Обратная связь
|
Техники монументальной живописи.
К монументальной живописи относятся: фреска, мозаика, витраж.
ВИТРАЖ (франц. vitrage, от лат. vitrum - стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или др. материала, пропускающего свет. В строительной практике В. также называют сплошное или частичное остекление фасада. Цветные витражи., заполняющие оконные проёмы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера.
МОЗАИКА (франц. mosaique, итал. mosaico, от лат. musivum, букв.-посвящённое музам),
изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамич. плитки и пр.), один из основных видов монументального искусства. Мозаика употребляется также для украшения произв. декоративно-прикладного искусства, реже для создания станковых произведений. Особым видом мозаики является инкрустация. Мозаики набираются из кусочков простой геометрической или более сложной, вырезанной по шаблонам формы, которые закрепляются в слое грунта (извести, цемента, мастики или воска). Существуют 2 способа набора Мозаики: "прямой", при котором частицы вдавливают в грунт, нанесённый на декорируемую поверхность, и "обратный", когда частицы наклеивают лицевой стороной на картон или ткань с нанесённым на них рисунком (затем тыльная сторона набора заливается закрепляющим составом, а временная основа отделяется).
ФРЕСКА (от итал. fresco, букв.-свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной; фреской называют также произведение, выполненное в этой технике. Фреска - одна из основных техник стенных росписей.
Штукатурный грунт для фрески накладывается, как правило, в несколько слоев и состоит из гашёной извести, минеральных наполнителей (кварцевый песок, порошок известняка, дроблёные кирпич или керамика); иногда в состав грунта включают органические добавки (солома, пенька, лён и т. п.).
Наполнители предохраняют штукатурку от растрескивания. Для фрески применяются краски, не вступающие в химические соединения с известью. Палитра фрески довольно сдержанна; употребляются главным образом натуральные земляные пигменты наносятся на уже просохшую штукатурку с помощью клея. Фреска позволяет пользоваться тонами в их полную силу, но при высыхании краски сильно бледнеют. Важную роль во фреске играют лессировки, но при большом количестве красочных слоев цвет ослабевает и бледнеет. Кроме собственно фрески с глубокой древности известна роспись по сухой штукатурке (а секко).
Изобразительные средства.
К изобразительным средствам относятся точка, штрих, линия, тон и цвет.
Точка.Получают точку прикосновением острия карандаша, кисти, мела к изобразительной плоскости или путем пересечения штрихов и линий. В рисунке точка участвует в изображении светотени и линейном построении формы в качестве опоры, поэтому такую точку называют опорной.
Штрих— черта, короткая линия. В рисовании штрихами пользуются значительно чаще, нежели точкой. Ими отмечают размеры, контуры предмета, светлоту поверхностей и объемность его формы. Штрихи вместе с точками, заменяя однообразно ровную линию контура, делающее динамичной, а форму — живой и связанной с окружающей средой. Штрихи, как и точки, бывают опорными, например при делении линии на части, при откладывании размеров.
Мазок — изобразительное средство кистевой техники. Форма мазка зависит от формы волоса кисти, от густоты и способа нанесения краски. Концом круглой кисти можно сделать мазок-точку, мазок-штрих и мазок-линию, применяемые при обводке контуров и прорисовке деталей. Вся масса волоса кисти дает широкий мазок-полоску, употребляемый для окраски больших фигур. Плоская кисть дает мазки прямоугольной формы. Прикладыванием (примакиванием) кисти к бумаге получают мазок-отпечаток, повторяющий форму волоса кисти. Прямолинейное движение кисти образует прямые линии и полосы, криволинейное — кривые линий, полосы и мазки сложной формы с росчерком. Раздельными и слитными мазками можно передать светлоту и цвет любого предмета.
Линия — наиболее популярное изобразительное средство. Она изображается всеми материально-техническими средствами: резцом, пером, карандашом и кистью. По характеру линии бывают прямые и кривые. Чтобы нарисовать прямую линию, надо обозначить ее место на бумаге точкой, затем короткими соединяющимися тонкими штрихами наметить заданное направление линии, проверить направление карандашом, а прямизну на глаз. Проверка прямизны осуществляется визуально: лист бумаги с нанесенной линией помещают на уровне глаз, тогда в результате перспективного сокращения изобразительной плоскости становятся заметны даже совсем небольшие изгибы линии
По размеру линии бывают длинные и короткие, равные и неравные, толстые и тонкие; по светлоте они делятся на темные, полутемные, светлые; по назначению — на контурные и вспомогательные; по направлению — на горизонтальные, вертикальные и наклонные. Наибольшие затруднения возникают при рисовании наклонных линий. В рисовании находят свое применение самые различные линии, в том числе прерывистые и сплошные, простые и сложные. К простым относятся линии прямые и некоторые кривые. Сложная линия составляется из отрезков прямых и кривых линий. Наиболее употребительными сложными линиями являются ломаная, волнистая и комбинированная, требующие для своего проведения значительного числа вспомогательных линий и опорных штрихов.
Сложные линии в зависимости от расположения их составных частей могут быть симметричными и асимметричными.
Тон.Поверхность каждого предмета обладает своим тоном или видимой светлотой. Светлоту — тон передают штриховкой, тушевкой и окраской.
Штриховка— это прием нанесения тона штрихами. Острием карандаша, удерживаемого тремя пальцами, быстро наносят близко друг от друга раздельные или соединенные в зигзаг тонкими волосными линиями штрихи. Направление этих штрихов (вертикальное, горизонтальное и наклонное) определяется движением поверхности изображаемого предмета, ее структурой, формой, размерами и пр. Направление штрихов служит активным элементом изображения: оно может зрительно изменить размеры и форму предмета. В силу того что штриховка наклонными линиями оказывает меньшее воздействие на восприятие размера, а также в силу легкости ее нанесения правой рукой, она стала наиболее употребительной из всех видов штриховки. Ее наносят движением руки справа-сверху влево-вниз, следя за параллельностью штрихов, их одинаковой светлотой и равенством интервалов между ними. Такую штриховку называют параллельной. Штриховку перекрестную получают нанесением нескольких слоев параллельной штриховки.
Для получения ровного тона на ранее нанесенные слои штриховки накладывают еще один слой избирательной штриховки, то есть им повторно покрывают только светлые места и доводят их до тона темных пятен штриховки.
Тушевка— это прием нанесения тона слитными штрихами Обычно тушевку делают боковой поверхностью графита карандаша, удерживаемого всеми пальцами руки. В учебном рисунке не разрешается для ускорения тушевки растирать штриховку пальцами, так как возникают грязные и очень плотные пятна иного оттенка, которые «вырываются» из общего тона.
Окраска— этот прием нанесения тона осуществляется заливкой, отмывкой и «сухой кистью».
Заливкаприменяется для нанесения ровного красочного тона или нескольких тонов, плавно соединяющихся друг с другом. Выполняя окраску заливкой, готовят в нужном количестве жидкую красочную смесь. Рисунок кладут наклонно. Обильно смочив кисть красочной смесью, легким движением слева направо наносят первый мазок-полоску. Острым концом кисти поправляют концы мазка. Краска, стекая к нижнему краю мазка, образует красочный валик, необходимый для ровной заливки. На кисть вновь набирают много красочной смеси и наносят второй мазок; повторяют все операции до тех пор, пока окрашиваемая фигура не будет ровно закрыта нужным тоном. Последний красочный валик осторожно снимают концом полусухой кисти Заливку краской надо вести очень быстро, чтобы избежать высыхания наносимых мазков.
Отмывкаприменяется для окраски поверхностей, имеющих неровную светлоту. Сначала на линейном изображении отмечают карандашом границы светлых, полутемных и темных частей предмета. Затем готовят жидкую светлую красочную смесь, способную передать самые светлые части, и заливают все изображение. По высыхании вторым красочным слоем заливают только полутемные и темные части и, наконец, по сухому второму слою наносят третий слой, покрывая им только темные части. Резкие границы между частями отмываются. Для этого на кисть набирают немного чистой воды и смачивают то место, где должен быть плавный переход: слегка нажимая на кисть, осторожно, но настойчиво растирают четкую границу и добиваются незаметного перехода светлого тона в темный
Во время отмывки лишнюю краску с кисти снимают тряпкой, которую держат в левой руке.
«Сухая кисть»как прием используется для окраски изображений предметов, поверхность которых обладает неровной светлотой и шероховатой фактурой. В этой технике употребляют густую краску, которую наносят на бумагу сухой, кистью скользящими движениями или тычком кисти.
Цвет— важнейшее изобразительное средство.
Организация рабочего места.
|
|