Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений

Отличительной особенностью поста­новки проблемы межгрупповых отноше­ний в западной социальной психологии является сочетание многообразия теорети­ческих подходов с неизменностью тех ре­альных феноменов общественной жизни, которые эти подходы старались объяснить. Речь идет прежде всего о феномене внешне-групповой враждебности, универсальность и неизбежность которого в межгрулповом взаимодействии постулируют практически все западные социальные психологи. В. Самнер (1906), автор концепции этно­центризма, утверждал, что отношения между человеческими сообществами могут строиться только на осове враждебности. С психологической точки зрения этноцен­тризм означает восприятие и оценку дру­гих групп лишь с позиции ценностей и норм своей группы. В поздних работах 3. Фрейда излагается система взглядов на природу и функции межгрупповой враж­дебности. Однозначно связывая внешне-групповую враждебность и внутригруппо-вую сплоченность, источники этих явле­ний Фрейд ищет в мотивационной сфере индивидов, привлекая в качестве объяс­нительной схемы эдипов комплекс.

Эмоциональные отношения в семье характеризуются Фрейдом как взаимосвязь любви и ненависти, которые одновременно испытывает ребенок по отношению к отиу. стремясь, с одной стороны, быть похожим на него, идентифицируя себя с ним, а с другой — испытывая ненависть и агрес­сивность, связанные с сексуальным сопер­ничеством. В процессе социализации эти двойственные чувства проецируются ин­дивидом на социальное окружение в фор­ме идентификации со «своей» группой и особенно с ее лидерами и враждебности по отношению к представителям других групп.



Внешнегрупповая враждебность и аг­рессивность как способ разрешения внутри-личностных конфликтов и фрустраций используется в качестве объяснительной схемы в ряде исследований: авторитарной или этноцентрической личности [Adorno,


1950], генерализации агрессии, возника­ющей в результате фрустрируюшего воз­действия на личность fBerkowitz, 196I роли этнических стереотипов в регуляци.---отношений между представителями ра:-личных этносов и рас [Allport 1954; Peuii-rew, 1958). Эти исследования получили ши­рокую известность и оказали значитель­ное влияние на общественную жизнь стран Западной Европы и США.

С принципиально иных теоретически* позиций подходит к проблеме межгруппо­вых конфликтов М. Шериф. Истоки меж­групповой враждебности он видит в объ­ективном конфликте целей и интересов различных групп, неизбежно возникаю­щем в ситуации конкурентного взаимодей­ствия их представителей [Sherif, 1966].

Эксперименты М. Шерифа проводи­лись в середине 50-х гг. в американском местечке Роберс Кейве, в летнем лагере для подростков на протяжении несколь­ких лет. Основной целью исследований было изучение влияния характера меж­группового взаимодействия (кооператив­ного или конкурентного) на характер вза­имоотношений, складывающихся между группами и внутри их. Поэтому админист­рация лагеря специально организовывала взаимодействие между группами подрост­ков таким образом, чтобы оно носило выраженный характер соревнования, в котором только одна из соревнующихся групп могла бы одержать победу. По ре­зультатам наблюдений и опросов исследо­ватели зафиксировали проявление меж­групповой враждебности в отношениях между группами (агресивность по отноше­нию к представителям других групп, нега­тивные стереотипы в восприятии других групп) и одновременное усиление внутри-групповой сплоченности.

Формирование групп на различных этапах эксперимента осуществлялось по-разному, В одном случае в начале экспе­римента подростки занимались обшей дея­тельностью по уборке территории лагеря и исследователи не вмешивались в стихий­ный процесс установления знакомства и формирования взаимоотношений между ними. Однако затем подростков разделили на две группы таким образом, чтобы раз­рушить дружеские связи, сложившиеся во



6.5. Психология межгрупповых отношений


 


время знакомства. При этом было зафик­сировано отсутствие проявлений враждеб­ности в отношениях между представителями разных групп до начала конкурентного взаи­модействия между ними. В другом случае подростки, приезжавшие в лагерь, были заранее поделены на две группы, и тогда некоторые проявления межгрупповой враждебности или по крайней мере раз­личия в установках по отношению к «сво­им» и «чужим» отмечались в самом начале совместного проживания в лагере, т. е. в отсутствие конкурентного взаимодействия между группами. В этот эксперимент ис­следователи ввели еще одну переменную: первоначально разделенные и конкуриру­ющие группы были затем поставлены в проблемную ситуацию, преодоление кото­рой требовало объединения усилий обеих групп (поломка водопровода, неисправность грузовика, подвозившего продовольствие). На этом этапе исследования авторы зафик­сировали снижение межгрупповой враж­дебности, хотя устранить ее полностью так и не удалось. На основании результатов этих экспериментов Шериф сделал вывод о том, что основной причиной возникно­вения межгрупповых конфликтов является характер взаимодействия — кооперативного или конкурентного — между группами.

Полевые эксперименты Шерифа поло­жили начало экспериментальному направ­лению в исследовании психологии меж­групповых отношений. В них впервые была сделана попытка изучить с научной точки зрения межгрупповые отношения в естественных условиях межгруппового взаи­модействия и к динамике их развития в зависимости от этих условий. Наконец, в исследованиях Шерифа была теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность снижения межгрупповой враждебности за счет изменения ситуации межгруппового взаимодействия (постанов­ка общих целей, привлекательных для каж­дой из групп и требующих сотрудничества для их достижения).

Справедливо подчеркивая важную роль особенностей межгруппового взаимодейст­вия в формировании межгрупповых от­ношений, концепция Шерифа не может объяснить многочисленные факты, зафик­сированные в экспериментальных иссле-


дованиях (в том числе самого Шерифа), не укладывающиеся в рамках этой теории. Речь идет о проявлениях внешнегруппо-вой враждебности и предубежденности в оценках «своей» и «чужой» группы, воз­никающих в отсутствие объективного конфликта интересов и вообще предшест­вующего опыта межгруппового взаимодей­ствия.

Экспериментальные исследования и теоретическое осмысление этих феноме­нов (эксперименты по минимальной меж­групповой дискриминации) послужили основой создания оригинальной теории межгрупповых отношений Г. Тэджфела и Дж, Тернера [Tajfel, Timer, 1979]. Тэджфел, его сотрудники и последователи (М. Бил-лиг, Дж. Тернер и др.) провели серию ла­бораторных экспериментов, получивших в социальной психологии название «экспе­рименты с матрицами Тэджфела», или «эксперименты по минимальной межгруп­повой дискриминации». На первом этапе этих экспериментов испытуемые — студен­ты — случайным образом делились на две группы; при этом отнесение их к той или иной группе проводилось на основе част­ных, незначимых критериев (например, предпочтение одного из двух художников-абстракционистов или тенденция к пере­оценке или недооценке количества точек при их кратковременном предъявлении на тахистоскопе и т, д.). Исследователи спе­циально исключали из ситуации экспери­мента все факторы, которые могли бы рас­сматриваться в качестве объективных при­чин межгрупповой дискриминации: взаи­модействие между испытумыми, конфликт интересов, предшествующая враждебность и т. д. На втором этапе исследования ис­пытуемые индивидуально распределяли плату за участие в эксперименте между двумя участниками, о которых им было известно только то, к какой из двух групп они принадлежали. Определение суммы, причитающейся другим участникам, про­изводилось с помощью специально разра­ботанных таблиц, в которых фиксирова­лись в различных вариантах абсолютные размеры сумм, предназначенных предста­вителю «своей» и «другой» группы, и их соотношение. При этом испытуемые могли сделать выбор между различными вариан-



6, СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИ-


 


тами стратегий распределения: уравни­тельный (справедливый), максимальная сумма для обоих участников, наибольшая выгода для представителя «своей» группы (абсолютный ингрупповой фаворитизм), существенное различие в пользу предста­вителя «своей» группы (относительный ингрупповой фаворитизм) и, наконец, интегральный ингрупповой фаворитизм как сочетание двух предыдущих стратегий. В результате этих экспериментов было зафиксировано преобладание у испытуе­мых стратегии, связанной с установлением максимальных различий между суммами, выделяемыми для представителей «своей» и «другой» группы, в пользу первых. Дан­ная стратегия выбиралась даже в тех слу­чаях, когда абсолютный размер суммы, причитающейся представителю «своей*' группы, оказывался меньше максимально возможного. То есть главной целью испы­туемых было установление максимальных различий между группами в пользу «своей» группы. Это явление, связанное с тенде-цией оказывать предпочтение «своей» группе в противовес интересам «другой*, получило название внутригрупповой фаво­ритизм (от лат. favor — благосклонность). Тенденция к установлению различий в оценках «своей» и «другой» группы (как правило, в пользу первой) получила на­звание межгрупповая дискриминация (в данном случае в форме внешнегрупповой дискриминации). По мнению Тэджфела, внутригрупповой фаворитизм и внешне-групповая дискриминация являются уни­версальными феноменами психологии межгрупповых отношений.

Подводя итоги анализу состояния про­блемы межгрупповых отношений в запад­ной социальной психологии, можно ска­зать, что в ней накоплен большой опыт исследований, выражающих различные теоретические и методические подходы. Они позволяют с разных точек зрения подойти к анализу теоретических проблем и наметить различные подходы к разре­шению практических задач.

Вместе с тем в западной социальной психологии проблема межгрупповых отно­шений в значительной степени ставится и решается именно как проблема межгруп­повой враждебности. В традиционных


положениях западной социальной психо­логии проявление негативных установок по отношению к другим группам, опреде­ляемое терминами «межгрупповая дискри­минация», «межгрупповая враждебность»' понимается как универсальная социально-психологическая закономерность, оказы­вающаяся обратной стороной выражения позитивного отношения к собственном группе (внутригруппового фаворитизма, приверженности к группе членства). Су­ществуют лишь расхождения во мнении о том, какие социально-психологические процессы (межгрупповые или внутригрул-повые) являются в данном случае исход­ными, определяющими, и о характере взаи­мосвязи внутригруппового фаворитизма с объективными противоречиями, возникаю­щими в процессе межгруппового взаимо­действия. В одних случаях внутригруппо­вой фаворитизм трактуется как их следст­вие [Sherif, 1966J, в других — как причина [Tajfel, Turner, 1974].

6.5.2. Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции

Понятием «межгрупповая дифферен­циация» обозначаются социально-психо­логические процессы межгруппового вос­приятия, сравнения и оценки, связанные с установлением различий между «своей*-и «другими» группами. B.C. Агеев и А.А. Сы-родеева (1987) определяют этим понятием такие процессы и явления, в которых про­слеживается тенденция к выделению соб­ственной группы в качестве некоторой самостоятельной целостности, обладаю­щей специфическими свойствами. Поня­тие межгрупповой дифференциации — одно из центральных в теории межгруп­повых отношений Тэджфела и Тернера (1979), где оно используется в связи с по­нятиями социальной категоризации, иден­тификации и сравнения. Совокупность указанных когнитивных процессов, свя­занных с осознанием человеком своей принадлежности к одной из групп, отлич­ной от других, является, по мнению Тэдж­фела, минимальным условием установле­ния позитивно валентных различий в пользу ингруппы, т. е. возникновения



6.5. Психология межгрупповых отношений


 


межгрупповой дискриминации в форме внутри группового фаворитизма и внешне-групповой враждебности.

Таким образом, термином «межгруп­повая дифференциация» обозначается, с одной стороны, установление различий между «своей» и «чужой» группой, а с дру­гой — дифференциация психологических отношений к «своей» и «чужой» группе. При этом содержание явления межгруп­повой дифференциации однозначно свя­зывается с такими феноменами, как меж­групповой конфликт, внешнегрупповая враждебность, внутригрупповой фавори­тизм и др. Однако в отношении вышеназ­ванных феноменов необходимо четкое раз­граничение.

Хотя в исследовательской модели, раз­работанной Тэджфелом, термином «внут­ригрупповой фаворитизм» обозначалась вполне определенная стратегия поведения индивида в ситуации лабораторного экс­перимента (распределение денежного воз­награждения между представителями «своей» и «чужой» группы с использованием так называемых «матриц Тэджфела»), в соци­ально-психологической теории термин внутригрупповой фаворитизм получил более широкое толкование как «стремле­ние каким-либо образом благоприятство­вать членам собственной группы в проти­вовес членам другой группы» (Краткий психологический словарь. М., 1985. С. 42).

Процессы межгрупповой дифферен­циации исследуются и в отечественной социальной психологии. Так, Б.Ф. Порш-нев (1979) рассматривает психологические процессы внутригруппоиого уподобления и внешнегруппового обособления и раз­личения в качестве универсальных меха­низмов формирования психологической общности группы. Тенденцию к межгруп­повой дифференциации как одного из эта­пов процесса коллективообразования, свя­занного с определенной автономизацией группы, ее «отчуждением» от других групп, отмечают Л.И. Уманский (1975) и О.В. Лу­нева (1978). Вместе с тем утверждение об универсальной природе внутригруппо-вого фаворитизма и внешнегрупповой враждебности вызывало у российских пси­хологов (по крайней мере в советский


период) серьезные сомнения. Так, по мне­нию Поршнева, категория «они» вовсе не подразумевает вражду и войну. При этом особенности протекания процессов меж­группового обособления и различения ста­вятся в зависимость от характера общест­венных отношений.

Рассматривая интегративные тенден­ции в межгрупповых отношениях, россий­ские психологи выделяют такие феномены, как «межгрупповая аффилиация и рефе-рентность», «межгрупповое единство», «межгрупповая сплоченность». Мы считаем, что понятие «межгрупповая интеграция» характеризует не отсутствие различий в позициях, мнениях, оценках групп, в том числе и по отношению друг к другу (в этом случае правильнее говорить об отсутствии дифференциации между группами, об их недифференцированное™). Оно выражает наличие между группами таких связей и зависимостей, которые способствуют их объединению, взаимосодействию, более успешной реализации функций как своей группы, так и той более широкой обшности, в которую включены обе взаимодействую­щие группы. Межгрупповую интеграцию отнюдь не следует понимать как тенден­цию к объединению и слиянию предста­вителей различных социальных групп в рамках более широкой общности, как от­каз от своей групповой принадлежности, приверженности и межгруппового разли­чения. Межгрупповая интеграция невоз­можна без предварительной дифферен­циации групп, она предполагает ее.

Однако в отношениях между группами часто проявляются и такие тенденции, которые носят явно дезинтегративный характер: противоборство, конфликты, групповой эгоизм и враждебность во взаи­модействии между представителями раз­личных групп, предубежденность и пред­взятость в представлениях и оценках друг друга. Возможно также проявление тен­денции ко взаимной межгрупповой изо­ляции, когда взаимосвязи, взаимодействие и общение между группами сокращаются до минимума.

Именно характер межгруппового взаи­модействия, кооперативного (сотрудниче­ство) или конкурентного (соперничество,



СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


 


противодействие) определяет, какой из двух процессов — интеграция или дезин­теграция преобладает во взаимоотноше­ниях между группами.

6.5.3. Факторы детерминации межгрупповых отношений

В качестве главного фактора детерми­нации межгруппового взаимодействия и восприятия рассматриваются характерис­тики совместной деятельности групп и возникающие на ее основе социальные связи и зависимости между ними. Такой подход предполагает выход за рамки ла­бораторного эксперимента и изучение взаи­моотношений, складывающихся между группами в реальных социальных обшнос-тях: учебных (В.С.Агеев) и трудовых (И.Р. Сушков) коллективах.

В.С-Агеев [1983] исследовал особен­ности межгруппового восприятия в усло­виях разных видов межгруппового взаимо­действия. В первом эксперименте иссле­дователь организовывал соревнование между группами учащихся техникума за право получения зачета. По условиям экс­перимента победить (т. е. получить зачет по результатам выступлений на семинар­ском занятии) могла только одна из групп. В экспериментальных группах, по сравне­нию с контрольной, где зачет проставлялся не группе в целом, а индивидуально {наи­более успешно выступившим студентам), было зафиксировано значительно большее проявление реплик и выступлений, на­правленных на поддержку своей группы и обеспечение ее победы в соревновании. По результатам межгруппового сравнения и оценки отмечалось ярко выраженное пред­почтение «своей» группы, по сравнению с группой соперников по всем критериям (учеба, проведение досуга, взаимоотноше­ния в группе). Одновременно отмечалась более выраженная степень идентификации со своей группой (частота употребления местоимений «мы» и «они»).

Во втором эксперименте по просьбе исследователя на первом этапе воспитатели проводили спортивные соревнования между звеньями одного из отрядов пионерского лагеря и всячески поддерживали состяза-


тельные отношения между детьми, а на втором — организовывали их совместную работу в совхозе, где также проводилось соревнование между звеньями, но без спе­циального акцентирования состязательных отношений между детьми. По результатам исследования было обнаружено резкое возрастание проявлений внутригруппо-вого фаворитизма во взаимодействии и взаимных оценках представителей разных групп, по сравнению с фоновыми показа­телями (т. е, до начала проведения сорев­нований), а на втором этапе — столь же резкое его снижение. На основании полу­ченных данных автор сделал вывод о том, что на выраженность внутри группового фаворитизма оказывает влияние не столько характер взаимодействия между группами (оно был соревновательным на обоих эта­пах эксперимента), сколько характер сов­местной деятельности групп (ограничен­ный узкогрупповыми целями на первом этапе и имеющий надгрушювую социаль­ную ценность — на втором).

Результаты эмпирического исследова­ния B.C. Агеева показали зависимость адекватности межгруппового восприятия от конкретных факторов межгруппового взаимодействия. В частности, было отме­чено, что межгрупповая дискриминация (в форме анутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой враждебности) может быть снята или существенно ослаблена в зависимости от целей и характера органи­зации межгруппового взаимодействия.

Выбрав в качестве основного предмета эмпирического исследования особенности межгруппового восприятия, B.C. Агеев не ограничивается анализом только перцеп­тивных феноменов, но включает в концеп­туальную схему исследования объективные условия совместной деятельности групп и характер непосредственного межгруппо­вого взаимодействия.

И,Р. Сушков исследовал межгрупповые отношения в производственной организа­ции, возникающие в процессе совместной производственной деятельности и субъек­тивно отражающиеся в системах группо­вых установок, ориентации, ожиданий [Сушков, 1988]. Автор делает вывод о том, что в условиях совместной деятельности в производственной организации у пред-


S45

6.5. Психология межгрупповых отношений


 


ставителей различных групп — подразде­лений этой организации — формируются системы взаимных межгрупповых требо­ваний к «своей» и «другим» группам как партнерам по совместной деятельности. На основании этих требований происхо­дит сравнение и оценка своей группы и группы-партнера по совместной деятель­ности. В исследовании выявлена зависи­мость значимости ряда качеств и требова­ний, предъявляемых к «своей» группе и «другим» группам, от характера распреде­ления ответственности за конечные ре­зультаты совместной деятельности. По результатам межгруппового сравнения и оценки была обнаружена тенденция пред­почтения своей группы и переоценки ее качеств, которая отражает, по мнению ав­тора, приверженность индивидов к группе и не может однозначно характеризоваться как сугубо отрицательное явление.

В исследовании В.П. Познякова 11992] изучалась динамика межгрупповых отно­шений трудовых коллективов в условиях организационно-экономического нововве­дения, связанного с изменением формы собственности на предпирятии. Эмпири­ческое исследование проводилось в кол­лективах производственных подразделе­ний одного из сельскохозяйственных пред­приятий в период перехода на арендный подряд. По единой программе, включав­шей анализ взаимоотношений как внутри первичных коллективов, так и между ними, были осуществлены три последова­тельных «среза»: до начала реорганизации предприятия, непосредственно после со­здания арендных кооперативов и через год после начала работы в новых условиях. Результаты исследования показали, что в условиях изменения формы соб с т иен ноет и на предприятии происходят качественные изменения социально-психологических отношений как внутри арендных подраз­делений, так и между ними,

В процессе осуществления организаци­онно-экономического нововведения, свя­занного с изменением формы собственно­сти, происходит смена ведущих оснований процессов межгрупповой дифференциа­ции и интеграции. Ведущим основанием формирования и обособления первичных

Современная психология


трудовых коллективов становятся эконо­мические отношения совместной группо­вой собственности {на арендной основе). При переходе к коллективной форме соб­ственности в арендных подразделениях отмечается усиление выраженности ка­честв и отношений, свидетельствующих о возрастании тенденции внутригрупповой интеграции. Оно выражалось в усилении эмоциональной приверженности работни­ков к своему коллективу, повышении удов­летворенности своей принадлежностью к нему. Вместе с тем в отношениях между арендными подразделениями отмечалось увеличение частоты конфликтов, проявле­ний недоброжелательности, враждебности, снижение готовности к сотрудничеству, согласованному решению спорных вопро­сов. Эти явления свидетельствуют об эф­фекте межгрупповой дезинтеграции, со­провождающей переход к новым произ­водственно-экономическим отношениям. При этом были эмпирически установле­ны различия в динамике социально-пси­хологических отношений внутри арендных подразделений и между ними, что позво­лило сделать вывод о гетерохронности и относительной независимости процессов дифференциации и интеграции на внутри-и межгрупповом уровне. Так. показатели, свидетельствующие о внутригрупповой интеграции, значительно возросли от пер­вого этапа исследования ко второму, а за­тем несколько снизились к третьему, в то время как тенденция усиления межгруп­повой конфликтности сохранялась на про­тяжении всего исследования.

Результаты межгруппового сравнения и оценки показали, что в процессе межгруп­пового взаимодействия в отношениях меж­ду первичными коллективами активизи­руются процессы межгрупповой диффе­ренциации. Это проявляется в усилении субъективно воспринимаемых различий между «своим» и «другими» коллективами. На всех этапах исследования отмечается предпочтение группы членства, которое, однако, постепенно снижается, что сви­детельствует о повышении адекватности межгруппового сравнения и оценки.

Процессы межгруппового сравнения и оценивания выполняют по крайней мере



6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


 


две различные функции в обеспечении жизнедеятельности коллективов: адекват­ное межгрупповое сопоставление, важное для осуществления нормального взаимо­действия коллективов (какую бы форму — кооперативную или конкурентную — это взаимодействие ни принимало); и эмоци­ональная приверженность к своему кол­лективу (и связанная с ней переоценка привлекательности своего коллектива), необходимая для обеспечения его психо­логической общности.

Список литературы

Агеев B.C., Сыродеева А.А. Интегративные процессы в межгрупповом взаимодействии// Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. № 2

Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социал.-психолог, проблемы. М., 1990.

Агеев B.C. Психология межгрупповых отноше­ний. М., 1983.

Журавлев А.Л., Позняков В.П. Динамика межгрупповых отношений в условиях изменения форм собственности//Психол. журн. 1992. Т. 13, № 4. С. 24-32.

Краткий психологический словарь. М.: Политиз­дат, 1985.

Кузнецов А.Н. Об одном возможном подходе в исследовании проблем межгрупповой активности //Социально-психологические проблемы личности и коллектива школьников и студентов. Ярославль, 1976. С. 78-86.

Кцоева Г.У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов//Психол. журн. 1986. Т. 7, № 2. С. 41-50.

Лебедева Н.М. Новая русская диаспора: со­циал.-психолог, анализ. М., 1995.


Петтигрю Т.Ф. Расовые отношения в Соеди­ненных Штатах Америки: социолог, перспектива// Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы. М.: Прогресс, 1972. С. 314-329.

Позняков В. П. Социально-психологические от­ношения в трудовом коллективе в условиях измене­ния форм собственности//Совместная деятельность: методы исследования и управления. М.: ИП РАН, 1992. С. 140-165.

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и исто­рия. 2-е изд. М.: Наука, 1979.

Стефаненко Т. Е. Социальные стереотипы и межэтнические отношения//Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: МГУ, 1987. С. 242-250.

Сушков И.Р. Исследования приверженности к группе в условиях производственной организации// Психол.журн. 1988. Т. 9, № 2. С.144-148.

Сушков И.Р. Совместная деятельность групп в организциии//Совместная деятельность: методология, теория, практика/Отв. ред. А.Л. Журавлев, П.Н. Шихи-рев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1988. С. 76-87.

Этнические стереотипы поведения/Под ред. А.К. Байбурина. Л.: Наука, 1985.

Adorn о T.W. The authoritarian personality. N.Y, 1950.

Alport G.W. The nature of prejudice. Cambridge, 1954.

Berkowitz I. Aggression: a social psychological analysis. N.Y., 1962.

Pettigrew T.F. Personality and socio-cultural factors in integroup attitudes: a cross national comparison//J. Conff. Resol. 1958. V. 2.

Sherif M., Sherif C.W. Groups in harmony and tension. N.Y., 1953.

Sherif M. Group conflict and cooperation: their social psychology. N.Y., 1966.

Stephan W.G. Intergroup relations//Handbook of social psychology. 1985. V. 2. P. 599-658.

Tajfel H., Turner J.C. An integrative theory of intergroup conflict//The social psychology of intergroup relations. Montrey, Calif., 1979.

Turner J.C., Giles H. (eds.). Intergroup beha­viour. Oxford, 1984.



6.6. Психология больших социальных групп и массовые психические явления


 


6.6. Психология больших

социальных групп

и массовые психические явления

6.6.1. Теоретические проблемы исследования больших социальных

групп

Каждый человек с рождения включен ц различные общности, социальные, а с начала трудовой деятельности — и профес­сиональные группы. Изучение психологи­ческих процессов в этих общностях состав­ляет одну из задач социальной психоло­гии. Исследователи давно обратили вни­мание на эти явления. Собственно зарож­дение социальной психологии связано с исследованием духа народа, «психологии народов», психологических образований, существовавших в массах людей (психо­логия толпы, психология масс, социаль­ных движений и др.). Социальные группы на Западе и в России были объектом со­циологических исследований. На Западе акцент переместился на психологию ма­лых групп. Изучением больших социаль­ных групп, их психологических особеннос­тей занимались прежде всего марксистски ориентированные ученые, исключая, мо­жет быть, исследование толпы, паники. В отечественной психологии внимание исследователей привлекал ряд общих — теоретических и методологических — про­блем, а также характеристика психологи­ческих особенностей классов, наций, воз­растных и профессиональных групп.

Исследованием психологии больших социальных групп в последние десятилетия занимались Г.М.Андреева, А.И. Горячева, М.Г Макаров, ГГ. Дилигенский, О.И. Зото­ва, В.В. Новиков, Е.В. Шорохова, Е.С. Кузь­мин, И.Т.Левыкин, А.Р. Лурия, Б.Д. Пары-гин, Б.Ф. Поршнев, В.В. Шаронов и др.

Виды больших социальных групп. Су­ществуют два вида общностей людей, ко­торые определяют специфические соци­ально-психологические особенности групп. Основанием групп первого вида служат объективные социальные связи. Класс, как большую группу, характеризует место, ко­торое он занимает в системе объективных социально-экономических отношений,


положение, детерминированное общест­венным разделением труда. Основанием для выделения нации как общности слу­жит определенная система объективных социальных связей. Для половозрастных общностей существуют реальные половые, демографические характеристики. При­надлежность людей к этим группам не зависит от их воли и сознания, она опре­делена объективно. К другому типу общнос­тей относятся группы, принадлежность к которым является результатом сознатель­ного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Приме­рами таких общностей являются ассоциа­ции, партии, конфессиональные группы, общественные движения. Разделяя боль­шие группы на эти дна класса, ГГ.Дили­генский [1975] использует понятие психо­логической общности. Для уяснения сущ­ности психологической общности большое значение имеет концепция Б.Ф. Поршнева [1974, 1979] о разделении людей на «мы* и «они» в процессе исторического разви­тия человечества.

В первом случае явления, состояния, возникающие в общности (психология класса), отражают объективные связи и отношения, оказываются вторичными по отношению к этим объективным процес­сам. Во втором случае психологические явления в группе составляют ее основу. В данном случае психологическая общ­ность — первичное основание.

Большие социальные группы класси­фицируются по разным признакам.

По времени различаются длительно существующие большие группы — классы, нации и коротко существующие — митинги, аудитории, толпа. По характеру органи­зованности—неорганизованности: толпа, партии, союзы. Ряд больших групп возни­кает стихийно (толпа), другие организу­ются сознательно (партии, ассоциации).

По примеру классификации малых групп можно говорить об условных и ре­альных группах. Существенным считается признак контактности, взаимодействия. Половозрастные, профессиональные группы являются не реальными, а условными. К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги, собрания. Большие группы могут быть



СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


 


открытыми и закрытыми. Членство в по­следних определяется внутренними уста­новлениями групп.

Критерием разделения больших соци­альных групп может выступать показатель наличия определенного количества общих признаков и механизма связей с общностью. Так, Дилигенский выделяет типы социаль­ных групп. Объединение людей, имеющих обший объективно существующий и соци­ально значимый признак, представляет собой типологическую группу. Таким при­знаком может быть демографический по­казатель. В этом случае типологическую группу составят мужчины, женщины, поко­ление, молодежь, средний возраст, пожи­лые люди и т.д. Характеристика данных групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (на производстве, в семье). По своему составу они гомогенны, однородны.

Второй тип групп составляют люди, сознательно стремящиеся к объединению (религиозные группы, партии, союзы, об­щественные движения). По социальному составу эти группы разнородны, гетеро-генны: по социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы типологические. Если в пер­вом случае приоритетное значение имеет объективная сторона общности, то во вто­ром — субъективная. Речь идет о психоло­гической общности. Субъективная общность не совпадает с общностью объективной.

Предмет психологии больших групп.ГМ. Андреева [1980] ставит вопросы, под­лежащие изучению: 1) какие группы сле­дует рассматривать в качестве «больших*; 2) какова структура психологии больших групп, ее основные элементы, их сопод­чинение, характер их взаимосвязи; 3) ка­ково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу с элемен­тами этой групповой психологии; 4) ка­кими методами можно пользоваться при изучении всех этих явлений?

По мнению Дилигенского, психология больших групп изучает особенности раз­личных видов субъективно-психологичес­ких групп (например, ассоциаций, органи­заций), механизм сложения индивидуаль­ных действий в групповые; анализ группы


как субъекта действия. Главным же в пред­мете изучения психологии больших групп он считает связи между объективной со­циальной общностью и общностью соци­ально-психологической, исследования пу­тей, способов, механизмов перехода от первых ко вторым [Дилигенский, 1975J.

Уровни развития больших социальных групп.В историческом развитии общество, конкретно — отдельные социальные группы, проходят ряд этапов. Эти этапы соответст­вуют уровню развитости групп. Согласно классификации Дилигенского, таких уров­ней три.

Первый — низкий уровень типологи­ческий. Характеризуется тем, что члены группы объективно сходны между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в ре­гуляции их индивидуального поведения, но не составляют основания для создания психологической общности. Объединенные по этим признакам люди представляют совокупность индивидов, но не составляют единства. Примером служат предпринима­тели на первых этапах формирования этой социальной группы в нашей стране. Каж­дый из них занимался своим делом, осу­ществлял специфический виддеятельности; сиязь с другими предпринимателями про­ходила благодаря механизмам взаимодей­ствия так же, как с другими людьми.

Второй уровень развития социальной группы характеризуется тем, что ее члены осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами. В примере с предпринимателями этот уро­вень означает, что они причисляют себя к новой социальной общности. Это уровень идентификации.

Третий уровень предполагает готов­ность членов группы к совместным дейст­виям во имя коллективных целей. Они осознают общность своих интересов. Класс в себе как общность переходит на положение класса для себя. Предприни­матели, например, осознавая общность своих интересов, отличных от интересов других социальных общностей, объединя­ются в ассоциации, союзы, корпорации, устанавливают взаимные контакты с дру­гими объединениями; на общих собраниях, съездах вырабатывают программу, страте-



6.6. Психология больших социальных групп и массовые психические явления


 


гию и тактику деятельности. Предприни­мательство сформировалось как социаль­ная общность и социальное движение в России. Этот уровень развития социаль­ных групп Дилигенский называет уровнем солидарности. Можно его обозначить как уровень интегрированности.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.