Обратная связь
|
ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Вариативные формы реализации Программы
При реализации Программы используются новые формы: проектная деятельность, ситуации, мастерская, коллекционирование, викторины и конкурсы и др Изменяются в соответствии с обновлённым содержанием и старые, классические формы:беседа, разговор, экскурсии, наблюдения, рассматривания и др., которые не теряют своей актуальности в образовательной деятельности.
Все формы носят интегративный характер, т. е. позволяют решать задачи двух и более образовательных областей, развития двух и более видов детской деятельности.
Игра— это не только ведущий вид деятельности дошкольников, она является основной формой реализации Программы, успешно используется при организации двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкально-художественной деятельности.
В игре как деятельности детей можно выделить две основные формы — сюжетную игру и игру с правилами.
Сюжетная играможет быть ролевой, в которой ребёнок выполняет роль, действуя от первого лица («Я доктор»), и режиссёрской, при осуществлении которой ребёнок выполняет роль от третьего лица, присваивая её игрушке.
В играх с правилами, которые имеют исключительно совместные формы, основным моментом являются конкурентные отношения между играющими, регламентируемые обязательными для всех правилами.
Подвижные игры — оптимальная основа для физического, личностного и интеллектуального развития ребёнка. Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребёнка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, прыжками, метанием и т. д.), по содержанию (подвижные игры с правилами, спортивные игры).К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры, в которых дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, перелезании, бросании, ловле, увёртывании и т. д; к спортивным играм — баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.
Театрализованные игрыимеют особое значение для социализации и культурации дошкольника. Широкое воздействие театрализованной игры на развитие личности ребёнка связано с тем, что в ней, как интегративном виде деятельности, объединяется литературная (текст), музыкальная (напев, танцевальные движения, музыкальное сопровождение) и изобразительная (изготовление элементов декораций, костюмов,афиш) художественная деятельность. Участие детей в театрализованных играх обеспечивает реализацию содержания Программы во всех образовательных областях: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие» и «физическое развитие».
Характерными особенностями театрализованной игры является литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. Театрализованные игры также можно поделить на две основные группы: драматизации и режиссёрские.
В игре-драматизации ребёнок, исполняя роль артиста, самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами игры-драматизации являются игра-имитация образов животных, людей, литературных персонажей; ролевой диалог на основе фрагмента текста; инсценирование произведения; постановка спектакля по одному или нескольким произведениям; игра-импровизация с разыгрыванием одного или нескольких сюжетов без предварительной подготовки.
В режиссёрской театрализованной игре ребёнок, действуя игрушками или их заменителями, организует деятельность как сценарист и режиссёр, озвучивая роли героев и комментируя сюжет. Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольные плоскостной и объёмный, игрушечный, кукольный (би-ба-бо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
В педагогической работе по социально-коммуникативному и познавательному развитию дошкольников большая роль принадлежит дидактическим играм: подвижным («Хромая курица», «Колдун», «Коршун», «Оленьи упряжки» и др.), настольно-печатным («Почини одеяло», «Доведи куклу до дома»), компьютерным («Помоги птенчику», «Поросята и волк» и др.). Дидактические игры для детей дошкольного возраста объединены в тематические циклы с учётом общности решаемых в ходе реализации Программы задач психолого-педагогической работы или на основе примерного календаря праздников.
Педагогически целесообразной формой работы являются различные игровые ситуации, направленные на приобретение ребёнком опыта нравственно-ценных действий и поступков, которые он сначала выполняет на основе подражания, по образцу, а затем самостоятельно («SMS здоровья», «Фотограф чистоты», «Ожившие фотографии» и др.).
Чтение— основная форма восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы таких образовательных областей, как «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие». В Программе формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг строится на организации систематического чтения, а также общения взрослого с детьми, имеющего предметный (содержательный) и эмоциональный характер.
При реализации образовательной области «художественно-эстетическое развитие» ведется интеграция основных видов продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования и художественного труда ребёнка. Для развития продуктивной деятельности детей педагоги используют интегрированную образовательную деятельность, интегрированные циклы образовательной деятельности и интегрированные (тематические) дни, которые наиболее эффективны для формирования у детей тех интегративных качеств, которые они должны приобрести в результате освоения Программы.
Одной из форм организации совместной деятельности взрослого с детьми и реализации Программы выступает мастерская.
Мастерскаякак форма организации в первую очередь продуктивной деятельности в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность. К психолого-педагогическим условиям организации образовательной деятельности с детьми в форме мастерской относятся: стиль поведения взрослого (непринуждённо-доверительный); рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (место воспитателя за общим столом рядом и вместе с детьми); отношение педагога к выполнению общей работы (выполнение определённой части работы или такой же работы, как у детей) и т. п.
Психолого-педагогическая работа по развитию ребёнка-дошкольника включает череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, государстве и самом себе. Ребёнок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребёнка познавательный интерес, а также сформировать определённый опыт. Источником для разработки педагогами ситуаций разных видов, как формы образовательной работы, может послужить многое: факты из окружающей жизни, художественная литература, рассказы людей, средства массовой информации, психолого-педагогическая литература и др. Условно образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора, ситуации общения и взаимодействия, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуативный разговор с детьми, практические ситуации по интересам детей, ситуационные задачи и др.
Коллекционирование, как форма работы с детьми, эффективно используется при реализации задач практически всех образовательных областей. Коллекционирование — форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка. Коллекционирование способствует систематизации информации об окружающем мире; формированию, развитию и поддержанию индивидуальных познавательных предпочтений детей; развитию мыслительных операций, речи и коммуникативных навыков.
Наряду с развитием индивидуального собирательства в дошкольном возрасте широко используется коллективное коллекционирование. Инициатором групповых коллекций обычно выступает взрослый. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам с детьми 5—7 лет (создание коллекций «Школьные принадлежности»; «Животные России»; «Военная техника»; «Любимые герои детских книг»; «Герои сказок А. С. Пушкина» и др.). Смежной линией работы по коллекционированию является знакомство детей с индивидуальными коллекциями взрослых (педагогов и родителей).
Экспериментирование и исследовательская деятельность позволяют ребёнку открывать свойства объектов, устанавливать причинноследственные связи, появления и изменения свойств объектов, выявлять скрытые свойства, определять закономерности.
В поисковой активности ребёнка можно выделить три формы экспериментирования и исследования: практическое, умственное и социальное.
Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Благодаря практическому экспериментированию дети могут определять плавучесть предметов, свойства воды и луча света, свойства магнита и др.
Умственное экспериментирование, в отличие от практической формы, осуществляется только в мысленном плане (в уме). Умственные исследования осуществляются с помощью поисков ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций.
Особое место в работе педагогов с детьми занимает социальное экспериментирование, которое актуализируется в старшем дошкольном возрасте. Своеобразным объектом изучения и эксперимента становятся отношения ребёнка со своим социальным окружением: сверстниками, другими детьми (более младшими или более старшими), детьми противоположного пола, с взрослыми (педагогами и близкими).
Проектная деятельность— это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность дошкольников может быть условно разделена на три вида: познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от 1 недели до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет). Для детей до 4—5 лет характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями. Для детей старшего дошкольного возраста (5—8 лет) проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.
Проекты внедряемые в образовательный процесс детского сада при реализации Программы:
№
| Название проекта
| Авторы проекта
| Направление педагогической деятельности на развитие детей
|
| «Алабуга ак ала»
| Гизатуллина Ш.Р.
Белоусова Т.В.
| Формирование нравственно – патриотическихъ качеств дошкольников
|
| «Палитра здоровья»
| Хабибуллина Е.Я.
| Сохранеия, укрепление и восстановления здоровья детей.
|
| «Музыкальный дождик»
| Короткая Н.А.
| Развитие театрализации посредством музыкально-ритмической деятельности
|
| «Анлийская страна чудес»
| Немтырева С.В.
| Развитие культуры речи посредством изучения английского языка.
|
| «Елабуга заповедная»
| Хабибуллина Е.Я.
| Формирование экологической культуры дошкольников.
|
| «Звучи «родник» народного фольклора»
| Педагогический коллектив ДОО
| Ознакомление дошкольников с живой и неживой природой.
|
| «Неиссякаемый родник татарской музыки»
| Гизатуллина Ш.Р. Короткая Н.А.
| Формирование культуры и нравственности детй дошкольного возраста.
|
| «В гостях у детства»
| Гизатуллина Ш.Р. Белоусова Т.В.
| Формирование толерантности и культуры дошкольников.
|
| «Золотой ключик»
| Ермакова Л.Н.
| Формирование творческой, социально активной личности дошкольника.
|
| «Колесо безопасности»
| Ермакова Л.Н.
| Формирование основ безопасного поведния детей.
|
| «Дорожная азбука» в детском саду
| Хабибуллина Е.Я.
| Формирование основ правил дорожного движения детей дошкольного возраста.
| Метод проектов включает в себя несколько этапов реализации в детском саду: погружение в проект; организация деятельности; осуществление деятельности; презентация результатов.
Беседы, загадки, рассказывание, разговор используются при реализации всех образовательных областей Программы. Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Используются они в основном в старшем дошкольном возрасте, однако прообразы этих форм познавательной деятельности детей используются
и в младших возрастах (3—5 лет). При этом они тяготеют к развлечениям с элементами викторины и конкурса. Викторина — игра в ответы на вопросы, обычно объединённая какой-либо общей темой. Конкурсы представляют собой дружественное состязание команд соперников. Дети могут состязаться в выполнении каверзных заданий, припоминании стихов и считалок на определённую тему, в поиске различий на картинках, в прохождении лабиринтов, в составлении пазлов, в игре в шашки и уголки и т. п.
К формам совместной музыкально-художественной деятельности взрослого и детей относится слушание музыки, исполнение и творчество. Исполнительская деятельность детей — это посильное их возможностям пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, которые должны отличаться выразительностью и одновременно сохранять естественность, детскую непосредственность.
Задача педагогов — грамотно конструировать образовательный процесс, согласовывая и интегрируя различные виды детской деятельности и соответственно формы, в которых они осуществляются, между собой.
Дошкольный возраст самоценен тем, что позволяет ребёнку «осуществлять разные виды свободной деятельности — играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду и т. д. Эти виды деятельности ребёнок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги прежде всего радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жёстких норм и правил. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности (именно многообразие) даёт детям достаточно много знаний, умений и даже навыков, а главное — развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми. Таким опосредованным образом и решаются в дошкольном возрасте развивающе-образовательные задачи.
Методы реализации Программы
Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования.
Выбор определяется педагогом и и зависит от ряда факторов: конкретной образовательной задачи, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, вида осуществляемой деятельности, реализуемой темы и логики её представления, применяемой методики и (или) технологии, наличия определённых условий и др. Совокупность факторов может учесть только педагог и соответственно сделать в каждой конкретной ситуации свой, субъективный выбор.
Классификация методов поисточнику информации:
слово — словесные методы (беседа, объяснение, рассказ, чтение),
зрительный образ — наглядные методы (рассматривание предметов, картин и др., просмотр мультфильмов, наблюдения),
практика — практические методы (исследование, экспериментирование);
игровые методы (дидактические игры, игровые упражнения, игровые приёмы и др.).
Классификация методов по ведущим дидактическим задачам —
методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков
Классификация методов по логике изложения и подачи материала — индуктивные и дедуктивные.
В классификация методов, основанной на целостностиобразовательного процесса выделяются следующие группы методов:
- формирования сознания детей (объяснение, показ, личный пример, беседа, чтение, обсуждение и др.);
- организации деятельности и формирование опыта общественного поведения (задание, поручение, требование, образовательная ситуация, демонстрация, наблюдение и др.);
- стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, игра, дискуссия, поощрение, наказание и др.);
- контроля эффективности образовательного процесса (весь спектр диагностических методов).
С учётом особенностей социализации дошкольников и механизмов освоения социокультурного опыта, а также вышеназванных классификаций методов можно выделить следующие группы методов реализации Программы:
- методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности;
- методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности;
- методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности.
Основные методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности
Традиционными методами мотивации и стимулирования деятельности детей являются поощрение и наказание.
Поощрение — выражение положительной оценки поступков и действий воспитанников. Цель — вызывать у ребёнка позитивные эмоции и мотивы поведения, вселять веру в свои силы, стимулировать активность во всех видах деятельности и т. д. Поощрение выступает в виде одобрения, похвалы, награждения подарком, эмоциональной поддержки, проявления особого доверия, восхищения, повышенного внимания и заботы. Поощрение должно быть естественным следствием поступка ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности,
вызывать чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку. Применение данного метода предполагает одобрение не только результатов, но мотивов и способов деятельности.
Наказание — метод реализации Программы, направленный на сдерживание негативных действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Формы наказания детей разнообразны: замечание, предупреждение, порицание, индивидуальный разговор, временное ограничение определённых прав или развлечений. Метод наказания требует обдуманных действий педагога, анализа причин проступка ребёнка и выбора такой формы, которая не унижает достоинства ребёнка и открывает ему путь улучшения поведения, конструктивные способы решения возникшей проблемы. Любая отрицательная оценка со стороны взрослого должна содержать суждение о конкретном поступке или действии ребёнка, но не о его личности.
Эти методы являются методами прямого действия и не должны превалировать в процессе реализации Программы.
Гораздо более эффективными и мягкими являются косвенные, непрямые методы, к которым можно отнести образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др. Они уже упоминались в качестве форм реализации Программы, но при их правильной организации со стороны педагога именно в них осуществляется тонкая настройка, развитие и саморегуляция всей эмоционально-волевой сферы ребёнка, его любознательность и активность, желание узнавать и действовать.
Методы создания условий или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельностиЭта группа методов играет ведущую роль в воспитании дошкольников. Охарактеризуем некоторые из них.
Наибольшую эффективность на ранних этапах развития детей имеет метод приучения кположительным формам общественного поведения. Смысл приучения состоит в том, что детей в самых разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе (здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо разговаривать, бережно обращаться с вещами). Приучение основано на подражании детей действиям значимого взрослого человека, повторяемости определённых форм поведения и постепенной выработке полезной привычки. Приучение эффективно при соблюдении следующих условий: соблюдение режима; наличие доступных, понятных детям правил поведения; единство требований всех взрослых, положительная поддержка и пример взрослых.
Упражнениекак метод реализации Программы представляет собой многократное повторение детьми положительных действий, способов и форм деятельности ребёнка и его поведения. Его применение в процессе реализации Программы имеет одно существенное ограничение — это должно быть повторение без повторения! Взрослый должен организовать таким образом процесс реализации Программы, чтобы у ребёнка была возможность совершения, например, одного и того же действия в каком-либо виде деятельности, но в разных ситуациях, условиях, обстоятельствах.
Образовательные ситуации — это преднамеренно созданные педагогом или естественно возникшие в ходе реализации Программы жизненные обстоятельства, ставящие ребёнка перед необходимостью выбора способа поведения или деятельности.Образовательные ситуации общих дел, взаимопомощи, взаимодействия с младшими по возрасту детьми, проявления уважения к старшим и прочие помогают дошколятам осваивать новые нормы и способы поведения и деятельности, закреплять уже освоенные.
Методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельностибазируется на положении о единстве сознания и деятельности, в неё входят рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.
Особого внимания в целях реализации Программы заслуживает классификация методов по характеру деятельности взрослых и детей (на основе классификации, предложенной И. Я. Лернером. М. Н. Скатки- ным): информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские. Особенности применения указанной классификации изложены в таблице:
|
|