Поведение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде Анализ поведения строится на ряде предположений.
1. Фирма является типичной средней, она получает нулевую прибыль, и у нее нет стимула покинуть отрасль. Фирма находится в состоянии длительного равновесия.
2. Отрасль состоит из таких фирм и тоже находится в состоянии равновесия.
3. С изменением рыночной конъюнктуры у фирм появляется стимул для входа (выхода) в отрасль, но это не влияет на цену ресурсов и, следовательно, на издержки. Это отрасль с постоянными издержками. В действительности в условиях ограниченности ресурсов вовлечение в производственный процесс их большего количества вызовет рост цен на них.
Воздействие вступления в отрасль новых фирм с постоянными издержками на предложение, цену и прибыль показано на рис. 29.
Рис. 29. Временные прибыли и восстановление
равновесия фирмы и отрасли в долгосрочном периоде
|
Допустим, что спрос на продукцию отрасли увеличился с Д1 до Д2, это привело к росту цены с Р1 до Р2. Фирма начинает получать чистую прибыль, что становится стимулом для вступления в отрасль новых конкурентов. Кривая рыночного предложения сдвигается с S1 до S2 выпуск продукции в отрасли возрастает с начального Q1 до уровня равновесия в долгосрочном плане Q2. Это вызывает понижение цен до первоначального уровня Р1, т.е. до цены, равной минимуму средних издержек. Чистая прибыль фирмы упала до 0, побудительные мотивы для вступления в отрасль новых конкурентов исчезают. Равновесие фирмы и отрасли восстановлено, но при больших объемах производства.
Воздействие выхода фирм из отрасли на предложение, цену и прибыль рассмотрите самостоятельно.
Таким образом, конкуренция, которая проявляется во вступлении и оттоке фирм из отрасли, уравнивает цену с минимумом средних издержек в долгосрочном периоде.
Достижение конкурентной фирмой полного равновесия возможно при выполнении двух условий:
1) предельный доход должен равняться предельным издержкам;
2) цена должна равняться средним издержкам:
MR(P) = МС = min AC.
Равенство Р = МС означает, что ресурсы распределены эффективно. Фирмы выпускают такой набор продукции, который наиболее предпочтителен, полезен для потребителей.
Равенство Р = min АС означает, что при производстве любого количества продукции фирма использует минимум ресурсов и назначает самую низкую цену с учетом своих издержек (при данном уровне техники и технологий).
Другими словами, фирмы в условиях совершенной конкуренции производят максимально возможное количество продукции с наименьшими издержками. При этом рынок совершенной конкуренции автоматически реагирует на изменение потребительского спроса расширением или свертыванием производства, поэтому данный тип рыночной структуры рассматривается экономической наукой как эталон эффективности.
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите подходы, которые могут быть использованы конкурентной фирмой для определения оптимального объема производства. Представьте их графически.
2. Приведите определение совершенной конкуренции, выделив ее основные признаки.
3. Что собою представляет график спроса на продукцию совершенно-конкурентной фирмы. С чем связаны его особенности.
4. Используя правило максимизации прибыли (минимизации убытков)для конкурентной фирмы P = MC, рассмотрите 4 типичных ситуации, в которых может оказаться фирма в зависимости от сложившейся на рынке цены в краткосрочном периоде.
5. Сделайте выводы, в каких случаях фирма продолжит производственную деятельность, а в каких - она должна прекратить её.
6. Обоснуйте взаимосвязь кривой предельных издержек и кривой предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Покажите на графике.
7. Сформулируйте основные положения по конкурентному ценообразованию.
8. Используя графические построения, проанализируйте поведение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.
9. Как и при каких условиях достигается долгосрочное равновесие фирмы и отрасли в долгосрочном периоде. Чем долгосрочное равновесие конкурентной фирмы отличается от краткосрочного?
10. Почему рынок совершенной конкуренции экономическая наука рассматривает как эталон эффективности.
Тема 9. ПРОИЗВОДСТВО И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ НЕ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
1. Производство и ценообразование в условиях чистой монополии.
2. Производство и ценообразование в условиях монополистической конкуренции.
3. Производство и ценообразование в условиях олигополии.
4. Ценовая дискриминация.
5. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики.
Рынок несовершенной конкуренции представлен такими моделями как чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.
Их появление есть следствие благоприятного положения фирмы на рынке, которое складывается под влиянием барьеров, предотвращающих появление новых продавцов. В качестве основных барьеров можно указать следующие:
Исключительные права, полученные от правительства и местных органов власти на определенный вид деятельности, например, транспортные услуги, услуги связи, коммунальные услуги. Многие государства сами имеют монополию в продаже спиртных напитков, являются единственными легальными представителями игорного бизнеса, организуют государственные лотереи.
Патенты и авторские права. Они обеспечивают монопольные позиции только на ограниченное число лет, поэтому создаваемая таким образом монополия является временной.
Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы, необходимые для производства продукта.
Экономия на масштабе производства, или эффект масштаба. Суть его состоит в том, что долгосрочные средние издержки минимальны, если отрасль представлена одной, а не несколькими конкурирующими фирмами. Иначе говоря, высокоэффективное производство с низкими издержками достигается только в крупных фирмах. Она преобладает в области местного обеспечения электроэнергией, газом, услуг телефонной связи.
Вступлению в отрасль могут препятствовать и нелегальные методы борьбы с новыми конкурентами.
|