Современные тенденции и перспективы историко-психологических исследований В настоящее время историко-психоло-гические исследования в нашей стране приобретают особое значение. Осознание их теоретической важности и возрастание реального статуса в системе психологических наук в значительной мере определяется и стимулируется социальными условиями бытия науки, сложившимися на современном этапе общественного развития. Исторически подтверждено, что об-
щество, осуществляющее коренные изменения в своем укладе или переживающее кризисные состояния, связанные с поиском новых, нетрадиционных путей своего развития, неизбежно обращается к своему прошлому. Какие же тенденции отличают современное состояние истории психологии в России?
1. Внимание к конкретным историко-сравнительным и культурно-сопоставительным исследованиям. При этом сравнение проводится по различным линиям: развитие психологии в России в ее дореволюционный и советский, советский и постсоветский периоды, сопоставление общих и выявление специфических особенностей отечественной и зарубежной психологии [Исторический путь..., 1992; Психологическая наука в России..., 1997; Oleinik, 1996, и др.].
2. Все отчетливее проявляющееся стремление ученых к рефлексии генезиса психологического познания не только через анализ достаточно традиционных объектов историко-психологических исследований — творческое наследие ученых и достижения научных школ, но и путем разработки истории научных областей, направлений и отдельных проблем психологии. При этом все большее внимание уделяется истории разработки теоретико-методологических аспектов науки (истории научных дискуссий по ключевым вопросам психологического познания, влиянию философских учений на систему взглядов психологов по различным проблемам психологии и т. д.), развитию нетрадиционных форм интеграции фундаментальных и прикладных исследований (в педологии, психоанализе и т. д.), формированию и динамике психологического знания в различных регионах и научных центрах, развитию психологических знаний в конкретные хронологические периоды, особенностям исторического пути отечественной духовной психологии, социальной истории психологии и т. д. [Большакова, 1996; Кольцова, 1993; Никольская, 1995; Марцинковская, 1994; Психологическая наука в России XX столетия..., 1997; Эткинд, 1993; Koltsova, 1996, и др.).
7.1. История психологии; теоретические и методологические проблемы исследований
3. В последнее время отмечается значительное увеличение числа издаваемой литературы по историко-психологической проблематике. При этом характерным является не только переиздание ранее труднодоступных трудов известных отечественных психологов, но и перевод на русский язык классических работ зарубежных ученых в рамках таких сериальных изданий, как «Памятники психологической мысли» (издается Институтом психологии Российской академии наук), «Психологи Отечества» (издается Академией педагогических и социальных наук), «Психология: классические труды» (издательство «Педагогика-Пресс»), «Библиотека зарубежной психологии» (издательство «Прогресс»), «Философе ко-психологическая серия» (издается Психологическим институтом Российской академии образования) и др. Это, безусловно, расширяет источниковедческую базу историко-психологических исследований, а порой вводит в научный оборот ряд новых источников, в том числе и ранее неизвестных архивных материалов. Позитивной тенденцией является растущее число учебников по истории психологии, а также издание терминологических и биографических словарей отечественных и зарубежных психологов. Все это свидетельствует о качественно новом этапе рефлексии психологами истории своей науки, более глубоком проникновении в сущность исторического процесса психологического познания [Ждан, 1990; История психологии, 1992; Марцинковская, 1995; Петровский, Ярошенекий, 1994; Соколова, 1994; Ярошевский, 1995, 1996, и др].
4. Расширение профессионального сообщества историков психологии за счет включения в проведение историко-психологических исследований представителей смежных с психологией научных дисциплин: историков, философов, физиологов, культурологов, педагогов; увеличение числа комплексных разработок по истории психологии, в том числе по методологическим проблемам. Как показывают материалы последних двух наиболее крупных специализированных конференций по истории психологии, проведенных в Москве (1992, 1995), около трети научных сооб-
щений в той или иной мере рассматривает теоретико-методологические проблемы историко-психологических исследований.
5. Увеличение числа научных центров, специально разрабатывающих проблемы истории психологии. Наряду с уже ранее созданными центрами, такими, как лаборатория истории психологии и исторической психологии Института психологии РАН (зав. лаб. В.А. Кольцова), сектор истории психологии Института истории естествознания и техники РАН (зав. М.Г. Ярошевский), кафедры психологических факультетов Московского, Санкт-Пе-тербурского, Ярославского, Ростовского и других университетов, в последнее время появился ряд новых и перспективных центров историко-психологических исследований: лаборатория истории психологии в Институте проблем развития личности (зав. лаб. Т.Д. Марцинковская) и в Психологическом институте РАО (зав. лаб. И.В. Равич-Щербо), кафедра общей психологии и истории психологии Института молодежи (зав. Ю.Н. Олейник). Актуальные историко-психологические разработки осуществляются учеными Нижнего Новгорода (В, В. Большакова и ее ученики), Самары, Перми, Владикавказа, Казани и других городов России, учеными стран СНГ (Алма-Аты, Киева, Запорожья и др.).
6. Существенным образом расширяется источниковая база историко-психологических исследований: используются разнообразные типы документов и материалов (опубликованные и неопубликованные, письменные и устные, научные и эписто-лярно-мемуарные, непосредственные и косвенные, основные и дополнительные и т. д.). Большую работу по расширению и сохранению источниковедческой базы историко-психологических исследований проводит Научный архив Института психологии РАН (в котором представлено более полусотни личных архивов отечественных психологов), Психологический институт РАО и другие центры. Это имеет особое значение для повышения качества и достоверности исследований по истории психологии, ибо полнота использованных источников по изучаемому вопросу является залогом объективности получаемых результатов.
7. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
Список литературы
Большакова В.В. Очерки истории русской психологии (Х1Хв. - начало XX в.). Нижний Новгород, 1994.
Будилова Е.А. Категории исторического и логического в методологии истории психологии//Кате-гории материалистической диалектики в психологии. М., 1988. С. 231-242.
Вернадский В.И. Очерки и речи. Пг., 1922.
Ждан А.Н. История психологии: От античности до наших дней. М., 1990.
Исторически путь психологии: прошлое, настоящее, будущее: (Сб. тез. Междунар. конф.). М., 1992.
История психологии: Период открытого кризиса (начало 10-х - середина 30-х годов XX в.). Тексты. М., 1992.
Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985.
Кольцова В.А. Идеологические и научные дискуссии в истории психологической науки в СССР// Современная психология: истор., методолог, и социокультурные аспекты развития: (Материалы Междунар. конф. «II Московские встречи»). М., 1993.
Кольцова В.А. О целостном подходе в исто-рико-психологическом исследовании//Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990. С. 131-137.
Лакатос И. История науки и ее рациональная реконструкция//Структура и развитие науки. М., 1978. С. 203-269.
Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.
Марцинковская Т. Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира: Учеб. пособие для студентов. М., 1995.
Марцинковская Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М., 1994.
Материалы I Всероссийской научной конференции по психологии РПО «Психология сегодня» (31 января - 2 февраля 1996 г.)//Ежегодник Российского психологического общества. М., 1996. Т. 2. Вып.1.
Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1995.
Петровский А., Ярошевский М. История психологии: Учеб. пособие. М., 1994.
Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М., 1997.
Современная психология: исторические, методологические и социокультурные аспекты развития: (Материалы Междунар. конф. «II Московские встречи»). М., 1993.
Соколова Е.Ю. 13 диалогов о психологии. М.. 1994.
Те плов Б.М. О культуре научного исследо-вания//Теплов Б.М. Избранные труды. М., 1985. С. 310-317.
Ткаченко А.Н. Категориальный строй психологии как предмет историко-научного исследования// Методология историко-психологического исследования. М., 1974. С. 8-33.
Эткинд А. Эрос невозможного: История психоанализа в России. СПб., 1993.
Ярошевский М.Г. О категориальном анализе истории психологического познания//Проблемы теории и истории развития психологии. М., 1973. С. 3-44.
Ярошевский М.Г. Трехаспектность науки и проблемы научной школы//Социально-психологиче-ские проблемы науки. М., 1973. С. 174-185.
Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974.
Ярошевский М.Г. Л.Выготский: в поисках новой психологии. СПб., 1993.
Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М., 1995.
Ярошевский М.Г. История психологии: (отантичности до середины XX в.). М., 1996.
Hall A.P. Merton revisited or society sourse in the seventen century. N.Y., 1968. P. 89-97.
Koltsova V. Ideological and scientific discourse in Soviet psycholodical science//Post-Soviet perspectives on Russian Psychology/Eds. V. Koltsova, Y. Oleinik, A. Gilgen, K. Gilgen. N.Y.; L, 1996. P. 60-70.
Oleinik Y. Russian psychology at present: trends and paradoxes//Post-Soviet perspectives on Russian psychology/Eds. V. Koltsova, Y. Oleinik, A. Gilgen, K. Gilgen. N.Y.; L, 1996. P. 53-60.
7.2. Математическая психология
7.2. Математическая психология 7.2.1. Введение
Математическая психология — это раздел теоретической психологии, использующий для построения теорий и моделей математический аппарат.
«В рамках математической психологии должен осуществляться принцип абстрактно-аналитического исследования, в котором изучается не конкретное содержание субъективных моделей действительности, а общие формы и закономерности психической деятельности» [Крылов, 1995].
Объект математической психологии: естественные системы, обладающие психическими свойствами; содержательные психологические теории и математические модели таких систем. Предмет — разработка и применение формального аппарата для адекватного моделирования систем, обладающих психическими свойствами. Метод — математическое моделирование.
Процесс математизации психологии начался с момента ее выделения в экспериментальную дисциплину. Этот процесс проходит ряд этапов.
Первый — применение математических методов для анализа и обработки результатов экспериментального исследования, а также выведение простых законов (конец XIX в. - начало XX в. ). Это время разработки закона научения, психофизического закона, метода факторного анализа.
Второй (40—50-е гг.) — создание моделей психических процессов и поведения человека с использованием ранее разработанного математического аппарата.
Третий (60-е гг. по настоящее время) — выделение математической психологии в отдельную дисциплину, основная цель которой — разработка математического аппарата для моделирования психических процессов и анализа данных психологического эксперимента.
Четвертый этап еще не наступил. Этот период должен характеризоваться становлением психологии теоретической и отмиранием — математической.
Часто математическую психологию отождествляют с математическими методами, что является ошибочным. Матема-
тическая психология и математические методы соотносятся друг с другом так же, как теоретическая и экспериментальная психология.
7.2,2. История развития
Термин «математическая психология» стал применяться с появлением в 1963 г. в США «Руководства по математической психологии» [Handbook, 1963]. В эти же годы здесь начинает издаваться журнал «Journal of Mathematical Psychology».
Проведенный в лаборатории математической психологии ИП РАН анализ работ позволил выделить основные тенденции развития математической психологии.
В 60-70-е гг. получили широкое распространение работы по моделированию обучения, памяти, обнаружения сигналов, поведения, принятия решений. Для их разработки использовался математический аппарат вероятностных процессов, теории игр, теории полезности и др. Было завершено создание математической теории обучения. Наиболее известны модели Р. Буша, Ф. Мостеллера, Г. Бауэра, В. Эс-теса, Р. Аткинсона. (В последующие годы наблюдается снижение количества работ по данной проблематике.) Появляется множество математических моделей по психофизике, например С. Стивенса, Д. Экмана, Ю. Забродина, Дж. Светса, Д. Грина, М. Михайлевской, Р. Льюса (см. разд. 3.1). В работах по моделированию группового и индивидуального поведения, в том числе в ситуации неопределенности, использовались теории полезности, игр, риска и стохастические процессы. Это модели Дж. Неймана, М. Цетлина, В. Крылова, А. Тверского, Р. Льюса. В рассматриваемый период создавались глобальные математические модели основных психических процессов.
В период до 80-х гг. появляются первые работы по психологическим измерениям: осуществляется разработка методов факторного анализа, аксиоматики и моделей измерения, предлагаются различные классификации шкал, ведется работа над созданием методов классификации и геометрического представления данных,
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
строятся модели, основанные на лингвистической переменной (Л. Заде).
В 80-е гг. особое внимание уделяется уточнению и развитию моделей, связанных с разработкой аксиоматики различных теорий. В психофизике это: современная теория обнаружения сигналов (Д. Свете, Д. Грин), структуры сенсорных пространств (Ю. Забродин, Ч. Измайлов), случайных блужданий (Р. Льюс, 1986), различения Линка и др. В области моделирования группового и индивидуального поведения: модель решения и действия в психомоторных актах (Г Коренев, 1980), модель целенаправленной системы (Г. Коренев), «деревья» предпочтения А. Тверского, модели системы знаний (Дж. Грино), вероятностная модель научения (А. Дрынков, 1985), модель поведения в диадном взаимодействии (Т Савченко, 1986) моделирование процессов поиска и извлечения информации из памяти (Р. Шифрин, 1974), моделирование стратегий принятия решений в процессе обучения (В. Венда, 1982) и др. В теории измерения:
• множество моделей многомерного шкалирования (МШ), в которых прослеживается тенденция к снижению точности описания сложных систем — модели предпочтения, неметрическое шкалирование, шкалирование в псевдоепклидовом пространстве, МШ на «размытых» множествах (Р. Шепард, К. Кумбс, Д. Краскал, В. Крылов, Г Головина, А. Дрынков);
• модели классификации: иерархические, дендритные, на «размытых» множествах (А. Дрынков, Т Савченко, В. Плюта);
• модели конфирматорного анализа, позволяющие формировать культуру проведения экспериментального исследования;
• применение математического моделирования в психодиагностике (А. Анас-тази, П. Клайн, Д. Кендалл, В. Дружинин)
В 90-х гг. глобальные математические модели психических процессов практически не разрабатываются, однако значительно возрастает количество работ по уточнению и дополнению существующих моделей, продолжает интенсивно развиваться теория измерений, теория конструирования тестов; разрабатываются новые шкалы,
более адеквантые реальности (Д. Льюс, П. Саппес, А. Тверски, А. Марли); широко внедряется в психологию синергетический подход к моделированию.
Если в 70-е гг. работы по математической психологии в основном появлялись в США, то в 80-е наблюдается бурный рост ее развития в России, в настоящее время, к сожалению, заметно снизившийся из-за недостаточного финансирования фундаментальной науки.
Наиболее значимые модели появились в 70-е—начале 80-х гг., далее они дополнялись и уточнялись. В 80-е гг. интенсивно развивалась теория измерений. Эта работа продолжается и сегодня. Особенно важно, что многие методы многомерного анализа получили широкое применение в экспериментальных исследованиях; появляется множество специально ориентированных на психологов программ анализа данных психологического тестирования.
В США большое внимание уделяется чисто математическим вопросам моделирования. В России же, наоборот, математические модели зачастую не обладают достаточной строгостью, что приводит к неадекватному описанию реальности,
Математические модели в психологии.В математической психологии принято выделять два направлений: математические модели и математические методы. Мы нарушили эту традицию, так как считаем, что нет необходимости выделять отдельно методы анализа данных психологического эксперимента. Они являются средством построения моделей: классификации, латентных структур, семантических пространств и др.
7.2.3. Психологические измерения
В основе применения математических методов и моделей в любой науке лежит измерение. В психологии объектами измерения являются свойства системы психики или ее подсистем, таких, как восприятие, память, направленность личности, способности и т.д. Измерение — это приписывание объектам числовых значений, от-
Математическая психология
ражающих меру наличия свойства у данного объекта.
Назовем три важнейших свойства психологических измерений.
1. Существование семейства шкал, допускающих различные группы преобразований.
2. Сильное влияние процедуры измерения на значение измеряемой величины.
3. Многомерность измеряемых психологических величин, т. е. существенная их зависимость от большого числа параметров,
В психологических измерениях используются различные классификации типов шкал. Тип шкалы определяется природой измеряемой величины.
Обшая концепция измерения впервые была в достаточно развитом виде сформулирована Д. Скоттом и П. Суппесом. Дальнейшее развитие она получила в работах П. Суппеса и Дж. Зиннеса, Д. Льюса и Е. Галантера и др. В последнее время общая теория измерений интенсивно развивается И. Пфанцаглем, а также Д. Льюсом и Л. Неренсом. В этой концепции широко используется понятие реляционной системы (системы с отношениями), введенное А. Тверским.
С. Стивене пытался создать свою систему шкальных типов, основываясь на понятиях эмпирической операции и математической структуры. Он различает четыре вида шкал: наименований, порядка, интервалов и отношений.
Типы шкал обусловливаются видом функции f, осуществляющей допустимые преобразования Ч/ = f (ф). Если f — монотонная функция, то соответствующая шкала является шкалой порядка; если f — линейная функция, то соответствующая шкала — это шкала интервалов; если f определяет преобразование подобия, то соответствующая шкала — шкала отношений.
К. Кумбс расширяет классификацию Стивенса введением шкал, частично упорядоченных и сложных (комбинированных из двух частей: объектов и расстояний). Он различает три основных типа неметрических шкал и девять типов сложных, однако если рассматривать лишь сами объекты, то
комбинированные шкалы тождественны номинальным.
Классификация Торгенсона, как и Кумбса, опирается на предположение о том, что шкальные типы следует трактовать как формальные математические модели. Его классификация включает следующие типы шкал: порядковые — без начала отсчета и с началом отсчета, интервальные — без начала отсчета и с началом отсчета.
Суппес и Зиннес переосмыслили теорию классификации Стивенса в терминах классов числового приписывания: для дифференциации шкал существенны лишь свойства числовых приписываний с точки зрения допустимых преобразований, но никак не эмпирические операции. К. Бер-ка (1987) считает, что вполне достаточно различать метрические и неметрические типы шкал, которые представляют два эмпирико-математических метода шкалирования и измерения. Таким образом, интервальную шкалу можно трактовать как специфический вариант шкалы порядка, т. е. шкалы неметрического типа.
Американские авторы в публикациях 90-х гг. (см. журнал «Journal of Mathematical Psychology») описывают множество работ по применению теории измерений к разработке шкал для ранжирования и выбора альтернатив (В. Malakooty,1991), для измерения нетранзитивного аддитивного объединения (P. Fishburn, 1991) и экспериментов с использованием попарного сравнения по шкалам отношений (I. Basak, 1992). Полемика вокруг основ измерений не прекращается.
Анализ существующих методов прямых оценок различия показал, что шкалы, с которыми работает испытуемый, не соответствуют природе психологического механизма, лежащего в основе оценивания. Поэтому был предложен подход, основанный на «нечетких» множествах (Л. Заде, 1974). Суть его в том , что используются так называемые «лингвистические» переменные вместо числовых переменных или в дополнение к ним; отношения между переменными описываются «нечеткими» («размытыми») высказываниями, а сложные отношения описываются «нечеткими» алгоритмами.
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
7.2.4. Моделирование психических процессов и поведения
Главная задача математической психологии — это построение математических моделей психических процессов и поведения человека. Первые модели (например, аксиома выбора Д. Льюса, стохастические модели обучения Р. Буша, Ф. Мостеллера, Р. Аткинсона, Г. Бауэра, В. Эстеса, М. Цет-лина) способстовали решению этой задачи. Однако каждая из них описывала поведение человека строго в той или иной конкретной ситуации. Поэтому наиболее важной задачей мтематической психологии является поиск такой парадигмы, которая позволила бы разработать общую модель поведения человека.
Для моделирования взаимодействий субъекта и среды используется аппарат исследования операций.
Математические модели в психологии по методам исследования операций в основном можно разделить на:
• детерминированные — теория графов,
геометрическое моделирование, логико-математические модели;
• стохастические — вероятностные, теории игр, теории полезности, динамическое программирование;
• синергетические.
Детерминированные модели
Модели рефлексии
Единственной к настоящему времени удачной попыткой создания общей модели рефлексивного поведения является формула человека В. Лефевра [1991J. Модель обладает большой прогностической силой.
В теории рефлексивных процессов Лефевра предполагается, что субъект живет в мире, в котором существуют два полюса: позитивный и негативный. Субъекту соответствуют четыре переменные: значения X,, х2, х3, Xj [О, 1]. х, — это мера давления мира, склоняющего субъекта выбрать положительный полюс; х2 — субъективная
опенка давления мира в сторону позитивного полюса; х^ — мера интенции субъекта выбрать положительный полюс; X! — мера готовности субъекта выбрать положительный полюс. Если Xj = 1, то субъект готов выбрать положительный полюс, если \! = 0, — то отрицательный.
Теоретической моделью субъекта является формальный оператор X, = f (X], х2, х3). Чтобы определить конкретный вид функции, Лефевр формулирует три аксиомы.
1. Аксиома свободы воли означает, что если мир плох (х, = 0) и воспринимается субъектом как таковой (х2 = 0), то любая субъективная интенция превращается в объективную готовность:
X, = х, = х.
2. Аксиома незлонамеренности утверждает, что если мир подталкивает субъекта к совершению хорошего поступка (Х| = 1), то тот всегда совершает хороший поступок: X] ~ 1 при любых х2 и Xj.
3. Аксиома доверчивости утверждает, что если субъект видит мир идеальным (х3 = 1) , то он готов совершить действие по требованию мира.
Если функция f {х,, х2, х3) линейна по каждой из переменных и выполнены все аксиомы, то
X, = f(x,, х2, х,) =
X. т X, •"• Х, X. ™ X. X. ~г X. X. Х,_
Модель Лефевра позволяет выявить роль «золотого сечения» в задачах выбора, объяснить различие в результатах психофизических опытов с категориальной и магнитудной стимуляцией.
Модель В. Лефевра стала основой создания классической модели выбора Брэд-ли—Терри—Льюса. При некоторых дополнительных предположениях модель Лефевра объясняет естественную генерацию музыкальных интервалов и ряд других результатов.
В. Крылов (1994), анализируя проблему единственности, формулирует некоторые аксиомы, приводящие к появлению других механизмов рефлексивного поведения человека, позволяющих моделировать феномены, описанные Э.Берном (1992): исключительность родителя, взрослого, ребенка, предрассудки, бредовые идеи и т. д.
7.2. Математическая психология
Модели теории графов
|