Требования к форме одежды, оснащению Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава России)
УТВЕРЖДАЮ
Зав. каф. гигиены и экологии
проф. Никифорова Н.Г. _____
«30» августа 2014
Методические указания для студентов
к практическим занятиям
Дисциплина «Гигиена»
Индекс дисциплины
Направление подготовки - специальность 060101 «Лечебное дело»
Профиль подготовки -
Квалификация - «специалист»
Форма обучения - очная
Курс III и IV
Семестр VI, VII
Раздел «Гигиена питания»
Тема 1. Питание как фактор сохранения и укрепления здоровья
Тема 2. Гигиеническая оценка адекватности питания по показателям витаминной и минеральной обеспеченности организма
Тема 3. Методы определения биологической ценности и доброкачественности продуктов питания
Тема 4. Особенности питания различных групп населения
Тема 5. Пищевые отравления – характеристика, расследование, профилактика
Регистрационный № __________________
Экз. № ______________________________
Новосибирск -2014
Методические указания составлены на основании рабочей программы, Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «060101 – Лечебное дело» и учебного плана по дисциплине, утвержденного решением Ученого Совета НГМУ 27.05.20134 (протокол № 12).
Методические указания разработал
Фамилия И.О.
| Должность
| Ученая степень,
ученое звание
| Кафедра
|
|
|
|
| Семенова Вера Николаевна
| доцент
| канд. мед. наук
доцент
| гигиены и экологии
|
Рецензент(ы)
Фамилия И. О.
| Должность
| Ученая степень,
ученое звание
| Кафедра
|
|
|
|
| Трофимович Е.М.
| Главный научный сотрудник Новосибирского НИИ Гигиены
| д.м.н.
| НИИ Гигиены
г. Новосибирск
|
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры гигиены и экологии
Протокол №__8__ от «__28_» _августа__2014 г.
Зав. кафедрой проф. д. мед. наук Никифорова Н.Г
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании цикловой методической комиссии по гигиене, экологии и медицине катастроф____________________________________________________________________
Протокол №_4___ от «__30___»___августа 2014г.
Председатель ЦМК проф. Ставский Е.А. ________________________
Использованные сокращения и условные обозначения
ФГОС
| - Федеральный государственный образовательный стандарт
| ООП
| - основная образовательная программа
| ВПО
| - Высшее профессиональное образование
| РП
| - рабочая программа
| МУС
| - методические указания для студентов
| ЗЕ
| - зачетные единицы
| Зн.
| - уровень усвоения «знать»
| Ум.
| - уровень усвоения «уметь»
| Вл.
| - уровень усвоения «владеть»
| Пр.
| - уровень усвоения «представлять»
| СРС
| - самостоятельная работа студентов
| ПрАТ
| - промежуточная аттестация
| ИГА
| - итоговая государственная аттестация
| АСТ
| - адаптивная система тестирования
| БРО
| - бально-рейтинговая оценка
|
Введение
Гигиена питания – это профилактическая наука, цель которой – сохранение здоровья индивидуума и популяции с помощью питания. Питание – средство поддержания жизни, роста и развития, здоровья и высокой работоспособности человека
Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения.Не случайно питание входит в группу факторов здорового образа жизни.Актуальность проблем питания увеличивается на современном этапе негативных тенденций состоянии здоровья. Решение этой проблемы не только медицинская задача, необходима государственная политика в области здорового питания. Одной из проверенных, научно и практически обоснованной теорией питания здорового человека является теория рационального питания. Теория построена на фундаментальных положениях естествознания, физиологии, биохимии, гармонично развивается и дополняется по мере накопления и обобщения новых знаний, появления и развития новых отраслей знаний. При организации питания учитываются особенности каждого контингента – особенности состояния здоровья (лечебное, диетическое питание), особенности профессиональной деятельности (лечебно-профилактическое питание).
От качества питания напрямую зависит здоровье населения. Питание играет существенную роль как в профилактике, так и в возникновении большого число заболеваний различных классов. Питание лежит в основе или имеет существенное значение в возникновении, развитии и течении около 80% всех известных патологических состояний. Среди заболеваний, в этиопатогенезе которых важен фактор здоровья, такие болезни современности, как патология сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет, онкологические болезни и другие болезни цивилизации. Велик ущерб здоровью (и экономический ущерб) через болезни, обусловленные наличием в пище чужеродных компонентов живой и неживой природы – пищевые отравления различной природы, инфекционные заболевания. Часть проявлений подобного рода имеет массовый характер, часть чревата увеличением антропогенной химической нагрузки. Немаловажен факт – питание относится к управляемым факторам на разных уровнях – государственном, индивидуальном, семейном.
Необходимой составляющей проблем и политики в области питания является оценка качества питания, состояния питания. Состояние питания – гигиенический критерий качества жизни. Его оценка позволяет разрабатывать как индивидуальные, так и комплексные программы профилактики алиментарно-зависимых заболеваний. В настоящее время разработано и применяется много разнообразных методов оценки питания разной степени доступности, сложности и глубины. Выбор метода базируется на целях и задачах конкретного планируемого исследования и его организационно-финансовых возможностях. Одним из распространенных подходов является оценка пищевого статуса.
Человек употребляет в пищу множество продуктов в натуральном или переработанном виде. Пищевые продукты имеют различное происхождение – животное, растительное, минеральное. На современном этапе значительную лепту в разнообразие продуктов питания вносят достижения научно-технического прогресса. Любой пищевой продукт представляет собой сложный химический комплекс, состоящий из сотни тысяч различных компонентов, способных проявлять общую и специфическую биологическую активность. Физиологическое значение отдельных компонентов неодинаково. Выделяют основные пищевые вещества – нутриенты (макро- и микро-) и несколько минорных групп. Кроме того в пище могут содержаться чужеродные несвойственные ей компоненты живой и неживой природы. Наличие и композиционный состав отдельных нутриентов определяют пищевую и биологическую ценность продуктов питания. Неотъемлемой характеристикой пищи является ее безопасность, заключающаяся в уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях использования не представляют опасности для здоровья человека.
Питание – мощный фактор сохранения и укрепления здоровья. Решать проблемы здоровья через питание, не имея знаний об их пищевой и биологической ценности, качестве и различных характеристиках безопасности, невозможно.
Контроль организации питания населения, производства и оборота пищевой продукции призван обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения через питание. Одной из основных задач государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области гигиены питания является установление требований к качеству питания, пищевых продуктов, материалов и технологий пищевого производства. Основные методы работы в области надзора за питанием населения и качеством пищевой продукции при ее производстве и обороте – санитарно-эпидемиологическая экспертиза, санитарно-эпидемиологическое обследование.
Требования к форме одежды, оснащению
На практических занятиях студент должен быть в регламентированной для будущего медика одежде – белый чистый халат. Должен бережно относиться к мебели, демонстрационному материалу и оборудованию, используемой печатной продукции.
Рекомендации для студентов, пропустивших практическое занятие:
Информация о порядке отработки пропущенных занятий составлена в соответствии с общими требованиями ВУЗа и представлена на общем информационном стенде и в каждой учебной аудитории.
Внеаудиторная самостоятельная работа студента (15 часов)
Данный вид работы включает подготовку к итоговому занятию по данному разделу, подготовку реферативного сообщения
|