Требования к подбору кистей. Немаловажную роль в учебной работе по живописи играют не только краски, но и кисти. От качества кистей зависит успех дела. Поэтому надо научиться правильно подбирать кисти в зависимости от вида письма.
Акварельные кисти следует выбирать особенно внимательно. Сейчас в продаже имеются кисти двух видов — круглые и плоские. Кисти разлохмаченные, плохо закрепленные в металлической втулке, соединяющей волос кисти с деревянным черенком, для живописи акварелью не пригодны. Приобретая в магазине кисть, следует обмакнуть ее в стакан с водой —должен образоваться острый конус из смоченных волос.
Лучшими считаются кисти из беличьих, барсучьих, колонковых волос. Они отличаются эластичностью, мягкостью и в то же время упругостью. Такой кистью можно дать тонкую линию и широкие мазки. Для учебных этюдов подбирают толстые и средние кисти (№ 16—24). Тонкие кисти (№ 8—14) годятся только для проработки деталей, орнаментов и пр. Приступая к практической работе, лучше иметь несколько широких и средней ширины кистей, в том числе круглых и плоских из мягкого и гибкого волоса. Плоскими кистями удобно заливать большие поверхности и делать широкие мазки.
Для работ, выполняемых в технике темперы и маслом, применяются более жесткие кисти, сделанные из щетины, колонка и ушного волоса. Хорошего качества кисть (круглая или плоская) из натуральных волос с необрезанными кончиками щетинок должна быть закреплена на ручке металлической втулкой, а волосы плотно пригнаны друг к другу.
Хорошую кисть надо беречь. Ни в коем случае нельзя стряхивать с акварельной кисти лишние капли. Кисть от этого портится, так как при стряхивании по инерции отрываются и отдельные волоски, закрепленные во втулке. Лучше вытирать кисть мягкой чистой тряпочкой.
После работы кисти следует промыть, особенно если вы работали масляными красками или темперой (такие кисти промывают теплой водой с маслом). Сразу же после работы промытую кисть следует завернуть в полоски бумаги, чтобы она не деформировалась. Во избежание деформации акварельной кисти нельзя оставлять ее на долгое время в банке с водой.
Техника гуаши, темперной живописи.
Гуашь — непрозрачная (корпусная, кроющая) краска, которая разводится водой. Произведение искусства, выполненное такими красками, тоже носит название «гуашь». Гуашевые краски изготавливают из пигментов и клея с добавлением белил. В отличие от акварели слой краски, нанесенный на бумагу, не прозрачный, а матовый, плотный, с бархатистой поверхностью, которую придает примесь белил. При высыхании цвета гуаши несколько выбеливаются (высветляются), что должен учитывать художник в процессе рисования. Гуашевые краски яркие, во время работы возможны исправления, стоит лишь положить поверх неудачного места другой цвет. Темные тона можно перекрывать светлыми. В гуашь добавляют белила для получения более светлого тона.
Гуашь применяют для эскизов, картонов и других подготовительных и длительных работ, а также для портретных миниатюр. Можно писать гуашью и большие станковые произведения, эскизы театральных декораций, костюмов, плакаты, используя ее декоративные качества.
Темпера(от итал. —смешивать краски) —живопись красками, связующим веществом которых являются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведенного на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом (или маслом с лаком). Натуральные или искусственные эмульсии — связующие темперы. В зависимости от вида эмульгирующего вещества темпера бывает яичная, казеиновая, казеиново-масляная, поливинилацетатная.
Темпера была известна уже в Древнем Египте, а в средние века стала основной техникой иконописи и станковой живописи. Темпера использовалась также для росписи зданий.
Средневековые живописцы писали темперой на загрунтованных досках и покрывали красочный слой олифой или масляным лаком. В Западной Европе с XV в., а в России с начала XVIII в. темпера вытесняется масляной живописью. С начала XIX в. темпера вновь широко применяется для произведений станкового и декоративно-прикладного искусства.
Современные картины, написанные темперой, не покрывают лаком, поэтому они имеют бархатистую фактуру. Цвет и тон в произведениях, написанных темперой, проявляют несравненно большую стойкость к внешним воздействиям и дольше сохраняют первоначальную свежесть по сравнению с масляной живописью.
Старинную темперу готовили на натуральной эмульсии — курином желтке с добавкой хлебного кваса. Русские иконописцы широко применяли ее в работе.
Хотя темпера легко разводится водой, после высыхания красочный слой становится твердым, прочным и вновь не растворяется. Она устойчива ко времени, влаге, температурным колебаниям и другим внешним влияниям. Произведения, выполненные темперой много столетий тому назад, хорошо сохранились до наших дней, не потеряли свежести, яркости красок. Темпера предназначается для станковой и декоративной живописи по холсту, картону, дереву, бумаге.
Темперные краски отличаются звучностью, декоративностью. При высыхании темпера светлеет, диапазон тональных возможностей темперы значительно шире, чем у гуаши. Темперой работают, не смешивая ее с другими красками или добавляя масло, гуашь, пастель и т. д.
Темпера обладает хорошей кроющей способностью. При ее высыхании блеск отсутствует, поверхность красочного слоя бархатистая, матовая. По сравнению с маслом темпера очень быстро сохнет, что позволяет использовать разнообразные живописные приемы (алла прима, лессировка, раздельный мазок, по сырому и др.).
Техника масляной живописи.
Масляная живопись — вид живописи художественными масляными красками, которые готовят растиранием неорганических пигментов в отбеленном льняном масле, иногда с добавлением орехового или подсолнечного масла. Масляными красками пишут преимущественно на холсте, а также на картоне, дереве, металле, покрытых специальными грунтами, — в станковой живописи; или на известковой штукатурке —в монументальной живописи.
Отдельные письменные сведения о масляной живописи встречаются в античных и средневековых манускриптах. Широкое распространение масляная живопись получила после усовершенствования ее нидерландским живописцем Яном ван Эйком в середине XV в. С середины XVIв.она является ведущей техникой в живописи.
Масляную живопись отличают выразительность и динамика письма. В большей степени, чем какая-либо другая техника живописи, она позволяет достичь на плоскости зрительной иллюзии объема и пространства, богатых цветовых эффектов и глубины тона. Технические приемы масляной живописи разнообразны. Мазки могут быть кроющими (непрозрачными) и лессировочными (прозрачными), корпусными (плотными) и фактурными (рельефными), тонкими, гладкими и пр.
До начала XIXв. масляная живопись была построена на многослойном (многократном) нанесении красок с примесью лаков и на последующей лакировке поверхности картин. С начала XIXв. для масляной живописи характерна манера наложения красок алла прима (от итал. — быстрая, односеансная техника письма) по чистому грунту или тонко нанесенному цветовому или тональному подмалевку. Лаки применяются реже.
|