Модуль 2. Исторические этапы развития философской мысли Тема 2/1 Вопросы:
1. Становление философии в культурах древнего Востока
2. Возникновение, особенности и периодизация античной философии.
3. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции Философия Сократа, Платона и Аристотеля.
4. Философия средневековья и эпохи Возрождения
1. Становление философии в культурах древнего Востока .
Философская мысль Древнего Востока
Философская мысль Древнего Востока (Индия, Китай) развивалась в специфических условиях древневосточных цивилизаций. Особенностями их культурных традиций были:
– ирригационное (поливное) земледелие;
– политический деспотизм;
– кастово-клановая иерархия, при которой объединение (корпоративность) осуществлялась на основе сословных или профессиональных интересов. Подобная корпоративность жестко определяла место человека в обществе. Древневосточные общества (Индия, Китай) – это общества традиционной культуры.
Традиционная культура – это культура, основанная прежде всего, на высокоавторитетном священном тексте (Веды, Пятикнижие, Библия).
Суть традиционализма, как характерной черты философских школ Древнего Востока, в сохранении стабильности, следования традициям, в ориентации на обоснование, подтверждение уже сложившихся социальных ценностей.
Своеобразие философии Древнего Востока обусловлено и тем, что ее становление и развитие проходило в лоне, в рамках религиозно-мифологического мировоззрения, при слабой связи с наукой. Для восточных типов философствования характерна не рационально-логическая компонента (Древняя Греция), а художественно-поэтическое, символическое восприятие действительности, образно-ассоциативная логика.
Этапы становления, проблематика, специфические черты и основные категории философии Древней Индии. Древнеиндийская философия (III тыс. до н.э. по IV в. н.э) . Этот период принято делить на два этапа:
1. Ведический этап [17-7 вв. до н.э.], который получил свое название от древнейшего литературного произведения Индии – «Веды». Веды (священный текст) являются одним из древнейших литературных памятников человечества. Они представляли собой четыре сборника текстов религиозного, общественно-политического и философского содержания. Древнейшая из Вед – «Ригведа» – гимн богам и отдельным явлениям природы. В этом сборнике излагается «изначальность» всего сущего. Сборник состоит из 1028 гимнов и 10500 стихов, т.е. столько, сколько в «Иллиаде» и «Одиссее» вместе взятых.
Философская традиция в Древней Индии выросла из комментариев Вед. Первыми текстами уже философского характера явились Упанишады («сидящий у ног учителя», «тайное учение»).
2. Послеведический [6в. до н.э.-3в. н.э.]. В это время на базе философии Упанишад складываются философские школы Индии, которые делятся на две группы:
1.Ортодоксальные школы, которые признают авторитет Вед и следуют заложенным в них традициям. Это школы: веданта, вайшешика, миманса, йога, ньяя и санкхья.
2.Неортодоксальные школы, которые отрицают либо полностью, либо частично ведийские основоположения. К этим школам относятся буддизм, джайнизм и локаята (чарваки).
Черты древнеиндийской философии:
1. На философию в Древней Индии огромное влияние оказывало религиозно-мифологическое мировоззрение.Из мифологии были заимствованы идея всеобщей одушевленности и идея переселения души. Влияние религии задавало ориентацию на такие высшие ценности, как освобождение человека от страдания и от бесконечного круга рождений и смертей и через нравственное самосовершенствование.
2. Проблемное поле древнеиндийской философии – это прежде всего проблемы этико-психологического плана (проблемы смысла жизни, учение о праведной жизни)
3. В отличие от западной, индийская философия это философия миро- и жизнеотрицания, в то время как европейская –миро- и жизнеутверждения.
4. Спецификой древнеиндийской философии является ее слабая связь с наукой.
К важнейшим категориям философии Древней Индии следует отнести: Брахман – космическая душа, Атман – индивидуальная душа, единство Брахмана Атмана; сансара; карма; дхарма (закон); ахимса; мокша (освобождение), нирвана (угасание), майя (пелена, покрывало, иллюзия).
Особенности философской мысли Древнего Китая: становление, специфика, основные проблемы и категории.
В развитии философской мысли Древнего Китая выделяют два основных этапа:
Первый этап (VIII - VI вв. до н.э.) – зарождение философских воззрений (предфилософия), который характеризуется тесной связью с мифологией.
Своеобразие китайской мифологии состоит в том, что мифы предстают как исторические предания о прошлых династиях, о «золотом веке» и т.д. Они служили примером для подражания. В эту эпоху сложился знаменитый культ предков и поклонение Небу.
В этот исторический период, создается «Пятикнижие», которое до сегодняшнего дня выступает как основа мировоззрения образованного китайца.
К этим книгам относятся: «Ши цзин» (Книга песен), «Шу цзин» (Книга истории), «Ли цзи» (книга обрядов), «Чунь цю» (летопись), «И цзин» (книга перемен). Комментарии к Книге перемен «И цзин», положилиначало философии в Древнем Китае.
В это время создаются первые философские учения, оформляется модель миро устройства через переосмысление мифологической модели мира. Эта модель базировалась на следующих двух идеях:
– идея единства человека и мира – связь природных, социальных и нравственных явлений. В частности, распущенность правителя – непрекращающиеся дожди, глупость правителя – непрекращающийся ветер и т.д. Небо – Человек – Земля – это изначальная гармония великой природы и эту гармонию следует поддерживать и не нарушать.
«Небо» трактовалось как судьба, первооснова, первопричина всего существующего. Это высший объект почитания в Китае, синоним окружающего мира в целом. Именно отсюда возник и термин (тянься) Поднебесная, ставший синонимом страны.
– идея перемен, учение о действии противоположных сил – «ян» и «инь» (света и тьмы, напряжения и податливости, мужского и женского); Каждая вещь содержит в себе начала «инь» и «ян». Последовательность перемен, их ритмичность и направленность объясняется взаимо превращениями «инь» и «ян», круговоротом жизненной энергией «ци».
Второй этап. (VI – III вв. до н.э.). На VI – III вв. до н.э. приходится расцвет философской мысли. Этот период называют «золотым веком» китайской философии, этапом «соперничества ста школ». Выделяют шесть основных школ древнекитайской философии: конфуцианство (школа служилых людей), даосизм (школа сторонников учения о «Дао» и «дэ»), моизм, легизм (школа законников, фа-цзя), натурфилософская школа «инь-ян» и школа имен.
Древнекитайское конфуцианство представлено многими именами. Главное из них Кун Фу-цзы. Кун Фу-цзы (Конфуций) жил в 551 – 479 гг. до н.э. Главное сочинение Конфуция «Лунь-юй» («Беседы и наставления).
В центре внимания конфуцианства проблемы управления, воспитания и взаимоотношений между людьми. По мысли Конфуция каждый человек ответственен за положение дел в Поднебесной и способен на него влиять. Эталоном человека, идущего по пути-дао, Конфуций считает «благородного мужа». К числу основных качеств благородного мужа относятся: человеколюбие, гуманность, понимаемая как преданность правителю, верность долгу, уважение к старшим, а также знание того, что нужно делать и как это сделать. Главное же – это соблюдение ритуала, т. е. следование правилам благопристойности, вносящим в каждое действие человека меру и упорядоченность.
«Благородному мужу» Конфуций противопоставляет «низкого человека». Первый следует долгу и закону, второй думает о том, как получше устроится, и получить выгоду. Первый требователен к себе, второй к людям.
«Благородный муж» Конфуция не только этическое, но и политическое понятие. Он член правящей элиты, он управляет народом.
Главным средством управления Конфуций считал силу примера вышестоящих нижестоящим и убеждение.
Специфика философии Древнего Китая:
1. Философия в Китае играла исключительную роль, ибо именно она определяла систему ценностей китайской культуры и цивилизации, менталитет китайской нации. Философы представляли весьма влиятельный общественный слой, пользовались уважением, нередко являлись министрами, сановниками, послами. Ценностные ориентации китайского философа часто совпадали с должностными ориентациями, а это укрепляло консервативный характер философствования в Китае.
2. Духовные устремления китайских мыслителей направлены к практической жизни, государству и семье, к социальным явлениям. Древнекитайская философия часто сливается с обыденным нравственным сознанием, «здравым смыслом», носит характер житейской мудрости, отличается практицизмом.
3. Философские знания в Древнем Китае неразрывно связаны с этикой и политикой. Стержнем всей истории китайской философии и общественно-политической мысли является триада[******]: знания – действия – нравственность. Знание предмета включает не только его описание, но и предписание к действию: обладать знанием значит, прежде всего, «знать свое дело».
Основная проблематика древнекитайской философии формулируется выражением: что нужно, чтобы хорошо и успешно править людьми ради общего блага? Отсюда, проблемное поле древнекитайской философии, которое охватывает три блока проблем:
Политика – управление людьми, народом, страной (правила и искусство);
Этика – принципы воспитания и самовоспитания;
Ритуал – правила добродетельного этикета («китайские церемонии»).
4. К особенностям древнекитайской философии следует отнести специфику иероглифического письма.
В китайском языке значение слова особенно зависит от контекста, поэтому сложно выстраивать цепочки дедуктивных выводов и логических доказательств. Иероглифическая письменность определила афористический стиль философских текстов, метафоричность языка.
5. Традиционализм, следование традициям – характерная черта китайской философии. Она проявилась и в том, что изложение собственных взглядов излагалось в виде комментариев или толкования классических текстов (конфуцианских, даосских и др.). На протяжении всей истории Китая философия развивалась в рамках одной и той же системы идей и категорий.
Особая роль принадлежит таким категориям как дао (путь, судьба, основа, закономерность), ли (ритуал), инь и ян, ци, фа (закон), у-вэй (принцип недеяния) и др.
6. Особенностью древнекитайской философии является ее обособленность от естествознания.
2. Возникновение, особенности и периодизация античной философии
Возникновение и становление философии в Древней Греции (Фалес Милетский, Гераклит Эфесский, Пифагор Самосский).
Термин «Античная философия» используется для обозначения конкретного этапа развития философии в период с конца VII века до н.э. по VI век н.э., включающий древнегреческую и древнеримскую философию.
Предпосылками становления античной философии были
- социальная жизнь полиса («город-государство») и демократия (в Афинах народное собрание – высший орган власти), что предполагало возможность участия всех свободных граждан в делах государства, требовало умений формулировать и отстаивать свою позицию, развивало навыки критического мышления, способность к рефлексии (критический анализ);
- развитие научных взглядов на мир, ориентацияна рационально-логическое объяснение мира.
Античная философия охватывает следующие периоды:
1. Зарождение и формирование древнегреческой философии (к. VII – V вв. до н.э.), доклассический период.
В это время складываются первые философские школы: Милетская школа (Фалес), Элейская школа (Ксенофан, Парменид), Пифагорейский союз, школа Атомистов (Демокрит). К этому периоду также относятся философы, которые своих школ не создали, но прославились самостоятельно: Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор. На этом этапе философия обращена преимущественно на проблемы возникновения и устройства космоса, на выявление внутренней основы и порядка природы.
2. Рассвет и зрелость древнегреческой философии (V – IV вв. до н.э.), классический период.
К этому периоду относится творчество Сократа, Платона и Аристотеля. Проблемное поле этого периода – человек, его разум и познание, природа знания и морали, принципы государственной жизни.
3. Закат греческой философии эпохи эллинизма, римская философия периода Республики (IV – ІІ вв. до н.э.). Наиболее известными школами были эпикуреизм (Эпикур), скептицизм (Пиррон), стоицизм (Сенека, Марк Аврелий). Основная проблематика – проблемы этики.
4. Упадок и гибель античной философии в эпоху Римской империи (І в. до н.э. – V в. н.э.).
Наиболее известными школами были неопифагоризм (Плутарх) и неоплатонизм (Плотин). Основная проблематика – вопросы религии.
Первые греческие философы были ориентированы на поиск первоначала, «архэ»,источника и основы бытия многообразных вещей и явлений действительности.
Фалес Милетский (640-545 до н.э.) полагал, что все существующее возникло из некоего влажного первовещества, "воды". Все постоянно рождается из этого единого источника. Сама Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном. В то же время вещественное первоначало, "вода", и вся происшедшая из него природа не мертвы, не лишены одушевленности. Во вселенной все полно богов, все одушевлено.
Основное положение Гераклита Эфесского (520-460 до н.э.) - все движется и ничто не покоится, «невозможно дважды войти в ту же самую реку». Охватывая все явления, движение имеет единую основу. За первоначало всего сущего он берет «вечно живой огонь». Согласно Гераклиту, в мире царит строгая закономерность. Гераклит считал, что «все происходит через борьбу». В отличие от пифагорейцев, он делает акцент не на примирении противоположностей, а на их борьбе.
Пифагор Самосский (570-500 до н.э.) сформулировал идею: «все есть число», согласно которой единство космоса определяется числами или отношениями чисел. Число рассматривалось Пифагором как принцип строения мира и вещей, как образы, по которым боги творили мир. Количественные характеристики, по Пифагору, управляют также духовной и нравственной сферой жизни человека. А так как числа состоят из одинаковых единиц, то в основе мира лежит «1».
|