Четвертый вопрос. Феномен сознания и основные традиции его философского анализа
Содержание понятия «сознание» многомерно. Оно охватывает не только индивидуальное сознание, но и разные формы общественного сознания (групповое, массовое, институциональное и т.д.); будучи системообразующей философской категорией и определяя многочисленные устоявшиеся темы и направления исследований, оно вместе с тем занимает центральное место в психологии и психиатрии, широко употребляется в социологии, в гуманитарных науках, в естественнонаучных дисциплинах.
Термином «сознание» обозначают отображение в духовной жизни людей их общественного бытия Сознание — это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему. Благодаря сознанию происходит процесс формирование человеком обобщенного знания об окружающем мире, ставятся цели и разрабатываются планы, регулируются и контролируются эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определяются ценностные ориентиры жизни и творчески изменяются условия своего существования.
В философии проблема сознания поднимается в онтологии, в гносеологии и в социальной философии. Так, в онтологии ставится вопрос о первичности материи и сознания. Согласно материализму, первична материя, а сознание является свойством высокоорганизованной материи. В соответствии идеализмом, первично сознание, творчески изменяющее пассивную, инертную материю. В гносеологии понятие сознание взаимосвязано с проблемой истины как соответствие содержания сознания познаваемой действительности. В социальной философии проблема сознания поднимается в рамках разграничения индивидуального (то, что характерно только личности) и общественного (того, что присуще всем людям) в опыте сознания.
Сознание выступает как один из наиболее сложных объектов философского анализа: с одной стороны, его наличие очевидно для каждого человека, с другой стороны, сознание неуловимо для внешнего наблюдателя. В истории философии сложились два направления анализа и изучения сознания: интровертивное и экстравертивное. Согласно первой версии, сознание можно изучать, только познавая себя самого. В рамках второго направления сознание изучается через свои внешние проявления: через работу мозга, через способность человека к целенаправленной деятельности или через язык.
Выделяют три основные традиции изучения сознания в философии.
Согласно субстанциональному подходу (Платон, Аристотель, Августин, Декарт, Гегель), сознание трактуется как нечто идеальное, самостоятельное и первичное по отношению к объективной действительности (материи).
Согласно функциональному подходу (Ламетри, Молешотт, Леонтьев, Марголис), сознание трактуется материально, как свойство нервной системы и мозга, способных отражать окружающий мир.
Согласно экзистенциально-феноменологическому подходу (Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр), сознание – это то, благодаря чему человек может наделять смыслом вещи и явления окружающего мира, осмысливать действительность.
Таким образом, сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении окружающей действительности.
Проблема генезиса сознания. Сознание и отражение. Эволюция форм отражения.
Проблема генезиса сознания (греч. - genesis - происхождение, становление и развитие, результатом которого является определенное состояние изучаемого объекта) решается в рамках функционального подхода, где сознание трактуется как свойство высокоорганизованной материи, способной отражать окружающую действительность. Проблема возникновения сознания сводится к эволюции форм отражения.
Термином отражение выражается способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своем содержании определенные свойства и характеристики объектов. Свойство отражения принадлежит как живой, так и неживой природе. В неживой природе отражение осуществляется по образу зеркального отражения (изоморфизма) и гомоморфизма (отношение карты к реальной местности). С появлением жизни возникают такие формы отражения как раздражимость, чувствительность и психика.
Раздражимость представляет собой способность организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие жизненно благоприятных и неблагоприятных факторов, возникающих при непосредственном контакте и распространяющимся на все тело. Раздражимость в первую очередь характерна для флоры (растительного мира). Так, например, подсолнечник поворачивает свою корзинку к солнцу утром и затем на протяжении дня следует за ним. Древние ацтеки называли его солнечным цветком, любимцем бога солнца, который даже формой своего цветка напоминает это светило. Возникновение фауны (мира животных) сопровождается появлением более высокой формы отражения – чувствительности (способности к ощущениям). Чувствительность – это способность реагировать не только на факторы внешней среды, имеющие биологическое значение для организма, но и на биологически нейтральные для организма факторы, которые несут информацию о других жизненно значимых для организма факторах. Чувствительность возникает при оформлении нервной системы и органов чувств.
Более совершенной формой биологического отражения выступает психика, представляющая собой способность создавать чувственные образы внешней действительности, в виде ощущений, восприятий, а у «умных» животных (обезьян, кошек, собак) – еще и в виде представлений. Основными свойствами психики являются:
- ориентация на жизненно-нейтральные факторы;
- избирательно-поисковая активность;
- формирование индивидуального опыта, который начинает преобладать над видовым.
Высшей формой отражения выступает сознание. Отличие сознания от психики животного состоит в том, что сознанию присуще:
- целеполагание: возможность идеального конструирования объекта, которого нет в действительности, но который необходимо создать;
- абстрактно-логическое мышление: способность отражения действительности в ее существенных свойствах;
- наличие языка или второй сигнальной системы, посредством которой передается информация;
- наличие самосознания: способность человека выделять себя из внешней действительности, проводить границу между внешней и внутренней средой обитания.
В качестве предпосылок становления сознания философия выделяет эволюцию свойства отражения, присущего материи; развитие зачаточного интеллекта животных; переход от орудийной деятельности к предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда; развитие в процессе становления труда потребности в знаковой коммуникации и передачи из поколения в поколение приобретенного опыта. Таким образом, в первую очередь, труд и язык оказываются мощными социальными факторами, стимулирующими процесс развития сознания.
|