Практическое занятие « Пищевые отравления: методика расследования и профилактика». Цель занятия:
ü освоение методики расследования лицевых отравлений и организации мероприятий по их профилактике.
Подготовка к занятию
Для подготовки к занятию студенту необходимо:
№ п/п
| Содержание
| Форма контроля
| 2.1.
| Повторить материал по анатомии и физиологии организма , раздел «
| Самоконтроль
| 2.2.
| Изучить материал лекции ______
| Самоконтроль
| 2.3.
| Прочитать учебник »Гигиена», стр. 272-283
| Входной контроль, тестирование
| 2.4.
| Прочитать учебник »Гигиена питания », стр. 242-331
| Входной контроль, тестирование
| 2.5.
| Прочитать учебник «Руководство к практическим занятиям по»
| Входной контроль тестирование
| 2.6.
| Изучить дополнительную литературу - см. список рекомендуемой литературы
| Входной контроль, тестирование
| 2.7
| Быть готовым ответить на вопросы – см. «Вопросы для самоподготовки»
| Самоконтроль
| 2.8.
| Изучить основную терминологию по теме – термины и их содержание приведены в рекомендуемой для подготовки литературе.
| Самоконтроль, входной контроль
| | | | | | |
Цели и задачи (результат занятия)
После практического занятия по теме студент должен:
ПК
| Зн., ум, вл.
| Оценка сформированности
| ПК 10
| Зн. 10
| Тестовые задания, опрос
| Ум.1
| Тестовые задания, опрос, решение ситуационных задач
| Вл.2
| Решение ситуационных задач, деловая игра, навыки расследования пищевого отравления
|
|
| ПК 12
| Зн.12,
| Тестовые задания, опрос
| Ум.1, 2,16, 23
| Решение ситуационных задач
| Вл.2
| Решение ситуационных задач
| Конкретные умения и навыки:
ü Научиться применять на практике знания классификации, этиологии и клиники пищевых отравлений.
ü Освоить порядок расследования пищевых отравлений.
ü Научиться составлять документацию по материалам расследования.
ü Получить навыки по составлению плана мероприятий для профилактики пищевых отравлений.
Структура и содержание практического занятия.
Самостоятельная работа предусматривает освоение методики расследования пищевых отравлений.
Вариант 1. Деловая игра.
(Игровой метод – один из наиболее целесообразных подходов для приобретения знаний и опыта расследования пищевых отравлений)
Игра проводится следующим образом
1 этап. Постановка проблемы, распределение ролей, ознакомление с правилами и задачами, инструктаж.
2 этап. Изучение участниками исходной ситуации, неоднократное получение необходимой информации от партнеров и принятие решений на основе анализа и обсуждения до достижения поставленной в игре цели.
3 этап. Совместное обсуждение всеми участниками игры ее хода и результатов.
Вариант 2.Решение ситуационной задачи.
Каждый студент (или группа из 2-3 человек) первоначально получает информацию с краткой характеристикой ситуации обращения за медицинской помощью нескольких человек Необходимые для расследования сведения в дальнейшем студенты запрашивают у преподавателя. На основании анализа составляется заключение, в котором должно быть отражено:
ü диагноз пищевого отравления
ü «виновный продукт» (блюдо)
ü причина, обусловившая заболевание
ü механизм приобретения продуктом (готовой пищей) токсических (ядовитых) свойств
ü виновные лица
ü оперативные меры по ликвидации данной вспышки
ü первая медицинская помощь
ü меры профилактики
Хронокарта занятия (4.2 час)
№ п.п.
| Часы
| Тема, содержание практических занятий
| Деятельность студента
| - Организационная часть -10 мин
| - Содержательная часть- 170 мин
|
|
| .
l Выяснение исходного уровня знаний
l Обсуждение основных положений темы
l Деловая игра
l Подведение итогов деловой игры –
l Решение ситуационной задачи-
l Контроль усвоения знаний-15 мин
|
l Отвечает на вопросы
l Выполняет задания входного тестового контроля
l Отвечает на вопросы
l Участвует в обсуждении
l Изучает методическое пособие
l Участвует в обсуждении хода игры и распределении ролей
l Изучает ситуацию, принимает решения в соответствии со своей ролью (врач, больной, работник пищеблока, представитель санитарной службы)
l Участвует в обсуждении хода игры и ее результатов
l Решение ситуационной задачи
- анализирует ситуацию
- выявляет основные признаки пищевых отравлений
- анализирует краткую клиническую картину
- обосновывает диагноз в соответствии с гигиенической классификацией
Устный (письменный) ответ на вопросы, тест-задание.
| - Заключительная часть – 10 мин
| Приложения для самостоятельной работы
Вопросы для самоподготовки
1. «Пищевое отравление" – понятие, классификация, основные особенности.
2. Пищевые токсикоинфекции, роль отдельных продуктов в возникновении токсикоинфекций полибактериальной природы, их профилактика.
3. Пищевые бактериальные токсикозы, их профилактика.
4. Клинико-эпидемиологические особенности ботулизма, роль отдельных пищевых продуктов в возникновении ботулизма.
5. Стафилококковый токсикоз: свойства возбудителя и токсина, клиническая картина, роль отдельных продуктов.
6. Пищевые микотоксикозы: понятие, распространенность, клинические проявления, продукты – основные «виновники», профилактика.
7. Афлатоксикоз. Роль отдельных продуктов в возникновении афлатоксикозов.
8. Алиментарно-токсическая алейкия. Условия, способствующие поражению зерна грибками из рода фузариум.
9. Отравления ядовитыми грибами (бледная поганка, мухомор и др.) и их профилактика.
10. Отравления ядовитыми растениями и их профилактика.
11. Отравления пестицидами. Классификация, профилактика;
12. Задачи специалистов лечебного профиля на месте возникновений пищевого отравления.
13. Методика расследования вспышки пищевого отравления специалистами Роспотребнадзора.
14. Мероприятия по выявлению и обеззараживанию источника инфекции, способной вызвать пищевое отравление.
15. Мероприятия по прерыванию путей обсеменения пищевых продуктов возбудителями пищевых отравлений.
16. Мероприятия по предупреждению размножения и токсинообразования микроорганизмов, попавших на продукты во время производства, перевозки, хранения, обработки и реализации.
17. Мероприятия по обеззараживанию потенциально опасных в эпидемиологическом отношении продуктов.
18. Основные принципы профилактики пищевых отравлений.
ТЕСТ-ЗАДАНИЯ
1. Пищевые токсикоинфекции вызывают:
+:энтерококки
-: шигеллы
-: бруцеллы
-: микобактерии туберкулёза
2. Для ботулизма характерно:
-: массивная токсическая дистрофия печени
+:поражение ЦНС
-: некротический гастроэнтерит
-: поражение мочевыводящих путей
3. Для токсикоинфекции, вызываемой Cl. Perfringens типа А, характерно:
-: тошнота, рвота, спастические боли в животе
-: запоры, метеоризм
+: кишечные спазмы, тошнота, диаррея со зловонными выделениями
|