Принципы и подходы к формированию программы. Содержательную основу Программы составляют культурно- исторический, а технологическую – системно-деятельностный подходы к развитию ребенка и организации образовательной среды.
Согласно культурно-историческому подходу развитие человека происходит путем присвоения исторически выработанных (культурных) форм и способов деятельности. Основоположник данного подхода Л.С. Выготский отмечал, что развитие мышления и других психических функций ребенка в первую очередь происходит через освоение им «культурных» знаков (речи, языка и пр.).
Создание образовательной среды в Программе происходит на основе
системы принципов деятельностного обучения:
Принцип психологической комфортности. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Взаимоотношения между
детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и
взаимопомощи.
Принцип деятельности. Основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса.
Принцип целостности. Стратегия и тактика воспитательно-образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка. У ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях.
Принцип минимакса. Создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития – в своем темпе, на уровне своего возможного максимума.
Принцип творчества. Образовательный процесс ориентирован наразвитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта творческой деятельности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Принцип вариативности. Детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, познавательной и исследовательской деятельности.
Принцип непрерывности. Обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития.
Принятая в Программе методология позволяет придать процессу развития ребенка целостность и системность, создать условия для построения непрерывной образовательной траектории при переходе от предыдущего уровня образования к следующему, полноценно прожива якаждый возрастной период.
Данная методологическая позиция опирается на личностно-ориентированную педагогику, обусловливая чрезвычайно бережное отношение к ребенку как к активно развивающейся личности – уважение его индивидуальности, личностного достоинства, принятие ребенка таким, каков он есть.
Подходы
· Учёт возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка.
· Деятельностный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности
Результаты освоения программы.
Результаты освоения программы как ценностные установки
И векторы развития ребенка
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ К ЗАВЕРШЕНИЮДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (К 7 ГОДАМ)
· Ребенок овладевает основными культурными средствами и способамидеятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видахдеятельности – игре, общении, познавательно-исследовательскойдеятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,участников совместной деятельности.
· Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, кразным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувствомсобственного достоинства.
· Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересыи чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам, адекватнопроявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараетсяразрешать конфликты.
· Ребенок владеет способами передачи собственных эмоциональныхсостояний, умеет сдерживать проявления негативных эмоций; откликается наэмоции близких людей и друзей, понимает эмоциональные состоянияокружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим,сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов; эмоциональнореагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные ихудожественные произведения, мир природы, умеет наслаждаться еекрасотой; бережно относится к животным и растениям.
· Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется вразных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формамии видами игры, различает условную и реальную ситуации.
· Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражатьсвои мысли и желания, может использовать речь для выражения своихмыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуацииобщения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываютсяпредпосылки грамотности.
· У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,владеет основными движениями, может контролировать свои движения иуправлять ими.
· Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальнымнормам поведения и правилам в разных видах деятельности, вовзаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правилабезопасного поведения и личной гигиены; может оценить свои и чужиепоступки в соответствии с первичными ценностными представлениями отом, «что такое хорошо, а что такое плохо».
· Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, интересуетсяпричинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумыватьобъяснения явлениям природы и поступкам людей, склоненэкспериментировать и наблюдать.
· Ребенок проявляет познавательный интерес и уважение к явлениямистории и культуры своей семьи, города, страны; проявляет толерантность,интерес, симпатию и уважение к носителям других национальных культур,стремится к познавательно-личностному общению с ними.
· Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном исоциальном мире, в котором живет; знаком с произведениями детскойлитературы, обладает элементарными представлениями из области живойприроды, естествознания, математики, истории и т.п.
· Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на своизнания и умения в различных видах деятельности; стремится самостоятельнопреодолевать ситуации затруднения разными способами, в зависимости отситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
· Ребенок умеет работать по правилу, по образцу и по простейшемуалгоритму (3-4 шага); с помощью взрослого может определить своезатруднение, выявить его причины и сформулировать познавательнуюзадачу, зафиксировать достижение результата и условий, которые позволилиего достичь.
|