Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Издержки в долгосрочном периоде

Теперь взаимосвязь между выпуском продукции и издержками изучим в долгосрочном периоде, в котором менеджеры могут увеличить объем производства продукции, изменяя все факторы. То есть они могут изменить масштаб фирмы.

Поскольку при этом меняется величина постоянных издержек, то фирма как бы «переходит» на новую кривую средних издержек (AC). На рисунке 23 показаны несколько вариантов кривых краткосрочных средних издержек фирмы, которые соответствуют разным объемам производства и разному действию эффекта масштаба.

Дуга, которая огибает кривые средних издержек в краткосрочном периоде при разных масшта­бах производства, пред­ставляет собой кривую долгосрочных средних издержек LAC (рис.23.).

Анализ изменения долгосроч­ных издержек важен для выбора стратегии фирмы в области масштабов своей деятельности — увеличивать или уменьшать производственные мощности в связи с изме­нением ситуации на рынке.

Рис.23.Средние издержки фирмы в кратко- и долгосрочном периодах

Форму кривой долгосрочных средних издержек эко­номисты связывают с эффектом масштаба производства, который позволяет нивелировать действие закона убыва­ющей предельной доходности. Различают постоянный, положительный и отрицательный эффект масштаба производства.

Постоянный эффектмасштаба возникает в том случае, если пропорциональное увеличение всех применяемых факторов вызовет точно такое же увеличение объема выпускаемой продукции. В результате этого при увеличении размеров фирмы средние издержки не изменяются.

Положительный эффектмасштаба возникает в том случае, если пропорциональное увеличение всех применяемых факторов вызовет большее увеличение объема выпускаемой продукции. Этому способствуют специализа­ция в производстве и управлении, применение высоко­производительного и дорогостоящего оборудования, ком­бинирование производства и др. В результате этого при увеличении размеров фирмы средние издержки уменьшаются.



Отрицательный эффектмасштаба возникает в том случае, если пропорциональное увеличение всех применяемых факторов вызовет меньшее увеличение объема выпускаемой продукции. Это связано с нарушениями процесса управления в слишком крупной фирме: затруднение кон­троля за реализацией решений; рост издержек на переда­чу и обработку информации, возникновение локальных интересов и т.д. В результате этого при увеличении размеров фирмы средние издержки возрастают.

Смена положительного эффекта масштаба произ­водства отрицательным определяет минимально эффективный размер производства (МЭР), при котором фирма минимизирует долго­срочные средние издержки. Это объем производства Q2, который соответствует оптимальному размеру фирмы (рис.23).

Расширение объемов про­изводства сверх Q2 приведет к росту издержек. Поэтому при увеличении рыночного спроса целесообразно создать новое предприятие, а не расширять действующее.

Заметим, что эффект масштаба по-разному проявляется в разных отраслях, что во многом зависит от технологии производства. Поэтому в каждой отрасли можно определить свой МЭР. А зная его и емкость рынка можно найти количество фирм действующих в отрасли.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое фирма и почему она является субъектом микроэкономики?

2. Охарактеризуйте организационно-правовые формы фирм, обосновав их достоинства и недостатки.

3. Дайте определение бухгалтерских и экономических издержек и поясните, чем подход экономиста к анализу издержек фирмы отличается от оценки бухгалтера. На какую величину экономические издержки превышают бухгалтерские.

4. Определите различия между бухгалтерской и экономической прибылью.

5. Что собой представляет нормальная и чистая прибыль?

6. Сформулируйте закон убывающей отдачи и объясните причины его действия в краткосрочном периоде.

7. Что такое общий, средний, предельный продукт переменного ресурса. Приведите формулы их расчета и сделайте графические построения.

8. Дайте определение общих, постоянных, переменных, средних, предельных издержек, объяснив способ их исчисления. Постройте их график и объясните их форму.

9. Если закон убывающей отдачи не действует в долгосрочном периоде, то как объясняется характер изменения долгосрочных средних издержек и соответственно формы кривой этих издержек.

10. С чем связано действие положительного и отрицательного эффектов роста масштабов производства.

11. Как определяется минимально эффективный размер фирмы и какую информацию это дает для принятия экономических решений.

12. Какое влияние оказывает форма кривой долгосрочных средних издержек на структуру отрасли.

 

Тема 8. ПРОИЗВОДСТВО И ЦЕНОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

1. Условия максимизации прибыли фирмой

2. Поведение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде и ее равновесие.

3. Поведение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.