Общие принципы методики проведения практических занятий В соответствии с основной целью преподавания гигиены для врачей лечебного профиля – формирование профилактической направленности мышления и практической деятельности - одной из форм обучения являются практические занятия
Регламент проведения практического занятия (утвержден на заседании кафедры)
№№ п\п
| Этап занятия
|
1.1
1.2
2.1
2.2
2.3
3.
3.1
3.2
4.1
4.2
4.3
5.1
5.2
5.3
| Организационная часть
Приветствие
Регистрация присутствующих
Введение
Озвучивание темы и плана практического занятия
Ответы на вопросы, возникшие при подготовке к занятию
Выдача методических указаний, пособий, алгоритмов действия, необходимых для проведения занятия
Разбор теоретического материала темы
Письменное тестирование, решение ситуационных задач, оценка результатов оценки исходного уровня знаний
Обсуждение основных положений темы. (В случае использования оборудования проведение инструктажа по технике безопасности)
Проведение практической части занятия
Самостоятельная работа студента (в соответствии с рабочей программой)
Консультирование при выполнении задания
Контроль выполнения работы (оценка)
Заключительная часть
Анализ результатов. Ответы на вопросы
Сообщение темы следующего занятия, вопросов для самостоятельной подготовки, рекомендуемой литературы
Завершение занятия, оформление учебного журнала.
| Критерии оценки деятельности студента
Критерии оценки решения ситуационных задач
| Оценка «отлично» -
обучаемый глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме, в соответствии с алгоритмом последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, дает полный анализ предложенной в задаче ситуации, предлагает обоснованный план конкретных мероприятий; владеет необходимыми нормативными документами.
| Оценка «хорошо» -
студент в целом владеет знаниями учебного материала, но допускает отдельные неточности, испытывает некоторые затруднения в анализе ситуационной задачи (или дает полный ответ и анализ после консультации преподавателя). Предложенный план неполон и недостаточно конкретизирован. Владеет необходимыми нормативными документами.
| Оценка «удовлетворительно» -
студент слабо владеет знаниями учебного материала, допускает ошибки при формулировании основных понятий темы, делает ошибки в расчетах, затрудняется в анализе результатов (даже после консультации преподавателя. План рекомендаций представляет разрозненные, не совсем обоснованные мероприятия. Необходимые нормативные документы практически не используются при анализе предложенной ситуации.
| Оценка «неудовлетворительно» -
полное отсутствие знаний, не выполнение практической работы
| Оценка тестового контроля
(Выписка из протокола заседания кафедры № 11 от 30.06.2010)
| Оценка
| Доля правильных ответов (%)
| Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Неудовлетворительно
| 100 - 91
90 - 81
80 - 71
70 и менее
| Критерии оценки выполнения УИРС
| Отлично-
четкоеи полное изложение материала в соответствии с предложенным планом (схемой ) полный глубокий анализ; соответствующее всем требованиям оформление.
| Хорошо-
недостаточно полное изложение примерно 20% материала; поверхностный анализ; нарушение некоторых требований к оформлению.
| Удовлетворительно-
Недостаточно полное изложение 50% и более материала; отсутствие анализа; несоблюдение требований к оформлению.
|
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Основная литература:
1. Гигиена: учебник/ ред. Г.И.Румянцев. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 608с.: ил.
Дополнительная литература:
1. Гигиеническая оценка биологической ценности и доброкачественности пищевых продуктов: учебное пособие/ В.Н.Семенова {и др.}; Новосиб. Гос.мед.ун-т.- Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2010. – 74с.
2. Ребров В.Г., Громова О.А. Витамины макро- и микроэлементы \В.Г.Ребров, О.А. Громова, М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008 – 960 с.
3. Особенности и организация питания различных групп населения: учебное пособие/ В.Н.Семенова {и др.}; НГМУ.- Новосибирск: Сибмедиздат, 2011. – 90с.
4. Оценка фактического питания: учебное пособие/ В.Н.Семенова {и др.}; НГМУ.- Новосибирск: Сибмедиздат, 2011. – 14с.
5. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека: учебник {Рекомендовано Министерством образования} \Ю.П.Пивоваров, В.В.Королик, Л.С.Зиневич; ред. Ю.П.Пивоваров. - 4-е изд., испр. и доп., - М.: Академия, 2008. -528с.: ил.
6. Питание как фактор сохранения и укрепления здоровья: учебное пособие/ В.Н.Семенова {и др.}; Новосиб. гос.мед.ун-т.- Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2010. – 68с.
7. Пищевые отравления: методика расследования и профилактика: учебное пособие/ В.Н.Семенова {и др.}; Новосиб. гос.мед.ун-т.- Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2010. – 62с.
8. Эпидемиологические аспекты питания – профилактика наиболее распространенных заболеваний: учебное пособие/ В.Н.Семенова {и др.}; НГМУ.- Новосибирск: Сибмедиздат, 2011. – 22с.
Периодические издания
№п\п
| Наименование
| Краткая характеристика
| 1.
| Гигиена и санитария
| Журнал выходит 12 раз в год.
Гигиенический журнал общего профиля. Печатает статьи по всем разделам гигиенической науки и санитарной практики. Основное внимание уделяется вопросам гигиены окружающей среды и населенных мест, экологии человека, гигиены детей и подростков, радиационной гигиены, гигиены труда, питания и социальной гигиены.
Входит в перечень журналов ВАК.
| | 2.
| Вопросы питания
| Журнал выходит 6 раз в год.
Научно-практический журнал, основанный в 1932 г. Основное научное направление журнала – публикации по фундаментальным и прикладным вопросам биохимии, физиологии питания, гигиены питания, лечебного, профилактического и детского питания.
Входит в перечень журналов ВАК
| | Процесс изучения раздела направлен на формирование следующих компетенций:
ПК 9. Способен и готов ….., владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, применять возможности современных информационных технологий….
ПК 10. Способен и готов применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков ……. целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин
ПК 11. Способен и готов использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам.
ПК 12. Способен и готов проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний; осуществлять обще-оздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой…….
ПК 27. Способен и готов использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы РФ, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию….) …….
ПК 31. Способен и готов изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по ……...
После изучения раздела студент должен
ЗНАТЬ:
1.Основы законодательства РФ охране здоровья населения, основные нормативно-технические документы.
10…….факторы, формирующие здоровье человека.
12. Гигиенические аспекты питания…….
13. Основы профилактической медицины, организацию профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения
14. Методы санитарно-просветительной работы.
УМЕТЬ:
1…….анализировать и оценивать,,,,,,,, состояние здоровья населения, влияние на него факторов окружающей и производственной среды.
2.Участвовать в организации и оказании……….,санитарно-противоэпидемической, помощи населению с учетом его социально-профессиональной и возрастно-половой структуры.
4. Проводить экологическую экспертизу и экологическое прогнозирование деятельности человека.
16. Использовать в лечебной деятельности методы первичной и вторичной профилактики, устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья от воздействия факторов среды обитания.
23. Проводить с населением прикрепленного участка мероприятия по первичной и вторичной профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний…., осуществлять профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней среды с использованием различных методов физической культуры и спорта, закаливания, пропагандировать здоровый образ жизни.
ВЛАДЕТЬ:
2. Оценками состояния общественного здоровья.
Практическое занятие « Методы изучения и оценки питания».
Цель:
ü Ознакомить студентов со значимостью и основными принципами построения рационального питания,
ü Усвоить структуру и содержание норм физиологической потребности организма в энергии и нутриентах
ü Ознакомить с основными методами оценки адекватности питания.
Подготовка к занятию
Для подготовки к занятию студенту необходимо:
|