Техника акварельной живописи. Акварель (от лат. — вода) — краски, обычно на растительном клее, разводимые водой. Отсюда и название живописи этими красками.
Живопись непрозрачной акварелью с примесью белил была известна еще в Древнем Египте, античном мире, в средние века в Европе и Азии. До нас дошли произведения, выполненные художниками на папирусах и рисовой бумаге. В средние века в Западной Европе и на Руси акварель употребляли для украшения церковных книг (раскраски орнаментов, заглавных букв в рукописях), а затем и в миниатюрной живописи, при ручной раскраске печатных книг.
Чистая акварель (без примеси белил) получила широкое применение в начале XV в. Ее основные качества — прозрачность красок, сквозь которые просвечивает тон и фактура основы (главным образом бумаги, реже шелка и слоновой кости), чистота цвета. Акварель совмещает богатство тона и графические приемы. В акварель, выполняемую кистью, часто вводится рисунок пером или карандашом.
В XV—XVII.вв. акварель имела прикладное значение и служила главным образом для раскрашивания гравюр, чертежей, эскизов.
Со второй половины XVIII в. акварель стала широко применяться в пейзажной живописи, так как быстрота работы акварелью позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность ее колорита облегчает передачу атмосферных явлений. Появились первые профессиональные художники-акварелисты. Их неяркие по цвету пейзажи были исполнены на увлажненной бумаге, залитой одним общим тоном, которому подчинены все цветовые градации с размывками и прорисовкой деталей тонким пером.
В конце XIX в. в Италии возникла манера плотной многослойной акварельной живописи по сухой бумаге, с характерными звучными контрастами света и тени, цвета и белой бумаги. В России в этой манере работали К.П. Брюллов и А.А. Иванов. Своеобразна техника портретной живописи П.Ф. Соколова (с виртуозной моделировкой формы мелкими штрихами и точками, широкими цветовыми заливками). В технике акварели плодотворно работали И.Е. Репин, В.И. Суриков, М.А. Врубель.
В конце XIX —начале XX в. художники, в частности В.А. Серов, все чаще употребляют акварель в сочетании с белилами, гуашью, темперой, пастелью, бронзой и другими материалами.
Акварельные краски обычно накладывают на бумагу прозрачным слоем, используя белый цвет листа бумаги, и эта прозрачность составляет главную прелесть акварели. Она требует быстрой точной работы, почти не терпит исправлений, ее привлекательность заключается в яркости цвета, светоносности, прозрачности, свежести впечатления.
Акварелью можно писать быстро, чтобы передать такие явления, как утренний туман, краски заката, легкость облаков, сверкание капель дождя. В технике акварельной живописи создают пейзажи, натюрморты, портреты и сложные композиции, требующие длительной работы методом лессировок. Но при этом важно сохранить свежесть акварели, не «засушить» ее, избежать черноты. Акварель прочно держится на бумаге и не требует фиксирования.
Специфические приемы акварели — размывка и затеки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения.
Существует много способов нанесения красок на плоскость. Одни художники предпочитают использовать лессировку, наносить тонкие прозрачные слои поверх высохшего красочного слоя. Другие достигают нужного цветового решения сразу за один прием или сеанс (алла прима), а третьи используют раздельные мазки.
В живописи клеевыми красками применяют еще и такие приемы: размывка, вливание цвета в цвет, растяжение цвета, удаление пигмента.
В акварельной живописи для размывки можно взять две кисточки. Одна из них должна быть сильно пропитана краской, а другая — чистой водой. Сначала наносят мазок кистью с краской, а затем по нему проходят кистью с водой, чтобы размыть цвет от темного к светлому.
Прием «вливания цвета в цвет» можно осуществлять по-разному. Первый способ состоит в следующем: на бумагу наносят близко друг к другу несколь-ко мазков жидко разведенных красок и, пока краски не высохли, размывают и соединяют их края кисточкой. Цвета как бы вливаются один в другой, благодаря чему происходят интересные переходы от одного цвета к другому. Другой способ: берут несколько красок и накладывают мазки так, чтобы края одного немного заходили на другой, влажные краски смешиваются и вливаются одна в другую. Интересные переходы цвета легко получить, нанося краски на влажную бумагу.
Для «растяжения» цвета берут насыщенный раствор какой-нибудь краски и, постепенно добавляя воду, добиваются плавных тональных переходов от темного к светлому.
Иногда требуется удалить часть красочного слоя. Удаление пигмента можно осуществлять с влажного, но не мокрого слоя отжатой чистой кистью, тряпочкой, губкой или даже пальцем. Для сухого слоя лучше использовать чистую влажную кисточку. Кроме того, неудачную часть или даже всю работу можно смыть под краном с помощью жесткой кисти.
Выбор того или иного живописного приема определяется спецификой художественного материала и мастерством художника.
Акварелью обычно пишут на бумаге, которая служит как бы фунтом для красок. В «чистой» акварели белил не употребляют — роль белил выполняет белая поверхность листа бумаги.
Лучшим сортом для акварели считается плотная бумага с шероховатой (зернистой) поверхностью (ватман, торшон), но для начинающего годится и так называемая чертежная бумага. Не подходит для акварели лишь мелованная бумага с глянцевой блестящей поверхностью. На такую бумагу плохо ложатся краски, так как она не впитывает влагу и сильно коробится.
Чтобы бумага во время работы не коробилась, лучше пол-листа обычного формата чертежной бумаги наклеить на планшет или пользоваться стиратором.
Планшет — это ровный, с отполированной поверхностью лист фанеры, прибитый к подрамнику. Способ наклейки бумаги на планшет прост. Берут лист бумаги несколько больший (на 1,5—2 см), чем формат планшета. Края бумаги загибают под прямым углом
в форме «корытца». При помощи тампона из ваты и мягкой чистой тряпочки лицевую сторону, кроме загибов, которыми приклеивается лист, смачивают до увлажнения. Загнутые края бумаги смазывают с внешней стороны горячим столярным клеем (можно использовать и другие виды клеящего вещества, в частности, пшеничный клейстер). Затем бумагу накладывают на доску и приклеивают, слегка натягивая, противоположные стороны загнутых краев. После высыхания (не следует ускорять «операцию», ставя планшет к горячей батарее или на солнце) лист бумаги ровно и туго натягивается на планшет. Теперь на поверхности листа не будут возникать неровности в виде «волн», мешающие работе.
Стиратор — это две рамки, плотно входящие одна в другую. Слегка увлажненную бумагу зажимают между рамками. По мере высыхания лист натягивается и становится пригоден для работы. Пользование стиратором удобно, так как позволяет писать не только по сухому, но и по сырому, увлажняя лист с обратной стороны.
Для живописи на пленэре удобно пользоваться специальными альбомами, листы в которых, склеенные между собой по торцам и краям, образуют плотный блок. Использованный лист легко отделяется, а лежащий под ним новый лист можно использовать для дальнейшей работы.
|