Обратная связь
|
Тема 1. Понятие управление и «педагогический менеджмент» Функции и принципы управления педагогическими системами Ключевые понятия:управление, организация, контроль, регулирование, государственно-общественная система управления, закономерности и принципы управления педагогическими системами; педагогический менеджмент.
Содержание.Управление как деятельность, направленная на выработку решений. Менеджмент как руководство людьми. Организация, контроль и регулирование объекта управления. Государственно-общественная система управления образованием. Единая государственная политика в области образования. Соблюдение федеральных государственных стандартов образования, функционирование государственных органов управления образованием. Закономерности и принципы управления педагогическими системами.
Тема 2. Система законодательства РФ в области образования. Правовой статус участников образовательных отношений
Ключевые слова:конституционное право; виды законов и подзаконных актов; правовые акты, нормативно-правовое обеспечение, правовой статус участника образовательных отношений, субъекты образовательных отношений.
Содержание.Образование в современном обществе, условия его развития. Конституционное право граждан на образование. Виды законов и подзаконных актов в области образования. Общая характеристика федеральных законов «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Соотношение российского и международного законодательства. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Нормативно-правовое обеспечение модернизации образования.
Семинарские занятия
Семинар 1. Школа как педагогическая система и объект управления
Структура занятия
1. Школа как педагогическая система, её основные структурные и функциональные компоненты.
2. Внутришкольное управление как цепь последовательных функций (анализ, целеполагание, планирование, организация, контроль, регулирование и корригирование).
3. Педагогический менеджмент как комплекс приёмов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности.
4. Кадровая политика. Система управления персоналом.
Рекомендуемая литература
Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2013. Ч. 3.
Дополнительная литература:
1. Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2009.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.
3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2008.
4. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами. М., 2004.
5. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2011.
6. Сидоров С.В.Педагогика (управление образовательными системами): Методические материалы для подготовки студентов к семинарским занятиям. Шадринск, 2004.
7. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. М., 2010.
8. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. М., 2006.
9. Ямбург Е.А. Школа и её окрестности. М., 2011.
Электронные ресурсы:
1. Астафьева Л.С., Астафьев Л.М. Педагогика. Учебное пособие. М., 2010 // Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
2. Солнцева Н.В. Управление в педагогической деятельности. Учебное пособие. М., 2012 // Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
Семинар 2. Менеджер образования: личностные характеристики и профессиональные требования
Структура занятия
1. Функциональные обязанности должностных лиц образовательных учреждений.
2. Компоненты управленческой культуры руководителя школы.
2. Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культуры.
3. Формы организации методической работы в школе.
4. Повышение квалификации и аттестация работников школы.
Рекомендуемая литература
Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2013. Гл. 3.
Дополнительная литература:
1. Борытко Н. М. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2009.
2. Бочкарёв В.И. Директору школы о самоуправлении. М., 2001.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.
4. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2008.
5. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами. М., 2004.
6. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2011.
7. Сидоров С. В.Педагогика (управление образовательными системами): Методические материалы для подготовки студентов к семинарским занятиям. Шадринск, 2004.
8. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. М., 2006.
9. Ямбург Е.А. Школа и её окрестности. М., 2011.
Электронные ресурсы:
1. Астафьева Л.С., Астафьев Л.М. Педагогика. Учебное пособие. М., 2010 // Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
2. Солнцева Н.В. Управление в педагогической деятельности. Учебное пособие. М., 2012 // Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
Семинар 3. Система законодательства РФ в области образования.
Правовой статус участников образовательных отношений
Структура занятия
1. Образование в современном обществе. Условия его развития.
2. Конституционное право граждан на образование. Виды законов и подзаконных актов в области образования.
3. Соотношение российского и международного законодательства в области образования.
4. Правовой статус образовательного учреждения. Устав, его место и роль в регулировании деятельности образовательного учреждения. Управление образовательным учреждением.
5. Понятие правового статуса участника образовательных отношений. Субъекты образовательных отношений, их права и обязанности.
Рекомендуемая литература
Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2013. Гл. 3.
Дополнительная литература:
1. Борытко Н. М. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2009.
2. Бочкарёв В.И. Директору школы о самоуправлении. М., 2001.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.
4. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2008.
5. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами. М., 2004.
6. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2011.
7. Сидоров С. В.Педагогика (управление образовательными системами): Методические материалы для подготовки студентов к семинарским занятиям. Шадринск, 2004.
8. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. М., 2006.
Электронные ресурсы:
1. Астафьева Л.С., Астафьев Л.М. Педагогика. Учебное пособие. М., 2010 // Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
2. Солнцева Н.В. Управление в педагогической деятельности. Учебное пособие. М., 2012 // Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
Структура и трудоёмкость самостоятельной работы студентов
Наименование дидактической единицы
| Формы самостоятельной работы
(ак.час /ЗЕ)
| Общая трудоёмкость (ак.час /ЗЕ)
| Основы управления педагогическими системами
| Схема
| Письменная работа
| Таблица
| Схема
| Письменная работа
| Таблица
| Эссе
| Презентация
| 3 /0,075
| 12 /0,33
| 1 /0,028
| 2 /0,05
| 13 /0,36
| 4 /0,11
| 2 /0,05
| 7 /0,19
| 30 /0,83
| Базовая самостоятельная работа – 16 /0,44
| Дополнительная самостоятельная работа – 14 /
|
План-график самостоятельной работы студентов
№
п/п
| Формы
самостоятельной работы
| Вид сам.
работы
| Сроки
(неделя семестра)
| Форма
контроля
| Обязат.
| Допол.
| 1.
| Схема
| 3/
0,075
| 2/
0,05
| 4,5
| Обсуждение схемы по микрогруппам
| 2.
| Презентация
|
| 7 /0,19
| 12-14
| Беседа по представленной презентации
| 3.
| Письменная работа
| 12/
0,33
| 13/
0,36
| 5,12
| Проверка письменной работы
| 4.
| Таблица
| 1/
0,028
| 4/ 0,11
| 12-14
| Проверка таблицы
| 5.
| Эссе
|
| 2/
0,056
| 4,5
| Проверка представленных эссе
|
Задания базовой части самостоятельной работы (16 часов /0,44 ЗЕ)
Тема
| Задание
| Час
| З/Е
| 1.Понятие управление и «педагогический менеджмент» Функции и принципы управления педагогическими системами
| 1) Составьте схему, отражающую взаимосвязь понятий: управление, организация, контроль, регулирование. (Схема в свободной форме, отражающая взаимосвязь обозначенных категорий)
|
| 0,028
| 2) Составьте схему государственно-общественного управления системой образования РФ. (Схема в свободной форме, объём 1 стр.).
|
| 0,028
| 2 Школа как педагогическая система и объект управления
| 1) На основе теоретической модели образовательной системы, предложенной О.Е. Лебедевым (Лебедев О.Е. Управление образовательными системами. М., 2004.),
разработайте по тем же критериям собственную модель образовательного учреждения (варианты: Центр раннего развития, Языковой центр, Реабилитационный центр, общеобразовательная школа, ДОУ и др.).
Критерии: функции образовательной системы; образовательный процесс; связи и отношения; ресурсы; организация управления; результативность
(Письменная работа, объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см)
|
| 0,056
| 2) Изучив литературу, перечислите основные разделы Устава школы и кратко охарактеризуйте их содержание.
Рекомендуемая литература:
1. Борытко Н. М. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2009.
2. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами. М., 2004.
3. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2011.
4. Педагогика /под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2000.
5. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. М., 2006.
(Письменная работа, объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см).
|
| 0,056
| 3) Заполните логическую схему, отражающую взаимосвязь форм внутришкольного контроля. Сделайте вывод.
Формы внутришкольного контроля
| ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
(Схема, отражающая взаимосвязь форм внутришкольного контроля).
|
| 0, 028
| 3.Менеджер образования: личностные характеристики и профессиональные требования
| 1) Заполните таблицу: управленческая культура руководителя школы.
Компоненты управленческой культуры
| Содержание компонентов управленческой культуры
|
|
|
|
|
|
| (Таблица, объём 1 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см).
|
| 0, 028
| 2) Объясните сущность принципов аттестации педагогов: принцип открытости, принцип добровольности, принцип коллегиальности. Сделайте вывод. (Письменная работа, объём 1 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см).
|
| 0,028
| 4.Система законодательства РФ в области образования.
Правовой статус участников образовательных отношений
| На основании изучения Закона Пермского края «Об образовании» и ФЗ «Об образовании» ответьте на ряд вопросов:
а) соблюдено ли право субъекта РФ в регулировании вопросов образования?
б) Есть ли какие-то особенные нормы в Законе «Об образовании» Пермского края в сравнении с ФЗ «Об образовании»?
в) Есть ли противоречия в представленных законах?
Сделайте вывод. (Письменная работа, объём 3-4 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см)
|
| 0,14
|
Задания дополнительной части самостоятельной работы (на выбор студента в суммарном объёме 14 часов /0,39 ЗЕ)
Тема
| Задание
| Час
| З/Е
| 1.Понятие управление и «педагогический менеджмент» Функции и принципы управления педагогическими системами
| Составьте схему, отражающую взаимосвязь принципов управления педагогическими системами. Сделайте вывод об их взаимодействии. (Схема в свободной форме, отражающая взаимосвязь обозначенных категорий).
|
| 0,028
| 2) Согласны ли Вы с приведённым ниже утверждением Вернера Зигерта о том, что «руководить – значит приводить сотрудников к успехам и самореализации» и «управлять, значит побуждать других к достижению ясной цели, а не заставлять других делать то, что считаешь правильным?» Выразите своё мнение в форме эссе (Эссе, объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см)
|
| 0,11
| 2 Школа как педагогическая система и объект управления
| Посетите на выбор любую школу города. Цель – встреча с директором школы и его заместителями (по учебно-методической работе, воспитательной работе, административно-хозяйственной части). Примерный круг вопросов, которые необходимо задать: функциональные обязанности, каковы особенности системы методической работы в школе, каков уровень квалификации учителей, развиваются ли в школе инновационные процесс, каково участие родителей в образовательном процессе.
Сделать вывод об особенностях системы управления школой.
По итогам встречи оформите письменную работу. (Письменная работа, объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см).
|
| 0,14
| 3.Менеджер образования: личностные характеристики и профессиональные требования
| 1) Составьте схему, отражающую взаимосвязь компонентов управленческой культуры руководителя школы (Схема в свободной форме, объём 1 стр.).
|
| 0,028
| 2) Сделайте презентацию по одной из книг на выбор:
1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М., 2012.
2. Караковский В.А. Директор – учитель – ученик. М., 1982.
3. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1973.
4. Управление качеством образования /М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, Д.Ш. Матрос и др., Под. ред. М.М. Поташника. М., 2006.
5. Учитель, который работает не так /Под ред. А.Н. Тубельского. М., 1996.
6. Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога. М., 1986.
7. Ямбург Е.А. Эта «скучная» наука управления М., 1992.
8. Ямбург Е.А. Школа и её окрестности. М., 2011.
Презентация должна отвечать на вопросы:
- качества, необходимы для руководителя школы;
- компоненты управленческой культуры руководителя школы;
- функциональные обязанности руководителя школы;
- особенности взаимодействие с субъектами образовательного процесса.
(Презентация в Pover Point, кол-во слайдов- 10-15, 22 кегль, одинарный интервал).
|
| 0,075
| 4.Система законодательства РФ в области образования.
Правовой статус участников образовательных отношений
| 1) Проанализируйте Устав любого образовательного учреждения с точки зрения соблюдения Федерального законодательства об образовании и с точки зрения дополнения норм Федерального законодательства. Сделайте выводы. (Письменная работа, объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см).
|
| 0,05
| 2) Поработать в библиотеке с периодическими педагогическими изданиями, раскрывающими вопросы нормативно-правового обеспечения образования. По одному из них подготовить презентацию «Реклама издания», обратить внимание как на форму, так и на содержательную сторону издания.
Рекомендуемые издания:
- Право и образование
- Юридическая мысль.
- Вестник образования России
- Методист
- Управление качеством
- Профессиональное образование. Столица.
- Справочник руководителя образовательного учреждения.
- Официальные документы в образовании.
- Образование в документах.
- Завуч.
(Презентация в Pover Point, кол-во слайдов- 10-15, 22 кегль, одинарный интервал).
|
| 0,22
| 3) Выписать статьи из ФЗ «Об образовании», содержащие нормы о правовом статусе:
- учащихся;
- педагогических работников;
- родителей
(Письменная работа, объём1 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см).
|
| 0,05
| 4) Сделайте подборку публикаций из газет и журналов за последний год, посвящённых защите прав детей (5-7) Оформите в виде таблицы. Критерии: название периодического издания, год, № выпуска, название статьи, автор, аннотация. (Таблица с учётом вышеназванных критериев, объём 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см).
|
| 0,11
| 5) Изучите Конвенцию о правах ребёнка и выпишите оттуда статьи в соответствии с разделами отчётного доклада государств-участников по реализации Конвенции:
1. Определение ребёнка.
2. Общие меры по осуществлению Конвенции.
3. Общие принципы.
4. Гражданские права и свободы детей.
5. Семейное окружение и альтернативный уход.
6. Первичное медицинское обслуживание и благосостояние.
7. Образование, отдых, культурная деятельность.
8. Специальные меры защиты детей, находящихся в чрезвычайных ситуациях; детей, нарушивших закон; детей, подвергшихся экономической, сексуальной эксплуатации и насилию.
(Письменная работа, объём3-4 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см).
|
| 0,22
|
|
|