Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Модуль 1.Философия как социокультурный феномен

Вопросы:

Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.

Возникновение и специфика философского знания и философского мировоззрения.

Философия как мировоззренческая и методологическая основа

Туристической деятельности

 

 

Понятие мировоззрения, его структура и функции. Двух молодых людей спросили: «Что такое счастье?». Один ответил: «Это иметь много машин, много женщин, много денег и чтобы полицейские лизали мне сапоги». Другой сказал: «Счастье – это когда тебя понимают».

Два разных взгляда на жизнь, на ее смысл (для чего живу?), на человека и его место в обществе, т.е. два разных мировоззрения отразились в этих ответах. Что же такое мировоззрение?

Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир (природа, человек, общество), фиксирующая отношение человека к миру, формирующая идеалы, жизненные ценности, программу социального поведения.

Мировоззрение можно уподобить своеобразной рамке, через которую мы смотрим на мир. Эта рамка определяет поле нашего зрения, а, тем самым, общий характер и направленность нашей деятельности.

Мировоззрение – это некий компас, который помогает ориентироваться в окружающей природной и социальной действительности, осознать, осмыслить место и роль человека в мире (зачем я?), регулировать отношения с другими людьми, поведение в обществе.

Мировоззрениеимеется у всех людей. Оно возникает вместе с возникновением человеческого общества из глубинной потребности человека освоить (познать, оценить, объяснить – действовать) этот мир, чтобы выжить в нем.

В научный оборот «мировоззрение» как термин, как понятие, описывающее реальный феномен[§§], был введен в XVIII веке родоначальником Немецкой Классической Философии Иммануилом Кантом в работе «Критика способности суждения».



Субъектом (носителем) мировоззрения может быть как отдельный индивид (духовный мир личности), так и общество на определенной ступени развития (культура).

К основным мировоззренческим вопросам относятся вопросы, имеющие предельно общее, универсальное содержание: Что есть мир? Что есть человек? Каково его место в этом мире? В чем смысл жизни? Что есть истина, добро, красота? и т.п. Система ответов на эти вопросы формирует как мировоззрение эпохи в целом, так и мировоззрение отдельной личности.

Обобщенные взгляды – знания, мысли, чувства, настроения, верования, сложившиеся убеждения – соединяясь в мировоззрении в систему, помогают выявить фундаментальные возможности (познавательные, ценностные, практические) человека в его отношении к миру. Следуя И.Канту, эти возможности представлены в виде трех основных мировоззренческих, философских вопросов:

– что я могу знать?

– что я должен делать?

– на что я могу надеяться?

В своей совокупности ответы на эти вопросы дают возможность решить ключевую проблему философии: «Что есть человек?», как человеку следует жить, на что ориентироваться.

Существенное значение для характеристики мировоззрения имеют его структура и основные функции.

В структуре мировоззрения выделяются:

1. Основные уровни (в зависимости от характера формирования и способа функционирования мировоззрения):

духовно-практический: «жизненная философия», уровень «здравого смысла», народной мудрости, навыков, традиций, обычаев, устойчивых предрассудков – все то, что дает полноту и цельность жизнеощущения. Этот уровень фиксирует складывающиеся стихийно, под воздействием повседневного опыта, будничной практики взгляды людей на мир и самих себя. Духовно-практический уровень находит свое обобщенное выражение в мифологии, религии и в искусстве;

рационально-теоретический уровень[***]. Его характерными чертами являются: сознательность, системность, логичность, обоснованность, доказательность, рефлексия[†††] (критический анализ);

2. Основные сферы духовного мира личности (мировоззрение – фундамент человеческого сознания):

рациональная («разум»), т.е. модификация рационально-теоретического уровня. Показывает сходство, общность людей («сила мышления»);

эмоционально-чувственная («сердце»), т.е. эмоционально-чувственная сфера раскрывает, чем отличается один человек от другого, что составляет его уникальность и неповторимость;

волевая («воля») т.е. сплав разума и чувств, механизм перевода идеальных состояний духовного мира в практические дела. Это самая деятельная сторона сознания;

3. основные элементы, компоненты мировоззрения:

знания – представления о конкретно-научной и универсальной картине мира, накопленные наукой и историческим опытом людей;

жизненные ценности, идеалы. Ценность – это свойство какого-либо предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. Идеал – абсолютная ценность. В систему ценностей человека входят настроения, стремления, надежды, представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели, представления о ценности и смысле самой человеческой жизни;

верования, убеждения – это стержень мировоззрения, духовный стержень личности.

К основным функциям мировоззрения относятся:

познавательная: базируется на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д. Систематизирует и обобщает результаты индивидуального познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи;

ценностно-нормативная (оценочная): человек должен руководствоваться определенными общественными регуляторами. Осознание и оценка себя как ценности, отношение ко всему существующему через призму своих интересов и целей;

поведенческая (практическая): жизненные планы, целеполагание, программа социального поведения и т.д. Реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах.

Исторические типы мировоззрения, их содержательные и функциональные особенности. В истории человечества выделяют три основных типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.

Мифологическое мировоззрение (мифология[‡‡‡]).Первой исторически сформировавшейся, целостной системой мировоззрения была мифология. Мифология – это духовно-практическое освоение, объяснение мира, которое осуществляется через миф, через мифотворчество.

Мифы – это древнейшая форма духовной жизни людей. По образному выражению итальянского философа XVIII в. Джамбаттиста Вико, мифы – это «первое издание умственного словаря человечества». Мифы в той или иной форме имелись у всех народов, во всех культурных регионах Древнего мира.

Мифы представляли собой исторически первую попытку объяснения и понимания мира, т.е. природы, человека, общества.

Любой миф построен как рассказ, повествование на ту или иную мировоззренческую тему: проблемы происхождения мира и человека, возникновение наиболее важных явлений природы, животных, людей, проблемы рождения и смерти, судьбы, смысла жизни, человеческого предназначения и др. Наряду с этими важное место занимают мифы о появлении тех или иных культурных благ: о добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, а также об установлении среди людей определенных социальных правил, обычаев, обрядов.

К основным, характерным чертам мифа, мифологического мировоззрения относятся:

1. Генетизм(от гр. genos – происхождение) – происхождение предмета выдается за его сущность.

Каждая вещь, явление, которые интересовали и требовали объяснения («что это такое?») имели свой миф, т.е. повествование, предание о том, как они возникли, какой бог их сотворил. Акт творения отождествлялся с самой вещью. Объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу об их происхождении и творении.

2. Миф вне времени(жизнь в мифе – вечное повторение) и вне ограничений, налагаемых логикой(миф безразличен к противоречию, он вне критики, вне критического анализа). Миф не логически рационален, а образно эмоционален. Он основан не на теоретических доводах, доказательствах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональных переживаниях.

Мифологическое мировоззрениеэто духовно-практиче­ский, дорефлексивный тип мировоззрения.

Содержание мифа представлялось первобытному, архаичному[§§§] человеку в высшей степени подлинным, реальным, заслуживающим абсолютного доверия, ни грана сомнения или критики. Миф – это сама Правда, ибо воплощает в себе коллективный, практический, «надежный» опыт осмысления действительности множеством поколений. Миф объясняет «Все», ибо для него нет непознанного и неизвестного. Для всякого первобытного общества миф – сосредоточение опыта, мудрости предков, авторитета традиции, поэтому он вне критики, вне сомнения, вне рефлексии, вне критического анализа. Мифы составляли как бы священные, духовные сокровища племени. Недаром Гегель говорил, что миф – это «педагогика человеческого рода».

3. Синкретизм (от гр. synkrētismos – соединение, нерасчлененность, слитность).

В мифе слиты, объединены естественное и сверхъестественное, идеальное и реальное, мысль и действие. Отсутствует строгое разделение человека и мира, субъекта и объекта, слова и вещи, существа и его имени, происхождения и сущности и т.п.

Из этой нерасчлененности вытекает такая черта мифологического мировоззрения как идентификация(от лат. identificare – отождествлять), отождествление себя с другим. «Я есть Он» – такова формула мифа. Например, абориген Новой Гвинеи, чтобы быть удачливым в делах любви, дает себе имя Мараи, тайное имя луны. В мифе луна – неотразимый мужчина, и, принимая имя Мараи, любовник уверен – он луна. Колдун, шаман во время камлания (обрядовое действие) не подражает богу, не представляет его, а превращается в него, сливается с ним, внутренне, психологически, отождествляет себя с ним.

Итак, мифологическое мировоззрение, мифотворчество – основной способ, каким первобытный человек истолковывал окружающую действительность и самого себя, каким регулировалась жизнь архаичного коллектива, утверждалась определенная система ценностей, санкционировались и поддерживались определенные нормы поведения.

Важнейшее значение мифов как регуляторов и стабилизаторов общественной жизни состоит и в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом, пробуждая в архаичном человеке ощущение полноценности бытия, чувства стабильности и защищенности. Мифологическое сознание было осознанием глубокой интимной связи человека и природы в эпоху родового строя.

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, или религия.

Религиозное мировоззрение.Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, культ) – это духовно-практическое, дорефлексивное мировоззрение, которое основным способом освоения, осознания, объяснения мира и человека считает веру.

Религия – это не случайная ветвь культурной эволюции, а закономерно возникший, исторически, социально и психологически обусловленный тип осознания людьми окружающей действительности и самих себя.

Становление религиозного сознания приходится на период разложения родового строя. В новых исторических условиях, когда старые мифы и языческие верования уже перестали выполнять свои функции и удовлетворять массового человека, появляется религия, которая в отличие от мифологии предлагает свои ответы на мировоззренческие вопросы людей. На смену мифу, мифотворчеству приходит принцип веры.

Нет ни одного народа, который не знал бы религии, и это свидетельство того, что возникновение и развитие религиозного мировоззрения связано с необходимостью удовлетворения духовных (психологических, морально-этических) потребностей человека.

В чем же нуждается человек, и что предлагает ему религиозное сознание?

Во-первых, систему абсолютных и вечных, непререкаемых, нравственных ценностей, которых необходимо придерживаться.

Во-вторых, придание смысла отдельному человеческому существованию, проблема смысла человеческой жизни («зачем Я?»), помощь в преодолении житейских трудностей.

В-третьих, формирование моральных устоев.

В-четвертых, гарантию непременного торжества справедливости над несправедливостью, добра над злом, нравственности над вседозволенностью.

Религия как духовно-практическое мировоззрение формировалась не столько как учение о мире, а как источник этических ценностей, психологического утешения и поддержки (дать покой мятущейся человеческой душе), учение о праведной жизни.

В религиозном мировоззрении, в отличие от мифологического, духовно-практическое освоение, осознание мира осуществляется через его раздвоение на священный (сакральный) и «земной», повседневный (профанный). То есть признается, что наряду с реальным природным и социальным бытием существует второй, потусторонний мир, в котором, согласно всем мировым религиям[****], находят разрешение все тревожащие человеческую душу противоречия земного бытия.

Специфика религии (ее отличие от мифологии) обуславливается культовой системой, т.е. системой обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Мировоззренческие конструкты, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения.Это придает религиозному мировоззрению особый духовно-практический характер. С помощью обрядности религия культивирует чувства любви, надежды, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга и т.п., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

Центральный объект религиозной веры – Бог – главная и самоценная идея, из которой выводится все содержание религии. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение человеку дано знать, что он обладает дарованной свыше бессмертной душой. Благодаря этому, человек получает способность ощущать свою жизнь как бытие в Боге и через Бога.

Вера выступает как психологический механизм приведения в соответствие религиозного мировоззрения и окружающей действительности. В отличие от мифа, вера предполагает наличие какой-либо противоположности того, кто верит, от того, во что верит.

Как и мифология, религия апеллирует к эмоциям, чувствам, к сердцу человека. Логические доказательства, рациональность не являются для религиозного мировоззрения решающими. Истины религии не нуждаются ни в эмпирическом (опытном), ни в логическом обосновании, ибо, по определению, они даны свыше. Они либо принимаются сердцем (эмоционально-чувственная сфера сознания), глубинной сущностью человека, либо не принимаются вовсе. Акт веры – нравственно-эмоциональный акт.

Моральное содержание религиозных верований, бытийственность их жизненных ориентаций, обращенность к личности, к ее внутреннему выбору и поступку позволяют религии участвовать в формировании высших общечеловеческих ценностей.

И мифология, и религия – духовно-практические, дорефлексивные способы освоения мира и исторически, и логически оказываются необходимым естественным предшествием философии, своеобразной предфилософией.

2.Возникновение и специфика философского знания и философского мировоззрения.

Философское мировоззрение (философия).В чем отличие философии как качественно нового типа мировоззрения от других мировоззренческих систем? Каковы характерные черты, специфика философского мировоззрения?

1. В отличие от мифологии и религии, философия – это рационально-теоретическое, рефлексивное мировоззрение.

Если мифологическое мировоззрение основано на традиции, религиозное – на вере, то философия базируется на доводах разума, на рациональной аргументации, на логических доказательствах, на рефлексии (критический анализ). На место авторитета традиции (миф), авторитета веры (религия) ставится авторитет разума. Философия ищет отображение истины не в форме наглядных и конкретных образов и символов (миф), а в форме рационально-обоснованных, отвлеченных (абстрактных[††††]) понятий и категорий (Логос – разум). Базисным свойством всякого философствования является рациональность.

Философия создает общую картину мира на уровне рационального познания, т.е. посредством понятий, теорий, логических аргументов, доказательств. Доказательство придает философии логический характер, отличая ее от мифологии и религии.

Философия – это доказательная форма мировоззрения, выраженная средствами мышления (система понятий), поэтому философия – это теоретический тип мировоззрения.

Философия – это такой тип теоретической рефлексии (рациональности), суть которого состоит в критическом, в отличие от мифологии и религии, способе освоения, истолкования мира и человека. Философия стремится к тому, чтобы истины, высказываемые ею, воспринимались критическим разумом (через критический анализ), а не в контексте одной только веры.

Мифология и религия – это вечные ответы на любые вопросы, а философия – это вечные вопросы, вечное вопрошание. Мифология и религия вне критики. Философия принципиально критична, рефлексивна. Ее критичность, рефлексия направлена как на мир в целом, так и на саму себя. Лишить философию критики (сомнения) значит убить ее. Плутарх писал, что все философы делятся на две категории: апологетов(защитников, оправдателей) и критиков. Став апологетами, философы перестают быть философами.

Как сама философия, так и путь ведущий в храм мудрости – это вечное вопрошание и рефлексия (критический анализ) над собой и миром.

2. Изначальным свойством подлинного философствования является духовность.

Философское мировоззрение есть жизнепонимание, самопостижение человеком своей сущности, смысла своего существования, фундаментальных жизненных переживаний и устремлений.

Человеческое отношение к миру и к самому себе есть переживание. Самым глубоким и сильным является переживание времени, т.е. конечности своего существования и неизбежности смерти. Древнегреческий философ Сократ (V в. до н.э.) называл смерть вдохновляющим гением философии, поскольку именно она заставляет человека думать о смысле жизни, т.е. философствовать.

Разум, как орган объективного мышления, необходимо включает в себя не только логическую культуру, но и ценностные установки. Сон разума рождает чудовищ прежде всего в нравственно-духовной сфере. Чтобы разбудить разум как орудие бескорыстного поиска истины, «чистой» логики – логических аргументов, доказательств, навыков логического мышления – недостаточно. Задача истинной философии – преобразование духовного мира человека, пробуждение совести, достижение нравственного совершенства.

В древнегреческой культуре Благо и Красота объединялись в категорию Прекрасного. Единство же разумного и прекрасного, Логоса и Космоса, порождало то, что позднее получило название духовности.

Духовность сближает философию и религию, но от человека религиозной духовности философ отличается тем, что он стремится к познанию истины не для достижения личной святости, а во имя самой истины; он хочет исследовать вещи согласно их собственной природе, а это раскрывается светом разума.

Мудрость как сплав разума, добра и гармонии, как свободный поиск истины, как раскрытие сущности вещей – источник и корень всякой философии.

3. Важнейшей особенностью философского способа освоения, истолкования мира (природа, общество, человек) является субстанциализм[‡‡‡‡].

Субстанция – предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к какому-то первоначалу, к чему-то относительно устойчивому и самостоятельно существующему, раскрывающему суть вещи.

Субстанциализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира не генетически(происхождение предмета выдается за его сущность) как в мифологии, а через единое устойчивое начало,через сущность – субстацию. Философия и появилась как попытка ответить на вопрос, имеет ли мироздание в целом свою первооснову, первоначало, субстацию, из которой исходит все многообразие мира, то, из чего все рождается и в чем все гибнет. «Что есть начало всех начал?» – этот вопрос и есть образец первой философской проблемы.

4. Специфика философии как мировоззрения заключается и в том, что она подытоживает основные результаты, достигнутые в сфере мировоззренческого сознания в каждую данную эпоху. Одновременно она выступает в качестве провозвестницы новой исторической перспективы. Это позволяет судить о настоящем, с одной стороны, на основе отрефлексированного опыта прошлых поколений, с другой – с точки зрения будущего.

Философия как феномен культуры. Философия– это не только качественно определенный тип мировоззрения, но и феномен (явление) культуры.

В великой лаборатории человеческой культуры, через которую проходит наше мышление на пути к зрелости, философии принадлежит особая роль. По мере своего развития философия становится особой формой самосознания людей как субъектов истории, формой рефлексии (критический анализ) над культурой, над ее предельными смысловыми и ценностными основаниями.

В отличие от таких феноменов культуры как мифология, наука, религия и искусство, философия берет на себя задачу рационального анализа и критической оценки того типа культуры, который господствует в ту или иную историческую эпоху. Подвергая критике отжившие формы социального мироустройства, философы подготавливают и идеологически обосновывают приход нового способа человеческой жизнедеятельности.

Всякая истинная философия является «живой душой культуры», тем самым выполняя роль духовной квинтэссенции[§§§§] своего времени.

По отношению к культуре в целом это означает, что философия выполняет не только рефлексивно-критическую, но и проективную, культурно-творческую функцию. Культурная миссия философа заключается в том, что он улавливает новые умонастроения и смысложизненные ориентации людей, теоретически осмысливает их, выражает в виде «культурного проекта».

Рассмотрение философии как феномена культуры предполагает анализ философии с такими явлениями духовной культуры, как наука и искусство. Через такое соотношение можно выявить специфику философского знания, статус и функции философии в системе культуры.

Философия занимает как бы срединное положение между наукой и искусством. Она наследует черты и с той, и с другой стороны. То, что сближает философию и науку, отличает философию от искусства, и наоборот.

Исторически философия возникает вслед за искусством, но раньше науки.

Философия и наука. Рассмотрение этой проблемы предполагает ответ на два вопроса:

I.Что общего и в чем различие между философией и частными науками?

II.Является ли философия наукой?

Сходство и различие между философией и частными науками:

1. И наука и философия – феномены культуры, ибо выражают программы и способы человеческой деятельности, создают особый мир ценностей, которые регулируют человеческое поведение.

Но программы и ценности науки регулируют профессиональную (кем быть?) и во многом повседневно-практическую жизнь человека, а философские ценности, которые принимает человек, формируют общую способность ориентации в мире, т.е. философское знание – это и есть знание о месте и роли человека в мире (каким быть?).

2. Наука и философия сходны, тождественны по объекту познания – мир (природа, человек, общество), но различны по предметам. Предмет науки – мир как таковой, а предмет философии – отношение человека к миру, мир через призму человека. Философ не довольствуется объективной картиной мира, он обязательно «вписывает» в нее человека. Отношение человека к миру – вечный предмет философии.

Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, «человеческое» измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.

3. Каждая отдельная наука изучает определенный аспект действительности в каком-либо измерении, а философия – мир вцелом, мир как целое.

Предмет философии – это как раз и есть мир в его целостности, универсальности, всеобщности. Пользуясь сравнением известного американского ученого, популяризатора науки и блистательного писателя-фантаста Айзика Азимова, наука похожа на огромный сад, в разных углах которого трудятся группы людей – каждая на своей делянке. В сад приходят все новые и новые работники, он разрастается, и, вместе с тем, делянки становятся все меньше и меньше. Каждый садовод льнет к своему собственному кустику и исследует его до последнего листочка. Однако, ползая по своему клочку земли, он теряет возможность увидеть и понять то, что делают его соседи, не говоря уже о том, чтобы обозреть весь сад в целом. Вот тут и приходит на помощь философия. Она представляет собой как бы вид с высоты[*****].

Философия позволяет составить целостное представление о мире, о его закономерностях и взаимосвязях, о мире в целом.

Философия не противоположна науке, но и не сводится к ней. Философия, как квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, опирается на совокупный духовный опыт человечества. Она дает возможность осмыслить человеческое существование в целом. Такое понимание связано с мудростью, а мудрый не только знает (наука), но и понимает (философия).

4. Наука – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Наука объективна, надличностна, линейна, стремится к однозначности, к точке, а философия (и это роднит ее с искусством) персональна, многозначна, многомерна. Философское вопрошание предполагает многоточие.

Является ли философия наукой? Философия, конечно, является наукой, но не в том смысле, в каком научны математика и естественные науки.

Научная истина как бы безразлична к человеку, она – объективна, но и философия тоже ищет прежде всего объективную сторону, свою особую форму согласованности с действительностью. Философия не может строиться по естественнонаучному или математическому образцу (философия – не математика!). Философия имеет свою меру рациональности, точности и доказательности. Философия так же объективна как и наука в том смысле, что предметом философии является не субъективное ощущение человека, а объективная природа его отношения к миру.

Сила и значение философии не столько в чисто логической доказательности, сколько в глубине ее прозрений, в способности ставить новые проблемы, достигать лучшего понимания важных сторон человеческого бытия, быть методологическим средством научного познания и практически-преобразовательной деятельности.

Философия есть наука о всеобщем, о сущностном отношении человека к миру, о наиболее общих закономерностях бытия и познания.

Философия и искусство.

1. Как и искусство, философия не ориентируется непосредственно на изменение вещей, на переделку природы. Она обращается к самому человеку, преобразует его мышление, помогает осознать свое место в мире и посредством этого влиять на действительность.

2. Как и искусство, философия тяготеет к целостному восприятию мира, в центре которого стоит человек.

3. Как и в искусстве, в философии огромную роль играет личностный, персональный момент. Каждая философская система есть создание личного гения ее творца. Не будь Эйнштейна, теория относительности все равно была бы, конечно, открыта личностью равной ему в своих творческих потенциях (такова внутренняя логика развития науки!). Не будь Байрона, история культуры не знала бы конкретного образа Чайльд-Гарольда, а без Достоевского не было бы образа князя Мышкина.

Личность в искусстве в принципе незаменима. Философия так же как и искусство может развиваться только там и тогда, где и когда присутствует, прежде всего, личностное, персональное начало. Философия утверждает человека в качестве высшей ценности мира, в качестве точки отсчета философского знания, и поэтому это знание неизбежно должно быть облечено в личностную форму.

К тому же ученые, по образному выражению Ньютона, стоят «на плечах» своих предшественников: все они своим творчеством продолжают, развивают одно общее дело – наука однозначна, линейна. Художники все «не выстраиваются» в один ряд, ибо каждый из них – это особый мир, особая Вселенная (что не исключает преемственности в художественном опыте эпох и поколений). Великий художник – великий выразитель своего времени, и именно в этом его творчество имеет вечное, непреходящее для людей значение. Философское учение, как и искусство, прорывает пелену времени, оно обращается к Вечности, а потому ни «устареть», ни уступить свое уникальное, не заменимое ничем и никогда место в культуре ее новым образованием, оно не может.

«Новое» и «старое» – на равных представляют мировую философию, как в равной мере представляют нашу земную цивилизацию Будда и Христос, Эсхил и Шекспир, Вергилий и Данте, независимо от веков и тысячелетий, разделяющих их во времени.

Так же как и искусство, философия не терпит стандарта и унылого однообразия. Многообразие, неповторимость, часто парадоксальность философских идей, концепций, учений – не слабость, а сила философского творчества. Это многообразие (плюрализм[†††††]) для каждого мыслящего человека есть «приглашение» к сотворчеству, собеседованию с великими умами, есть реальное условие сделать собственный выбор своей жизненной позиции, соразмерив его с опытом предшественников. Плюрализм, не покушаясь на собственные внутренние убеждения личности, требует от человека лишь одного: уважения и к другим мнениям, признания и за другими права на защиту своих идей и ценностей. Плюрализм является незыблемой нормой демократического общества. О таком плюрализме сказал когда-то Вольтер: «Я не согласен ни с одним вашим словом, но готов отдать жизнь за то, чтобы вы могли его свободно высказать».

4. В искусстве воспроизведение событий или состояние природы и социальной жизни предполагает их эмоциональную оценку. Философию столь похожую на искусство своей эмоциональностью, страстностью, многозначностью и недосказанностью (non finita!) отличает от него постоянное стремление к рациональности, к систематичности, к рефлексии.

Искусство воспитывает чувства, развивает эстетическую сторону мышления, его способность рождать фантазии, понимать прекрасное. Философия воспитывает интеллект, развивает способность к теоретическому мышлению, к обобщениям самого высокого порядка, учит мыслить на диалектическом уровне: обнаруживать противоречия, раскрывать и разрешать их.

Универсалии культуры и философские категории. Язык философии. Все, что человек знает об окружающем мире и о самом себе, он знает в форме общих понятий, т.е. категорий. Каждая область знаний, каждая наука имеет свои категории, свой язык. Однако имеются категории, присущие любой науке и знанию вообще. Эти категории носят всеобщий, универсальный характер и называются философскими.

Философские категории фиксируют наиболее существенные связи и отношения объективной реальности и познания. Эта форма осознания, фиксации отношения человека к миру, выполняющая функцию языка предмета.

Выделение человека из природы и становление культуры неразрывно связаны с формированием категорий – логическим арсеналом мышления.

Категории выступают в двух ипостасях[‡‡‡‡‡]: в генетической и сущностно-функциональной.

В генетической – категории являются итогом человеческого опыта: познания и практики. Передаваясь в культуре, категории становятся достоянием каждого нового поколения. То есть, человек в процессе социализации усваивает эти категории, эту модель мира с присущими ей системами смыслов, ценностей и предрассудков.

В сущностно-функциональном качестве категории являются средством (арсенал мышления, мыслительный инструментарий) познания и практического освоения мира. В функции средства категории задают общую схему понимания и преобразования мира.

Философские категории, рассматриваемые в их конкретно-историческом содержании, с особой социальной окрашенностью, которые определяют не только объяснение и понимание, но и переживание человеком мира, называются категориями культуры, или универсалиями культуры.

Универсалии культуры – это набор основополагающих для данной культуры понятий, которые фиксируют исторически накопленный социальный опыт. Благодаря системе категорий человек любой культуры оценивает, осмысливает и переживает мир.

Система категорий дает возможность человеку представлять разнообразные явления действительности, которые попадают в его опыт как целостный мир.

Термин «категории культуры» (универсалии культуры) был введен в научный обиход российским историком и культурологом А.Я.Гуревичем.

К универсалиям культуры относятся такие понятия как мир, пространство и время, изменение, человек, государство, счастье, справедливость, познание, истина и др.

Универсалии культуры по своему содержанию двойственны. Они включают в себя как момент абсолютного, непреходящего для любой культуры (мыслительный инструментарий), так и момент относительного, исторически изменчивого, выражающего особенности культуры определенного типа общества, мыслительный инструментарий для человека каждой конкретной эпохи.

Чтобы подчеркнуть историчность (изменяемость) содержания категорий философии, значимость – их стали называть категориями, универсалиями культуры. В этом плане говорится о наличии специфического для данной культуры категориального строя мышления.

Система универсалий культуры создает обобщенную характеристику человеческого мира, отражает специфику существующей в нем системы ценностей и жизненных ориентиров, задает образцы социального поведения, т.е. становится тем, что называется мировоззрением эпохи.

Универсалии культуры – это те же философские категории, но они: 1) конкретно-историчны, 2) социально окрашены, 3) фундамент не только объяснения и понимания, но и переживаются человеком.

В развитии общества всегда возникают эпохи, когда прежние ориентиры, выраженные в системе универсалий культуры, перестают обеспечивать развитие культуры и общества. Социальное предназначение философии в культуре и состоит в том, чтобы отыскать новые мировоззренческие ориентиры, новые мировоззренческие идеи. Философия осуществляет рефлексию, рациональное осмысление универсалий культуры. В этом процессе универсалии культуры из неосознаваемых оснований культуры и социальной жизни превращаются в предельно обобщенные категориальные формы, на которые направлено сознание. Они выражаются в понятийно-логической форме философских категорий, которые выступают теоретическими схематизациями универсалий культуры.

Проблема начала, генезис философии.Все, что существует во времени, имеет свою историю, а то, что возникло – и предысторию. Переход философии от ее предыстории к истории – это и есть генезис (происхождение, возникновение, процесс образования) философии.

Чтобы решить проблему начала философии необходимо ответить на следующие вопросы: Когда? Где? Почему? Как? (Из чего?) возникает философия как качественно новый тип мировоззрения.

Философия в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости», любомудрие. Слово «философ», «философия» первым употребил древнегреческий философ и математик Пифагор (VI в. до н.э.) в значении беск






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.