петровского, Л.И. Уманского. Исследования социальной психологии лич­ности связаны с именами Л.И. Божович, К.К. Платонова, В.А. Ядова. Проблемам де­ятельности посвящены труды Л.П. Буевой, Е.С. Кузьмина. Социальной психологией общения занимались А.А. 6одалев,Л.П. Бу-ева, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов.

В 70-х гг. завершилось организацион­ное становление социальной психологии как самостоятельной науки. В 1962 г. ор­ганизована первая в стране лаборатория социальной психологии в ЛГУ; в 1968 г. — первая кафедра социальной психологии в том же университете; в 1972 г. — анало­гичная кафедра в МГУ С введением в 1966 п ученых степеней по психологии социаль­ная психология приобрела статус квали­фикационной научной дисциплины. Нача­лась систематическая подготовка специа­листов по социальной психологии. В на­учных учреждениях организуются группы, в 1972 г. в Институте психологии АН СССР создан первый в стране сектор социальной психологии. Публикуются статьи, моно­графии, сборники. Проблемы социальной психологии обсуждаются на научных кон­ференциях, симпозиумах.



6.1. История и методы социальной психологии


 


6.1.3. К истории зарубежной социальной психологии






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.