Основные характеристики цвета У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.
В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным цветом: песочный, морской волны, изумрудный, шоколадный, коралловый, малиновый, вишневый, сливочный и т. д. Легко догадаться, что цветовой тон определяется названием цвета (желтый, красный, синий и т. д.) и зависит от его места в спектре, то есть цветовой тон определяется преобладающим монохроматическим излучением.
Интересно узнать, что натренированный глаз при ярком дневном освещении различает до 180 цветовых тонов и до 10 ступеней (градаций) насыщенности. Вообще, развитый человеческий глаз способен различать около 360 оттенков цвета.
Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность.
Ахроматические цвета можно назвать цветами нулевой насыщенности. Наиболее насыщены цвета спектра, причем самый насыщенный из них фиолетовый, а менее всего насыщен желтый.
Третий признак цвета — светлота. Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, то есть определить, какой из них темнее, а какой светлее. Изменяют светлоту цвета, добавляя в него белила или воду, тогда красный становится розовым, синий — голубым, зеленый -салатовым и т. д. Светлота — качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Светлоту не следует путать с белизной (как качеством цвета предмета).
У художников принято светлотные отношения называть тональными, поэтому не следует путать светлотный и цветовой тон, светотеневой и цветовой строй произведения. Когда говорят, что картина написана в светлых тонах, то прежде всего имеют в виду светлотные отношения, а по цвету она может быть и серо-белой, и розовато-желтой, и светло-сиреневой, словом, самой разной. Различия этого типа живописцы называют валерами.
Сравнивать по светлоте можно любые цвета и оттенки: бледно-зеленый с темно-зеленым, розовый с синим, красный с фиолетовым и т. д. Следует заметить, что красный, розовый, зеленый, коричневый и другие цвета могут быть и светлыми, и темными цветами.
Благодаря тому, что мы помним цвета окружающих нас предметов, мы представляем себе их светлоту. Например, желтый лимон светлее синей скатерти, и мы помним, что желтый цвет светлее синего. Ахроматические цвета, то есть серые, белые и черные, характеризуются только светлотой. Различия по светлоте заключаются в том, что одни цвета темнее, а другие светлее. Любой хроматический цвет может быть сопоставлен по светлоте с ахроматическим цветом.
Цвет предмета постоянно меняется в зависимости от условий, в которых он находится. Огромную роль в этом играет освещение. Если свет на предмете холодный, его тень кажется теплой и наоборот.
Локальный цвет
Локальный цвет предмета — это те чистые, несмешанные, непреломленные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами как их объективные, неизменные свойства. Локальный цвет — основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний. Локальный цвет предмета может быть однотонным, но может состоять и из разных оттенков.
При рисовании с натуры и по памяти надо передавать характерные особенности локального цвета предметов, его изменения на свету, в полутени и тени. Под влиянием света, воздуха, объединения с другими цветами один и тот же локальный цвет приобретает совершенно различный тон в тени и на свету. При солнечном освещении цвет самих предметов виден лучше всего в местах, где располагаются полутени. Локальный цвет предметов виден хуже там, где на нем лежит полная тень. Он высветляется и обесцвечивается на ярком свету.
Художники, показывая нам красоту предметов, точно определяют изменения локального цвета на свету и в тени. В тени, отбрасываемой предметом или находящейся на нем самом, всегда будет присутствовать цвет, являющийся дополнительным к цвету самого предмета. Например, в тени красного яблока обязательно будет присутствовать зеленый цвет, как дополнительный к красному. Кроме этого, в каждой тени присутствуют тон чуть темнее цвета самого предмета и синий тон.
Не следует забывать, что на локальный цвет предмета воздействует его окружение. Если желтое яблоко лежит рядом с зеленой драпировкой, то на нем появляется цветной рефлекс, а собственная тень яблока обязательно приобретает оттенок зеленого цвета.
Цветовые контрасты.
В разнообразии контрастов заключено богатство цветового мира. Контраст света и цвета наиболее четко и ясно воспринимается на «переломе» формы, то есть на месте поворота формы предмета, а также на границах его соприкосновения с контрастным фоном.
Контрасты разделяются на два вида: ахроматические (светлотные) и хроматические (цветовые). В каждом из этих видов можно выделить одновременный, последовательный и пограничный (краевой) контрасты.
Контраст по светлоте применяют художники, подчеркивая в изображении разную тональность предметов. Располагая светлые объекты рядом с темными, они усиливают контрастность и звучность цветов, достигают выразительности формы.
Сравните одинаковые серые фигуры, расположенные на черном и белом фоне. Они покажутся вам разными. На черном серое кажется более светлым, а на белом — более темным. Такое явление называется одновременным ахроматическим контрастом, или светлотным контрастом.
Одновременный цветовой контраст возникает при взаимодействии (сопоставлении) двух хроматических цветов или хроматического и ахроматического цветов.
Цвет предметов мы воспринимаем в зависимости от окружающего фона. Белая скатерть покажется голубой, если на нее положить оранжевые апельсины, и розовой, если на ней окажутся зеленые яблоки. Это происходит потому, что цвет фона приобретает оттенок дополнительного цвета по отношению к цвету предметов. Серый фон рядом с красным предметом кажется холодным, а рядом с синим и зеленым — теплым.
Если взять три одинаковые серые фигуры и расположить их на разном цветном фоне, то можно заметить, что на синем фоне серый цвет приобретает оранжевый оттенок, на желтом — фиолетовый, на зеленом — розовый, то есть он приобретает оттенок дополнительного цвета к цвету фона. Это пример одновременного цветового контраста. Кроме этого, на светлом фоне цвет предмета кажется более темным, на темном — более светлым.
Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся.
Дополнительные цвета в соседстве друг с другом становятся ярче и насыщеннее. Например, красный помидор будет выглядеть еще краснее рядом с зеленью петрушки, а фиолетовый баклажан рядом с желтой репой. Контраст дополнительных цветов — особый случай, потому что при их сопоставлении не возникает нового цвета, а изменяется только насыщенность цветов. Это же происходит и с основными цветами.
Контраст синих и красных — это прообраз контраста холодных и теплых. Он лежит в основе колорита многих произведений европейской живописи и создает драматическое напряжение в картинах Тициана, Пуссена1, Рубенса, А.Иванова. Можно сказать, что контраст — один из основных приемов художественного творчества.
Пограничный (краевой) контраст возникает на границах соприкосновения расположенных рядом друг с другом цветов. Пограничные контрасты бывают не только цветовые, но и светлотные.
Ахроматический пограничный контраст. При этом часть светлого участка, которая находится ближе к темному, будет светлее, то есть на границе участков возникает определенное напряжение тона, а форма как бы ребрится.
При хроматическом пограничном контрасте границы соседних цветов изменяются. Например, охристое пятно на границе с зеленым будет немного краснее, но чем дальше оно будет от границы зеленого, тем слабее будет этот эффект. Лучше всего увидеть эффект пограничного контраста можно на примере ряда чередующихся окрашенных полос. Контраст исчезнет, если провести между этими полосами тонкие светлые или темные полоски. И еще вариант — раздвинуть полосы, и пограничный контраст пропал.
Последовательный хроматический контраст возникает при длительном восприятии какого-либо яркого цветового пятна. Например, если долго смотреть на красный помидор, а затем, не моргая, перевести взгляд на белую скатерть, то через некоторое время на ней можно будет увидеть светло-зеленый силуэт помидора. В последовательном контрасте возникает малонасыщенный цвет, наблюдаемый ранее. Малонасыщенные цвета не создают последовательного цветового контраста.
Для выявления цветовых контрастов важно количество цвета. Применение доминирующего цвета усиливает выразительность окраски остальных предметов.
В окружающей нас действительности воздействие одного цвета на другой более сложно, чем в рассмотренных примерах, но знание основных контрастов — по светлоте и цвету — помогает рисующему лучше увидеть взаимоотношения цветов в действительности и использовать полученные знания в практической работе. Применение светлотного и цветового контрастов повышает возможности изобразительных средств.
|