Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Основные характеристики цвета

У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.

В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знако­мых предметов. Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным цветом: песочный, морской волны, изумрудный, шоколад­ный, коралловый, малиновый, вишневый, сливочный и т. д. Легко догадаться, что цветовой тон определяется названием цвета (желтый, красный, синий и т. д.) и зависит от его места в спектре, то есть цветовой тон определя­ется преобладающим монохроматическим излучением.

Интересно узнать, что натренированный глаз при ярком дневном осве­щении различает до 180 цветовых тонов и до 10 ступеней (градаций) насы­щенности. Вообще, развитый человеческий глаз способен различать около 360 оттенков цвета.

Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность.

Ахроматические цвета можно назвать цветами нулевой насыщенности. Наи­более насыщены цвета спектра, причем самый насыщенный из них фиолето­вый, а менее всего насыщен желтый.

Третий признак цвета — светлота. Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, то есть определить, какой из них темнее, а какой светлее. Изменяют светлоту цвета, добавляя в него белила или воду, тогда красный становится розовым, синий — голубым, зеленый -салатовым и т. д. Светлота — качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Светлоту не следует путать с белизной (как каче­ством цвета предмета).



У художников принято светлотные отношения называть тональными, по­этому не следует путать светлотный и цветовой тон, светотеневой и цветовой строй произведения. Когда говорят, что картина написана в светлых тонах, то прежде всего имеют в виду светлотные отношения, а по цвету она может быть и серо-белой, и розовато-желтой, и светло-сиреневой, словом, самой разной. Различия этого типа живописцы называют валерами.

Сравнивать по светлоте можно любые цвета и оттенки: бледно-зеленый с темно-зеленым, розовый с синим, красный с фиолетовым и т. д. Следует заметить, что красный, розовый, зеленый, коричневый и другие цвета могут быть и светлыми, и темными цветами.

Благодаря тому, что мы помним цвета окружающих нас предметов, мы представляем себе их светлоту. Например, желтый лимон светлее синей ска­терти, и мы помним, что желтый цвет светлее синего. Ахроматические цвета, то есть серые, белые и черные, характеризуются только светлотой. Различия по светлоте заключаются в том, что одни цвета темнее, а другие светлее. Любой хроматический цвет может быть сопоставлен по светлоте с ахромати­ческим цветом.

Цвет предмета постоянно меняется в зависимости от условий, в которых он находится. Огромную роль в этом играет освещение. Если свет на предмете холодный, его тень кажется теплой и наоборот.

Локальный цвет

Локальный цвет предмета — это те чистые, несмешанные, непреломленные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами как их объективные, неизменные свойства. Локальный цвет основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний. Локальный цвет предмета может быть однотонным, но может состоять и из разных оттенков.

При рисовании с натуры и по памяти надо передавать характерные осо­бенности локального цвета предметов, его изменения на свету, в полутени и тени. Под влиянием света, воздуха, объединения с другими цветами один и тот же локальный цвет приобретает совершенно различный тон в тени и на свету. При солнечном освещении цвет самих предметов виден лучше всего в местах, где располагаются полутени. Локальный цвет предметов виден хуже там, где на нем лежит полная тень. Он высветляется и обесцвечивается на ярком свету.

Художники, показывая нам красоту предметов, точно определяют измене­ния локального цвета на свету и в тени. В тени, отбрасываемой предметом или находящейся на нем самом, всегда будет присутствовать цвет, являющийся дополнительным к цвету самого предмета. Например, в тени красного яблока обязательно будет присутствовать зеленый цвет, как дополнительный к крас­ному. Кроме этого, в каждой тени присутствуют тон чуть темнее цвета самого предмета и синий тон.

Не следует забывать, что на локальный цвет предмета воздействует его окружение. Если желтое яблоко лежит рядом с зеленой драпировкой, то на нем появляется цветной рефлекс, а собственная тень яблока обязательно при­обретает оттенок зеленого цвета.

Цветовые контрасты.

В разнообразии контрастов заключено богатство цветового мира. Контраст света и цвета наиболее четко и ясно воспринимается на «переломе» формы, то есть на месте поворота формы предмета, а также на границах его соприкос­новения с контрастным фоном.

Контрасты разделяются на два вида: ахроматические (светлотные) и хро­матические (цветовые). В каждом из этих видов можно выделить одновремен­ный, последовательный и пограничный (краевой) контрасты.

Контраст по светлоте применяют художники, подчеркивая в изображе­нии разную тональность предметов. Располагая светлые объекты рядом с тем­ными, они усиливают контрастность и звучность цветов, достигают вырази­тельности формы.

Сравните одинаковые серые фигуры, расположенные на черном и белом фоне. Они покажутся вам разными. На черном серое кажется более светлым, а на белом — более темным. Такое явление называется одновременным ахрома­тическим контрастом, или светлотным контрастом.

Одновременный цветовой контраст возникает при взаимодействии (сопо­ставлении) двух хроматических цветов или хроматического и ахроматиче­ского цветов.

Цвет предметов мы воспринимаем в зависимости от окружающего фона. Белая скатерть покажется голубой, если на нее положить оранжевые апельси­ны, и розовой, если на ней окажутся зеленые яблоки. Это происходит потому, что цвет фона приобретает оттенок дополнительного цвета по отношению к цвету предметов. Серый фон рядом с красным предметом кажется холодным, а рядом с синим и зеленым — теплым.

Если взять три одинаковые серые фигуры и расположить их на разном цветном фоне, то можно заметить, что на синем фоне серый цвет приобре­тает оранжевый оттенок, на желтом — фиолетовый, на зеленом — розовый, то есть он приобретает оттенок дополнительного цвета к цвету фона. Это пример одновременного цветового контраста. Кроме этого, на светлом фоне цвет предмета кажется более темным, на темном — более светлым.

Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предвари­тельно наблюдавшихся.

Дополнительные цвета в соседстве друг с другом становятся ярче и насы­щеннее. Например, красный помидор будет выглядеть еще краснее рядом с зеленью петрушки, а фиолетовый баклажан рядом с желтой репой. Контраст дополнительных цветов — особый случай, потому что при их сопоставлении не возникает нового цвета, а изменяется только насыщенность цветов. Это же происходит и с основными цветами.

Контраст синих и красных — это прообраз контраста холодных и теплых. Он лежит в основе колорита многих произведений европейской живописи и создает драматическое напряжение в картинах Тициана, Пуссена1, Рубенса, А.Иванова. Можно сказать, что контраст — один из основных приемов худо­жественного творчества.

Пограничный (краевой) контраст возникает на границах соприкосновения расположенных рядом друг с другом цветов. Пограничные контрасты бывают не только цветовые, но и светлотные.

Ахроматический пограничный контраст. При этом часть светлого участка, которая находится ближе к темному, будет светлее, то есть на границе участ­ков возникает определенное напряжение тона, а форма как бы ребрится.

При хроматическом пограничном контрасте границы соседних цветов из­меняются. Например, охристое пятно на границе с зеленым будет немного краснее, но чем дальше оно будет от границы зеленого, тем слабее будет этот эффект. Лучше всего увидеть эффект пограничного контраста можно на примере ряда чередующихся окрашенных полос. Контраст исчезнет, если про­вести между этими полосами тонкие светлые или темные полоски. И еще вариант — раздвинуть полосы, и пограничный контраст пропал.

Последовательный хроматический контраст возникает при длительном вос­приятии какого-либо яркого цветового пятна. Например, если долго смотреть на красный помидор, а затем, не моргая, перевести взгляд на белую ска­терть, то через некоторое время на ней можно будет увидеть светло-зеленый силуэт помидора. В последовательном контрасте возникает малонасыщенный цвет, наблюдаемый ранее. Малонасыщенные цвета не создают последова­тельного цветового контраста.

Для выявления цветовых контрастов важно количество цвета. Применение доминирующего цвета усиливает выразительность окраски остальных пред­метов.

В окружающей нас действительности воздействие одного цвета на другой более сложно, чем в рассмотренных примерах, но знание основных контра­стов — по светлоте и цвету — помогает рисующему лучше увидеть взаимоотношения цветов в действительности и использовать полученные знания в практической работе. Применение светлотного и цветового контрастов по­вышает возможности изобразительных средств.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.