Обратная связь
|
Практическое занятие «Питание различных групп населения: организация, медицинский контроль»
Цель занятия:
Ø Уяснить значимость и принципы рационального питания различных групп населения (дети и подростки; работники вредных профессий; больные; проживающие на экологически неблагополучных территориях, работники умственного труда, беременные и кормящие женщины)
Ø Освоить методику медицинского контроля за организацией питания в организованных коллективах.
Подготовка к занятию
Для подготовки к занятию студенту необходимо:
№ п/п
| Содержание
| Форма контроля
| 2.1.
| Повторить материал по анатомии и физиологии организма , раздел «
| Самоконтроль
| 2.2.
| Изучить материал лекции ______
| Самоконтроль
| 2.3.
| Прочитать учебник »Гигиена», стр. 231-243, 283-285
| Входной контроль, тестирование
| 2.4.
| Прочитать учебник »Гигиена питания », стр. 332-397
| Входной контроль, тестирование
| 2.5.
| Прочитать учебник «Руководство к практическим занятиям по
| Входной контроль тестирование
| 2.6.
| Изучить дополнительную литературу - см. список рекомендуемой литературы
| Входной контроль, тестирование
| 2.7
| Быть готовым ответить на вопросы – см. «Вопросы для самоподготовки»
| Самоконтроль
| 2.8.
| Изучить основную терминологию по теме – термины и их содержание приведены в рекомендуемой для подготовки литературе.
| Самоконтроль, входной контроль
| | | | | | |
Цели и задачи (результат занятия)
После практического занятия по теме студент должен:
ПК
| Зн., ум, вл.
| Оценка сформированности
| ПК 10
| Зн. 10
| Тестовые задания, опрос
| Ум.1
| Решение ситуационных задач
| ПК 11
| Зн. 10
| Тестовые задания, опрос
| Зн.12
| Решение ситуационных задач
| ПК 12
| Зн.12,
| Тестовые задания, опрос
| Ум.1,16, 23
| Решение ситуационных задач
| Вл.2
| Решение ситуационных задач
| Конкретные умения и навыки:
Ø Уметь использовать при организации питания детей знания анатомо-физиологических особенностей растущего организма.
Ø Уметь использовать при организации питания знания роли основных пищевых компонентов и физиологические потребности в них людей в зависимости от возраста, образа жизни, условий проживания, характера профессиональной деятельности, состояния здоровья.
Ø Получить навыки по составлению и оценке меню-раскладки.
Ø Усвоить систему повседневного медицинского контроля за питанием в детских и лечебно-профилактических учреждениях:
§ режим обработки инвентаря и оборудования,
§ условия хранения и кулинарной обработки пищевых продуктов;
§ медицинская документация на пищеблоке;
§ обеспечение санитарно-противоэпидемического режима работы пищеблока.
Приложения для самостоятельной работы студента
1.Структура и содержание практического занятия
Занятие проводится в учебной аудитории кафедры. После контроля исходного уровня подготовки студентов в ходе краткого собеседования акцентируются основные требования к питанию и медицинскому контролю за ним в организованных коллективах различных групп населения. Часть вопросов целесообразно обсудить в виде реферативных сообщений.
Каждый студент получает меню-раскладку и краткую информацию о тех лицах, для которых предназначен данный рацион питания.
Алгоритм выполнения:
Ø 1 этап. Протокол гигиенической оценки меню-раскладки
- Разнообразие, ассортимент продуктов, повторяемость и сочетание блюд.
- Суточный набор продуктов повышенной биологической ценности в соответствии с требованиями.
- Энергетическая ценность, органический состав рациона
(Фактические величины сравниваются с необходимыми, рекомендуемыми для данной категории лиц.
Фактические величины – извлекаются непосредственно из меню-раскладки или рассчитываются по имеющимся данным. Необходимые, рекомендуемые – извлекаются из «Норм физиологической потребности», соответствующих документов ).
Оцениваемый показатель
| Фактическая величина
| Рекомендуемая величина
|
| Энергетическая ценность, ккал
Белков, всего (гр.)
в т.ч. животных (%)
Жиров, всего (гр.)
в т.ч. растительн. (г).
Углеводов, всего (гр.).
Соотношение Б:Ж:У
Минеральные вещества (мг):
- Са
- Р
- железо
Соотношение Са/Р
Витамины (мг):
- А
- В1
- В2
- С
Кратность приемов пищи
Распределение энергии по отдельным приемам пищи (%).
- завтрак
- обед
- полдник
- ужин
Доля (%) белков в первую половину дня
Объем пищи за сутки
Наличие в рационе основных продуктов питания (г):
- мясо
- рыба
- молоко
- кисломолочные продукты
- яйца
- сливочное масло
- хлеб
- крупы и макаронные изделия
- овощи
- картофель
- фрукты
- сахар
- растит. масло
|
|
|
| Заключениео соответствии данного рациона фактического питания принципам рационального питания.
Ø 2 этап. Прогноз
Отметить возможные изменения в состоянии организма, к которым могут привести выявленные несоответствия фактического рациона принципам рационального питания, не внесшие (пока) вклад в формирование пищевого статуса, патологических отклонений, заболеваний и т.п.
Ø 3 этап. Оценка пищевого статуса
(в тех случаях, когда имеется необходимая для обоснования типа пищевого статуса информация).
При обосновании пищевого статуса необходимо обратить внимание не только на выявленные отклонения в рационе питания по предложенной меню-раскладке, но и учесть обычный, присущий данному индивиду, семье, группе лиц, характер питания, излюбленные блюда, образ жизни (см. легенду, ситуационную задачу).
Ø 4 этап. Рекомендацци.
Конечным результатом самостоятельной работы студента является расширенное заключение о полноценности питания и рекомендации по оптимизации питания.
Хронокарта занятия (4.4 час)
№ п.п.
| продолжительность
| Тема, содержание практических занятий
| Деятельность студента
| - Организационная часть- 10 мин
| - Содержательная часть – 180 мин
|
|
| l Выяснение исходного уровня знаний –
| l Отвечает на вопросы (устно, письменно)
|
|
| l Инструкция о ходе выполнения практической работы –
| l Слушает, задает вопросы, получает задание
|
|
| l Практическое задание №1
| l Анализирует предложенную меню-раскладку в соответствии с протоколом
- проводит необходимые расчеты
- изучает физиологические нормы питания
- оформляет заключение о соответствии рациона принципам необходимого рациона питания
l Прогнозирует неблагоприятные изменения в организме
- изучает таблицы о физиологическом значении нутриентов
- изучает схемы в методическом пособии
l Предлагает мероприятия по коррекции питания
|
|
| l Подведение итогов практической деятельности
| l Защищает выполненную работу
l Докладывает
l Задает вопросы, участвует в обсуждении
|
|
| l Контроль усвоения знаний
| Выполняет задания
| 3. Заключительная часть - 10 мин
|
Пример ситуационной задачи
Карпова Анастасия Михайловна, 35 лет. 12 лет работает бухгалтером расчетной группы на комбинате хлебопродуктов.
Завтракает утром дома- в меню чаще всего молочные сладкие каши (рисовая, манная), бутерброды с сыром (колбасой), маслом, сладкий чай. Обедает в столовой комбината. По утрам и в конце рабочего дня в бухгалтерии обычно устраивается чаепитие с домашней снедью или сушками, печеньем.
Питанию семья Карповых уделяет большое внимание. Любят молочные сладкие каши, овощи, фрукты. Мясные блюда (котлеты, жаркое, беф-строганов, пельмени) готовят ежедневно. На гарнир к ним чаще используют макаронные изделия или жареный картофель, жареная капуста. Салаты предпочитают со сметаной. В зимнее время употребляют фрукты и ягоды в виде варенья, джема, компота (заготавливаются обычно в большом количестве). Часто в рационе блинчики, жареные пирожки с различной начинкой, ватрушки.
Результаты профилактического осмотра: Жалобы -- сонливость, одышка при физической нагрузке (подъем на лестницу), запоры, усталость, неприятные ощущения (сдавливание, покалывание) в области сердца. Объективно - Кожные покровы чистые, легкая пастозность нижних конечностей. Подкожно-жировой слой избыточно развит. Средняя величина кожно-жировой складки - 38 мм, надключичные ямки выполнены. При взвешивании масса - 87,5 кг (рост - 164 см). Сердечно-сосудистая система: пульс - 76 уд/мин, ритмичный, границы сердца не расширены, тоны сердца приглушены. Артериальное давление - 125/75 мм рт. ст. Дыхательная система - без патологических изменений. Живот мягкий, безболезненный. Печень на 0,5 см выступает из-под реберной дуги.
Анамнез - Наследственный анамнез не отягощен. Родители Анны Николаевны не отличались полнотой, сахарного диабета и других отклонений у них и родственников не было. В детстве Анна Николаевна была худенькой девочкой. Начала полнеть лет 8 назад. В весе прибавляла незаметно. Заметная прибавка массы тела - в последние 2 года.
Задание
· Оцените питание.
· Ваш прогноз.
· Разработайте комплекс лечебно-профилактических рекомендаций в области питания.
Вопросы для самоподготовки
- Социально-гигиеническое значение правильной организации питания различных возрастных и социальных групп населения.
- Анатомо-физиологические особенности детского организма и принципы рационального питания детей и подростков.
- Последствия для организма детей избытка и недостатка белка в рационе питания.
- Последствия для организма детей избытка и недостатка жиров в рационе питания.
- Последствия для организма детей избытка и недостатка углеводов в рационе питания.
- Последствия для организма детей недостаточного содержания ряда микроэлементов (железо, медь, цинк) в рационе питания.
- Объем пищи и его значение.
- Организация питания в детских образовательных (дошкольных, школьных) учреждениях.
- Лечебно-профилактическое питание – цели, задачи, принципы.
- Характеристика рационов лечебно-профилактического питания.
- Лечебное (диетическое) питание – показания, особенности, принципы.
- Краткая характеристика диет лечебного питания.
- Особенности и организация питания в лечебно-профилактических учреждениях.
- Контроль за качеством поступающих продуктов, условиями хранения и соблюдением сроков их реализации на пищеблоке.
- Контроль за технологией приготовления пищи и качеством готовых блюд.
- Контроль за санитарно-эпидемическим режимом пищеблока, здоровьем и соблюдением правил личной гигиены сотрудниками пищеблока.
- Питание беременных и кормящих женщин.*
- Питание лиц, занимающихся умственным трудом.*
- Питание спортсменов.*
- Питание лиц престарелого и старческого возраста.*
- Питание населения в условиях неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды.*
*В виде обсуждения реферативных сообщений.
|
|