Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Практическое занятие «Питание различных групп населения: организация, медицинский контроль»

 

Цель занятия:

Ø Уяснить значимость и принципы рационального питания различных групп населения (дети и подростки; работники вредных профессий; больные; проживающие на экологически неблагополучных территориях, работники умственного труда, беременные и кормящие женщины)

Ø Освоить методику медицинского контроля за организацией питания в организованных коллективах.

Подготовка к занятию

Для подготовки к занятию студенту необходимо:

№ п/п Содержание Форма контроля
2.1. Повторить материал по анатомии и физиологии организма , раздел « Самоконтроль
2.2. Изучить материал лекции ______ Самоконтроль
2.3. Прочитать учебник »Гигиена», стр. 231-243, 283-285 Входной контроль, тестирование
2.4. Прочитать учебник »Гигиена питания », стр. 332-397 Входной контроль, тестирование
2.5. Прочитать учебник «Руководство к практическим занятиям по Входной контроль тестирование
2.6. Изучить дополнительную литературу - см. список рекомендуемой литературы Входной контроль, тестирование
2.7 Быть готовым ответить на вопросы – см. «Вопросы для самоподготовки» Самоконтроль
2.8. Изучить основную терминологию по теме – термины и их содержание приведены в рекомендуемой для подготовки литературе. Самоконтроль, входной контроль
     
     

Цели и задачи (результат занятия)

После практического занятия по теме студент должен:

ПК Зн., ум, вл. Оценка сформированности
ПК 10 Зн. 10 Тестовые задания, опрос
Ум.1 Решение ситуационных задач
ПК 11 Зн. 10 Тестовые задания, опрос
Зн.12 Решение ситуационных задач
ПК 12 Зн.12, Тестовые задания, опрос
Ум.1,16, 23 Решение ситуационных задач
Вл.2 Решение ситуационных задач

Конкретные умения и навыки:



Ø Уметь использовать при организации питания детей знания анатомо-физиологических особенностей растущего организма.

Ø Уметь использовать при организации питания знания роли основных пищевых компонентов и физиологические потребности в них людей в зависимости от возраста, образа жизни, условий проживания, характера профессиональной деятельности, состояния здоровья.

Ø Получить навыки по составлению и оценке меню-раскладки.

Ø Усвоить систему повседневного медицинского контроля за питанием в детских и лечебно-профилактических учреждениях:

§ режим обработки инвентаря и оборудования,

§ условия хранения и кулинарной обработки пищевых продуктов;

§ медицинская документация на пищеблоке;

§ обеспечение санитарно-противоэпидемического режима работы пищеблока.

Приложения для самостоятельной работы студента

1.Структура и содержание практического занятия

Занятие проводится в учебной аудитории кафедры. После контроля исходного уровня подготовки студентов в ходе краткого собеседования акцентируются основные требования к питанию и медицинскому контролю за ним в организованных коллективах различных групп населения. Часть вопросов целесообразно обсудить в виде реферативных сообщений.

Каждый студент получает меню-раскладку и краткую информацию о тех лицах, для которых предназначен данный рацион питания.

Алгоритм выполнения:

Ø 1 этап. Протокол гигиенической оценки меню-раскладки

  1. Разнообразие, ассортимент продуктов, повторяемость и сочетание блюд.
  2. Суточный набор продуктов повышенной биологической ценности в соответствии с требованиями.
  3. Энергетическая ценность, органический состав рациона

(Фактические величины сравниваются с необходимыми, рекомендуемыми для данной категории лиц.

Фактические величины – извлекаются непосредственно из меню-раскладки или рассчитываются по имеющимся данным. Необходимые, рекомендуемые – извлекаются из «Норм физиологической потребности», соответствующих документов ).

 

Оцениваемый показатель Фактическая величина Рекомендуемая величина
              Энергетическая ценность, ккал Белков, всего (гр.) в т.ч. животных (%) Жиров, всего (гр.) в т.ч. растительн. (г). Углеводов, всего (гр.). Соотношение Б:Ж:У Минеральные вещества (мг): - Са - Р - железо Соотношение Са/Р Витамины (мг): - А - В1 - В2 - С Кратность приемов пищи Распределение энергии по отдельным приемам пищи (%).
  • завтрак
  • обед
  • полдник
  • ужин
Доля (%) белков в первую половину дня Объем пищи за сутки Наличие в рационе основных продуктов питания (г):
  • мясо
  • рыба
  • молоко
  • кисломолочные продукты
  • яйца
  • сливочное масло
  • хлеб
  • крупы и макаронные изделия
  • овощи
  • картофель
  • фрукты
  • сахар
  • растит. масло

 

   

Заключениео соответствии данного рациона фактического питания принципам рационального питания.

 

Ø 2 этап. Прогноз

Отметить возможные изменения в состоянии организма, к которым могут привести выявленные несоответствия фактического рациона принципам рационального питания, не внесшие (пока) вклад в формирование пищевого статуса, патологических отклонений, заболеваний и т.п.

Ø 3 этап. Оценка пищевого статуса

(в тех случаях, когда имеется необходимая для обоснования типа пищевого статуса информация).

При обосновании пищевого статуса необходимо обратить внимание не только на выявленные отклонения в рационе питания по предложенной меню-раскладке, но и учесть обычный, присущий данному индивиду, семье, группе лиц, характер питания, излюбленные блюда, образ жизни (см. легенду, ситуационную задачу).

Ø 4 этап. Рекомендацци.

Конечным результатом самостоятельной работы студента является расширенное заключение о полноценности питания и рекомендации по оптимизации питания.

Хронокарта занятия (4.4 час)

№ п.п. продолжительность Тема, содержание практических занятий Деятельность студента
  1. Организационная часть- 10 мин
  1. Содержательная часть – 180 мин
    l Выяснение исходного уровня знаний – l Отвечает на вопросы (устно, письменно)    
    l Инструкция о ходе выполнения практической работы – l Слушает, задает вопросы, получает задание
    l Практическое задание №1 l Анализирует предложенную меню-раскладку в соответствии с протоколом - проводит необходимые расчеты - изучает физиологические нормы питания - оформляет заключение о соответствии рациона принципам необходимого рациона питания l Прогнозирует неблагоприятные изменения в организме - изучает таблицы о физиологическом значении нутриентов - изучает схемы в методическом пособии l Предлагает мероприятия по коррекции питания
    l Подведение итогов практической деятельности l Защищает выполненную работу l Докладывает l Задает вопросы, участвует в обсуждении
    l Контроль усвоения знаний Выполняет задания
3. Заключительная часть - 10 мин

Пример ситуационной задачи

Карпова Анастасия Михайловна, 35 лет. 12 лет работает бухгалтером расчетной группы на комбинате хлебопродуктов.

Завтракает утром дома- в меню чаще всего молочные сладкие каши (рисовая, манная), бутерброды с сыром (колбасой), маслом, сладкий чай. Обедает в столовой комбината. По утрам и в конце рабочего дня в бухгалтерии обычно устраивается чаепитие с домашней снедью или сушками, печеньем.

Питанию семья Карповых уделяет большое внимание. Любят молочные сладкие каши, овощи, фрукты. Мясные блюда (котлеты, жаркое, беф-строганов, пельмени) готовят ежедневно. На гарнир к ним чаще используют макаронные изделия или жареный картофель, жареная капуста. Салаты предпочитают со сметаной. В зимнее время употребляют фрукты и ягоды в виде варенья, джема, компота (заготавливаются обычно в большом количестве). Часто в рационе блинчики, жареные пирожки с различной начинкой, ватрушки.

Результаты профилактического осмотра: Жалобы -- сонливость, одышка при физической нагрузке (подъем на лестницу), запоры, усталость, неприятные ощущения (сдавливание, покалывание) в области сердца. Объективно - Кожные покровы чистые, легкая пастозность нижних конечностей. Подкожно-жировой слой избыточно развит. Средняя величина кожно-жировой складки - 38 мм, надключичные ямки выполнены. При взвешивании масса - 87,5 кг (рост - 164 см). Сердечно-сосудистая система: пульс - 76 уд/мин, ритмичный, границы сердца не расширены, тоны сердца приглушены. Артериальное давление - 125/75 мм рт. ст. Дыхательная система - без патологических изменений. Живот мягкий, безболезненный. Печень на 0,5 см выступает из-под реберной дуги.

Анамнез - Наследственный анамнез не отягощен. Родители Анны Николаевны не отличались полнотой, сахарного диабета и других отклонений у них и родственников не было. В детстве Анна Николаевна была худенькой девочкой. Начала полнеть лет 8 назад. В весе прибавляла незаметно. Заметная прибавка массы тела - в последние 2 года.

Задание

· Оцените питание.

· Ваш прогноз.

· Разработайте комплекс лечебно-профилактических
рекомендаций в области питания.

Вопросы для самоподготовки

  1. Социально-гигиеническое значение правильной организации питания различных возрастных и социальных групп населения.
  2. Анатомо-физиологические особенности детского организма и принципы рационального питания детей и подростков.
  3. Последствия для организма детей избытка и недостатка белка в рационе питания.
  4. Последствия для организма детей избытка и недостатка жиров в рационе питания.
  5. Последствия для организма детей избытка и недостатка углеводов в рационе питания.
  6. Последствия для организма детей недостаточного содержания ряда микроэлементов (железо, медь, цинк) в рационе питания.
  7. Объем пищи и его значение.
  8. Организация питания в детских образовательных (дошкольных, школьных) учреждениях.
  9. Лечебно-профилактическое питание – цели, задачи, принципы.
  10. Характеристика рационов лечебно-профилактического питания.
  11. Лечебное (диетическое) питание – показания, особенности, принципы.
  12. Краткая характеристика диет лечебного питания.
  13. Особенности и организация питания в лечебно-профилактических учреждениях.
  14. Контроль за качеством поступающих продуктов, условиями хранения и соблюдением сроков их реализации на пищеблоке.
  15. Контроль за технологией приготовления пищи и качеством готовых блюд.
  16. Контроль за санитарно-эпидемическим режимом пищеблока, здоровьем и соблюдением правил личной гигиены сотрудниками пищеблока.
  17. Питание беременных и кормящих женщин.*
  18. Питание лиц, занимающихся умственным трудом.*
  19. Питание спортсменов.*
  20. Питание лиц престарелого и старческого возраста.*
  21. Питание населения в условиях неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды.*

*В виде обсуждения реферативных сообщений.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.