Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Представление о личности в отечественной социальной психологии

Построение концепций личности в со­циальной психологии предварялось поис­ком места социально-психологического исследования личности, в отличие от об-шепсихологического и социологического подходов.

Б.Д. Парыгин предложил рассмат­ривать две модели структуры личности: статическую и динамическую. Под первой понимают «...предельно отвлеченную от реально функционирующей личности абст­рактную модель, характеризующую основ­ные аспекты, пласты или компоненты пси­хики индивида» (Парыгин, 1971, с. 118). Под второй — «...ту одномоментную фото­графию или модель психического состоя­ния и поведения человека, которая позво­ляет понять механизмы взаимосвязи и взаи­модействия между собой всех компонентов и структурных пластов в психике индивида» (там же, с.119).

Для вычленения параметров статичес­кой структуры личности автор предлагает единое основание — степень представлен­ное™ всех компонентов психики в струк­туре личности, — благодаря которому выделяются три категории: общечелове­ческие психические свойства индивида (наличие необходимого комплекса основ­ных психических свойств и состояний, подчиняющихся общим для всех людей психофизиологическим механизмам); со­циально-специфические особенности лич­ности (социльно-специфический опыт и его усвоение); индивидуально-неповто­римые (индивидуально-типологические особенности, свойственные конкретной личности). Сквозным понятием анализа выделенных параметров является приоб­ретенный опыт (общечеловеческий, соци­ально-специфичный, индивидуально-не­повторимый).

Изучать социально-специфический опыт личностинеобходимо через: социальные роли личности («...права и обязанности личности, которые вытекают из ее соци­ального положения» (там же, с- 123); социальные нормы(«...правила и модели поведения, санкционированные социаль-




ными группами и ожидаемые в реальном поведении от входящих в эти группы лиш* (там же, с. 123); ценностные ориентации(ценности общества, в той или иной мере усвоенные индивидом); символы(средство закрепления санкционированной системы ценностей, они «...соединяют в себе рацио­нальный смысл ... социальной ценности с высоким эмоциональным уровнем и ост­ротой ее восприятия и переживания» (там же, с. 125). Перечисленные параметры объ­единены в понятие «значение».

Усвоение социального опытапроисходит в виде четырех последовательных стадий: знание (исходная информация о социаль­ных значениях); социально-психологи­ческий стереотип восприятия(валентное отношение к культивированному значе­нию); установка(готовность действовать в соответствии со значением); побуждение(нолевое усилие для перерастания готов­ности в действие). В процессе усвоения социального опыта меняется позиция лич­ности(отношение человека к системе норм, правил, вытекающих из его соци­ального положения) и формируется само­сознание личности.

Модели динамической структуры лич­ностипостроены исходя из постулата: су­ществуют внутренние (интроспективные) и внешние (поведенческие) аспекты пси­хики, каждый из которых может носить либо вербальный, либо невербальный ха­рактер. Эквивалентами моделей выступают: психический настрой личности(он пред­ставлен неосознанным эмоциональным настроением и умонастроением, системой мотивации и т. д.) и стереотип социального поведения(вербальный и невербальный аспекты).

В.А. Ядов обосновал необходимость рассматривать «объектно-субъектные ас­пекты личности ... как целостность, но в определенном отношении, а именно — в отношении к условиям ее деятельности, сформировавшимся благодаря предшест­вующему опыту и на основе ее природных свойств» [Ядов, 1979, с. 106)). Основы­ваясь на теоретико-экспериментальных данных изучения фиксированных устано­вок Д.Н. Узнадзе и социальных установок («аттитюдов») зарубежных ученых, автор предложил диспозиционную концепцию



6.2. Социальная психология личности


 


личности.Реализация потребностей чело­века возможна при соответствующих ус­ловиях деятельности, которые можно представить в виде иерархических систем. «Встреча*- потребности и ситуации (усло­вия) формирует диспозицию (установку, аттитюд). Набор диспозиций также обра­зуют иерархическую систему, К первому (низшему) уровню диспозиций относятся элементарные фиксированные установки, формирующиеся на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Второй уровень — социальные фиксиро­ванные установки, образующиеся на ос­нове социальных потребностей включения индивида в первичные группы и конкрет­ных социальных ситуаций. Высший уро­вень диспозиционной иерархии образует система ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства их дости­жения- Данный уровень диспозиций фор­мируется на основе социальных условий жизнедеятельности человека. В цельях вы­явления диспозиций разного уровня автор предлагает соответствующий инструмента­рий (там же, с. 193).

ГМ Андреева, проанализировав сущест­вующие подходы к изучению социальной психологии личности, утверждает, что «...для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой (не просто личность в группе, а именно результат, который получается от взаимоотношения личности с конкретной группой) [Андреева, 1994, с. 332J. По мне­нию автора, с одной стороны, необходимо изучать те группы, через которые общество влияет на личность, ее конкретный жиз-неный путь и т. д., т. е. проблему социали­зации личности. С другой стороны, необ­ходимо исследовать полученный результат влияния социума на личность, т. е. про­блему социальной установки. Рассматривая проблему социализации, автор выделяет три содержательные сферы, в которых осу­ществляется становление личности, — деятельность, обшение, самосознание, а также три стадии процесса социализации: дотрудовая, трудовая и после трудовая.

Составной частью стратометрической концепции групп и коллективов, разрабо­танной А.В. Петровским (1979), является


положение о развитии личности в группе. Принцип опосредствования межличност­ных отношений содержанием, ценностями и организацией совместной деятельности позволил дифференцировать группы по уровню их развития на диффузные группы, просоциальные ассоциации, коллективы, асоциальные ассоциации, корпорации. Была показана зависимость между уров­нями развития личности и предложенной иерархией групп.

6.2.3. Социальная установка личности

Социальная установка — категориаль­ное понятие социальной психологии. Два обстоятельства объясняют непреходящий, несмотря на временные спады, интерес к социальной установке и огромное много­образие мнений и суждений по поводу той психической структуры, которая этим по­нятием обозначена. Это — исключитель­ная важность данной структуры для пони­мания социальной сути и жизни человека и ее труднопреодолеваемая сложность.

В английском языке социальной уста­новке соотствует понятие «аттитюд» (attitude), которое ввели в научный обиход в 1918-1920 гг. У.Томас и Ф. Знанецки. Они дали первое (одно из наиболее удач­ных) определение аттитюда, который по­нимался ими как состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в связи с определенным объектом в определенных условиях, и психологичес­кое переживание им социальной ценности, смысла объекта. Здесь выведены на пер­вый план важнейшие признаки аттитюда, или социальной установки, а именно —• социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека, осознанность этих отношений и пове­дения, их эмоциональный компонент, а так-же регулятивная роль социальной установки. Социальные объекты понима­ются в данном случае в самом широком смысле; ими могут быть институты обще­ства и государства, явления, события, про­цессы, нормы, личности и т. д. Названные признаки предопределили разработанную позже структуру социальной установки, а также позволили объяснить ее принципи-



6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


 


альное отличие от просто установки (по теории Д.Н. Узнадзе), которая лишена социальности, осознанности и эмоцио­нальности и отражает прежде всего психо­физиологическую готовность индивида к определенным действиям.

Для понимания сущности аттитюдов следует обратить внимание также на ло­гические предпосылки, из которых исхо­дили Томас и Знанецки. По их убеждению, исследование взаимоотношений личности и общества должно основываться на ана­лизе социальных ценностей самого об­щества и отношения к ним со стороны индивидов. Только с этих позиций можно объяснить их социальное поведение.

Различные авторы делают акценты на разных компонентах обсуждаемой психо­логической структуры. У одних это состо­яние готовности, у других — стабильность реагирования на социальные объекты, у третьих — мотивационные функции и т. д. При этом сущность социальной установки в целом оставалась нераскрытой.

В отечественной психологии существует ряд концепций и понятий, которые близки к идее социальной установки, хотя и воз­никли вне рамок этой проблемы. К ним можно отнести категорию отношений в концепции В.Н. Мясищева, которая пони­малась им как система связей личности с действительностью; понятие личностного смысла у А.Н.Леонтьева, выделявшее прежде всего личностный характер вос­приятия человеком объектов реального мира и его отношения к ним; направлен­ность личности и работах Л.И. Божович. Все эти понятия отражают в той или иной степени отдельные свойства социальной установки.

Социальная установка как функциональ­ная система.Сущность социальной уста­новки можно понять, если использовать концептуальные основы теории функцио­нальных систем Анохина. Речь идет не о механическом переносе этой теории в социально-психологический контекст, поскольку внимание П.К. Анохина было направлено прежде всего на психофизио­логический и нейропсихологический уро­вень взаимодействия организма со средой. Функциональные системы выступают как сложные единицы интегративной деятель-


ности организма, как определенная ди­намично и системно организованная ак­тивность различных элементов, обеспечи­вающая достижение какого-то полезного результата.

Эти основные признаки функциональ­ной системы в полной мере свойственны той психологической конструкции, кото­рая называется социальной установкой. Поэтому ее можно назвать стабильно динамичной функциональной системой, регулирующей поведение личности по от­ношению к тому или иному социальному объекту.

Система социальных установок.Когда речь идет о регулирующей функции соци­альной установки, имеется в виду ее связь с «собственным* для данной установки социальным объектом. Сами же социаль­ные установки оказываются взаимосвязан­ными, взаимозависимыми и нередко про­тиворечивыми компонентами сложной системы. Противоречивость социальной действительности неизбежно порождает противоречия в системе социальных уста­новок и даже борьбу между ними. Этот факт позволяет объяснить, в частности, давно обсуждаемую в социальной психо­логии проблему несоответствия между социальной установкой, выраженной вер-бально, и реальным поведением человека. Примером служит классический экспери­мент Лапьера, проведенный в 1934 г., в котором выяснилось, что свыше двухсот менеджеров и владельцев гостиниц, бес­прекословно принявших и обслуживших Лапьера и двух его спутников, китайцев по национальности, во время их поездки по США (реальное поведение), через пол­года ответили отказом на письменный за­прос Лапьера принять их снова (вербаль­ное выражение установки по отношению к китайцам). «Парадокс Лапьера» породил длительную дискуссию и поставил под сомнение полезность теории социальной установки. На самом деле противоречие имело место не между аттитюдами и по­ведением, а между социальными установ­ками менеджеров, что нашло отражение в их действиях. С одной стороны, они ис­пытывали предрассудки по отношению к китайцам и не хотели их принимать, а с другой — в действие вступили их социаль-



6.2. Социальная психология личности


 


ные установки по отношению к общест­венному мнению и собственной репута­ции. Если бы они отказали китайцам, уже появившимся в гостинице, это могло иметь какие-то негативные для их репута­ции последствия, а отказ под каким-либо предлогом в письменном ответе ни к чему не обязывал.

В связи с противоречиями внутри сис­темы социальных установок возникли некоторые дополнительные понятия, от­ражающие не различный характер самих установок, а лишь причины возможных противоречий между ними. Так, аттитюды тех же гостиничных менеджеров по отно­шению к китайцам можно назвать установ­кой на объект, а соображения, которыми они руководствовались, принимая китай­цев, — ситуативной установкой.

Выделяется также перцептивная уста­новка, означающая предрасположенность к определенной интерпретации восприни­маемых элементов действительности. При восприятии социальных объектов характер перцептивной установки зависит от дру­гих аттитюдов личности. Яркой иллюст­рацией может служить эксперимент С. Эша, проведенный в 1952 г. В двух груп­пах испытуемых поставили вопрос, соглас­ны они или нет со следующим утверж­дением; «Я считаю, что маленький бунт время от времени — полезная вещь и не­обходим в политическом мире, как гроза в мире физическом*. Но при этом авто­ром утверждения в первой группе назвали Т. Джефферсона, одного из первых прези­дентов США, а во второй — В. И. Ленина-Большинство испытуемых в первой группе выразили согласие с утверждением, понимая «маленький бунт» буквально, как не несущий с собой большой опасности. Большинство во второй группе с утверж­дением не согласилось, ассоциируя «ма­ленький бунт» с кровавой революцией. Таким образом, социальные установки испытуемых по отношению к Джеффер-сону и Ленину (и связанным с ними со­бытиям) предопределили разный характер их перцептивных установок при восприя­тии одного и того же утверждения.

Структура социальной установки.В 1942 г. М. Смит внес ясность в структуру соци­альной установки, выделив три известных


компонента: когнитивный, содержащий знание, представление о социальном объ­екте; аффективный, отражающий эмоци­онально-оценочное отношение к объекту; конативный (поведенческий), выражаю­щий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту. Будет или нет реали­зовано поведение, соответствующее когни­тивному и аффективному компонентам данной установки, зависит от ситуации, т. е. взаимодействия с другими аттитюдами.

Стереотипы и предрассудки.Четкая структура социальной установки позволяет выделить две ее важные разновидности — стереотип и предрассудок. От обычной социальной установки они отличаются прежде всего содержанием своего когни­тивного компонента. Стереотип — это со­циальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. Когда мы говорим о стерео­типном мышлении, мы имеем в виду ог­раниченность, узость или устарелость представлений человека о тех или иных объектах действительности или о спосо­бах взаимодействия с ними. Стереотипы полезны и необходимы как форма эконо­мии мышления и действий в отношении достаточно простых и стабильных объек­тов и ситуаций, адекватное взаимодейст­вие с которыми возможно на основе при­вычных и подтверждаемых опытом пред­ставлений. Там же, где объект требует твор­ческого осмысления или изменился, а представления о нем остались прежними, стереотип становится тормозом в процес­сах взаимодействия личности с действи­тельностью.

Предрассудок — это социальная уста­новка с извращенным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые соци­альные объекты в неадекватном, искажен­ном виде. Нередко с таким когнитивным компонентом бывает связан сильный, т. е. эмоционально насыщенный, аффектив­ный компонент. В результате предрассу­док обусловливает не только некритичное восприятие отдельных элементов действи­тельности, но и неадекватные при опре­деленных условиях действия по отноше­нию к ним. Наиболее распространенным



СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


 


видом таких извращенных социальных установок являются расовые и националь­ные предрассудки.

Основная причина формирования предрассудков кроется в неразвитости ког­нитивной сферы личности, благодаря чему индивид некритично воспринимает влия­ния соответствующей среды. Поэтому чаще всего предрассудки возникают в дет­стве, когда у ребенка еще нет или почти нет адекватных знаний о том или ином социальном объекте, но под воздействием родителей и ближайшего окружения уже формируется определенное эмоционально-оценочное отношение к нему. Повлиять на формирование или закрепление предрас­судка может и соответствующий жизнен­ный опыт индивида, эмоционально пере­житый, но недостаточно критично интер­претированный. Например, некоторые россияне, столкнувшиеся с преступными группировками, организованными по на­циональному признаку, переносят негатив­ное отношение на весь народ, из предста­вителей которого состоит та или иная группировка.

Иерархическая структура системы соци­альных установок.С точки зрения значи­мости для общества и личности отдельные социальные установки занимают в системе «неравноправное» положение и образуют своего рода иерархию. Этот факт нашел отражение в известной диспозиционной концепции регуляции социального пове­дения личности В.А. Ядова [1975]. В ней выделены четыре уровня диспозиций — образований, регулирующих поведение и деятельность индивида. К первому уров­ню отнесены просто установки (в пони­мании Д.Н. Узнадзе), регулирующие пове­дение на простейшем, преимущественно бытовом уровне; ко второму — социаль­ные установки, которые, по мнению Ядова, вступают в действие на уровне малых групп; третий уровень включает общую направленность интересов личности (или базовые социальные установки), отражаю­щую отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности (профессия, общественная деятельность, увлечения и т. п.); на четвертом (высшем) уровне рас­полагается система ценностных ориента­ции личности.


Ценность концепции Ядова состоит в том, что она вполне обоснованно и логично выстраивает иерархию социачьных устано­вок по критерию социальной значимости их объектов. Но не менее логично при­знать, что для каждого отдельного инди­вида существует собственная, субъектив­ная иерархия социальных установок по критерию их психологической значимости только для него, которая не всегда совпа­дает с общественно признанной иерархией. Нетрудно представить, что для какого-то человека смыслом жизни и высшей цен­ностью является создание семьи и воспи­тание детей (особенно для женщин); а для другого на первом плане — построение карьеры любой ценой, что и составляет для него основную ценностную ориентацию в жизни. По концепции Ядова такие диспо­зиции справедливо относятся ко второму и третьему уровням, а по субъективным личностным критериям они оказываются высшими по своему значению для инди­вида.

Помимо диспозиционной концепции Ядова, критерием которой служит общест­венная значимость объектов социальных установок различного уровня, можно при­знать существование субъективных иерар­хий социальных установок, построенных по критерию их психологической и лич­ностной значимости для каждого конкрет­ного индивида.

Социализация личности

Социализация как понятие давно ис­пользуется разными науками — от полит­экономии до юриспруденции, и обычно и него вкладывается разный смысл. Психо­логия включила это понятие в свой тезау­рус позже других, стремясь наполнить его собственным содержанием. Однако един­ства мнений в этих попытках не получи­лось, поскольку понятие «социализация?-оказывалось неразрывно связанным с представлениями о личности и характере ее связей с обществом. Отсюда и разные интерпретации процессов социализации. Для одних это научение социальному по­ведению (явная печать ортодоксальной бихевиористской методологии); для дру-



6.2. Социальная психология личности


 


гих — моделирование личности в соответ­ствии с требованиями культуры (здесь находят отражение идеи течения «Культура и личность» 30-х гг., сюда же можно отнести теорию формирования «советского чело­века», создававшегося в соответствии с требованиями советского варианта комму­нистической идеологии; а также концеп­цию «запрограммированной культуры» Б.Ф. Скиннера); для третьих социализация — подготовка к «социальному участию» в группах (это отражение одного из «узких» подходов к предмету социальной психо­логии, который ограничивает его лишь проблемой «группа-личность», с акцентом на малые группы).

Социализация понимается как усвое­ние индивидом социального опыта путем его включения в социальную среду и вос­произведение системы социальных связей и отношений [Андреева, 1986). Если ори­ентироваться на теорию социальной уста­новки, объясняющую процессы регулиро­вания социального поведения человека, то можно сказать, что социализация — это становление, формирование и развитие системы социальных установок личности.

Принципиальный вопрос, с которым постоянно сталкивается теория социа­лизации — это вопрос об активности-пассивности индивида в этом процессе. В большинстве случаев интерпретация процессов социализации в западной пси­хологии делает акцент на «принуждении», «насильственном навязывании» взглядов, «индоктринации» и т. п. Однако более логично считать, что социализация — это процесс активного усвоения индивидом ценностей и норм общества и формиро­вание их в систему социальных установок, которая определяет позиции и поведение индивида как личности в системе общества.

Структура процесса социализации и его возрастные стадии. Целесообразно выде­лить две стороны социализации: психоло­гическую и социально-психологическую. Первая отражает тот вклад, который вно­сит индивид в процесс социализации в силу своих психологических способностей и особенностей. С этой стороны он вы­ступает как активный субъект процесса. На результаты социализации будет оказывать влияние прежде всего уровень развития


когнитивной сферы личности, который зависит от способностей адекватно и кри­тично воспринимать и осмысливать как явления действительности, так и влияния социального окружения, которым подвер­гался человек.

Социально-психологическая сторона процесса социализации позволяет выде­лить те институты общества, которые осу­ществляют сам процесс и для которых человек становится объектом воздействия. По своему социальному статусу эти инсти­туты могут быть формальными и нефор­мальными. Первые являются официаль­ными учреждениями общества (государства), которые по своему функциональному на­значению призваны воспитывать и обучать каждое новое поколение (дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения культуры и т. д.). Вторые — неформальные институты — имеют социально-психоло­гическую основу. Это — разные социаль­ные группы, от малых до больших, в ко­торые оказывается включенным индивид (семья, класс, группа сверстников, рефе­рентная группа, профессиональная группа, этническая сообшность и т.д.).

Цели и способы воздействий формаль­ных и неформальных институтов социали­зации часто не совпадают, вследствие чего возникает борьба между ними. Результаты этой борьбы носят самый различный харак­тер; «дети улицы» как свидетельство пораже­ния семьи и школы в борьбе с «референт­ными» группами улицы; правонарушители, революционеры и бунтовщики (подлинные по убеждениям или мнимые); существова­ние «двойной морали» граждан, отражаю­щей разные системы ценностей, сущест­вующие в обществе.

В различные периоды своей жизни че­ловек no-разному реагирует на социальные воздействия. Изменяется и роль различ­ных институтов социализации в течение жизни индивида. В этой связи можно раз­делить процесс социализации на возраст­ные периоды, в которых психологическая и социально-психологическая стороны процесса имеют свою специфику. Ранний период — первые 12 лет жизни человека, второй — между 12 и 18 годами, третий займет всю оставшуюся жизнь. Следует под черкнуть,что процесс социализации



СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


 


продолжается в течение всей жизни чело­века, даже если в старости он приобретает иногда регрессивный характер. Возрастные вехи периодов довольно относительны и для каждого человека определяются кон­кретными условиями его развития и окру­жения.

Особенности возрастных периодов.С психологической точки зрения для ран­него периода социализации характерна недостаточная развитость когнитивной сферы личности, в результате чего социа­лизирующие воздействия воспринима­ются индивидом неосознанно или недо­статочно осознанно. Усваивается прежде всего оценочное отношение к тем или иным социальным объектам без должных представлений об их сущности и смысле. Психологическими механизмами усвоения соответствующих воздействий, являются страх наказания, желание заслужить одо­брение, подражание, идентификация с ро­дителями и т. д.

Особенность социально-психологичес­кой стороны процесса социализации в раннем периоде заключается в том, что в нормальных условиях сначала единствен­ным, а затем доминирующим институтом социализации являются родители. С 3—4 лет на ребенка начинает оказывать свое влия­ние телевидение, а во второй половине периода в процесс включаются школа и «группы сверстников».

Второй период социализации отлича­ется завершенностью формирования мыс­лительных способностей и быстрым раз­витием когнитивной сферы личности (психологическая сторона), расширяется круг социальных связей и отношений, изменяется роль и авторитет различных институтов социализации {социально-пси­хологическая сторона). Как будет перерас­пределяться авторитет между институтами социализации и какую направленность примет весь процесс — зависит от конкрет­ных условий жизни и воспитания инди­вида.

К третьему периоду основная система социальных установок личности уже сфор­мирована и довольно устойчива. Индивид приобретает большую самостоятельность и критичность в восприятии различных


социальных влияний; основным институ­том социализации становится собствен­ный жизненный опыт, включая опыт со­циальных отношений. Этот опыт прелом­ляется через сложившуюся систему соци­альных установок, которая, как фильтр, распределяет новые знания о социальной действительности в соответствии с уже имеющимися представлениями и оценоч­ными суждениями.

Названные стороны и возрастные пе­риоды социализации личности составля­ют единый сложный процесс, в котором различные элементы системно связаны, взаимозависимы и подвержены взаимо­влиянию.

6.2.5. Социальная психология личности и идеология

Вопрос о разнообразных связях психо­логии и идеологии уже давно прямо или имплицитно возникает в психологической литературе. Рассматривается он с разных позиций, в частности в плоскости взаимо­связи идеологии общества и психологи­ческих теорий, в плане исследования психологических аспектов идеологии и политики, с точки зрения взаимозави­симости идеологических ориентации и психологических свойств личности.

Понятие «идеология» впервые прозву­чало в годы Великой французской рево­люции в 90-х гг. XVIII в. К его рождению наряду с философом А. де Траси имел так­же отношение «отец физиологической психологии» П. Кабанис. В то время идео­логия понималась как наука о происхож­дении идей. Отвлекаясь от современных философских и политических определений идеологии, остановимся на следующем ее понимании: идеология — это система представлений о том, как должно быть уст­роено общество, как должны строиться отношения между личностью и обществом, а также между самими людьми,

О соотношении психологических и идео­логических начал в сознании личности.Не­обходимо уточнить, что в данном случае речь идет не только, а иногда и не столико о сознании личности, сколько о сознании общества или его отдельных больших



6.2. Социальная психология личности


 


групп. В решении этой проблемы можно выделить три основных, исторически сло­жившихся подхода.

Наиболее ранним из них по происхож­дению является подход, который можно назвать биологизаторским. Суть его в том, что отношение человека к другим людям, обществу и самому себе определяется биологически заложенными в природу человека детерминантами, которые могут называться инстинктами, «инстинктоид-ными потребностями» и т.п. Главное их качество — генетическая обусловленность. В истории этот подход представлен Арис­тотелем (и многими его последователями); Дж. Гоббсом и разными вариациями гедо­нистических теорий; Дж. Бентамом, кото­рый попытался конкретно-эмпирически описать зависимость идеологии общества от биологически предопределенных свойств человека; социал-дарвинизмом; 3. Фрей­дом, которого ошибочно причисляли у нас к «идеалистам», и некоторыми аспектами теорий современных психологов, напри­мер А. Маслоу.

В биологизаторских концепциях ге­нетически детерминированные свойства личности порождают соответствующие идеологические ориентации в сознании человека и общества.

Второй подход — социологизаторский — составляет другую крайность в решении обсуждаемой проблемы. Наиболее ярко он представлен в марксистской теории клас­сового общества. В сжатом виде ее суть может быть выражена в простой формуле: принадлежность к определенному классу детерминирует и психологию, и идеологию личности.

Третий подход к проблеме соотноше­ния психологических и идей но-политичес­ких начал в сознании личности носит психологизаторский характер. Теоретичес­кая суть понимания проблемы сводится в основном к убеждению, что воспитание человека в детстве формирует у него опре­деленные психологические свойства, ко­торые в свою очередь предопределяют идео­логические и политические ориентации личности,

Представления такого рода с основа­тельной примесью биологизаторских идей нашли отражение в трудах известного пси-


холога Г. Айзенка (1954), который начиная с 40-х гг. пытался найти психологические основания идеологических и политических приверженностей граждан.

Он выделил два типа личностей. Для первого главным признаком был «жест­кий» склад психики (tough-minded), для второго — «мягкий» (tender-minded). Опи­саны и личностные характеристики этих типов, такие, как разная степень ригид­ности, догматизма, нетерпимости к нео­пределенности и т. п. На основании эмпи­рических исследований Айзенк утверждал, что люди с «жестким» складом психики склонны принимать либо фашистскую, либо коммунистическую идеологию, а ин­дивиды с «мягким» складом становятся консерваторами, либералами и демократами. Для отечественной психологической науки эти исследования Айзенка остались незамеченными, но на Западе они вызвали некоторый резонанс. Многократные по­вторения исследований по предложенной Айзенком методике не подтвердили его выводов, более того, показали, что в не­которых случаях он сознательно допус­кал научную некорректность при обработке получаемых данных, чтобы подтвердить свою гипотезу.

Другим примером психологизаторского подхода может служить известная и до сих пор влиятельная концепция авторитарной личности Т. Адорно [Adorno, 1950). Эта концепция стала результатом серии иссле­дований, проведенных по заказу одной из еврейских организаций США. Их цель за­ключалась в выяснении причин и механиз­мов формирования антисемитских пред­рассудков.

Склонность к антисемитизму, этноцент­ризму и вообще к фашизму свойственна, по мнению Адорно, определенному типу личности, который был назван авторитар­ным. Главная черта этого типа выражается в готовности беспрекословно и некритично подчиняться сильному и в то же время доминировать над слабыми. Авторитарная личность формируется в семьях родителей, воспитательные методы которых отлича­ются жесткостью, нетерпимостью, ограни­чениями самостоятельности, запретами критики. Мышление ребенка развивается по типу черно-белого, которому свойст-



6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


 


венно упрошенное восприятие действи­тельности и нетерпимость к ситуациям неопределенности. Вместе с тем, подчи­няясь власти родителей, ребенок начинает, с одной стороны, идеализировать их, а с другой — у него формируется бессозна­тельное чувство протеста против подавле­ния его личности.

У взрослого идеализация переносится на сильную власть или какую-то другую влиятельную общественную силу, а чувство протеста проецируется на более слабых, например национальные меньшинства, в форме враждебности по отношению к ним.

Авторитарная личность может оказаться и в роли противника власти, однако «ре­волюционность» или «бунтарство» таких противников лишь рационализируется какими-то идеалами, а на самом деле пи­тается за счет бессознательного стремле­ния к самоутверждению, преодолению комплекса неполноценности.

Многие исследования показали, что не существует каких-то особых «личностных констелляций, которые предопределяли бы приверженность к фашистским, ком­мунистическим или прочим идеям. Люди выбирают свою ориентацию под влиянием различных обстоятельств, имеющих чаще всего социальную природу.

Итак, можно утверждать, что психика человека не влияет на его выбор идеоло­гических ценностей, так же как идеология не изменяет его психического. О взаимо­связи и взаимовлиянии можно говорить лишь на уровне социальных установок личности, которые сами формируются как результат общественного бытия человека.

Проблемы типологии современного об­щества. Под типологией мы понимаем разделение обшества на те или иные со­циальные группы, которые отличаются между собой какими-то определенными социально значимыми признаками, позво­ляющими характеризовать их статус в об-шестве, социальные ориентации, а воз­можно, даже присущие им психологичес­кие особенности.

Мы уже видели, что биологизаторские теории награждают людей одинаковыми врожденными психологическими предпо­сылками и типы групп возникают лишь как результат способности индивидов к


борьбе за существование и выживание сильнейших. Эти теории не выдерживают критики, поскольку среди людей «борьба за существование» зависит не только от их способностей, но и ценностных ориента­ции.

Психологизаторские концепции слиш­ком односторонне отражают процесс со­циализации личности. Они не учитывают многих других (помимо родительских) влияний, в результате которых складыва­ется тот или иной социальный тип чело­века.

Изменения, произошедшие в совре­менном обществе и в структуре традици­онно признанных классов, подорвали ос­новы классовой теории; она уже не может служить адекватной базой для типологии общества сегодняшнего дня.

Для дифференциациии больших соци­альных групп вместо классового подхода и социально-экономических критериев стали использовать социально-демографи­ческие признаки, такие, как пол, возраст, образование, профессия, род занятий и т. л. Однако практика социологических ис­следований и их результаты показали, что названные признаки не помогают найти основы идеологических и политических ориентации граждан и тем более как-то связать эти ориентации с их социально-демографическим статусом.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.