Восприятие и изображение формы. Графика – как вид изобразительного искусства. Виды графики.
Графика (греч. - пишу, черчу, рисую),вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды гравюры), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.
Термин «графика» первоначально употреблялся применительно к письму и каллиграфии. Новое значение он получил в конце 19 - начале 20 вв. в связи с бурным развитием промышленной полиграфии и распространением четкого, контрастного линейного рисунка, удобного для фотомеханического воспроизведения в книге и журнале. Тогда графика определилась как самостоятельный вид искусства, в основе которого лежат линия, контраст черного и белого. Также в графике, кроме контурной линии, используются штрих, пятно, контрастирующие с белой (черной) поверхностью бумаги. Графика не исключает использование цвета, характер применения которого здесь совсем иной, чем в живописи (главное - цвет). Цвет в графике подчиняется особенностям изображения, присущим рисунку. Художник рисует художественными материалами, поэтому не имеет значения акварель, гуашь, цветные карандаши или пастель это. В графике велика условность цвета. Обычно применяется ограниченное количество цветов, которые образуют сближенную цветовую гамму и сохраняют условность изображения.
Одним из отличительных признаков графики является особое отношение изображаемого предмета к пространству. Чистый белый фон, проступающий под красочным слоем или не занятый изображениями, условно воспринимается как пространство. Особенно наглядно это в книжной графике, когда изображение на чистой странице воспринимается в пространстве (в соответствии с текстом) интерьера, улицы, пейзажа.
Художественно-выразительные достоинства графики заключаются в лаконизме, строгом отборе графических средств.
Некоторая недосказанность, намек на предмет составляют особую значимость графического изображения. Поэтому даже беглые наброски, зарисовки с натуры, эскизы имеют самостоятельную художественную ценность.
Графике доступны разные жанры:
- портрет;
- пейзаж;
- натюрморт;
- анималистический жанр;
- исторический жанр и др.
Виды графики (по назначению):
1. Станковая (имеет самостоятельное значение) - можно увидеть на выставках, в интерьере. Это рисунки, эстампы, лубок (народная картинка).
2. Книжная и газетно-журнальная - художественное оформление газет, журналов, книг, тесно связанное с текстом и выдержанное в едином стиле. Относят миниатюры (рукописные книги). Все внутренние и внешние элементы книжного оформления (формат, суперобложка, авантитул, титульный лист, шмуцтитул, иллюстрации) создают целостное произведение искусства.
3. Плакат, афиша (живой отклик на происходящие события) - броское лаконичное изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, сопровождается текстом. Воспринимается на большом расстоянии, большая роль придается символике цвета, силе его эмоционального взаимодействия.
Специфика плаката:
- плоскостное изображение;
- общепонятные символы
- изобразительные метафоры;
- сопоставление масштабов, точек зрения, степеней условности;
- обобщенные образы;
- силуэты;
- контуры;
- фотоматериал. Виды плаката:
- экологический;
- кинорекламный;
- театральный;
- спортивный;
- просветительский. Цели плаката:
- рекламные;
- агитационные;
- учебные;
- политические.
4.Прикладная графика (промышленная) - имеет практическое назначение, украшает быт. К ней относят открытки, этикетки, конверт. В настоящее время относят этот вид графики к графическому дизайну.
5.Компьютерная графика - художники выполняют композиции из сложно пересекающихся линий, элементов, узоров, цветовых пятен на экране дисплея, затем полученные изображения выводят на принтере.
Развитие техники создает новые условия для возникновения новых видов графики.
Гравюра – как вид графики. Виды гравюры.
Возвращаясь к понятию «графики» по технике она делится на рисунок и гравюру.
Рисунок относится к уникальной графике, так как создается в единственном экземпляре.
Произведения же печатной графики тиражируются в нескольких экземплярах - эстампах, но каждый из них является оригиналом (эстамп - оттиск).
Изображение, полученное в результате оттиска на бумаге с печатной формы - доски из металла, дерева, линолеума с нанесенным на нее углубленным рисунком, называется гравюрой. Здесь рисунок выполняется специальными резцами (штихелями) или вытравливается кислотой (металл).
Виды гравюры:
1. Для высокой печати (краска накатывается на выступающие части доски, вглубь она не попадает):
- ксилография (дерево);
- линогравюра (линолеум);
- гравюра на картоне.
2. Для глубокой печати (краска затирается в глубь штриха, выступающие части - светлые, углубленные - темные):
- офорт (металл).
3. Для плоской печати:
- литография (камень) - специально обрабатывается химическими веществами.
Цветные гравюры печатают с нескольких досок, каждая из которых для одной краски, иногда с одной доски, покрывая ее разными красками.
Рисунок – как вид графики. Виды рисунка.
Рисунок - какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств - линии, штриха, пятна.
Рисунок как вид графики занимает особое место в мире изобразительного искусства, так как рисунок - структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок - это средство познания и изучения действительности.
Рисовать можно разными инструментами: графитным карандашом на бумаге и картоне, углем на стене, фломастером на стекле, тушью и пером на ткани, золотом на металлическом подносе, палочкой на песке, карандашом на лице и т. д.
Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям, участвовать в создании других произведений искусств, украшать интерьер. Многочисленные виды рисунка различаются:
- по технике;
- методам и характеру;
- по назначению;
- жанрам;
- темам.
Станковый рисунок(имеет самостоятельное значение) - это выполненное на мольберте (станке), на отдельном листе, тщательно проработанное художественное произведение. Рисунки могут быть разных жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, мифологический и др. Темы подсказывает сама жизнь.
К подсобным рисункамотносят:
1. Наброски (зарисовки) - произведение небольших размеров, бегло исполненное художником. Главная цель - быстрая фиксация отдельных наблюдений или замыслов в процессе текущей работы художника. Исполняется по памяти или по воображению.
2. Эскиз (француз.) - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельной его части. Отличается беглой, свободной манерой исполнения, но могут быть проработаны детально - в нем намечаются:
- композиционное построение;
- пространственные планы;
- основные цветовые соотношения будущего произведения.
3. Этюд — произведение, выполненное с натуры с целью ее изучения. И набросок, и эскиз, и этюд могут быть произведением искусства.
Академический рисунок - многочасовая работа с подробной передачей конструкции и светотени объектов - выполняют слушатели Академии художеств и студенты всуз (система сложилась в конце 16 в.). Включает «копирование» оригиналов признанных мастеров, рисование с гипсовых античных слепков и затем с живой натуры.
Учебный рисунок - составляет основу художественного образования. Включает рисование с натуры, по памяти и воображению (геометрические тела, орнаменты, натюрморты, пейзажи, архитектурные сооружения и т. д.). Учебные задания по рисунку соответствуют программным задачам, их выполняют по мере нарастания сложности, под контролем педагога.
Различают рисунки сухими и жидкими материалами.
Выделяют: линеарные рисунки карандашом или пером (элементы светотени вводятся штриховкой, растушевкой, размывкой); тоновые кистью (приближающиеся к живописи).
Также выделяют рисунки относительно использования цвета:
- монохромные;
- подцвеченные;
- многоцветные.
Выразительные средства рисунка:
- линия;
- пятно;
- ритм;
- симметрия (асимметрия);
- пропорция;
- тон;
- светотень.
Указанные выразительные средства, а также выразительность штрихов, контуров, силуэтов, способы передачи пространства на плоскости используется художником по-разному, через его восприятие и формируют творческий почерк (стиль). Линия - главное средство, через нее художник проявляет свой темперамент и настроение.
Восприятие и изображение формы.
Все предметы, созданные природой и человеком, имеют общий содержательный признак — строение или конструкцию формы.
В любой созданной природой или руками человека форме можно увидеть геометрическую основу.
Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы — несколько геометрических фигур. Здания могут выглядеть как комбинации сфер, цилиндров, конусов, призм и пирамид. Купола соборов — обычно полусферы, крыши некоторых храмов напоминают трехгранные призмы или невысокие пирамиды.
Сложные формы обычно представляют собой комбинацию различных поверхностей (плоских, выпуклых и вогнутых). Поэтому их обычно называют комбинированными, имея в виду, что данный объект в своей основе представляет сумму геометрических тел. К таким объектам можно отнести, например, машину любого вида, животных и множество других объектов действительности. Не случайно художники, подчеркивая геометрическую форму объектов, так и говорят: «Этот предмет имеет кубическую форму, этот — цилиндрическую, а тот — шарообразную и т. п.».
Простые формы предметов можно классифицировать на граненые и круглые. Геометрические тела граненой формы — это кубы, призмы, пирамиды. Их поверхности образованы плоскими гранями. Геометрические тела круглой формы, или тела вращения, — это шар, цилиндр, конус. Для них характерны кривые поверхности — сферические или цилиндрические.
Конструкция — это структурная основа формы, костяк, каркас, связывающий взаиморасположенные в пространстве отдельные элементы и части в единый пластический объем.
Обучение искусству рисунка обычно начинается с изображения геометрических тел.
Применяемый в рисунке известный метод «сквозной» прорисовки позволяет лучше уяснить характерные отличия в строении формы, ее конструкции.
Чтобы грамотно и выразительно построить форму предмета, намечают конструктивные, узловые точки. Например, конструкция куба содержит восемь узловых точек вершины углов и двенадцать линий ребер.
Кроме конструкции и общей формы предметов мы видим и передаем в рисунке контур (абрис), то есть внешнее очертание.
Есть каркас и у круглых предметов. Он состоит из средней линии (оси вращения), кругов вращения и из линий, их соединяющих, они и образуют контур предмета. Эти линии так и называются — образующие.
Нахождение конструктивных узлов-пунктов, направляющих линий и осей помогает строить разнообразные геометрические тела: граненые, круглые и комбинированные.
Для правильного изображения формы объектов на бумаге необходимо познакомиться еще с несколькими особенностями ее восприятия.
Порой бывает очень трудно определить, какая поверхность является фоном, а какая — фигурой. Как правило, поверхность, заключенная в пределах определенных границ, стремится приобрести статус фигуры, при этом окружающая ее поверхность будет фоном.
Художники встречаются с целым рядом явлений, которые называют оптическими иллюзиями. Число подобных примеров весьма велико. Изучение их помогает избежать зрительных искажений предметов, внести необходимые поправки в изображение.
1. Стремление нашего сознания группировать вещи в простые единицы.
На рисунке показаны точки, расположенные на равном расстоянии друг от друга, однако наше сознание имеет тенденцию «организовывать» их в ряды и колонки, хотя они представляют не связанные между собой объекты.
2. Иногда мы видим даже объемы, которых нет. Например, выпуклыми воспринимаются буквы благодаря падающим от них теням. Хотя на самом деле буквы придумал наш мозг, пытаясь понять,
что за объект находится перед глазами. «Эти иллюзии... являются результатом деятельности нашего собственного разума, результатом нашей оценки форм тела на основании тех знаний, которые нам сообщает свет и тень».
3. Приведем пример так называемых «двусмысленных рисунков», которые наглядно иллюстрируют, как восприятие одного и того же объекта даёт попеременный образ и читается то, как фигура, то как фон; иногда чёрные части рисунка воспринимаются как два профиля, а белая часть – как нейтральный фон; то чёрные части играют роль фона, а белая выступает как ваза.
4. Чёрный квадрат на белом поле кажется меньше белого квадрата на чёрном поле. В действительности площади квадратов одинаковы. Некоторые простые рисунки мы видим довольно значительно искажёнными, часть рисунка может казаться на 20 % длиннее или короче.
5. «Иллюзия стрелы». Стрела с расходящимися вверх и вниз концами кажется длиннее, чем стрела с наконечниками, обращенными внутрь. Этот пример имеет отношение и к перспективе - рисунок с расходящимися наконечниками похож на внутренний угол интерьера, где границы между потолком, стенами и полом образуют внутренний угол. Внешний угол напоминает экстерьер здания, где линии крыши и фундамента дома «образуют стрелу» со сходящимися наконечниками.
6. Вокруг двух одинаковых окружностей расположено равное число кругов - больших в одном случае и маленьких в другом. Меньшим центральный круг будет казаться там, где его окружают большие детали, и большим в сравнении с маленькими деталями
Большое значение в прикладных и декоративных композициях имеет акцентировка отдельных элементов, на которых надо задержать внимание зрителя. В таких случаях можно дополнить плоскость вокруг главного пятна большим количеством деталей.
Таким образом, если на картине надо выделить, например, размеры высокого человека, то окружающие его люди должны быть небольшого роста.
7.Высота черной гребенки кажется больше ее ширины, хотя они равны.
8.В зависимости от направления взгляда рисунок воспринимается или как лестница, или как бумага, сложенная «гармошкой».
Знание особенностей восприятия формы помогает создавать точные и выразительные рисунки.
Пропорции в рисунке.
Устанавливая соотношение между предметами и между частями формы отдельного предмета, мы выясняем их пропорциональные характеристики.
«Пропорции»(в переводе с латинского означает «соотношение», «соразмерность»), - это размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами.
Практика показывает: чем точнее определены пропорции, тем острее и выразительнее рисунок.
Для того чтобы убедительно нарисовать, например, натюрморт из предметов быта, состоящий из кринки, кружки и миски, необходимо:
1. Определить, как соотносятся между собой эти формы по размеру. Предметы легко сравнить друг с другом по величине. Сравнение по длине показывает, что одни из них относительно «длинные», а другие «короткие»; по высоте — «высокие» и «низкие»; по ширине — «широкие» и «узкие»; по объему — «большие» и «маленькие» (или по массе — «тяжелые» и «легкие»).
2. Установив пропорциональные соотношения между предметами, переходят к выяснению соразмерностей частей формы отдельно взятого предмета. Например, высота кринки вдвое больше ее ширины, а горловина в два раза меньше тулова, и т.д.
В основе пропорций лежит метод сравнения.
В художественной практике существует известный метод определения пропорций, называемый способом визирования
Карандаш держат в пальцах на горизонтально вытянутой руке между глазом и натурой. Карандаш должен быть в положении, строго перпендикулярном главному лучу зрения. Перемещая его вдоль осей и линий формы, отмечают, прищурив один глаз, искомые величины и «засекают» их на карандаше ногтем большого пальца. С помощью длины карандаша можно также уточнять степень наклона осей формы, что облегчает нахождение точек схода на линии горизонта при изображении пропорции предмета в перспективе.
Однако все механические способы определения пропорций не могут заменить развитого глазомера, «чувства пропорций», достичь которых можно только постоянной тренировкой на занятиях изобразительным искусством.
Поиск пропорций в изображении фигуры человека является сложной задачей.
В Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон, то есть такая система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по части определить величину целого или другой части тела. Известно, что египтяне положили в основу деления фигуры 21 часть. Из них 19 равных частей приходились на саму фигуру, а 2 части — на изображение традиционного головного убора.
Египтяне пользовались и специальными сетками-таблицами.
Открытие пропорций, как полагают, заслуга древневосточной математики, античная же традиция связывает его с именем выдающегося философа и математика Пифагора, жившего в VI в. до н. э. Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях назвали золотое сечение,которое олицетворяло равновесие знания, чувств и силы. Золотое сечение получается при делении отрезка на две неравные части таким образом, при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей (0,618).
На основе теории золотого сечения была разработана система, позволяющая создавать пропорции, которые на рисунке выглядят естественно.
Теоретически принцип золотого сечения был сформулирован в эпоху Возрождения. Леонардода Винчивосстановил так называемый «квадрат древних».
Французский зодчий Ле Корбюзьев 1947 г. разработал «Модулор» — систему деления человеческой фигуры в соответствии с принципом золотого сечения на отрезки от ступни до талии, от талии до затылка и от затылка до верха пальцев поднятой руки.
Примерами использования золотого сечения могут быть античные статуи, живописные полотна художников эпохи Возрождения, некоторые современные архитектурные сооружения и многие другие произведения.
Античное искусство установило идеальные пропорции и для головы человека.
|