Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Особенности проведения педагогического мониторинга

Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамикиактуального индивидуального профиля развития ребенка и используется прирешении следующих задач:

• индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенкапостроения его образовательной траектории или профессиональнойкоррекции особенностей его развития);

 

• оптимизации работы с группой детей.

 

Педагогический мониторинг опирается на принципы поддержки специфики иразнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства какважного этапа в общем развитии человека.

 

 

В связи с этим, педагогический мониторинг:

- не содержит каких-либо оценок развития ребенка, связанных сфиксацией образовательных достижений;

- позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развитиядошкольника и оценивать его динамику;

- учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому изнаправлений;

- позволяет рассматривать весь период развития ребенка от рождения дошколы как единый процесс без условного разделения на разные возрастныеэтапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитываетвозрастные закономерности развития, опираясь на оценку измененийдеятельности дошкольника;

- учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но неиспользует их в качестве основания для их формального сравнения среальными достижениями детей.

 

Инструментарий для педагогического мониторинга детского развития –карты наблюдения.

 

В отдельных случаях (при необходимости) может проводитьсяпсихологическая диагностика детей. Она проводится квалифицированнымиспециалистами (например, педагогами-психологами) и только с согласияродителей (законных представителей) детей.



 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Социально-коммуникативное развитие

Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, т. е. вне социализации (от лат. socialis — общий, общественный), а также вне его общения и активного взаимодействия с окружающим миром, т. е. вне коммуникации (от лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь).

При реализации содержания образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» необходимо помнить о следующем

1) Решение основных задач психолого-педагогической работы невозможно без формирования первичных ценностных представлений (что такое хорошо и что такое плохо).

2) Выделение отдельной образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» условно, так как процесс социализации и коммуникации буквально пронизывает всё содержание Программы разнообразными социализирующе-комммуникационными аспектами.

«Матрицей» Программы является содержание психолого-педагогической работы по развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формированию готовности к совместной деятельности со свер- стниками. Оно должно учитываться при организации всех видов детскойдеятельности, в процессе решения всех задач психолого-педагогическойработы Программы.

3) В свою очередь, реализация самой образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» обеспечивается опорой на сквозныемеханизмы развития ребёнка — общение, игру, элементарный труд, познание и другие виды детской деятельности.

Ведущее место в реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» занимает игра (сюжетно-ролевая, режиссёрская и театрализованная) как способ освоения ребёнком социальных ролей, средство развития качеств ребёнка, его творческихспособностей.

4) Общество, государство и семья остро осознают необходимость вернуть утраченное в последние годы уважительное отношение к труду какк самостоятельной ценности. Цели дошкольного образования не могутбыть достигнуты вне решения задачи развития самой трудовой деятельности и формирования позитивных установок ко всем видам труда, таккак труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре и развития личности ребёнка.

5) Необходимость включения в содержание образовательной области«Социально-коммуникативное развитие» задачи по формированию основ безопасного поведения ребёнка в быту, социуме, природе обусловлена:с одной стороны, наличием потенциальных источников возникновения различных опасных ситуаций, связанных с социально-экономиче-

ским развитием деятельности человека (доступность сложных бытовыхприборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детейи др.);с другой стороны, антропогенными изменениями в природе, являющимися причиной возникновения глобальных экологических проблем(снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов рас-тений и животных и др.).В связи с этим основы безопасного поведения в быту, социуме, природе рассматриваются в Программе и как безопасность жизнедеятельностичеловека (состояние его физической, психической и социальной защищённости), и как безопасность окружающего мира природы.

Лет

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая мораль-

Ные и нравственные ценности

Обеспечение развития первичных представлений:

  • о высших нравственных чувствах (любовь, долг и ответственность,гордость, стыд, совесть);
  • о нормах и правилах поведения (в том числе моральных), о противоположных моральных понятиях (честность — лживость, скромность —нескромность (зазнайство) и т. д.);
  • о видах нравственного выбора (положительный, отрицательный,
  • компромиссный и др.) и его мотивах.

 

Создание условий для приобретения опыта:

  • соблюдения норм и правил поведения со взрослыми и сверстниками, совершения нравственно направленных действий (поделитьсячем-либо, помочь в затруднительной ситуации, придвинуть стул и предложить сесть, подать руку, поднять выроненную вещь, утешить обиженного и др.) на основе моральной мотивации;
  • раскрытия на примерах из жизни, кино, литературы и др. содержания некоторых моральных понятий (например, «добрый человек — тот,который…», «скромность — это...» и др.); различения близких по значению моральных понятий (например, жадный — экономный);
  • понимания и использования в речи соответствующей моральнооценочной лексики (справедливо — несправедливо, справедливый — несправедливый, честно — нечестно, честный — нечестный, жадный —щедрый и др.);
  • совершения положительного нравственного выбора (воображаемого и реального) в ситуациях морального выбора, содержанием которыхотражает участие близких людей, друзей и др.

 

 

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и свер-

Стниками

Обеспечение развития первичных представлений:

  • о разнообразии способов общения и взаимодействия с детьми ивзрослыми (пригласить, спросить разрешения, договориться, извинить-ся, обменяться предметами, распределить действия, похвалить и др.).

 

Создание условий для приобретения опыта:

  • рассуждения о социальных ситуациях, социальном поведении, взаимоотношениях людей, постановки соответствующих вопросов; использования разнообразия речевых конструкций и формулировок;
  • инициирования обращений к взрослому и сверстнику с предложениями деятельности, вежливого вступления в общение и в различногорода социальные взаимодействия, адекватного и осознанного выборастиля общения, использования разнообразия вербальных и невербаль
  • ных средств общения (мимики, жестов, действий);
  • высказывания предположений, советов, объяснения причин действий и поступков, рассказывания о своих замыслах, планах и др.;
  • участия в обсуждении литературных произведений с нравственнымсодержанием, оценки героев не только по его поступкам, но и с учётоммотивов поступков, переживаний;
  • употребления вежливых форм речи, следования правилам речевогоэтикета;
  • использования объяснительной речи (объяснять сверстникам имладшим детям правила поведения в общественных местах, способы выполнения основных гигиенических процедур, убеждать в необходимостиздорового образа жизни и др.);
  • использования разнообразных конструктивных способов общенияи взаимодействия с детьми и взрослыми (договориться, обменяться предметами, распределить действия при сотрудничестве);
  • организации совместных с другими детьми сюжетно-ролевых игр,договариваясь, распределяя роли, предлагая сюжеты игр и их варианты(«Школа», «Музыкальная школа», «Спортивная школа» и др.);
  • согласования собственного игрового замысла с игровыми замыслами других детей, обсуждения, планирования и согласования действий всех играющих;
  • самостоятельного создания некоторых недостающих для игрыпредметов (например, денег, чеков, ценников, кошельков, пластиковыхкарт для игры «Супермаркет»);
  • объединения сюжетных линий в игре,расширения состава ролей («Пусть у бабушки будет ещё один внук —Максим»), комбинирования тематических сюжетов в один сюжет (например, в супермаркете открылась аптека и др.);
  • выполнения разныхролей;
  • установления положительных ролевых и реальных взаимоотношений в игре (согласовывать свои действия с действиями партнёров по игре,помогая им при необходимости, справедливо разрешая споры и т. д.);
  • самостоятельного выбора сказки, рассказа и т. д. в качестве содержания режиссёрских и театрализованных игр, подбора и изготовлениянеобходимых атрибутов, декораций, распределения ролей;
  • раскрытияигрового образа с помощью разнообразных средств выразительности;
  • выступления перед детьми, воспитателями, родителями.

 

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегу-

Ляции собственных действий

Обеспечение развития первичных представлений:

  • о некоторых элементах структуры деятельности (что надо (хочу)сделать? Как это сделать? Что должно получиться в результате?);
  • о способах саморегуляции собственных действий (специальныеупражнения на расслабление мышц, упражнение на дыхание.тивные упражнения, аутогенная тренировка).

 

Создание условий для приобретения опыта:

  • самостоятельной постановки целей, проверки эффективности выбранных средств их достижения на основе учёта предыдущих ошибок;
  • предвидения конечного результата своих действий и поступков;
  • исправления ошибок с учётом приобретённого личного опыта (например,прошлых аналогичных ситуаций);
  • проявления ответственности за сказанные слова, обещания, взятыена себя обязательства и др.;
  • правильного реагирования в стрессовых ситуациях (не расстраиваться, не плакать, не падать духом, если проиграл или что-то не получилось, говорить «нет» в случае неприемлемого предложения, справляться с ситуацией игнорирования, когда не замечают и не хотят принимать
  • в игру, уметь самому себя чем-то занять и таким образом отвлечься отобидной ситуации);
  • адекватного реагирования на проявление агрессии (проявлятьтерпимость и дружелюбие к ребёнку, который «не такой, как все», например с физическими недостатками), учитывать последствия своегоагрессивного поведения, принимать последствия своего выбора (не жа-ловаться на последствия своего негативного поведения), адекватно реагировать на обвинения (можно защитить себя, но в то же время признатьсвою неправоту);
  • направления своего внимания на мышечные ощущения, движения, сопровождающие собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие;
  • выполнения специальных упражнений, направленных на развитиесаморегуляции (упражнения на расслабление мышц, упражнение на дыхание, медитативные упражнения, аутогенная тренировка);
  • положительной самооценки на основе выделения собственных особенностей, достоинств («Я хорошо рисую»), возможностей («У меня хороший голос — я смогу учиться пению») и перспектив в собственном развитии («Скоро буду школьником»);
  • регуляции собственных чувств (самостоятельно справляться сосвоим гневом, не переносить его на невиновного, не реагировать на гневдругого человека или противостоять гневу, не давать себя в обиду, справляться со страхами, проявлять храбрость, переживать печаль и др.).

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.