Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Исследования общения в отечественной социальной психологии: понимание, структура и функции

Категория «общение», проблема обще­ния является одной из центральных в пси­хологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения». За последние 20-25 лет изу­чение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в пси­хологической науке в целом, социальной психологии прежде всего.

«Сквозной» характер проблемы станет понятным, если дать одно из определений межличностного общения: процесс взаи­модействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, ус­тановление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуля­цию их совместной деятельности*.

В общении как процессе последо­вательных взаимноориентированных во времени и пространстве действий, пове­денческих актов (как вербальных, так и невербальных, физических) происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаи­мооценка, сопереживание, формирование симпатий и антипатий, характера взаимо­отношений, убеждений, взглядов, психо­логическое воздействие, разрешение про­тиворечий, осуществление и регулирование совместной деятельности.

Проблема общения в отечественной психологии имеет давнюю традицию, но ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия: «... с пери­ферии в центр психологического анализа переместилась проблема общения, а осо­бенности общения стали одним из важней-


*Это определение легко «расширить» в смысле его социальности, если вместо слова «лиц» поста­вить выражение «социальных субъектов».





6.3. Психология межличностного взаимодействия

 


ших фокусов психологического знания. Из специфического объекта, предмета исследо­вания{в социальной психологии) общение одновременно превратилось и в способ, и принцип изучениявначале познавательных процессе», а затем и личности человека в целом... Этот принцип применяется сей­час при изучении двух основных форм данного феномена: общения как средства организации деятельности и как удовлетво­рения духовной потребностичеловека в другом человеке» [Знаков, 1994; Ломов (ред.), 1981].

Категория «общение» в психологии.Пси­хологии, исследуя психическое как субъ­ективное отражение объективной действи­тельности, с необходимостью связывает изучение с анализом социального бытия человека как системы отношений человека к миру.

Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других катего­рий, не есть предмет только психологи­ческого исследования. Поэтому первосте­пенной становится задача выявления спе­цифически психологического аспекта этой категории [Ломов,1984]. При этом вопрос о связи общения с деятельностью счита­ется принципиальным.

В отечественной психологии одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности [Андреева, 1996]. Исходя из этого принципа, обшение по­нимается как такая реальность человечес­ких отношений, которая предполагает любые виды обшения как специфические формы совместной деятельности людей.

Сторонники деятельности о го подхода в психологии при анализе процессов об­щения стремятся распространить и ис­пользовать теоретические схемы, прису­щие изучению предметно-практической деятельности. При этом возникает вопрос: правомерно ли" рассматривать общение как частный случай деятельности? Конечно, общение является видом активности. Если понимать активность как деятельность, то можно отнести общение к категории дея­тельности.

Однако необходимо отметить, что в подавляющем большинстве психологичес­ких трактовок деятельности основу ее определений и категориально-понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие лишь одну сторону социального бытия человека. Такой под­ход, конечно, правомерен и продуктивен, но деятельность человека существует не сама по себе. Она необходимым образом связана с деятельностью других людей.

В связи с этим возникает необходи­мость разработки категории общения, рас­крывающей другую, не менее существен­ную сторону социального бытия человека, а именно — отношении «субъект—субъ-ект(ы)». И это вполне понятно, поскольку социальное бытие человека включает в себя не только отношения к предметному миру, но и людям, с которыми человек постоянно вступает в прямые или опосре­дованные контакты.

Такой подход к проблеме взаимосвязи общения и деятельности преодолевает одно­стороннее понимание деятельности лишь как субъект-объектного отношения. В оте­чественной психологии этот подход реа­лизуется посредством методологического принципа общения как субъект-субъект­ного взаимодействия, теоретически и экс­периментально разрабатываемый Б.Ф. Ло­мовым [1984] и его сотрудниками, «Данный принцип открывает новые возможности для более глубокого изучения всегда неразрыв­ных взаимосвязей между субъект-объект­ными и субъект-субъектными взаимодей­ствиями* [Брушлинский, Поликарпов, 1990].

Рассматриваемое в этом плане обще­ние выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. Ее результат не столько преобразованный предмет (ма­териальный или идеальный), сколько от­ношения человека с другими людьми. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностями, но и представлениями, идеями, чувствами; проявляется и развивается система отно­шений «субъект-субъект(ы)».

В целом, теоретическая и эксперимен­тальная разработка принципа общения в отечественной социальной психологии представлена в ряде коллективных работ, цитируемых выше, а также в работах «Психологические исследования обшения» [1985], «Познание и общение» [1988].


 



В монографии А.В. Бру шли некого, В.А. По­ликарпова [1990| наряду с этим дано кри­тическое осмысление данного методо­логического принципа, а также перечис­лены наиболее известные циклы иссле­дований, в которых проанализирована вся многоаспектная проблематика обшения в отечественной психологической науке.

Заканчивая краткое обсуждение кате­гории общения в системе других базовых категорий психологии, можно привести мнение (В.В. Знакова [1994], которое отра-'жает современное представление на катего-рию обшения в отечественной психологии.

Признавая справедливость тезиса «Нет деятельности.без йбшения.и^бшс^ия без деятельности»., _ высказанного А.В. Бруш-линским [1990], он в то же время отмечает: «...любая деятельность всегда явно или опосредованно включает субъект-субъект­ные отношения, а процесс обшения детер­минируется предметом {например, пред­метом разговора). Тем не менее ограничен­ность языковых средств для лаконичного обозначения обсуждаемых понятий побуж­дает меня обратиться к тому условному их различению, которого придерживался Б.Ф.Ломов [1984]. Общением я буду на­зывать такую форму взаимодействия субъ­ектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические ка­чества друг друга и в ходе которой форми­руются межличностные отношения между ними... Под совместной деятельностью далее будут подразумеваться ситуации, в кото­рых межличностное обшение людей под­чинено обшей цели — решению конкрет­ной задачи» [Знаков, 1994].

Структура общения. Из анализа катего­рии обшения в системе психологии следу­ет, что общение является сложным, много­уровневым социальным явлением, отража­ющим различные стороны социального бытия человека, т. е. оно как объект ис­следования имеет свою структуру.

Исследуя структуру общения и учитывая неразрывную связь обшения с деятель­ностью, социальными, общественными отношениями, обычно выделяют три уровня анализа [Ломов, 1984].

Перный уровень — макроуровень: обще-ние индивида с другими людьми рассмат­ривается как важнейшая сторона его об-


раза жизни. Процесс обшения изучается в масштабах времени, сопоставимых с дли­тельностью человеческой жизни, при этом акцент ставится на анализ психического развития индивида. Обшение здесь высту­пает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами. Учитывается система общественных отношений обще­ства и место или позиция индинида в этой системе. Общественные институты, про­фессиональные, идейно-политические, национально-этнические, семейные пред­ставления, традиции, нормы и т.д. детер­минируют общение индивида с другими людьми. Здесь социально-психологичес­кий анализ неизбежно смыкается с социо­логическим.

Круг психологических проблем, свя­занных с исследованием личности, его мотивационной сферы, изучаемых на этом уровне анализа общения, достаточно ши­рок. Это — развитие форм общения и их связь с социально-культурными нормами, традициями и правилами поведения; взаи­мосвязи общественного и индивидуального сознания; возрастные особенности психики; развитие способностей, потребностей и мотивов; формирование жизненных планов индивидов и т. д.

Второй уровень — мезауровень (средний уровень): общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправ­ленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных времен­ных отрезках своей жизни.

Главный акцент делается на содержа­тельных компонентах ситуаций общения — по поводу «чего» и «с какой целью». Во­круг этого стержня («темы», «предмета» общения) рассматривается динамика об­щения, анализируются используемые сред­ства (вербальные и невербальные), фазы или этапы, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, пережи­ваниями. Ситуации или периоды обшения могут быть завершенными или незавер­шенными в зависимости оттого, насколько исчерпана тема или достигнута цель об­шения. В результате либо создается «сово­купный субъект» для решения проблемной



6.3. Психология межличностного взаимодействия


 


ситуации, либо обнаруживаются противо­речие и несовместимость, т. е. возможно развитие конфликтных взаимоотношений.

В целом, на этом уровне анализа круг психологических проблем относится к исследованию особенностей динамики психических процессов и состояний чело­века наряду со средствами и способами, используемыми людьми для реализации «тем» или «целей» ситуаций общения.

Третий уровень — микроуровень. Глав­ный предмет исследования — элементар­ные единицы общения как сопряженные акты или транзакции. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения — это не смена перемежающихся поведенческих актов, действий участников, а их взаимо­действие. Она включает не только дейст­вие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие другого партнера. (Например, «вопрос-ответ», «побуждение к действию—дейст-иие», «сообщение информации—отноше­ние к ней» и т. п.)

Исследование единиц общения, дина­мика их взаимосвязи, цикличности в про­цессе общения являются традиционным предметом анализа в психологии речи (см. подразд. 3.8). Но поскольку общение не исчерпывается только речевыми цик­лами, то на этом уровне изучаются также и сопряженные эмоциональные реакции, мимические и пантомимические движения (невербальные компоненты поведения).

Основной задачей исследований на этом уровне является изучение механизмов формирования единиц общения, их типо­логии, используемых средств и их взаимо­связи, динамики экстериоризации и ин-териоризации психического.

Под функциями общенияпонимаются роли или задачи, которые выполняет об­щение в процессе социального бытия че­ловека.

Функции общения многообразны, и есть разные основания для их классифи­кации. Одним из общепринятых в отечест­венной социальной психологии оснований классификации является выделение в об­щении трех взаимосвязанных сторон, или характеристик: информационной, интерак­тивной и перцептивной(Андреева, 1996]. Различают три функции общения; инфор-


мационно-коммуникативную, регуляцнонно-коммуникативную и аффективно-коммуни­кативную[Ломов, 1984].

Информационно-коммуникативная функ­цияобщения в широком смысле заклю­чается в обмене информацией или ее приеме—передаче между взаимодейстную-шими индивидами. Описание общения как процесса передачи-приема сообщений является правомерным, но позволяет рас­смотреть только одну из его характерис­тик.

Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику. Во-пер­вых, мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от техни­ческого устройства). Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает (взаимно) воздействие на мысли, чувства и поведение партнеров. В-третьих, они должны обладать единой или сходной си­стемой кодификации/декодификации со­общений. Передача любой информации возможна посредством различных знако­вых систем. Обычно различают вербальную(в качестве знаковой системы использует­ся речь) и невербальнуюкоммуникацию (различные неречевые знаковые системы). В свою очередь невербальная коммуника­ция также имеет несколько форм: кине-сику(оптико-кинетическая система, вклю­чающая жесты, мимику, пантомимику); паралингвистику(система вокализации голоса, паузы, покашливания ит. п.); прок-семику(нормы организации пространства и времени в общении); визуальноеобще­ние (система «контакта» глазами). Иногда отдельно рассматривается как специфи­ческая знаковая система совокупность запахов, которыми могут обмениваться партнеры по общению.

Одна из актуальных проблем, возника­ющих в исследовании информационно-коммуникативных функций, — влияние общения на динамику когнитивных про­цессов.

Регуляторно-коммуникативная (интерак­тивная) функция общения,в отличие от информационной, заключается в регуля­ции поведения и непосредственной орга­низации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействий.


5G2

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


 


Несколько слов о традиции использо­вания понятий взаимодействия и общения в социальной психологии. Понятие взаи­модействия используется для 1) характе­ристики действительных реальных контак­тов людей (действий, контрлействий, со­действий) в процессе совместной деятель­ности; 2) для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совмест­ной деятельности или шире — в процессе социальной активности.

Однако взаимосвязи взаимодействия и общения, так же как общения и деятель­ности, не однозначны и имеют противо­речивую традицию их трактовки. С одной стороны, можно интерпретировать и взаи­модействия, и обшение как тождествен­ные понятия и явления, понимая их как обмен информацией. С другой стороны, можно рассматривать соотношение между ними как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда гово­рят о самостоятельном существовании общения как коммуникации (обмене ин­формации) и взаимодействии (как инте­ракции). Причина подобных разночтений коренится в объеме понимания самого термина «обшение» (узкое и широкое).

Если понимать обшение как много­уровневое явление (реальность межлич­ностных и общественных отношений), то наряду с информационной стороной, оно имеет и другую — фиксирующую не только обмен знаками, но и организацию сов­местных действий.

В процессе обшенин как взаимодейст­вии (вербальном, физическом, невербаль­ном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятия ре­шения, на выполнение и контроль дейст­вий, т. е. на все составляющие деятель­ности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения. Дру­гими словами, можно сказать: не бывает общения без взаимодействия и регуляции, так же как взаимодействия — без общения.

С регуляционно-коммуникативной функ­цией общения связаны многие явления, характерные для совместной деятельности: совместимость людей, подражание, внуше­ние, убеждение. Процесс регуляции пове­дения людей в группе приводит к превра-


щению группы в совокупного субъекта деятельности.

Аффективно-коммуникативная функция общениясвязана с регуляцией эмоциональ­ной сферы человека. Обшение — важней­шая детерминанта эмоциональных состоя­ний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и разви­вается в условиях общения людей — про­исходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаим­ное усиление или ослабление.

Приведем другую классификационную схему функций обшения, в которой наряду с перечисленными отдельно выделяются следующие функции: организация совмест­ной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межлич­ностных отношений(отчасти такая класси­фикация дана в монографии В.В. Знакова, 1994; познавательная функция в целом входит в перцептивную функцию, выде­ленную Г.М. Андреевой, 1988).

Сопоставление двух классификацион­ных схем позволяет, конечно в определен­ной мере условно, объединить (включить) функции познания, формирования меж­личностных отношений и аффективно-коммуникативную в перцептивную функ­цию общения как более емкую и много­мерную [Андреева, 1988].

6.3.2. Теоретические подходы к исследованию общения в западной психологии

В историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы: инфор­мационный(ориентированный на передачу и прием информации); интеракциональ-ный (ориентированный на взаимодейст­вие); реляционный(ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотноше­ний).

Информационные подходы.Были разви­ты в основном в 30-40-е гг. и с тех пор широко используются до настоящего вре­мени. Объект исследований — передача сообщений, главным образом фактичес­ких, реальных между «участниками»: со­обществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами,



6.3. Психология межличностного взаимодействия


 


которые способны посылать и принимать информацию при помоши какой-то сис­темы сигналов или символов.

Теоретические основания подхода ба­зируются в основном на трех положениях:

содержание информации может преоб­разовываться в различные символы (коди­роваться/декодироваться в слова, жесты, образы, предметы и т.д.);

человек (его тело, глаза, лицо, руки, поза) образует своеобразный экран, на котором «проявляется» передаваемая ин­формация после ее восприятия и перера­ботки (в форме мыслей, эмоций, устано­вок);

принятие аристотелевской и ньютонов­ской картины мира: существует нейтраль­ное пространство, в котором взаимодейст­вуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема.

В рамках информационного подхода существуют два основных направления исследований.

Первое направление занимается теорией и практикой обращения или изменения сообщений в различные изображения, зна­ки, сигналы, символы, языки или коды и их последующей декодировкой. Наиболее известная модель была разработана К. Шенноном и В. Вивером (1949).

Первоначальная модель состояла из пяти элементов: источник информации, ее передатчик (шифратор), канал для пе­редачи сигналов, приемник информации (дешифратор), ее получатель (место полу­чения информации). Считалось, что все элементы организованы в линейном по­рядке. Дальнейшие исследования позволили улучшить первоначальную схему. Были введены разграничения между «сообщением»как таковым и «источником»и введены важные дополнительные понятия: «обрат­ная связь»(отклик получателя инфор­мации, даюший возможность источнику кодифицировать и корректировать после­дующую передачу информации); «шум» (искажения и помехи в сообщении при его прохождении по каналу); «избыточность», или «дублирование»(излишние повторения в кодировании информации для того, чтобы сообщение могло быть корректно декоди­ровано); «фильтры»(преобразователи со-


общения, когда оно достигает шифратора или покидает дешифратор).

Первый аналитический обзор исполь­зования этой теоретической модели ком­муникаций в различных дисциплинах и сферах исследований был дан в 1957 г. К. Черри.

Второе направление исследований воз­никло в 60-х гг. Основной предмет — ана­лиз социально организованных условий для циркулирования информации между членами конкретной социальнойгруппы или в меж­личностных взаимодействиях,включая ди-адические. Важные исследования в этой области были выполнены И. Гофманом (1963, 1969, 1975). Он разработал и исполь­зовал для анализа общения модель комму­никационного обмена,состоящую из 4 эле­ментов:

коммуникационные условия, или условия общения,устанавливаемые индивидами в конкретных ситуациях социального взаи­модействия (например, прямое, непосредст­венное-непрямое, опосредованное, сим­метричная—асимметричная передача сооб­щений);

коммуникационное поведение, или стра­тегия общения,используемое участниками общения во взаимоотношениях друг с дру­гом;

коммуникационные ограничения,вклю­чающие экономические, технические, ин­теллектуальные и эмоциональные факторы, ограничивающие выбор участниками об­щения той или иной стратегии;

основы, или критерии, интерпретации,определяющие и направляющие способы восприятия и оценки людьми своего по­ведения по отношению друг к другу.

Именно разработка и использование этой модели при анализе межличностного общения помогли наиболее полно сбли­зить и «навести мосты» между информа­ционным и интеракциональными подхо­дами к изучению проблемы общения.

Интеракциональные подходы.Были раз-виты главным образом в 60—70-е гг, В от­личие от информационного подхода, и котором общение представлено как тран­закции по передаче информации (отдель­ные коммуникационные акты), в интерак-циональном подходе оно рассматривается как ситуация совместного присутствия.



СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


 


взаимно устанавливаемая и поддерживае­мая людьми при помоши различных форм поведения и внешних атрибутов (внеш­ности, предметов, обстановки и т. п.). И это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерений участвующих индивидов. Они обладают действительным контролем за «входом» или «выходом» из ситуации в соответствии со своими намерениями до тех пор, пока воспринимают присутствие и поведение друг друга, но тем не менее каждый из них не может избежать посто­янной координации поведения,

Интеракциональный подход признает положение о том, что само взаимодейст­вие включает обмен сообщениями, но главный исследовательский интерес в большей степени направлен на организа­цию поведения. Теоретические основания этого подхода: ориентация на многоаспект-ность анализа человеческого поведения но множестве жизненных условий и обстоя­тельств (в различных социальных контек­стах); поведение является не столько функцией внутренних побуждений инди­вида, его мотиваиионных или личностных факторов, сколько (и в большей мере) функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция ситуационного подхода в социальной пси­хологии); положения обшей теории систем, «водящей в исследовательский инструмен­тарий и концептуальный аппарат такие фундаментальные понятия, как «система», «динамическое равновесие», «саморегуля­ция» и «программа».

В рамках интеракционального подхода разработан ряд теоретических моделей, пытающихся объяснить главный вопрос, — какими способами/путями структуриру­ются и управляются ситуации социального присутствия при помощи средств поведе­ния.

Условно можно выделить пять наиболее важных моделей:

Лингвистическая модель, предложенная в начале 60-х гг. Р. Бёдвистелом для невер­бального общения. Одно из основных положений: несмотря на многообразие взаимодействий, все они образуются и комбинируются из одного и того же огра-


ниченного репертуара или набора, состоя-шего из 50—60 элементарных движений и поз тела человека. Делается предположе­ние, что следующие один за другим пове­денческие акты, сформированные из эле­ментарных единиц, организуются таким образом, каким организуется последо­вательность звуков как элементарных единиц языка в словах, предложениях и фразах.

Модель социального навыка [Argyle, Ken-don, 1967]. Опирается на положение о том, что межличностные транзакции (коммуни­кационные акты), подобно другим видам социальных умений и навыков (например, вождение автомобиля, танцы, игры в кар­ты т. п.), иерархично организуются и фор­мируются посредством серии простых целенаправленных, но часто пробных и допускающих двоякое толкование шагов, т. е. научение общению происходит в са­мом общении.

Равновесная модель [Argyle, Dean, 1965]. Опирается на положение о том, что взаи­модействующие участники всегда стре­мятся поддержать определенный общий баланс различных форм своего поведения в связи с присутствием и активностью других лиц в ситуации. То есть любое из­менение в использовании поведения типа X, обычно всегда компенсируется соответ­ствующими изменениями в использовании поведения типа У и наоборот (например, диалог—монолог, сочетание вопросов и от­ветов).

Программная модель социального взаимо­действия [Scheflen, 1968]. Постулиру­ется, что общая структура межличностной встречи или ситуации взаимодействия (и синхронная, и диахронная) порождается благодаря действию по крайней мере трех видов программ. Первый имеет дело с простой координацией движений; второй контролирует изменение видов активности индивидов в ситуации, когда возникают помехи или неопределенности; третья про­грамма модифицирует процедуры измене­ний, т. е. управляет комплексной задачей метаобшения.

Системная модель |Kendon, 1977J рас­сматривает взаимодействие как конфи­гурацию систем поведения, каждая из которых управляет отдельным аспектом



6.3. Психология межличностного взаимодействия


 


Тип источника получения данных   Тип эмпирической информации (получаемых данных)  
Субъективный   Объективный  
Участник изучаемой ситуации   Методы самоотчета   Методы самоотчета о поведении  
Внешний наблюдатель   Субъективные отчеты наблюдателя   Поведенческие методы  

межличностной транзакции. До настоящего времени идентифицированы и проанали­зированы две такие системы: 1) управляю­щая обменом речевых высказываний; 2) управляющая главным образом исполь­зованием пространства и территории взаи­модействия.

Реляционный подход.Начал постепен­но развиваться с середины 50-х гг. (Р. Бёд-вистелл, 1968; Г. Бэйтсон, 1973).

Основное положение этого подхода состоит в том, что социальный контекст и человеческая среда не столько создают условия и обстоятельства, в которых пре­образуется информация и происходит межличностное взаимодействие, сколько являются самим общением как таковым, понимаемым как система взаимоотноше­ний. Другими словами, термин «общение», «коммуникация» — это обозначение общей системы взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с общиной и средой своего обитания. Любое изменение какой-либо части этой системы, вызываю­щее изменение других частей, называется информацией. Согласно этому подходу, нельзя утверждать, что люди, животные или другие организмы вступают в обще­ние (информационный подход) или участвуют в нем (интерак-циональный подход), поскольку они уже являются неотъемлемой частью этого процесса незави­симо от того, хотят они этого или нет, — частью как локальной, так и глобальной экосистемы взаи­моотношений. Они включаются в эту сис­тему с момента рождения и не покидают ее до самой смерти.

Ключевой элемент концепции — взаи­моотношения — это «нечто», что сущест­вует между индивидами и вне их, т. е. вза­имоотношения существуют на надиндиви-дуальном, или «транзактном», уровне. Главная позиция нового подхода: природа взаимоотношений существует в процессе общения в реальном времени и пространстве.

Три направления теоретических иссле­дований оказались инструментальными и способствовали появлению реляционной теории коммуникаций: а) кибернетика и теория общих систем; б) теория логичес­ких типов, которая идентифицирует раз-


рывы непрерывности между различными уровнями абстракции (например, «индивид-общение», «индивид—взаимоотношения» и т.д.); в) биологические исследования экосистем и динамики взаимоотношений между организмами и средой обитания.

Наиболее интересные и важные иссле­дования, проведенные на основе реляци­онного подхода, осуществлены в области психопатологии (Г. Бэйтсон и др., 1956; Р. Лэйнг, 1959). В частности, предложена реляционная объяснительная модель об­щения больного шизофренией. По утверж­дению самих сторонников подхода, реля­ционная теория общения находится на начальной стадии своего развития, несмотря на длительный период существования с момента зарождения.

Ее методологический потенциал и сила заключаются в том, что она заменяет арис­тотелевский принцип картины мира на «системный» подход.

Схематическая классификация методов исследований общения представлена в табл. 6.1.

Таблица 6.1 Типы методов исследования общения

Более подробно эти методы описыва­ются в упоминаемых выше трудах и спе­циально в работах Р. Бэйлса [Bales, 1970]; Г. Фаснахта [Fassnacht, 1982], М. Аргайла, А. Фенхейма и Дж. Грехем [Argyle et al., 1981]. В последней монографии дано тео­ретическое и экспериментальное обосно­вание так называемого ситуативного под­хода, в настоящее время широко исполь­зуемого в исследованиях проблем общения.

Необходимо упомянуть о таком подходе, как транзактный анализ, который хорошо известен и нашел распространение в при­кладной исследовательской практике изу­чения общения. Подробное описание его основных положений можно найти в ра­боте Э.Берна [1996].



6.СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


 


6.3,3, Невербальные способы общения

Невербальное общение — это комму­никация между индивидами без исполь­зования слов, т. е. без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструмен­том общения становится тело человека, обладающее исключительно широким диа­пазоном средств и способов передачи информации или обмена ею. В то же время, как сознание, так и бессознательные и подсознательные компоненты психики человека наделяют его способностями вос­принимать и интерпретировать информа­цию, переданную в невербальной форме. Тот факт, что передача и прием невербаль­ной информации могут осуществляться на бессознательном или подсознательном уровне, вносит некоторое осложнение в понимание данного явления и ставит во­прос об оправданности использования понятия «общение», так как при языко­вой и речевой коммуникации этот процесс по-разному осознается обеими сторонами. Поэтому вполне допустимо, когда речь идет о невербальной коммуникации, ис­пользовать также понятие невербальное поведение, понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию независимо от того, осозна­ется это индивидом или нет.

Основными средствами, которыми об­ладает «язык тела», являются поза, движе­ния (жесты), мимика лица, взгляд, «прост­ранственное» поведение, характеристики голоса.

За последние десятилетия интерес к невербальным способам общения в миро­вой психологической науке заметно повы­сился, поскольку стало ясно, что этот ком­понент социального поведения человека играет в жизни общества более важную роль, чем представлялось ранее.

Происхождение невербальных способов общения. С этой проблемой связаны как твердо установленные истины, так и во­просы, на которые до сих пор еще нет ответов. Невербальные способы общения имеют два источника происхождения: биологическую эволюцию и культуру.


Как известно, для животных то, что мы называем невербальными способами об-шения, является основным инстинктивно обусловленным условием выживания и единственным инструментом социальной коммуникации. В животном мире позы, движения, звуки передают информацию об опасности, близости добычи, наступлении брачного периода и т.д. Эти же средства выражают их отношение друг к другу в конкретных ситуациях. Человек сохранил в арсенале поведения многое из своего животного прошлого. Это наглядно про­является в сходстве внешних признаков некоторых эмоциональных реакций жи­вотного и человека на те или иные ситуа­ции (проявления настороженности, страха, паники, радости и т. п.). Об эволюцион­ном происхождении многих компонентов невербального общения и поведения сви­детельствует также то, что одни и те же эмоциональные реакции и состояния в разных культурах выражаются одинако­выми способами и средствами.

Вместе с тем хорошо известно, что сим­волическое значение движений, поз, жес­тов и даже взгляда в разных культурах несет различный, иногда прямо противо­положный смысл. Кивок головой у русских означает «да», а у болгар — «нет»; европеец и американец, сообщая о постигшем их горе или несчастии, принимают скорбное выражение лица, ожидая, что и собесед­ник сделает то же самое; вьетнамец в ана­логичной ситуации будет улыбаться, по­тому что он не хочет навязывать свою скорбь собеседнику и избавляет его от притворного выражения эмоций; арабам очень трудно общаться без постоянного прямого контакта взглядами, более интен­сивного, чем у европейцев или американ­цев; японца же с детства воспитывают смотреть собеседнику не в глаза, а в область шеи и т. д. Такого рода наблюдения и спе­циальные исследования говорят о культур­ном контексте многих форм невербальной коммуникации и поведения.

Среди неясных в проблеме формиро­вания средств невербального общения остается, в частности, вопрос о том, как люди приобретают навыки невербальной коммуникации. Многое объясняется, ко­нечно, подражанием и наблюдением за



6.3, Психология межличностного взаимодействия


 


поведением других. Но как, например, объяснить обретение индивидом более или менее сложной системы жестов, которыми он сопровождает свою речь? Загадка за­ключается в том, что и сам человек не может в большинстве случаев сказать, почему он использует тот или иной жест в какой-то момент беседы, какой смысл имеет этот жест, зачем он нужен и откуда нзялся, и т. д. Каждый из нас может про­верить эти вопросы, вспомнив какими же­стами и как мы пользуемся в процессах общения с другими.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.