Обратная связь
|
Живопись – искусство цвета. Виды живописи. Живопись означает «писать жизнь», «писать живо», то есть полно и убедительно передавать действительность. Живопись — искусство цвета.
Живопись — вид изобразительного искусства, произведения которого (картины, фрески, росписи и др.) отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей.
Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.), нанесенными на какую-либо поверхность, называется живописью.Главным средством выразительности в живописи является цвет. Он способен вызывать различные чувства, ассоциации, усиливать эмоциональность изображения.
Изобразительные и выразительные возможности цвета используются в живописи в полную силу, свободно, так, как необходимо художнику. Цветом можно выделить главное в композиции, акцентировать важные детали, передать глубину пространства или подчеркнуть плоскостность изображения. Сама красочная масса с тончайшими переходами цвета, нюансами, контрастами, рефлексами — ценность в живописи.
Главная отличительная особенность живописи состоит в том, что изображение формы и пространства, образов и действий строится исключительно спомощью цвета.
Полнота охватываемых живописью явлений проявляется в присущих ей жанрах.
Многообразие объектов, событий и явлений в окружающем мире, пристальный интерес к ним художников способствовали появлению в XVII в. жанровой живописи: портрета, натюрморта, пейзажа, анималистического, мифологического, исторического, батального, бытового (жанровая живопись) и др. В произведениях живописи может встречаться сочетание жанров или их элементов. Например, натюрморт и пейзаж могут удачно дополнять портретное изображение.
Живопись делится на станковую и монументальную.
Художник пишет картины на холсте, натянутом на подрамник и установленном на мольберте, который также может быть назван станком. Отсюда и название станковая живопись.
А само слово «монументальная» говорит о чем-то большом и значительном. Монументальная живопись— это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно и др.). Произведение монументальной живописи нельзя отделить от его основы (стены, опоры, потолка и т. п.). Темы для монументальных картин тоже выбираются значительные: исторические события, героические подвиги, народные сказания и др. Непосредственно с монументальной живописью смыкаются панно, мозаика и витраж, которые можно отнести также к декоративной живописи и декоративному искусству. Здесь важно достижение стилевого и образного единства монументальной живописи и архитектуры, синтеза искусств.
Следует отличать такие виды живописи, как иконопись, миниатюра, декоративная роспись, театрально-декорационная.Каждая из разновидностей живописи отличается спецификой технического исполнения и решения художественно-образных задач.
Особое значение в истории живописи принадлежит иконописи.Это искусство зародилось в Византии в IV в. и распространилось на весь православный мир. Иконопись имеет культовое назначение, поэтому она определяется православной иконографией, сводом правил изображения лиц Священного Писания. Необходимость следования иконографическому канону, задававшему общие композиционные схемы и основные детали изображения, побуждала иконописцев особенным образом осмысливать духовный строй образов, их эмоциональную выразительность. Новыми психологическими мотивами, появившимися в иконописи средних веков, были нежность материнства, чувство сострадания, скорбь и радость. Иконописцы выработали систему условных приемов, отказываясь от передачи реальных изображений. Они использовали плоскостное пространство, отвлеченный, нередко золотой фон, локальные цвета, выразительность линий и контуров, ритмическое построение композиции. Все изобразительные средства подчинялись задаче выявления символического смысла иконы. Несмотря на единую и неизменную иконографию, стиль писания икон имеет региональные (школы иконописи) и исторические особенности.
В храме иконы сочетаются с архитектурой, декоративно-прикладным искусством и могут быть включены в ансамбль иконостаса, отделяющего алтарь от основной части храма. Во время службы живопись иконы воспринимается в таинственном мерцающем свете лампад и свечей, в единстве с духовными песнопениями, что усиливает ее эмоционально-образное воздействие.
Икона является одновременно святыней и примером живописи, передающей не земную, а божественную красоту. Цвет икон условен и декоративен. Назначение иконы передавать не реальность, а божественную идею, в которой живопись искала идеал. Однако роль икон не сводится только к их культовому назначению, они отражают эстетические идеалы народа.
Древнерусская иконопись — одно из крупнейших явлений мирового искусства, обладающее огромной художественной ценностью. Знаменитыми иконописцами были Ф.Грек, А.Рублев, Дионисий и другие.
Рассмотрим несколько подробнее различные виды миниатюры.
Миниатюра — это художественное произведение малых размеров, отличающееся богатством и декоративностью форм, фактуры, орнаментальностью, тонкостью письма. Художественный язык миниатюры определяется ее небольшими размерами, местом в ансамбле книжного или декоративно-прикладного искусства. Этот язык формируется на основе национальных художественных традиций.
Первоначально миниатюрами называли изображение, сопровождающее текст средневековых рукописных книг. Высокого совершенства искусство книжной миниатюры достигло в средние века в Византии, Древней Руси, странах Западной Европы и особенно на Ближнем Востоке, в Центральной и Средней Азии, Иране, Индии. Тончайшие узоры, лирические, образы и цветущие пейзажи, изысканные цвета и ритмические повторы, сложные композиции, включение в них каллиграфии отличают восточную книжную миниатюру. Средневековая книжная миниатюра до сих пор поражает нас чистотой и яркостью красок, затейливыми орнаментами, занимательностью сюжета и изящным исполнением.
В дальнейшем каждое изображение малого размера стали называть миниатюрой. В XVI—XIX вв. широкое распространение получили живописные миниатюры, особенно портретные. Их выполняли гуашью или акварелью на пергаменте, бумаге, картоне, слоновой кости, маслом на металле, керамическими красками на фарфоре, эмалью на металле, часто в медальонах, на табакерках, часах, перстнях и т. д. Популярны были не только портреты, но и пейзажи, сюжетные и орнаментальные композиции.
Особый вид представляет собой лаковая миниатюра — живопись на небольших лаковых изделиях (шкатулках, пудреницах, ювелирных украшениях и др.). Во всем мире известны работы русских художников-миниатюристов из Федоскина, Палеха, Мстеры и Холуя. Художники русской лаковой миниатюры выработали неповторимый стиль для каждого традиционного центра.
Познакомимся поближе с еще одним видом живописи — декоративной росписью. Сюжетные живописные композиции декоративного характера, не имеющие самостоятельного идейно-образного значения, в отличие от картин и монументальной живописи, а также орнаментальные композиции называют декоративной живописью. Декоративная живопись объединяет различные виды росписей на отдельных частях архитектурных сооружений и на изделиях народного и декоративно-прикладного искусства.
Архитектурная декоративная роспись может выполняться непосредственно на стене, своде, фасаде и других элементах зданий или на холсте, который потом прикрепляется к поверхности стен и потолков.
Архитектурная роспись значительным образом изменяет внешний вид здания или его интерьер. Например, декоративная роспись в русском стиле придает терему в усадьбе Абрамцево и кремлевским палатам сказочный вид. Декоративная роспись изделий традиционных народных художественных промыслов тесно связана с технологией их изготовления. Каждая локальная школа народного мастерства веками разрабатывала свои неповторимые мотивы и приемы росписи по дереву, керамике, стеклу, ткани, металлу и другим материалам. Об особенностях росписи хохломской деревянной посуды, городецких досок, гжельской керамики, мезенских прялок и других изделий рассказывается в главе о народном и декоративно-прикладном искусстве.
Остановимся подробнее на театрально-декорационнойживописи. Она является частью театрально-декорационного искусства и, как оно, направлена на создание зрительного образа спектакля. Художественное оформление спектакля также называют сценографией.
Живопись играет огромную роль в создании разнообразных декораций для театра. Они могут точно передавать место действия, эпоху, стиль и жанр воплощаемого на сцене произведения или все это передавать иносказательно и ассоциативно. Театрально-декорационная живопись зависит не только от характера произведения, но еще от режиссуры спектакля и творческой индивидуальности художника. Поэтому один и тот же спектакль в разных театрах может иметь совершенно различное оформление, а значит, и разное значение.
В наше время театрально-декорационное искусство представляет сложную картину разнообразных тенденций и явлений. Одни художники развивают реалистические традиции декорационной живописи, а другие продолжают разнообразные поиски в области эксперимента с формой, цветом, светом и пространством. Они используют нетрадиционные материалы с разнообразной фактурой (пластик, металл, веревки, рогожу и т. п.), лазерные эффекты, люминесцентные краски, видеоаппаратуру, компьютерную графику и др.
Особенностью декорационной живописи является то, что она воспринимается в условиях театрального освещения, в определенном сценическом пространстве и может трансформироваться во времени, так как декорации бывают движущимися. В театре важное значение имеет синтез искусств: динамический строй декораций должен соответствовать музыкальному сопровождению и ритму сценического действия. Целостный зрительный образ спектакля складывается из драматургии, музыки, света, декораций, костюмов и грима.
Живописный подход (способ) может использоваться не только в живописи, но и в других видах изобразительного искусства: в графике и даже в скульптуре. Сущность живописного подхода заключается в изображении объекта во взаимосвязи с окружающей его пространственной световоздушной средой, в тонкой градации тональных переходов.
По техническим приемам и используемым материалам живопись можно разделить на следующие виды: масляная, темперная, восковая (энкаустика), эмаль, клеевая, водяными красками по сырой штукатурке (фреска) и др. В некоторых случаях трудно бывает отделить живопись от графики, об этом уже говорилось в главе о рисунке.
Живопись может быть однослойной, выполняемой сразу, и многослойной, включающей подмалевок и многочисленные лессировки, передающие тончайшие нюансы и оттенки цвета.
Цвет, необходимый для живописи, художник обычно составляет на палитре, а затем краску превращает в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок — колорит. По характеру цветовых сочетаний он может быть теплым и холодным, веселым и грустным, спокойным и напряженным, светлым и темным.
Важными средствами художественной выразительности в живописи являются кроме цвета (колорита) пятно и характер мазка, обработка красочной поверхности (фактура), валеры и рефлексы. Валеры показывают тончайшие изменения тона в зависимости от освещения. Рефлексы появляются от взаимодействия лежащих рядом цветов.
Выполнение картины может начинаться с рисунка композиции кистью, подмалевка и непосредственно написания полотна теми или иными живописными средствами. Причем даже подготовительные эскизы и этюды порой имеют самостоятельное художественное значение, особенно если принадлежат кисти известного живописца.
|
|