Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Для специальности 1-89 01 01 Туризм и гостеприимство


 

Тематический план дисциплины «Философия»

 

Название тем, разделов, модулей Количество аудиторных часов
Всего Лекции Практические (семинарские) занятия Управляемая сам. раб.
Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
Модуль 0. Введение в учебную дисциплину «Философия» -
Модуль 1.Философия как социокультурный феномен
Модуль 2. Исторические этапы развития философской мысли
Раздел II. Основные проблемы современной философии
Модуль 3. Философия бытия
Модуль 4. Философская антропология
Модуль 5. Теория познания и философия науки -
Модуль6. Социальная философия
Модуль-резюме * * * *
Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения учебной дисциплины «Философия». - -
Всего:

*Модуль-резюме изучается в ходе учебной дисциплины «Философские основы стратегии устойчивого развития»

Цели и задачи учебной дисциплины обязательного модуля «Философия»

Основные цели изучения учебной дисциплины «Философия», связанные с формированием общих философских компетенций:

· формирование у выпускника современного интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеалах и научных принципах деятельности;

· овладение основами мировой и отечественной философской культуры;

· формирование способности к креативному и критическому научно-практическому, рационально-ориентированному мышлению, обеспечивающему конструктивное участие в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности.



Задачей изучения философии как учебной дисциплины является формирование у студента предметных и операциональных философских компетенций.

Формирование предметных философских компетенций студентов осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин» РД РБ 02100.5.227-2006, который предусматривает, что в результате изучения учебной дисциплины выпускник должен знать:

· основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений;

· ключевые идеи и категории философского анализа;

· основные подходы к философской интерпретации бытия;

· фундаментальные компоненты философской теории человека;

· базовые ценности современной культуры;

· философско-мировоззренческие основания человеческой деятельности (в том числе профессиональной);

· основные характеристики познавательной деятельности, важнейшие философские методы и регулятивы научного исследования;

· основные концепции функционирования и развития общества;

· смысл и содержание глобальных проблем современности, основные стратегии и перспективы их разрешения.

Операциональныефилософские компетенции студента предполагают, что он должен уметь:

· формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего мировоззрения;

· применять философские идеи и категории в ходе анализа социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;

· характеризовать ведущие философские идеи современной научной картины мира, транслировать и популяризировать их;

· уметь обосновывать различные версии ответов на фундаментальные вопросы о смысле человеческого бытия;

· осуществлять осмысленный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни и профессиональной деятельности;

· определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности.

· На изучение обязательного модуля «Философия» в части изучения этой дисциплины выделяется 84 учебных часа, в том числе 42 аудиторных часа и 42 часа самостоятельной работы студентов; включая время на подготовку к экзамену.

 

Р а з д е л I

ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

 

Модуль 0. Введение в учебную дисциплину «Философия»

Предмет философии и его историческая динамика. Роль философии в жизни человека и общества.

Требования к компетентности:

знать основные подходы к определению предмета философии; уметь обосновывать значимость философии в жизни человека и общества.

Модуль 1. Философия как социокультурный феномен

Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Философия как рационально-теоретическое мировоззрение.

Взаимосвязь онтологических, гносеологических, антропологических и аксиологических аспектов философии.

Рефлексивность, критичность, творческий характер философского мышления. Функции философии в системе культуры.

Требования к компетентности:

уметь обосновывать мировоззренческую сущность философии;

знать и уметь характеризовать компоненты и основные исторические типы мировоззрения;

знать проблемное поле философии;

знать и уметь обосновывать фундаментальные характеристики философии;

уметь раскрывать взаимосвязь философии и других феноменов культуры.

 

Модуль 2. Основные этапы развития философской мысли

Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии.

Основные школы и направления философии древнего Востока. Особенности античной философии и ее влияние на последующее развитие философской мысли.

Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.

Особенности философии эпохи Возрождения. Философия Нового времени и обоснование методов научного познания. Немецкая классическая философия. Основные достижения философии марксизма.

Классическая и неклассическая философия. Важнейшие направления неклассической философии, их общая характеристика.

Философская мысль в Беларуси.

Требования к компетентности:

знать основные социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии;

знать специфику философской традиции древнего Востока, античной философии, уметь характеризовать ее ведущие идеи;

знать основные проблемы и идеи средневековой философии, эпохи Возрождения, Нового времени, уметь характеризовать их роль в развитии европейской и мировой философской мысли;

уметь применять идеи и категории классической философии при анализе мировоззренческих и социокультурных проблем прошлого и наших дней;

знать и уметь характеризовать основные философские идеи неклассической философии;

уметь сопоставлять классику и современность как две эпохи в развитии европейской философии;

уметь применять ведущие идеи неклассической философии при анализе современных мировоззренческих и социокультурных проблем и ситуаций;

знать основные черты философской мысли в Беларуси.

 

Р а з д е л II

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Модуль 3. Философия бытия

Категория бытия и его интерпретации в истории философии. Проблема бытия в философии XX-XXI вв.

Понятие материи в философии и науке. Пространственно-временная и динамическая организация бытия.

Диалектика как философская теория развития.

Понятие природы. Естественная и искусственная природа. Идея коэволюции общества и природы.

Синергетика как новое видение природы. Основные идеи и принципы синергетики и ее роль в постижении бытия.

Требования к компетентности:

знать основные философские концепции бытия; уметь применять их при анализе современных научных и жизненно-практических проблем;

знать основные черты диалектики, уметь применять их на практике;

знать современные представления о пространственно-временной и динамической организации бытия, уметь соотносить их с современным развитием науки и практики;

знать и уметь применять на практике философские идеи синергетики, требования экологического императива.

Модуль 4. Философская антропология

Проблема человека в философии: основные концепции и направления исследования.

Эволюция представлений о человеке в истории классической философии.

Основные идеи философской антропологии в ХХ-XXI вв. Проблема сущности и существования человека в современной философии.

Деятельность как сущностная характеристика природы человека. Основные направления деятельности и достижение безопасного будущего в условиях глобализации. Духовная деятельность человека и ее роль в формировании ценностных ориентаций. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности.

Проблема сознания и основные стратегии его исследования. Многомерность сознания и его структура, свойства, признаки и функции. Сознание и психика человека, сознание и бессознательное. Философско-антропологические проблемы психоанализа. Человек в современном информационно-коммуникационном пространстве.

Философия и «жизненный мир» человека в культуре XXI века.

Требования к компетентности:

знать фундаментальные компоненты философско-антропологических учений;

знать и уметь учитывать социокультурные характеристики человеческой деятельности;

уметь осуществлять собственный жизненный выбор, формулировать и аргументировать базовые ориентиры своей жизни и профессиональной деятельности.

Модуль 5. Теория познания и философия науки

Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие типов познавательной деятельности.

Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания. Основные формы чувственного и рационального познания.

Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе.

Познание как постижение истины. Основные концепции истины.

Познание и понимание.

Наука как деятельность, социальный институт и система знаний. Функции науки в современном обществе. Ценностные аспекты современной науки.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. Формы научного знания. Этика науки и ее роль в становлении новых типов научной рациональности.

Требования к компетентности:

знать основные характеристики познавательной деятельности;

знать уровни научного познания, методы научного исследования;

уметь осуществлять философский анализ познавательной деятельности при рассмотрении мировоззренческих, социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций в науке.

Модуль 6. Социальная философия

Понятия социальной реальности и общества. Особенности социального познания. Стратегии исследования общества в современной философии.

Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Материально-производственная сфера жизни общества. Политика и право. Гражданское общество и государство. Духовная жизнь общества, ее уровни и области. Социальная сфера общественной жизни.

Философия истории и основные подходы к ее исследованию.

Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Понятия техники и технологии, их роль в жизни общества.

Философия культуры.

Ценности, вызовы и риски в современном обществе.

Глобализация, глобальные проблемы и перспективы человечества.

Требования к компетентности:

знать ведущие идеи социальной философии;

знать общее строение общественной жизни, уметь характеризовать ее динамику;

уметь определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности;

уметь формулировать и аргументировать свою социальную позицию.

Модуль-резюме. Философия и диалог культур в современном мире

Философско-мировоззренческие аспекты стратегии устойчивого развития.

Требования к компетентности:

знать и уметь характеризовать роль философии в диалоге культур в современном мире;

знать перспективы и современные стратегии устойчивого развития.

Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения учебной дисциплины «Философия»

Данный модуль обеспечивает заключительную диагностику освоения знаний и умений по учебной дисциплине и может проводиться в виде контрольной работы или тестирования (в том числе на компьютерной основе) с разноуровневыми заданиями. Разноуровневость тестовых заданий позволяет диагностировать у студентов такие уровни усвоения деятельности, как узнавание, воспроизведение по памяти, понимание и применение знаний в знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации (эвристическая деятельность), творческая деятельность. В рамках модуля контроля также может осуществляться защита студентами результатов учебно-исследовательских проектов или творческих заданий.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Теоретический раздел

(обязательная часть)

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ

Модуль 0. Введение в учебную дисциплину «Философия»

ВОПРОСЫ:






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.