Второй вопрос. Структура познавательного процесса В философии познания выделяют три следующих основных компонента:
1. Познание выступает как предметное отражение социальной и природной реальности.
2. Познание это деятельность, в ходе которой человек ставит и достигает определенные цели.
3. Познание является не просто деятельностью, но креативной деятельностью, творчеством, которое предполагает созидание, построение и целей, и средств, и продукта этой деятельности. В этом аспекте на первое место выходит свобода духа познающего субъекта.
Можно сказать, что познание – это определенная социально-организованная форма духовно-творческой деятельности субъекта, направленная на получение достоверных знаний о мире, на развитие знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Познавательная деятельность как предмет философского анализа. Проблемное поле и основные принципы теории познания.
Познание представляет собой творческую деятельность человека, направленную на получение достоверных знаний о мире, на развитие знания, его углубление, расширение и совершенствование.
Термин «знание» обычно употребляется в трех основных смыслах:
1. Упорядоченная информация, имеющая значения для человека и общества.
2. Способности, умения, навыки что-либо сделать.
3. Единица познавательной деятельности, выражающая меру осведомленности человека в процессах и явлениях окружающего мира.
Формами осуществления познания являются: обыденно-практическое, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.
Обыденно-практическое познание опирается на повседневную практическую жизнь людей и включает в себя не связанные между собой сведения о мире, например, верования, приметы, предрассудки, предания, назидания, предчувствия и т.д.
Мифологическое познание – духовно-практическое, образное восприятие мира, основанное на вере в сверхъестественные силы и их сродство с человеком. К основным чертам мифологического познания относятся синкретизм, генетизм, антропоморфизм и анимизм.
Религиозное познание – это духовно-практическое, образное восприятие мира, основанное на вере в сверхъестественную силу, персонифицированную в фигуре Бога, которая открывает человеку знание о мире (откровение).
Художественное познание – это эмоционально-образное восприятие мира, для которого характерна самоочевидность, самодакозательность и наличие фантазии, вымысла.
Научное познание направлено на получение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о мире.
Философское познание – познание мира в его сущностных (фундаментальных) принципах и основаниях. Познанием природы в рамках философского знания занимается онтология, познанием человека – философская антропология, познанием общества – социальная философия, проблемами познания - гносеология.
Термин гносеология происходит от греческих слов «gnosis» – знание и «logos» – учение, наука, т.е. учение о знании, теория познания. Термин гносеология был введен в 1854 г. шотландским философом Дж.Феррером.
Теория познания (гносеология) – это раздел философии, в котором изучается природа познания, его возможности и границы, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания.
Проблемное поле гносеологии включает в себя:
- проблему познаваемости мира;
- проблему субъекта и объекта познания;
- проблема структуры познавательного процесса;
- проблема взаимоотношения чувственного и рационального в процессе познания;
- проблему истины и ее критериев.
К основным принципам классической гносеологии относятся:
1. Критицизм: требование обоснованности и доказанности знания.
2. Наукоцентризм: научное знание является идеалом знания вообще.
3. Субъектоцентризм: субъект в познавательном процессе занимает привилегированное положение, является основой для получения знания.
Чувственное познание и его формы.
В процессе познания оказываются задействованными практически все способности человека, среди которых важнейшими являются чувства и разум. По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии существовали две противоположные точки зрения – сенсуализм и рационализм.
Сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение) – направление в гносеологии, признающее ощущения единственным источником и средством достижения истины. Сенсуалистами были Т.Гоббс, Дж. Локк, Л.Фейербах. С сенсуализмом тесно взаимосвязан эмпиризм. Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление в гносеологии, признающее опыт (получение информации с помощью органов чувств в искусственно созданных условиях) источником знаний и утверждающие, что все знания должны основываться на опыте. Представителями эмпиризма были Ф.Бэкона, Д.Юм, Э.Маха.
Рационализм (от лат. ratio – разум, мышление) – направление в гносеологии, признающее разум в качестве главной формы и источника познания. Представителем рационализма были Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц, В.Гегель.
В действительности любое знание есть результат согласованной работы органов чувств и разума. Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их обобщает и делает определенные выводы.
Первой ступенью познавательного процесса выступает чувственное познание. Оно осуществляется посредством органов чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Выделяют три формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.
Ощущение – непосредственное отражение в сознании человека отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств.
Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств человека.
Представление – это обобщенный, целостный образа предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом и не воспринимаемого в данный момент. Представление получаются или на основе памяти, или с помощью воображения.
Специфика и формы рационального познания
Рациональное познание является второй ступенью познавательного процесса (первой ступенью является чувственное познание) На этой ступени познавательный процесс осуществляется посредством форм мышления. Мышление представляет собой активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление обеспечивает выявление закономерных связей, полученных на основе чувственных данных и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий).
Человеческое мышление осуществляется в тесной взаимосвязи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной (язык математики, формальной логики и т.п.)
Различают два основных уровня мышления – рассудок и разум. Рассудок - это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Рассудок еще часто называют здравым смыслом. Разум – высший уровень мышления, благодаря которому человек в состоянии постичь сущность вещей, обнаружить скрытые для восприятия связи и отношения между вещами.
К основным формам рационального познания относят понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие, как гипотеза, теория и др.
Понятие – это форма мышления, в которой выражаются существенные признаки предметов и явлений. Существенные признаки – это те, которые с необходимостью принадлежат предмету, и, если у него эти признаки отнять, он перестанет быть собой. Примеры: стол, ВУЗ.
Суждение – форма мысли, в которой что-либо отрицается или утверждается о предметах и явлениях. Суждение может быть или истинным («Париж стоит на реке Сена»), или ложным («Витебск – столица Беларуси»).
Понятия и суждения являются основой для построения умозаключений.
Умозаключения – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (новое суждение).
Умозаключения делятся на индуктивные (движение мысли от единичного, частного к общему) и дедуктивные, где имеет место обратный процесс – от общего к частному. Индуктивные знания носят вероятностный характер, дедуктивные – необходимый.
Рациональное познание взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими – формами знания. Большое значение в процессе познания имеют такие факторы, как инстинкты, эмоции, вера, интуиция и т.д. Среди них особенно важную роль интуиция. Интуиция этоспособность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.
Интуиция свойственна каждому человеку, хотя проявления ее разнообразны. Выделяют и такое понятие как «творческая интуиция». Это такой момент во взаимодействии субъекта и объекта, который приводит к качественно новому, не имевшему ранее место знанию, к оригинальным решениям, изобретениям, открытиям. Основными характерными свойствами интуиции являются:
– внезапность, неожиданность и случайность;
– непосредственность: без опоры на логические доказательства;
– неосознанность путей и средств, приведших к данному результату.
К основным видам интуиции относят чувственную (быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение, предчувствие) и интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу, оценке) интуицию.
|