Обратная связь
|
О предмете социальной психологин. В любой отрасли науки предмет исследования является основным дифференцирующим ее признаком. Несмотря на то что сегодняшние представления о предмете многообразны, можно выделить основные точки зрения.
Предметом социальной психологии являются:
1. Социально-психологические характеристики (свойства, процессы и состояния) индивида как субъекта социальных отношений. Другими словами, социальная психология изучает те особенности человека, которые проявляются в результате его включения в различные социальные группы, отношения с другими людьми, в систему общественных (политических, экономических, правовых, управленческих и других) отношений, социальную микро-и макросферу в целом. Наиболее часто изучаются такие проявления личности в конкретных группах, как: общительность и конформность, толерантность и агрессивность, совместимость с группой и кон-фликтогенность и т. д.
2. Феномен взаимодействия между людьми и как частная, но наиболее интересная его форма — общение. К данному теоретическому подходу относятся многочисленные исследования супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, коррекционного, психотерапевтического и многих других бидон обшения. Следовательно, наиболее типичными объектами изучения (субъектами взаимодействия и общения) являются та-кие диады, как: учитель-ученик, преподаватель-студент, врач-больной, консультант-клиент, руководитель—исполнитель,
командир-подчиненный, родитель—ребенок и т. д.
Взаимодействие как социально-психологический феномен может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым, что детально изучается в социальной психологии и существенно расширяет границы ее предмета.
3. Социально-психологические характеристики (свойства, процессы, состояния) социальных групп как целостных образований. В отличие от индивида группа — коллективный субъект, не сводимый к какому бы то ни было индивиду — это, например, социально-психологический климат и атмосфера в группе, групповая напряженность и конфликтные отношения (групповые состояния), лидерство и групповое давление, групповое принятие решений и совместные действия (групповые процессы), совместимость и сработанность, сплоченность и конфликтность (групповые свойства) и т. п. Традиционными для социальной психологии объектами исследования являются различные малые группы (семья, учебные, воинские и трудовые коллективы, группы друзей, круг общения и т.д.).
4. Массовые психические явления, субъектами которых, как правило, выступают средние по количественному составу и большие социальные группы. Социальные психологи концентрируют внимание на исследовании паники, распространения в широких масштабах слухов, возникновения массовых апатий и страхов, моды, обычаев и традиций. Особый интерес вызывают такие группы, как толпы, большие диффузные (неконтактные) и др.
5. Собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия. Типичными для социально-психологического исследования стали механизмы убеждения, внушения, психо-
6.1. История и методы социальной психологии
логического принуждения, подражания, психического заражения, идентификации, интериоризации, проекции и др. Данный взгляд на предмет социальной психологии наиболее характерен для исследователей таких направлений, как социальный контроль и управление поведением людей в социальной среде, социализация личности, формирование социальных норм и правил поведения, воздействие на личность и группы средств массовой информации и т. п.
В настоящее время рассмотрение предмета социальной психологии — это важная теоретическая проблема. Сложившиеся представления о предмете можно квалифицировать как чрезвычайно дифференцированные, что характерно для большинства пограничных, смежных отраслей науки, к числу которых относится и социальная психология. Не снимая вопроса о предмете, сегодня целесообразнее говорить о «предметном поле» социальной психологии.
Если придерживаться более «узкого» и конкретного понимания предмета (например, какой-то из пяти сформулированных позиций), то неизбежно сталкиваешься с некоторыми ограничениями в вопросе об объектах социатьной психологии. «Узкое» понимание предмета может «диктовать» выбор объекта социально-психологического исследования. Если же опираться на теоретическое положение о существовании «предметного поля», то основными объектами социальной психологии являются личность в группе, межличностное взаимодействие, малая группа, межгрупповое взаимодействие и большая группа.
Конечно, можно пытаться интегрировать большинство сложившихся на сегодняшний день теоретических подходов к пониманию предмета социальной психологии. Результатом этих попыток обычно становятся два распространенных варианта: либо эклектичное формулирование предмета социальной психологии, т. е. механическое соединение двух или трех предметов в одном определении, либо несколько абстрактное его толкование как некоторого «надпредмета» или «метапредмета». Примером такого понимания может быть следующее: социальная психология изучает психологические явления (свойства, про-
цессы и состояния), характеризующие индивидуального и группового субъектов социального взаимодействия.
Структура социальвой психологии. В данном контексте подструктурой понимается строение социальной психологии, взаиморасположение и связь основных составляющих ее частей. Структура социальной психологии в каждый исторический период ее развития, в том числе и современное состояние, является результатом взаимодействия двух принципиально различных (даже противоположных), но тесно связанных процессов: дифференциации, т. е. дробления, разделения социальной психологии, и интеграции ее с другими (не только психологическими) отраслями науки.
Дифференциация социальной психологии происходит по многим направлениям, однако главные тенденции прослеживаются в следующем:
Ведущая ориентация на теоретический, эмпирический (в частности, экспериментальный) или практический анализ порождает соответственно теоретическую, эмпирическую (или экспериментальную) и практическую социальную психологию. Эти взаимосвязанные части социальной психологии по-разному реализуют основные функции науки. Если теоретическая социальная психология призвана объяснять природу социально-психологических явлений и прогнозировать их динамику и определенных социальных условиях, то эмпирическая социальная психология точно описывает эти явления, раскрывает внутренние закономерности их функционирования и развития. Практическая же социальная психология разрабатывает и реализует программы оптимизирующего воздействия на те же явления, т. е. должна управлять ими. Они различаются и тем, чем приходится оперировать, что должно получиться в результате и др.
Дифференциация социальной психологии, особенно практической, произошла в ходе ее приложения к различным сферам общественной жизни человека и его общностей. В результате к настоящему времени сформировалась промышленная социальная психология, социальная психология сельского хозяйства, торговли.
6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
образования, семьи, науки, массовых коммуникаций, спорта, искусства и др. Этот процесс интенсивно продолжается в сферах политики, экономики, рекламы, культуры в целом (не только искусства) и т. д,
Социальная психология дифференцировалась также в процессе исследования основных видов жизнедеятельности человека. Сложились такие ее части, как социальная психология труда, познания (в том числе учения), творчества, общения, игры и т. п. В свою очередь из ведущей части — социальной психологии труда — образовались различные виды трудовой деятельности; отдельные из них стали заметными отраслями в современной психологии: социальная психология управления, руководства, предпринимательства и т. д. Данное основание дифференциации содержит в себе огромный потенциал дальнейшей спецификации социальной психологии.
Любая дифференциация социальной психологии может рассматриваться как относительно условная. Например, социальная психология торговли как отрасль одновременно изучает торговлю, с одной стороны, как сферу общественной жизни людей и становится тем самым в один ряд с промышленной социальной психологией и другими, а с другой — как вид деятельности людей (продажа товаров), исследуя частный вид труда. То же самое можно сказать о социальной психологии управления, которая изучает и управленческий труд, и управление как сферу общественной жизни людей.
Строение современной социальной психологии, особенно исследовательской, будет неполным, если не представить се дифференциацию по основным объектам исследования. В результате ее структуру составляет социальная психология личности, психология взаимодействия, в том числе отношений и общения (т. е. объект исследования — система «личность—личность*), психология малых групп, межгрупповых отношений и взаимодействий («группа-группа»), больших социальных групп и массовых психических явлений. Названные пять разделов социальной психологии логично было бы дополнить исследованиями таких важных объектов, как:
«личность-малая группа», «личность-большая группа», «малая группа-большая группа»; однако выделения соответствующих им разделов не произошло из-за «промежуточного» характера указанных объектов, которые исследуются в контексте вышеперечисленных основных разделов. Чрезвычайно медленно формируется и такой раздел, который можно было бы назвать как «Психология общества», т. е. в нем общество в целом должно рассматриваться как качественно специфический объект по сравнению с большими соци-ачьными группами. Этот процесс затруднен прежде всего потому, что в исследовании такого объекта теряется специфика социально-психологического метода в сравнении с социологическим. Общество как объект исследования относится пока, скорее, к социологии, чем к социальной психологии,
В данной главе структура социальной психологии представлена разделами, соот ветствующими основным объектам ее исследования, и дополненными вводной теоретической и заключительной частями, посвященными некоторым прикладным социально-психологическим отраслям — политической, экономической и этничес кой психологии, — выбор которых опре деляется более высокой степенью их раз работанности. . > -^-
Структурирование современной социальной психологии невозможно понять, не рассмотрев интеграционных процессов, в которые она включена. Это относится прежде всего к интеграции социальной психологии с многочисленными психологическими отраслями, на «стыке» которых возникла большая совокупность социально-психологических направлений исследования, постепенно оформившихся в относительно самостоятельные подотрасли — части социальной психологии. Этот «контур* (или уровень) интеграции можно обозначить как внешний социально-психологический. Социальная психология личности, например, сформировалась как результат интеграции социальной психологии с психологией личности, социопсихо-лингвистика — социальной психологии с психолингвистикой, социально-педагоги-
6.1. История иметоды социальной психологии
ческая психология — социальной и педагогической психологии и т.д. Как смежные психологические отрасли образовались социальные психологии: труда, управления, спорта, искусства, социально-историческая и социально-политическая психология, психология межнациональных отношений. Этот интеграционный процесс продолжается — и настоящее время идет интенсивное формирование социально-экономической и социально-экологической психологии.
Таким образом, описанные ранее части социальной психологии, которые разделились и влились в различные сферы общественной жизни и виды жизнедеятельности человека, дифференцировались именно в «зонах» интеграции социальной психологии с другими психологическими отраслями. В этом смысле процессы дифференциации и интеграции социальной психологии, несмотря на их полярность, тесно взаимосвязаны.
Интеграционные процессы характерны и для самой социальной психологии — это внутренний социально-психологический «контур» интеграции. Проявляется он в объединении теоретического, эмпирического и практического методов анализа социально-психологических ланных, в одновременном изучении различных социально-психологических объектов (например, личности в группе, личности и малых групп в организации, малых групп н контексте больших социальных групп и т. п.). Наиболее очевидным направлением внутренней интеграции социальной психологии является объединение ее частей, дифференцировавшихся по сферам общественной жизни и видам жизнедеятельности людей. В результате возникло и продолжает пояиляться множество интегрированных научных направлений, например: психология руководства педагогическим коллективом (на стыке социальной психологии управления и социальной психологии образования ведутся исследования под руководством Р.Х. Шакурова), психология руководства научным коллективом (МП Яро-шевский). социальная психология творчества инженеров (Э.С. Чугунова), психология познания в процессах общения (Ю.К. Корнилов) и т.д.
6.1.2. История отечественной '
социальной психологии , м^-м*# в.»•
Отечественная социальная психология возникла на рубеже XIX и XX вв. Путь ее становления — это: зарождение социальной психологии и общественных и естественных науках; отпочкование от родительских дисциплин (социологии и психологии) и превращение в самостоятельную науку; возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии.
История социальной психологии в нашей стране имеет четыре периода: I — 60-е гг. XIX в. - начало XX в., И - 20-е гг. - первая половина 30-х гг. XX в.; НЕ — вторая половина 30-х — первая половина 50-х гг.; IV — вторая половина 50-х — вторая по ловина 70-х гг. XX в. , . ,.,,,.,
Первый период •
(60-е гг. XIX в. - начало XX в.) '•
Развитие социально-психологических идей происходило главным образом внутри прикладных психологических дисциплин. Обращалось внимание на психологические особенности людей, проявляющиеся в их взаимодействии, совместной деятельности и общении.
Основной эмпирический источник социальной психологии находился вне психологии. Знания о поведении личности в группе, групповых процессах накапливались военной и юридической практикой, медициной, при изучении национальных особенностей поведения, верований и обычаев. Эти исследования в смежных областях знания, в разных сферах практики отличались богатством поставленных социально-психологических вопросов, своеобразием принимаемых решений, уникальностью социально-психологического материала проведенных исследований, наблюдений, экспериментов (Будилова, 1983).
Социально-психологические идеи в этот период успешно развивали представители общественных наук, прежде всего — социологи. Для истории социальной психологии большой интерес вызывают разработки представителей психологической
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
школы в социологии (П.Л.Лавров, Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, Н.К. Михайловский. Наиболее разработанная социально-психологическая концепция содержится в трудах Н.К. Михайловского (1906-1914). По его мнению, социально-психологическому фактору принадлежит решающая роль в ходе исторического процесса. Законы, действующие в социальной жизни, необходимо искать в социальной психологии. Михайловскому принадлежит разработка психологии массовых социальных выступлений, одной из разновидностей которых являются революционные движения.
Действующие силы социального развития — это герои-предводители и толпа. Сложные психологические процессы возникают при их взаимодействии. Толпа в концепции Н.К. Михайловского выступает как самостоятельное социально-психологическое явление. Вожак управляет толпой. Его выдвигает конкретная толпа в те или иные моменты исторического процесса. Он аккумулирует разрозненные, возникающие в толпе силы, чувства, инстинкты, мысли. Отношения между героем и толпой определяются характером данного исторического момента, определенного строя, личными свойствами героя, психическими настроениями толпы.
Итоговый вывод Михайловского состоит в том, что психологическими факторами развития общества являются подражание, общественное настроение и социальное поведение.
Социально-психологическая проблематика в правоведении представлена теорией Л. И. Петражицкого. Он — один из основателей субъективной школы в правоведении. Петражицкий считал, что психология представляет собой фундаментальную науку, которая должна стать основой общественных наук. По его мнению, реально существуют только психические явления, а социально-исторические образования — это их проекции, эмоциональные фантазии. Развитие права, морали, этики, эстетики является продуктом народной психики. Как правоведа его интересовал вопрос о мотивах человеческих поступков, социальных нормах поведения. Истинный мотив поведения — эмоции.
Особое место в предреволюционный период развития российской социальной психологии занимает В.М. Бехтерев. Свои занятия социальной психологией он начинает в конце XIX в. В 1908 г. публикуется текст его речи на торжественном собрании Санкт-Петербургской военно-медицинской академии. Эта речь была посвящена роли внушения в общественной жизни. Социально-психологической является его работа «Личность и условия ее развития» (1905). В специальной социально-психологической работе «Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки» (1911) содержится развернутое ихчожение взглядов Бехтерева о сущности социально-психологических явлений, предмете социальной психологии, методах этой отрасли знания. Через 10 лет он публикует свой фундаментальный труд «Коллективная рефлексология» (1921), который может рассматриваться как первый в России учебник по социальной психологии. Эта работа стала логическим развитием его общепсихологической теории, ставшей основой специфического российского направления психологической науки — рефлексологии. Принципы рефлексологического объяснения сущности индивидуальной психологии были использованы в теории коллективной психологии. Эта концепция вызвала оживленную дискуссию. Одни ее защищали и развивали, другие резко критиковали. Дискуссии, начатые после опубликования основных трудов Бехтерева, впоследствии в 20-30-х гг. способствовали развитию теоретической мысли. Главная заслуга Бехтерева заключается в том, что ему принадлежит разработка системы социально-психологических знаний. Его «Коллективная рефлексология» представляет синтетический труд по социальной психологии в России того времени. Бехтерев дал развернутое определение предмета социальной психологии. Таким предметом является изучение психологической деятельности участников собраний и сбориш. Эта масса лиц проявляет свою нервно-психическую деятельность как целое благодаря общению друг с другом. Бехтерев выделяет системообразующие признаки коллектива: общность задач и интересов побуждает коллектив к единст-
6.1. История и методы социальнойпсихологии
ву действий. Органическое включение личности в обшность, в деятельность привело ученого к пониманию коллектива как собирательной личности. В качестве социально-психологических феноменов он выделяет взаимодействие, взаимоотношения, общение, коллективные: наследственные рефлексы, настроение, сосредоточение и наблюдение, творчество, согласованные действия. Объединяют людей в коллективе: взаимовнушение, взаимоподражание, взаимоиндукция. Особое место принадлежит языку как объединяющему фактору.
Важно положение Бехтерева о том, что коллектив как целостное единство представляет собой развивающееся образование. В его работах содержится описание большого эмпирического материала, полученного при проведении объективного наблюдения и применении анкет, опроса. Уникально включение эксперимента как одной из основных процедур в социально-психологические методы. Эксперимент, поставленный В.М. Бехтеревым и М.В. Лан-ге, показал, как социально-психологические явления — общение, совместная деятельность — влияют на формирование процессов восприятия и памяти. Исследования Ланге и Бехтерева (1925) открыли путь к созданию экспериментальной социальной психологии в России.
Второй период ' - '- '-(20-е - первая половина 30-х гг. XX в.)
Данный период для социальной психологии в России был плодотворным. Характерная его особенность — поиск своего пути в развитии мировой социально-психологической мысли. Этот поиск осуществлялся двумя способами: 1) в дискуссиях с основными школами зарубежной социальной психологии; 2) путем освоения марксистских идей и их применения с учетом понимания сути социально-психологических явлений.
При создании марксистской психологии в России прослеживались две тенденции: 1) критическое отношение к зарубежным социальным психологам и отечественным ученым, принявшим ряд их основных идей; 2) соединение теории
марксизма с некоторыми течениями зарубежной психологии. Эта «объединительная» тенденция шла со стороны как естественнонаучно ориентированных ученых, так и обществоведов (философов, правоведов). В дискуссии по проблеме «Психология и марксизм» приняли участие Л.Н. Войто-ловский, М.А. Рейснер, А.Б. Залкинд, Ю.В. Франкфурт, К.Н. Корнилов, Г.И. Чел-панов.
Построение марксистской социальной психологии опиралось на распространенную в русской философии материалистическую традицию. Особое место занимали труды Н.И. Бухарина и Г.В. Плеханова, а опубликованные до революции работы последнего вошли в арсенал психологической науки. Эти произведения были востребованы социальными психологами, которые использовали марксистские идеи для понимания сути происходящих социально-психологических явлений.
При рассмотрении вопроса о соотношении индивидуальной и социальной психологии существовали две точки зрения. Ряд авторов утверждал, что сущность человека, согласно теории марксизма, представляет собой совокупность всех общественных отношений, что вся психологин, изучающая людей, и есть социальная психология. Никакой социальной психологии наряду с общей якобы не должно быть. Противоположную точку зрения высказывали те. кто признавал только социальную психологию. «Существует единая социальная психология, — подчеркивал В.А. Артемов, — распадающаяся на социальную психологию индивида и на социальную психологию коллектива* [Артемов, 1927, с. 78]. В ходе дискуссий их участники все более утверждались во мнении о том, что социальная и индивидуальная психология должны равноправно взаимодействовать.
Особое место в дискуссиях по вопросу реформы психологии на основе теории марксизма занимал Г,И. Челпанов (1921, 1924). Он говорил о необходимости самостоятельного существования социальной психологии наряду с психологией индивидуальной, экспериментальной. Социальная психология изучает общественно де-
6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛО"
терминированные психические явления. Она тесно связана с идеологией — теорией марксизма. Но связь эта ограниченна; чтобы она была наиболее продуктивной, Челпанов предлагач освободить научное содержание марксизма от вульгарно-материалистического толкования, а включить исследования по социальной психологии в план научно-исследовательской деятельности. Челпанов впервые в нашей стране поставил вопрос об организации Института социальной психологии.
Второе направление в социальной психологии 20—30-х гг. — исследование проблемы коллективов. Были высказаны три точки зрения: 1) коллектив является не чем иным, как механическим агрегатом, простой суммой составляющих его индивидов; 2) поведение индивида фатально предопределено обшими задачами и структурой коллектива; 3) индивидуальное поведение в коллективе изменяется, но коллективу как целому присущ самостоятельный творческий характер поведения. В детальной разработке теории коллективов, их классификации, изучении проблем развития участвовали многие социальные психологи (Б.В. Беляев, Л. Вызов, Л.Н. Войтолов-ский, А.С. Залужный, М.А. Рейснер, ГА- Фортунатов и др.). В этот период был заложен фундамент последующих исследований психологии групп и коллективов в отечественной науке.
В научно-организационном становлении социальной психологии н России большое значение имел 1 Всесоюзный съезд по изучению поведения человека, состоявшийся в 1930 г. Проблемы личности, социальной психологии и коллективного поведения были выделены в одно из трех приоритетных направлений обсуждения. Главным социально-психологическим феноменом стал коллективизм, по-разному проявляющийся в различных условиях и объединениях. Теоретические, методологические, конкретные задачи по изучению коллектива были отражены в специальном постановлении съезда.
Начало 30-х гг. — пик развития соци ально-психологических исследований в прикладных отраслях, особенно в педоло гии и психотехнике. '
Третий период (вторая половина 30-х ~ вторая половина 50-х гг. XX в.)
Во второй половине 30-х гг. ситуаи,!-резко меняется: изоляция отечественн. • науки от западной психологии; запрет ы публикацию трудов иностранных авторо-усиление идеологического контроля ^ наукой; сгущалась атмосфера декретирования и администрирования. Все это скс-вывало творческую инициативу, порождал, боязнь исследовать социально острые ьс просы. Значительно сократились разрабо; -ки по социальной психологии, почти перестали публиковаться книги по этой дисциплине. Наступил перерыв в разлития российской социальной психологии, который сопровождался:
1) теоретическим обоснованием ненужности социальной психологии: так ка^, все психические явления социально детерминированы, нет необходимости специально выделять социально-психологические феномены и науку, их изучающую;
2) резкой критикой марксистами идеологической направленности западной социальной психологии, расхождений в понимании общественных явлений, психо-логизаторства в социологии. Конкретные оценки нередко переносились на социальную психологию. Это привело к тому, что она попала в разряд лженаук;
3) практической невостребованностью результатов исследований: изучение мнений, настроений людей, психологической атмосферы в обществе никого не интересовало, более того, представляло опасность;
4) идеологическим прессом на науку, который нашел свое отражение в постановлении ЦК ВКП/б/ 1936 г. «О педологических извращениях в системе нарком-просов». Его последствием стал запрет педологии, пострадали также психотехника и социальная психология. Период перерыва, начавшийся во второй половине 30-х гг., продолжался до второй половины 50-х гг. Но и в это время не было полного отсутствия социально-психологических исследований. Разработка теории, методологии общей психологии позволяла создавать теоретический фундамент социальной
6.1. История и методы социальной психологии
психологии (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Важное значение имеют идеи об обшест-ненно-исторической детерминации психических явлений, разработка теории единства сознания и деятельности и принципа развития.
Основным источником и сферой применения социальной психологии были педагогические исследования и педагогическая практика. Центральная тема — изучение психологии коллектива. Взгляды А.С. Макаренко определяли облик социальной психологии, в историю которой он вошел прежде всего как исследователь коллектива и процесса воспитания личности в коллективе. Макаренко принадлежит одно из определений коллектива, которое стало отправным для разработки социально-психологической проблематики в последующие десятилетия. Согласно А.С. Макаренко, коллектив — это целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами управления. Это контактная совокупность, основанная на социалистическом принципе объединения. Коллектив есть социальный организм. Его основные признаки: наличие общих целей, служащих на благо общества, совместная деятельность, направленная на достижение этих целей; определенная структура; органы, координирующие деятельность коллектива и представляющие его интересы. Коллектив является частью общества, органически связанной с другими коллективами. Макаренко дал новую классификацию коллективов. Он выделил два их вида:
1. Первичный коллектив, члены которого находятся в постоянном дружеском, бытовом и идеологическом объединении (отряд, школьный класс, семья).
2. Вторичный коллектив — это более широкое объединение. Вием цели, взаимоотношения вытекают из более глубокого социального синтеза, из задач народного хозяйства, социалистических принципов жизни (школа, предприятие). Цели различаются по времени их осуществления. Были выделены ближние, средние и дальние цели. Макаренко принадлежит разработка вопроса о стадиях развития коллек-
тива. В своем развитии коллектив, по его мнению, проходит путь от диктаторского требования организатора до свободного требования каждой личности от себя на фоне требований коллектива. Психология личности занимает центральное место в коллективной психологии Макаренко. Критикуя функционализм, разложивший личность на обезличенные функции, отрицательно оценивая био- и социогенети-ческую концепцию личности, господствовавшую тогда, индивидуалистическую направленность обшей психологии, он ставил вопрос о необходимости целостного изучения личности. Главная теоретическая и практическая задача — это изучение личности в коллективе.
При исследовании личности Макаренко требовап преодоления созерцательности, применения активных методов воспитания. В работе «Методика организации воспитательного процесса» он приводит схему изучения личности, отражающую стержневую идею его социально-психологической концепции — единство коллектива и личности: воспитание личности в коллективе посредством коллектива, для коллектива. Взгляды Макаренко развивались многими исследователями и практиками, освещались в многочисленных публикациях. Из психологических работ наиболее последовательно это учение представлено в работах А.Л. Шнирмана.
Локальные социально-психологические исследования в разных отраслях науки и практики (педагогической, военной, медицинской, производственной) в 40-50-х гг. сохраняли определенную преемственность в истории российской социальной психологии, В конце 50-х гг. начался завершающий этап этой истории,
Четвертый период (вторая половина 50-х -первая половина 70-х гг. XX в.)
Этот период характеризуется «потеплением» общей атмосферы, ослаблением командного администрирования в науке, снижением идеологического контроля, демократизацией во всех сферах жизни, что обусловило возрождение творческой
6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
активности ученых. Для социальной психологии особенно важным было то, что возрос интерес к человеку, задачам, связанным с формированием всесторонне развитой личности, ее активной жизнен-ной позиции. Изменилась ситуация в общественных науках, Интенсивно стали проводиться конкретные социологические исследования. Психологическая наука в 50-х гг. отстояла свое право на самостоятельное существование в острых дискуссиях с физиологами. Общая психология стала надежной опорой для развития социальной психологии. Начался период возрождения социальной психологии в нашей стране. С известным основанием его можно назвать восстановительным. Социальная психология сформировалась как самостоятельная наука. Критериями самостоятельности выступили: осознание представителями этой науки уровня ее развития, состояния ее исследований; характеристика места данной науки в системе других наук; определение предмета и объектов ее исследований; выделение и определение основных категорий и понятий; формулирование законов и закономерностей; институциадизаиия науки; подготовка специалистов. Формальные критерии: публикации специальных трудов, статей, организация обсуждений на съездах, конференциях, симпозиумах. Эти критерии соответствовали состоянию социальной психологии в нашей стране. Формально начало периода возрождения связывают с дискуссией по социальной психологии, открывшейся публикацией статьи А.Г. Ковалева «О социальной психологии* (ВестникЛГУ. 1959. № 11). Дискуссии продолжились в журналах «Вопросы психологии» и «Вопросы философии», на II Съезде психологов СССР, на пленарном заседании и впервые организованной в рамках Всесоюзных съездов секции по социальной психологии. В Институте философии АН СССР работал постоянно действующий семинар по социальной психологии. Опубликование и 1968 г. книги «Проблемы общественной психологии» под ред. В.Н. Колбановского и Б.Ф. Порш-нева, привлекло внимание ученых. Поднимаемые социальными психологами
проблемы, затрагивающие суть социально-психологических явлений, описание предмета, задач социальной психологии, определение основных направлений ее дальнейшего развития отразились в учебниках и учебных пособиях, основные из которых увидели спет в 60-х - первой половине 70-х гг. (1972). Ковалев (1972), Е.С. Кузьмин (1967), Б.Ф. Парыгин (1967, 1971); и др.). Работой, завершившей восстановительный период, стала книга «Методологические проблемы социальной психологии» (1975) — итог * коллективно го ду-мания» социальных психологов, которое осуществлялось на постоянно действующем в Институте психологии семинаре по социальной психологии.
Заключительный этап в истории отечественной социальной психологии ознаменовался разработкой ее основных проблем. В области методологии социальной психологии плодотворными были концепции Г.М.Андреевой, Б.Д. Парыгина, Е,В. Шо-роховой. В изучение проблем коллектива большой вклад внесли разработки К, К. Платонова, А.В. Петровского, Л.И. Уманского. Исследования социальной психологии личности связаны с именами Л.И. Божович, К.К. Платонова, В.А. Ядова. Проблемам деятельности посвящены труды Л.П. Буевой, Е.С. Кузьмина. Социальной психологией общения занимались А.А. 6одалев,Л.П. Бу-ева, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов.
В 70-х гг. завершилось организационное становление социальной психологии как самостоятельной науки. В 1962 г. организована первая в стране лаборатория социальной психологии в ЛГУ; в 1968 г. — первая кафедра социальной психологии в том же университете; в 1972 г. — аналогичная кафедра в МГУ С введением в 1966 п ученых степеней по психологии социальная психология приобрела статус квалификационной научной дисциплины. Началась систематическая подготовка специалистов по социальной психологии. В научных учреждениях организуются группы, в 1972 г. в Институте психологии АН СССР создан первый в стране сектор социальной психологии. Публикуются статьи, монографии, сборники. Проблемы социальной психологии обсуждаются на научных конференциях, симпозиумах.
6.1. История и методы социальной психологии
6.1.3. К истории зарубежной социальной психологии
|
|