Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

По обязательному модулю для учреждений высшего образования

 

СОГЛАСОВАНО Председатель Учебно-методического объединения по гуманитарному образованию ________________ А.В.Данильченко «_____»_____________ 2014 г.   СОГЛАСОВАНО Начальник Управления высшего образования Министерства образования Республики Беларусь ________________ C.И.Романюк «_____»_____________ 2014 г.
    СОГЛАСОВАНО Проректор по учебной и воспитательной работе Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» _________________ В.И.Шупляк «_____»_____________ 2014 г.  
    Эксперт-нормоконтролер ____________________ «_____»_____________ 2014 г.

 

Минск 2014

 


СОСТАВИТЕЛИ:

П.А.Водопьянов – профессор кафедры философии и права учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет», член-корреспондент НАН Беларуси, доктор философских наук, профессор;

М.И.Вишневский – заведующий кафедрой философии учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова», доктор философских наук, профессор;

Ч.С.Кирвель – заведующий кафедрой философии учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», доктор философских наук, профессор;

Я.С.Яскевич – директор Института социально-гуманитарного образования учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», доктор философских наук, профессор;

О.Л.Жук – заведующий кафедрой педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор;

И.А.Фурманов – заведующий кафедрой психологии факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета, доктор психологических наук, профессор;



И.И.Казимирская – профессор кафедры педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор;

С.Н.Сиренко – доцент кафедры педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент;

Е.А.Коновальчик – доцент кафедры педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент;

Л.А.Вайнштейн – профессор кафедры менеджмента экономического факультета Белорусского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент.

 

 


РЕЦЕНЗЕНТЫ:

А.С.Лаптенок – заведующий кафедрой философии учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», доктор философских наук;

В.А.Янчук – декан факультета профессионального развития специалистов образования учреждения образования «Академия последипломного образования», доктор психологических наук, профессор;

А.В.Торхова – директор Центра развития педагогического образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор педагогических наук, доцент.

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета (протокол № 9 от 27.03.2014 г.);

 

Кафедрой философии учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова»

(протокол № 11 от 11.06.2014 г.);

 

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета

(протокол № 6 от 20.06.2014 г.);

 

Президиумом Учебно-методического объединения по гуманитарному образованию (протокол № 7 от 25.06.2014 г.).

 

 

Ответственные за редакцию: М.И.Вишневский, О.Л.Жук

Ответственные за и выпуск: М.И.Вишневский, О.Л.Жук

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение философии, как и других социально-гуманитарных дисциплин, ориентировано на освоение студентами основ мировой и отечественной мировоззренческой мысли, формирование у них творческого отношения к обществоведческому наследию, развитие самостоятельного продуктивного мышления. В этой связи особое значение имеет изучение динамики философского знания в широком историко-культурном контексте, философское осмысление современных социальных реалий, взаимосвязи всех сторон жизни общества и человека. Особенно тесно философия связана с психологией и педагогикой.

На всех этапах развития педагогика, как и психология, выступает в качестве практического воплощения определенных философско-мировоззренческих идей в сфере образования. Философия разрабатывает общую теоретическую картину взаимосвязи человека и мира, раскрывает глубинные основания культуры. Педагогика вместе с психологией указывают пути освоения образующейся личностью содержания культуры, необходимого для вхождения в самостоятельную жизнь и плодотворной самореализации. Философия изначально имеет образовательную направленность; в свою очередь, педагогика и психология по существу пронизаны философскими идеями о человеке и его единстве с окружающим миром. Поэтому обязательный модуль «Философия» включает две обязательные дисциплины: «Философия» и «Основы психологии и педагогики».

Философия как учебная дисциплина занимает особое место в системе социально-гуманитарного образования, являясь его концептуальной основой. Во взаимосвязи с другими социально-гуманитарными дисциплинами она вносит весомый вклад в развитие мировоззрения будущего специалиста, способствует становлению его активной гражданской позиции, помогает ему адекватно оценивать особенности и процессы развития современного общества. Философское знание предлагает человеку интегральное видение мира, помогает овладеть системным мышлением, преодолеть фрагментарность обыденного сознания. Философия рассматривает мир через призму подлинно человеческого отношения к нему, закладывает основы гуманистического миропонимания. Она способствует самоопределению человека в мире, конструктивному решению наиболее важных смысложизненных вопросов, выработке эффективной жизненной стратегии. По своей природе философия всегда инновационна и критична: с одной стороны, она дисциплинирует мышление человека, с другой, – придает ему дополнительные «степени свободы», помогает организовать интеллектуальный творческий поиск.

Философские учения и идеи получают конкретизирующее развитие и применение в психолого-педагогической науке и практике. Актуальность изучения на первой ступени высшего образования студентами непедагогических специальностей учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» обусловлена универсальностью психолого-педагогических знаний и умений, которая проявляется в широком их применении в социально-профессиональной деятельности. Комплексное изучение студентами человеческих возможностей, освоение способов развития творческого потенциала личности, воспитания (самовоспитания), социальной коммуникации и управления, эффективных моделей и технологий познания и образования, самообразования и акмеологического роста обеспечит успешное решение выпускниками учреждений высшего образования многих социально-личностных и профессиональных задач. К ним относятся: организация совместной деятельности, сотрудничества, продуктивного общения людей; предупреждение и разрешение конфликтов; обучение и повышение квалификации персонала; решение социально-воспитательных задач в трудовом коллективе; управление коллективом; стимулирование и обеспечение собственного личностно-профессионального роста в течение всей жизни, развитие творческого потенциала, становление карьеры и формирование своего делового имиджа; организация семейной жизни, осуществление гуманистического воспитания детей в семье, их полноценного развития.

Таков алгоритм междисциплинарного взаимодействия в преподавании философии и психолого-педагогической дисциплины.

Отличительной особенностью настоящей программы является ее интегрированный характер. Содержание учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» реализует тесные междисциплинарные связи с учебной дисциплиной «Философия». При этом содержание модулей курса «Основы психологии» логично и последовательно дополняется соответствующими прикладными педагогическими аспектами, включенными в содержание курса «Основы педагогики».

Типовая учебная программа по обязательному модулю «Философия» разработана в соответствии со следующими нормативными и методическими документами:

• Концепция оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования (утверждена Приказом Министра образования Республики Беларусь от 22.03.2012 г. № 194);

• Порядок разработки и утверждения учебных программ и программ
практик (утвержден Приказом Министра образования Республики Беларусь
от 27.05.2013 г. № 405).

При разработке программы учтен опыт проектирования и реализации типовой учебной программы по философии, утвержденной Первым заместителем Министра образования Республики Беларусь 15.04.2008 г. (peг. № ТД-СГ.010/тип.), а также учебной программы для высших учебных заведений, утвержденной Первым заместителем Министра образования Республики Беларусь 05.07.2007 г., «Основы психологии и педагогики» (рег. № ТД-СГ.006/тип.).

Данная программа сохраняет то наиболее значимое содержание, которое обеспечило ей признание со стороны преподавателей и студентов. Прежде всего, это акцент на компетентностном подходе в обучении, значительное усиление роли и значимости самостоятельной работы студентов, использование эффективных педагогических технологий. В рамках совместного сотрудничества преподавателя и студентов программа выступает своеобразным «навигатором» добывания знаний и формирования необходимых компетенций. Вместе с тем уменьшение количества аудиторных занятий, отводимых на изучение философии, основ психологии и педагогики в учреждениях высшего образования, потребовало очень тщательно подойти к отбору обязательного учебного материала.

 

Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника

Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в учреждениях высшего образования выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций.

Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника определяются следующими принципами:

• гуманизации как приоритетным принципом образования, обеспечивающим личностно-ориентированный характер образовательного процесса и творческую самореализацию выпускника;

• фундаментализации как способствующим ориентации содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла на выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, естественнонаучным и гуманитарным знанием;

• компетентностного подхода как определяющим систему требований к организации образовательного процесса, направленных на повышение роли самостоятельной работы студентов, моделирующей социально-профессиональные проблемы и пути их решения, обеспечивающей формирование у выпускников способности действовать в изменяющихся жизненных обстоятельствах;

• социально-личностной подготовки как обеспечивающим формирование у студентов социально-личностной компетентности, основанной на единстве приобретенных гуманитарных знаний и умений, эмоционально-ценностных отношений и социально-творческого опыта с учетом интересов, потребностей и возможностей обучающихся;

• междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования, реализация которого обеспечивает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с социальным контекстом будущей профессиональной деятельности выпускника.

В соответствии с вышеуказанными целями и принципами социально-гуманитарной подготовки выпускник учреждения высшего образования при подготовке по образовательной программе первой ступени должен приобрести следующие социально-личностные компетенции (СЛК):

СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.

СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-4. Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление).

СЛК-5. Уметь работать в команде.

В процессе социально-гуманитарной подготовки выпускник учреждения высшего образования должен развить следующие академические компетенции (АК):

АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-5. Быть способным порождать новые идеи (креативность).

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

АК-7. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

 

Цели и задачи учебных дисциплин обязательного модуля «Философия»

Основные цели изучения учебной дисциплины «Философия», связанные с формированием общих философских компетенций:

• формирование у выпускника современного интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеалах и научных принципах деятельности;

• овладение основами мировой и отечественной философской культуры;

• формирование способности к креативному и критическому научно-практическому, рационально-ориентированному мышлению, обеспечивающему конструктивное участие в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности.

Задачей изучения философии как учебной дисциплины является формирование у студента предметных и операциональных философских компетенций.

Формирование предметных философских компетенций студентов предусматривает, что в результате изучения обязательной учебной дисциплины «Философия» выпускник должен знать:

• основные проблемы философии;

• ключевые философские идеи и категории;

• основные подходы к философской интерпретации бытия;

• фундаментальные компоненты философской теории человека;

• базовые ценности современной культуры;

• философско-мировоззренческие основания человеческой деятельности;

•основные характеристики познавательной деятельности, важнейшие философские методы и регулятивы научного исследования;

• основные концепции функционирования и развития общества;

• глобальные проблемы современности, основные стратегии и перспективы их разрешения.

Операциональные философские компетенции студента предполагают, что он должен уметь:

•формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего мировоззрения;

• применять философские идеи и категории в ходе анализа социокультурных и социально-профессиональных проблем и ситуаций;

• характеризовать ведущие философские идеи современной научной картины мира, транслировать и популяризировать их;

• осуществлять осмысленный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни.

Структура содержания обязательного модуля «Философия»

Структурирование содержания учебных дисциплин модуля «Философия» осуществляется посредством выделения в нем укрупненных дидактических единиц (модуль, раздел).

Учебные программы по дисциплинам социально-гуманитарного цикла отражают специфику профиля учреждения высшего образования, специальности, собственных научно-методических наработок и профессионального опыта профессорско-преподавательского состава.

На изучение обязательных учебных дисциплин модуля «Философия» выделяется 180 часов, в том числе 76 аудиторных часов и 104 часа самостоятельной работы студентов, включая время на подготовку к экзамену. Если в качестве формы контроля предполагается зачет, то, соответственно, 76 аудиторных часов и 76 часов самостоятельной работы студентов.

Эти часы распределяются между обязательными дисциплинами «Философия» и «Основы психологии и педагогики» следующим образом:

• изучение учебной дисциплины «Философия» рассчитано на 84 учебных часа, из них 42 аудиторных часа и 42 часа самостоятельной работы студентов;

• изучение учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» рассчитано на 68 часов, из них 34 аудиторных часа и 34 часа самостоятельной работы студентов;

• на подготовку к экзамену отводится 28 академических часов.


Примерный тематический план обязательного модуля «Философия»

 

Название разделов, модулей Количество аудиторных часов Самосто- ятельная работа
    Всего Лекции Практическ ие (семинарские) занятия
Обязательная учебная дисциплина «Философия»
Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
Модуль 0. Введение в учебную дисциплину «Философия»    
Модуль 1. Философия как социокультурный феномен
Модуль 2. Основные этапы развития философской мысли
Раздел II. Основные проблемы современной философии
Модуль 3. Философия бытия
Модуль 4. Философская антропология
Модуль 5. Теория познания и философия науки
Модуль 6. Социальная философия
Модуль-резюме.Философия и диалог культур в современном мире  
Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения учебной дисциплины «Философия»    
Всего по обязательной учебной дисциплине «Философия»

 

Примечания:

1. В учебной программе УВО по обязательному модулю разрешается перераспределять количество аудиторных часов и количество часов, отведенных на самостоятельную работу студентов, между разделами и темами типовой учебной программы.

2. В учебной программе УВО по обязательному модулю разрешается перераспределять аудиторные часы обязательного модуля по видам занятий и обязательным дисциплинам.

3. Изменение содержания учебной программы УВО по обязательному модулю по отношению к типовой учебной программе (как дополнение, так и исключение изучаемых тем, вопросов) допускается, как правило, в пределах 30 % от аудиторного времени, отведенного на изучение обязательного модуля.

СОДЕРЖАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ «ФИЛОСОФИЯ»

 

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ФИЛОСОФИЯ»

 

Р а з д е л I

ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

 

Модуль 0. Введение в учебную дисциплину «Философия»

Предмет философии и его историческая динамика. Роль философии в жизни человека и общества.

Требования к компетентности:

знать основные подходы к определению предмета философии; уметь обосновывать значимость философии в жизни человека и общества.

Модуль 1. Философия как социокультурный феномен

Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Философия как рационально-теоретическое мировоззрение.

Взаимосвязь онтологических, гносеологических, антропологических и аксиологических аспектов философии.

Рефлексивность, критичность, творческий характер философского мышления. Функции философии в системе культуры.

Требования к компетентности:

уметь обосновывать мировоззренческую сущность философии;

знать и уметь характеризовать компоненты и основные исторические типы мировоззрения;

знать проблемное поле философии;

знать и уметь обосновывать фундаментальные характеристики философии;

уметь раскрывать взаимосвязь философии и других феноменов культуры.

 

Модуль 2. Основные этапы развития философской мысли

Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии.

Основные школы и направления философии древнего Востока. Особенности античной философии и ее влияние на последующее развитие философской мысли.

Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.

Особенности философии эпохи Возрождения. Философия Нового времени и обоснование методов научного познания. Немецкая классическая философия. Основные достижения философии марксизма.

Классическая и неклассическая философия. Важнейшие направления неклассической философии, их общая характеристика.

Философская мысль в Беларуси.

Требования к компетентности:

знать основные социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии;

знать специфику философской традиции древнего Востока, античной философии, уметь характеризовать ее ведущие идеи;

знать основные проблемы и идеи средневековой философии, эпохи Возрождения, Нового времени, уметь характеризовать их роль в развитии европейской и мировой философской мысли;

уметь применять идеи и категории классической философии при анализе мировоззренческих и социокультурных проблем прошлого и наших дней;

знать и уметь характеризовать основные философские идеи неклассической философии;

уметь сопоставлять классику и современность как две эпохи в развитии европейской философии;

уметь применять ведущие идеи неклассической философии при анализе современных мировоззренческих и социокультурных проблем и ситуаций;

знать основные черты философской мысли в Беларуси.

 

Р а з д е л II

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Модуль 3. Философия бытия

Категория бытия и его интерпретации в истории философии. Проблема бытия в философии XX-XXI вв.

Понятие материи в философии и науке. Пространственно-временная и динамическая организация бытия.

Диалектика как философская теория развития.

Понятие природы. Естественная и искусственная природа. Идея коэволюции общества и природы.

Синергетика как новое видение природы. Основные идеи и принципы синергетики и ее роль в постижении бытия.

Требования к компетентности:

знать основные философские концепции бытия; уметь применять их при анализе современных научных и жизненно-практических проблем;

знать основные черты диалектики, уметь применять их на практике;

знать современные представления о пространственно-временной и динамической организации бытия, уметь соотносить их с современным развитием науки и практики;

знать и уметь применять на практике философские идеи синергетики, требования экологического императива.

Модуль 4. Философская антропология

Проблема человека в философии: основные концепции и направления исследования.

Эволюция представлений о человеке в истории классической философии.

Основные идеи философской антропологии в ХХ-XXI вв. Проблема сущности и существования человека в современной философии.

Деятельность как сущностная характеристика природы человека. Основные направления деятельности и достижение безопасного будущего в условиях глобализации. Духовная деятельность человека и ее роль в формировании ценностных ориентаций. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности.

Проблема сознания и основные стратегии его исследования. Многомерность сознания и его структура, свойства, признаки и функции. Сознание и психика человека, сознание и бессознательное. Философско-антропологические проблемы психоанализа. Человек в современном информационно-коммуникационном пространстве.

Философия и «жизненный мир» человека в культуре XXI века.

Требования к компетентности:

знать фундаментальные компоненты философско-антропологических учений;

знать и уметь учитывать социокультурные характеристики человеческой деятельности;

уметь осуществлять собственный жизненный выбор, формулировать и аргументировать базовые ориентиры своей жизни и профессиональной деятельности.

Модуль 5. Теория познания и философия науки

Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие типов познавательной деятельности.

Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания. Основные формы чувственного и рационального познания.

Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе.

Познание как постижение истины. Основные концепции истины.

Познание и понимание.

Наука как деятельность, социальный институт и система знаний. Функции науки в современном обществе. Ценностные аспекты современной науки.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. Формы научного знания. Этика науки и ее роль в становлении новых типов научной рациональности.

Требования к компетентности:

знать основные характеристики познавательной деятельности;

знать уровни научного познания, методы научного исследования;

уметь осуществлять философский анализ познавательной деятельности при рассмотрении мировоззренческих, социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций в науке.

Модуль 6. Социальная философия

Понятия социальной реальности и общества. Особенности социального познания. Стратегии исследования общества в современной философии.

Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Материально-производственная сфера жизни общества. Политика и право. Гражданское общество и государство. Духовная жизнь общества, ее уровни и области. Социальная сфера общественной жизни.

Философия истории и основные подходы к ее исследованию.

Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Понятия техники и технологии, их роль в жизни общества.

Философия культуры.

Ценности, вызовы и риски в современном обществе.

Глобализация, глобальные проблемы и перспективы человечества.

Требования к компетентности:

знать ведущие идеи социальной философии;

знать общее строение общественной жизни, уметь характеризовать ее динамику;

уметь определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности;

уметь формулировать и аргументировать свою социальную позицию.

Модуль-резюме. Философия и диалог культур в современном мире

Философско-мировоззренческие аспекты стратегии устойчивого развития.

Требования к компетентности:

знать и уметь характеризовать роль философии в диалоге культур в современном мире;

знать перспективы и современные стратегии устойчивого развития.

Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения учебной дисциплины «Философия»

Данный модуль обеспечивает заключительную диагностику освоения знаний и умений по учебной дисциплине и может проводиться в виде контрольной работы или тестирования (в том числе на компьютерной основе) с разноуровневыми заданиями. Разноуровневость тестовых заданий позволяет диагностировать у студентов такие уровни усвоения деятельности, как узнавание, воспроизведение по памяти, понимание и применение знаний в знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации (эвристическая деятельность), творческая деятельность. В рамках модуля контроля также может осуществляться защита студентами результатов учебно-исследовательских проектов или творческих заданий.

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Методические рекомендации

по организации и выполнению самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов по дисциплинам социально-гуманитарного цикла организуется в соответствии с Положением о самостоятельной работе студентов, утвержденным Приказом Министра образования Республики Беларусь. Кафедры, обеспечивающие преподавание социально-гуманитарных дисциплин, должны разрабатывать и совершенствовать формы и содержание самостоятельной работы студентов с учетом профиля обучения и требований будущей профессиональной деятельности студентов.

Содержание и формы самостоятельной работы студентов разрабатываются (или выбираются и адаптируются) кафедрами учреждений высшего образования в соответствии с целями и задачами обязательного модуля, научно-методическими предпочтениями и профессиональным опытом преподавателя.

Наиболее эффективными формами и методами организации самостоятельной работы студентов являются: выполнение тестовых заданий, решение проблемных ситуаций и задач, а также выполнение творческих заданий (анализ научных статей, составление на них аннотаций, рецензий, рефератов; написание эссе; разработка проектов и др.).

Большой удельный вес часов, отводимых на самостоятельную работу студентов по циклу социально-гуманитарных дисциплин (в среднем 55% по циклу) предполагает модульную форму организации образовательного процесса. При выборе кафедрами и преподавателями технологий проблемно-модульного обучения с учетом современного международного и отечественного опыта целесообразно осуществлять структурирование содержания учебной дисциплины по следующим модулям:

Нулевой модуль, который служит введением в изучение учебной дисциплины, определяет цели и задачи ее освоения;

Модули учебные (обучающие) – это модули теоретического содержания дисциплины, количество и названия которых соотносятся с основной проблемой и ведущей идеей (концепцией) учебной дисциплины;

Модуль резюме, который содержит обобщение изученной учебной дисциплины; определяет систему предметных и межпредметных понятий и связей;

Модуль контроля, который обеспечивает итоговый контроль усвоения знаний и умений (способов деятельности).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.