Первый вопрос. Роль философии в жизни человека и общества. Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее проявлениях.
Философия – это та область духовной деятельности, в основании которой лежит рефлексия (критический анализ) над самой этой деятельностью, ее смыслом, целью и формами и, в конечном счете, над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры.
Философия – это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты.
Спор между мыслителями о том, что такое философия, что представляет собой ее предмет, какова ценность философии – бесконечен. Он ведется с момента возникновения философии.
Специфика, уникальность философии в отличие от всех наук и видов деятельности состоит в том, что ее мучает и ею движет именно этот вопрос: что она есть? И обусловлен этот вопрос не комплексом неполноценности, а самим существом философии – критическим диалогом, рефлексией над собой и миром.
Разные представители предлагали различные, порой, взаимоисключающие интерпретации предмета, целей и задач философского познания.
Так, например, Гераклит считал, что философ – это тот, кто исследует «природу вещей»; Платон полагал, что философия есть познание сущего, непреходящего, вечного; согласно Аристотелю, философия – это изучение высших начал, причин и принципов вещей. Он называл ее то «наукой о божестве», то «теологией», то просто «мудростью»[‡].
В средние века философию трактуют как мирскую мудрость, в противоположность теологии[§] как божественной мудрости; Для Канта – философия – наука об абсолютном, но в границах человеческого разума; По мнению Гегеля, философия есть мыслящее рассмотрение предметов, это наука о разуме, постигающем самого себя; Б.Рассел определял ее как вид умозрения; Х.Ортега-и-Гассет – как поиск целостности мира и превращения его в Универсум и т.д., и т.п.
Философия изначально двойственна: она всечеловечески общезначима (это вечное вопрошание, вечное содержание вопроса, передаваемое от эпохи к эпохе, от человека к человеку как непреходящая ценность общечеловеческой цивилизации) и она же исторически конкретна (по форме ответа, ибо философия – это духовная квинтэссенция своей эпохи).
Философию интересует множество самых разнообразных вопросов: куда движется человеческая цивилизация, как формируются смыслы культуры? Есть ли у жизни смысл, и если да, то в чем он заключается? Должен ли человек противостоять судьбе, отстаивая свое право на счастье? Почему возникла жизнь и чем человек отличается от животных? Могут ли люди осознать подлинные ценности жизни в окружающем их природном и социальном бытии или они обречены довольствоваться миром жизненных иллюзий? и т.д., и т.п.
Уже философы древности сумели обозначить такие кардинальные проблемы, решение которых люди ищут свыше двух с половиной тысяч лет.
Большинство философов – от античности до наших дней – в своих системах размышляли в основном над одними и теми же базовыми философскими проблемами. Эти ключевые философские проблемы в своей совокупности образуют внутренний стержень, инвариантную основу для любых форм философствования. Эти вопросы и есть то, что может быть названо проблемным полем философии, определено как предмет философии.
В современном обществе, в мировых тенденциях развития высшего профессионального образования, науки социально-гуманитарного цикла завоевывают все более приоритетное место в системе подготовки специалистов. И это вполне оправдано.
Профессиональное знание решает проблему специальности – «кем быть», т.е. формирует знания, умения и навыки профессиональной квалификации. А социально-гуманитарное знание, помимо профессии, помогает решить проблему «каким быть», т.е. воспитывает интеллигента и гражданина – Личность. Личность духовно богатую, душевно щедрую, творческую, способную не только принимать самостоятельные решения в сложные профессиональных и жизненных ситуациях, но и нести ответственность за совершенные и совершаемые поступки.
В гуманитарной подготовке современного специалиста философия играет ведущую роль. Она аккумулирует и конкретизирует те сущностные, общие направления, которые характеризуют современное мировое социально-гуманитарное высшее образование – органическое единство рационального классического содержания с постклассическими ценностями и нововведениями.
Для дисциплин социально-гуманитарного цикла и, прежде всего, философии характерна неразрывная связь информационно-содержательного аспекта с нормативно-ценностным, личностным.
Разрабатывая систему знаний о человеке, природной и социокультурной действительности, рассматривая мир в его целостности, в его глубинных основаниях и сущностных характеристиках, философия стремится рациональными средствами, в категориальных моделях, создать предельно обобщенную картину мира и место человека в нем.
Философия – это своеобразная гуманитарная экспертиза разнообразных способов теоретической и практической самореализации человека. Она помогает ему осознать смысл существования и постичь свою собственную сущность. Именно философия способствует решению проблемы «как надлежащим образом занять свое место в мире, и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком»[**].
Специфика философского знания заключается и в том, что оно рассматривает мир и человека не изолировано друг от друга, а во взаимодействии, через призму отношения человека к миру, как бытие «очеловеченного» мира. Философия – это своеобразный диалог, это вечное вопрошание и, в то же время, это попытка дать ответ на возникшую потребность понять, объяснить и поступить наилучшим образом в той или иной ситуации, выработать стратегию на будущее.
Философия воспитывает интеллект, развивает эрудицию, приобщает к мировой культуре, развивает навыки самостоятельного мыслительного поиска, учит культуре мышления, т.е. учит мыслить на диалектическом уровне.
Особенностью учебного курса «Философия» является то, что как сама философия, так и самостоятельный путь, ведущий в храм мудрости – это не только вечное вопрошание, но и рефлексия (критический анализ) над основополагающими проблемами бытия и познания.
Важнейшим способом постижения философии является изучение ее в социокультурной динамике, в историческом развитии, т.е. через саморазвертывание в культуре.
Второй порос. Предмет, структура, методы и функции философии
Предметом философии является мир как целостная система, целостное отношение человека к миру.Философию интересует множество самых разнообразных вопросов: куда движется человеческая цивилизация, как формируются смыслы культуры? Есть ли у жизни смысл, и если да, то в чем он заключается? Почему возникла жизнь и чем человек отличается от животных? Могут ли люди осознать подлинные ценности жизни в окружающем их природном и социальном бытии или они обречены довольствоваться миром жизненных иллюзий? и т.д., и т.п.
Философы – от античности до наших дней размышляли над одними и теми же базовыми философскими проблемами:
1. Что есть мир?
2. Что есть человек?
3. Что есть знание, истина?
4. Что есть общество?
Эти ключевые философские проблемы в своей совокупности образуют внутренний стержень, форм философствования. Эти вопросы и представляют собой проблемное поле философии.
Методы философии. Любая наука имеет определенную методологию - совокупность принципов, норм и методов познания. Греческое слово metodos означает путь исследования или познания. Это средство анализа, способ проверки и оценки результативности познавательной деятельности. Методы - это приемы, способы изучения предмета науки.
В философии используются самые разнообразные методы.
Обычно выделяют два основных метода философствования, которые существенно отличаются друг от друга: диалектический и метафизический
Диалектический метод формируется и обосновывается как специфический философский способ исследования проблем мировоззренческого уровня, то есть предполагающих постижение сущего в его основных проявлениях: мир, человек, «человек-в-мире». Наиболее развитой формой диалектического метода (классическая философия) была диалектика Г.Гегеля, которую он понимал, как универсальную теорию развития и метод познания мира. Диалектика, согласно Гегелю, основывается на: идее беспрерывного движения, изменения и развития бытия, сущности и понятия; идее противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно предполагающих друг друга противоположностей.
Диалектический метод философствования ориентирован на выявление содержательного, а не формального развития исследуемого объекта. Этот метод характерен для критического и творческого мышления, без которого не может существовать подлинная философия. Метафизический метод возникает в эпоху формирования классического естествознания и поэтому проблема методологии (учения о методах) разрабатывалась в основном в рамках философии, хотя этот метод был, прежде всего, научным методом исследования природы и социальных объектов.
Метафизический метод исследования был перенесен из науки Ф.Бэконом и Дж.Локком. В философии он возникает и завоевывает свое место в эпоху Нового времени, что вело к изменению не только картины мира, но сущности и направленности самой философской рефлексии.
Метафизический метод ориентировался на фиксацию объективной устойчивости и неизменности вещей.
Характерными чертами метафизического метода являются:
– абстрактность;
– односторонность;
абсолютизация отдельных моментов в целостном процессе познания.
Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее проявлениях.
Философия – это та область духовной деятельности, в основании которой лежит рефлексия (критический анализ) над самой этой деятельностью, ее смыслом, целью и формами и, в конечном счете, над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры.
Философия – это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты.
Спор между мыслителями о том, что такое философия, что представляет собой ее предмет, какова ценность философии – бесконечен. Он ведется с момента возникновения философии.
Специфика, уникальность философии в отличие от всех наук и видов деятельности состоит в том, что ее мучает и ею движет именно этот вопрос: что она есть? И обусловлен этот вопрос не комплексом неполноценности, а самим существом философии – критическим диалогом, рефлексией над собой и миром.
Разные представители предлагали различные, порой, взаимоисключающие интерпретации предмета, целей и задач философского познания.
Так, например, Гераклит считал, что философ – это тот, кто исследует «природу вещей»; Платон полагал, что философия есть познание сущего, непреходящего, вечного; согласно Аристотелю, философия – это изучение высших начал, причин и принципов вещей. Он называл ее то «наукой о божестве», то «теологией», то просто «мудростью»[††].
В средние века философию трактуют как мирскую мудрость, в противоположность теологии[‡‡] как божественной мудрости; Для Канта – философия – наука об абсолютном, но в границах человеческого разума; По мнению Гегеля, философия есть мыслящее рассмотрение предметов, это наука о разуме, постигающем самого себя; Б.Рассел определял ее как вид умозрения; Х.Ортега-и-Гассет – как поиск целостности мира и превращения его в Универсум и т.д., и т.п.
Философия изначально двойственна: она всечеловечески общезначима (это вечное вопрошание, вечное содержание вопроса, передаваемое от эпохи к эпохе, от человека к человеку как непреходящая ценность общечеловеческой цивилизации) и она же исторически конкретна (по форме ответа, ибо философия – это духовная квинтэссенция своей эпохи).
Философию интересует множество самых разнообразных вопросов: куда движется человеческая цивилизация, как формируются смыслы культуры? Есть ли у жизни смысл, и если да, то в чем он заключается? Должен ли человек противостоять судьбе, отстаивая свое право на счастье? Почему возникла жизнь и чем человек отличается от животных? Могут ли люди осознать подлинные ценности жизни в окружающем их природном и социальном бытии или они обречены довольствоваться миром жизненных иллюзий? и т.д., и т.п.
Уже философы древности сумели обозначить такие кардинальные проблемы, решение которых люди ищут свыше двух с половиной тысяч лет.
Большинство философов – от античности до наших дней – в своих системах размышляли в основном над одними и теми же базовыми философскими проблемами. Эти ключевые философские проблемы в своей совокупности образуют внутренний стержень, инвариантную основу для любых форм философствования. Эти вопросы и есть то, что может быть названо проблемным полем философии, определено как предмет философии.
Ядро проблемного поля философии можно представить в виде четырех ключевых, базовых вопроса, отличающихся одной особенностью – все остальное множество философских вопрошаний в конечном итоге является их частным случаем, той или иной их конкретизацией.
Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее проявлениях..
В результате развития мыслительной практики каждый из этих четырех вопросов (в классической философии) входит в тот или иной раздел, подсистему философского знания, представляя собой четко прочерченную структуру философии. Предлагаемая структура философии характерна для классической философии (от Платона до Гегеля), что касается постклассической философии, то о четкой структурированности речь уже не идет.
Обратимся к таблице:
Проблемное поле философии
| Структура философии
| 1.
| Что есть мир?
(Как устроен мир? Что есть все, что существует?)
Блок проблем, связанный с философскими моделями Универсума, философская концепция природы.
| Онтология (от греч. ontos – бытие и logos – учение) – учение о бытии. Раздел философии, изучающий бытие, фундаментальные всеобщие принципы его организации и атрибуты. Термин «онтология» был введен в 1613 г. Р.Гоклениусом.
| 2.
| Что есть человек?
(Какое место человек занимает в мироздании? Какова природа и сущность человека?)
Блок проблем, связанный с проблемами сознания и феноменом человека.
| Философская антропология(от греч. antropos – человек и logos – учение) – учение о человеке.Раздел философии, изучающий:
- сознание, его происхождение и сущность;
- сущность и перспективы человека в историко-философском контексте;
- интерпретация природы человека;
- смысл жизни и проблема смерти и бессмертия в духовном опыте человека.
| 3.
| Что есть знание?
(Что значит знать?)
Блок проблем, связанный с теорией познания и философией науки.
| Гносеология(от греч. gnosis – знание и logos – учение, теория) – учение о знании, теория познания.Раздел философии, изучающий следующие проблемы:
- познание, как специфический способ отношения к миру, многообразие форм познавательной деятельности;
- структура и основные закономерности познавательного процесса;
- истина как процесс и результат познания;
- научное познание как специфический тип познания;
- наука в системе социальных ценностей.
Термин был введен в 1854 г. шотландским философом Дж.Феррером, но само учение разрабатывалось уже первыми философами (VI в. до н.э.).
| 4.
| Что есть общество?
(Что представляет собой социум?)
Блок проблем, связанный с основными подходами к пониманию социума как системы; социальная структура общества, общество и личность, смысл и назначение истории.
| Социальная(от лат. societas – общество) философия – учение об обществе.Раздел философского знания, изучающий проблемы:
- общество как особый тип реальности и развивающаяся система;
- проблема социогенеза;
- культура и цивилизация;
- глобальные проблемы современности и перспективы социального прогресса.
|
Методы философии. Каждая наука включает в себя как предмет исследования, так и метод. Лишь единство предмета и метода обеспечивает результативность познания и деятельности.
Метод (от греч. Methodos путь к чему-либо, прослеживание, исследование) – совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
В процессе исторического развития в философии разрабатывались различные методы познания, используемые не только в философском, но и в научном исследовании. Диалектический метод Платона, индуктивно-эмпирический метод Ф.Бэкона, рационально-дедуктивный метод Р.Декарта, диалектико-материалистический метод К.Маркса, феноменологический метод Э.Гуссерля – эти и другие методы познания определили специфику становления и развития основных философских учений.
В философии используются самые разнообразные методы и провести четкую демаркацию – вот методы науки, а вот – философии – затруднительно.
Обычно выделяют два основных метода философствования, которые существенно отличаются друг от друга: диалектический и метафизический
Диалектический метод формируется и обосновывается как специфический философский способ исследования проблем мировоззренческого уровня, то есть предполагающих постижение сущего в его основных проявлениях: мир, человек, «человек-в-мире». Наиболее развитой формой диалектического метода (классическая философия) была диалектика Г.Гегеля, которую он понимал, как универсальную теорию развития и метод познания мира. Диалектика, согласно Гегелю, основывается на: идее беспрерывного движения, изменения и развития бытия, сущности и понятия; идее противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно предполагающих друг друга противоположностей.
Диалектический метод философствования ориентирован на выявление содержательного, а не формального развития исследуемого объекта. Этот метод характерен для критического и творческого мышления, без которого не может существовать подлинная философия. Правильное мышление, т.е. мышление по определенным правилам – формальная логика. А культура мышления, диалектическая логика – это умение находить противоречия, раскрывать противоречия, разрешать противоречия.
Метафизический метод возникает в эпоху формирования классического естествознания и поэтому проблема методологии (учения о методах) разрабатывалась в основном в рамках философии, хотя этот метод был, прежде всего, научным методом исследования природы и социальных объектов.
Метафизический метод исследования был перенесен из науки Ф.Бэконом и Дж.Локком. В философии он возникает и завоевывает свое место в эпоху Нового времени, что вело к изменению не только картины мира, но сущности и направленности самой философской рефлексии.
Благодаря успехам классической механики, Вселенная стала мыслится как огромный сложный механизм, состоящий из множества простых и устойчивых тел. В соответствии с новой картиной мира метафизический метод мышления оказался связанным с абсолютизацией таких познавательных приемов и процедур как анализ, эксперимент, классификация и систематизация исследуемых явлений природы. Метафизический метод ориентировался на фиксацию объективной устойчивости и неизменности вещей.
Характерными чертами метафизического метода являются:
– абстрактность;
– односторонность;
– абсолютизация отдельных моментов в целостном процессе познания.
Четкая фиксация метода – это черта, характерная для классической науки и философии. В современной постклассической философии проблема метода утрачивает свою прежнюю определенность и конкретность.
Основные функции философии. В качестве основных, важнейших функций философии выделяют: мировоззренческую, методологическую, социально-критическую.
Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, исследует формы познавательного, ценностного и практического отношений человека с действительностью, обосновывает принципы этих отношений, разрабатывает цели и идеалы развития человеческого общества и культуры.
Методологическая функция состоит в разработке моделей потенциально-возможных стратегий развития научного познания и будущих состояний науки, ее место и роль в системе культуры, в формировании обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека.
По отношению к науке (к частным наукам) философия выполняет методологическую функцию и роль мировоззренческого интерпретатора выводов науки.
Социально-критическая функция философии состоит в том, что она оказывает значительное влияние на формы и принципы организации социальной жизни, обосновывает стратегические цели и приоритеты развития общества и культуры.
Социально-критическая функция философии становится особенно актуальной на переломных этапах общественного развития. В эпоху перемен ранее сложившиеся картины мира и системы ценностей перестают соответствовать потребностям общества в формировании новых видов, направлений и способов жизнедеятельности. В результате ряд проблемных ситуаций, обусловленных объективными изменениями условий и образа жизни людей, остаются неразрешенными. Это проявляется в возникновении разрывов и противоречий в целостной системе социальной деятельности, а также в несоответствии между стихийно формирующимися и доминирующими в обществе ценностями и идеалами.
В таких условиях социально-критическая функция философии реализуется в следующих основных направлениях:
Во-первых, философия осуществляет теоретический анализ причин, возникающих проблем и критику имеющейся социальной действительности;
Во-вторых, она разрабатывает новые идеалы общественного устройства, ценностные приоритеты социального и культурного развития;
В-третьих, в философии вырабатываются и получают рациональное обоснование новые системы норм, призванные эффективно регулировать формирующиеся в обществе социальные отношения, виды и способы деятельности.
Преодолевая инерцию массового сознания, философия создает необходимые условия и предпосылки для разработки новых мировоззренческих ориентаций и программ жизнедеятельности общества.
|