Поведение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде Совершенная конкуренция — это модель рынка, которая соответствует ряду требований:
• наличие большого числа независимо действующих конкурирующих фирм, имеющих небольшую долю в отраслевом выпуске продукции (менее 1% общих продаж);
• конкурентные фирмы производят стандартизованную продукцию и, следовательно, отсутствуют основания для неценовой конкуренции, покупателям безразлично, продукцию какой фирмы покупать,
• конкурентные фирмы не могут устанавливать рыночную цену, они только приспосабливаются к ней, это условие вытекает из первых двух,
• не существует никаких препятствий (законодательных, технологических, финансовых и др.) для свободного вхождения новых фирм в отрасль и выхода из нее.
Из характеристики совершенной конкуренции вытекают следующие необходимые для анализа предположения:
• поскольку цена для каждой фирмы является данной, то повлиять на свой доход фирма может, изменяя объем продаж;
• линия цены есть и линия спроса на продукцию конкурентной фирмы, что отражает абсолютную эластичность спроса
В зависимости от сложившегося уровня цен фирма может оказаться в четырех типичных ситуациях.Первая ситуация изображена на рис.25.
Объем производства
Рис.25. Положение предельной фирмы
Цена (Р) установилась на таком уровне, что возмещает только минимальные средние переменные издержки (mm AVC) Такая фирма называется предельной, т.е. находящейся на пределе целесообразности продолжения производства, так как несет убытки. Использование правила Р = МС позволяет понять, что при объеме производства Q1 убытки можно минимизировать. Минимальный убыток равен постоянным издержкам (FC). На графике он показан заштрихованным прямоугольником. Такой фирме безразлично, производить Q1 единиц продукции или прекратить производственную деятельность. Убытки в том и в другом случае равны.
В краткосрочном периоде фирма скорее примет решение производить в надежде на изменение рыночной ситуации Такое решение для нее более очевидно, если min AVC < Р < AC. Здесь фирма возмещает переменные и часть постоянных издержек, ее убыток меньше постоянных издержек
Ситуация вторая изображена на рис. 26.
Рис. 26. Положение запредельной фирмы
Цена установилась на таком уровне, что фирма не возмещает даже минимальных средних переменных издержек производства (Р < min AVC). Такая фирма называется запредельной. Она имеет убытки, но объема производства, при котором их можно минимизировать, не существует. На графике убытки показаны заштрихованным прямоугольником. Фирме выгоднее прекратить производственную деятельность, чем производить объем Q2 при данной цене, так как в первом случае ее убытки равны постоянным издержкам, а во втором - превышают их.
Третья ситуация изображена на рис.27.
Объем производства
Рис.27. Положение допредельной фирмы с нулевой прибылью
Цена установилась на таком уровне, что фирма возмещает минимальные средние издержки (Р = min AC). При такой цене фирма работает на уровне самоокупаемости, ее экономическая прибыль равна 0 при объеме производства О3. Если фирма решит производить любой другой объем продукции, возникнут убытки.
Такая фирма называется допредельной с нулевой прибылью.
Четвертая ситуация изображена на рис. 28.
Объем производства
Рис. 28. Положение допредельной фирмы с чистой прибылью
Цена установилась на таком уровне, что превышает минимальное значение средних издержек (Р > min AC). Фирма получает чистую прибыль, максимум которой достигается при производстве Q4 единиц продукции. Это допредельная фирма с чистой прибылью. На графике чистая прибыль показана заштрихованным прямоугольником.
Применение правила Р = МС при различных возможных рыночных ценах приводит к выводу о том, что отрезок кривой предельных издержек фирмы в краткосрочном периоде, лежащий выше минимального значения средних переменных издержек, есть кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде.
Итак, в каждой из рассмотренных ситуаций фирма приспосабливается к цене и производит такое количество продукции, которое максимизирует прибыль или минимизирует убытки.
Сама же цена определяется соотношением величины рыночного спроса и объема рыночного предложения. Последнее находится суммированием продукции, предлагаемой всеми фирмами в отрасли (при условии, что цены ресурсов и технологии заданы). Эти фирмы различны по масштабам, организации и технологической базе, а значит, и по уровню издержек. Поскольку цена является единой для всех фирм, то отрасль в каждый данный момент представлена допредельными, предельными и запредельными фирмами. Если объем спроса превышает объем предложения, то цена растет, появляются стимулы к расширению производства: у допредельных фирм, получающих чистую прибыль, — увеличить ее массу; у допредельных фирм с нулевой прибылью — получить чистую прибыль; часть предельных фирм становится допредельными и получает нулевую прибыль; часть запредельных фирм станет предельными.
Если объем предложения превысит объем спроса, цена падает, в отрасли происходят обратные явления.
Изменения рыночной цены происходят до тех пор, пока объем рыночного предложения не сравняется с объемом рыночного спроса. Тогда устанавливается единая равновесная цена, которая в краткосрочном периоде имеет тенденцию к сохранению.
Итак, обобщим основные положения по конкурентному ценообразованию:
1. При решении вопроса о продолжении или прекращении производства цена (P) сравнивается с минимумом средних переменных издержек (AVC) или общая выручка (TR) – с переменными издержками (VC);
2. При определении объема производства, максимизирующего прибыль, или минимизирующего убытки сравниваются предельный доход (MR) с предельными издержками (MC) или общая выручка (TR) с общими издержками;
3. При определении фактической прибыли (убытков) сопоставляются цена (P) и средние издержи (AC) или общая выручка (TR) с общими издержками.
|