Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Канадская модель федерализма

В Канаде действует одна из старейших федеративных систем. Канада является федерацией 10 провинций: Аль­берта, Британская Колумбия, Квебек, Манитоба, Новая Шотландия, Нью-Брансуик, Ньюфаундленд и Лабрадор, Онтарио, Остров Принца Эдуарда и Саскачеван, а также трех северных территорий — Нунавут, Северо-Западные территории и Юкон. Провинции и территории значительно отличаются по численности населения, географии и эконо­мическому развитию.

Считается, что Канада представляет собой пример ро­ждения и развития федеративной модели управления на базе теории «двойного суверенитета», в рамках которой федеральный и региональный уровни управления облада­ют и законодательной и исполнительной властью, имеют собственную абсолютно отдельную юрисдикцию. В то же время следует отметить, что со временем канадская феде­рация приобрела скорее черты взаимозависимости и «рас­пределенного федерализма», чем жесткого разделения от­ветственности.

На сегодня разделение власти между канадскими про­винциями и федеральным правительством основано на Конституционном акте 1982 г. и положениях Консти­туционного акта 1867 г. Конституционный акт 1982 г. оп­ределяет разделение основных полномочий. Федеральное правительство имеет юрисдикцию в отношении таких во­просов, как внешняя политика, уголовное право, торговля, страхование по безработице, тогда как провинции отвечают за сферы, включающие образование и обеспечение соци­альных услуг. Лишь небольшое число вопросов, таких как сельское хозяйство, иммиграция, пенсионное обеспечение и пособия на иждивенцев, относятся к совместной юрис­дикции. Федеральное правительство устанавливает единые стандарты и порядок разделения затрат на оплату таких услуг, как медицинское обслуживание, выплата пенсий, со­циальное обеспечение и строительство федеральных авто­мобильных дорог. Согласно Конституции, Канады перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции провинций, считается окончательным, а перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции Федерации, может дополняться и расширяться за счет включения в со­ответствующий перечень новых пунктов.



Провинциальные парламенты — это либо однопалат­ные законодательные ассамблеи, либо двухпалатные пар­ламенты. Так, в провинции Квебек парламент состоит из Законодательного совета и Законодательной ассамблеи. Провинциальные правительства формируются партиями или коалициями, получившими большинство на провинци­альных выборах.

На региональном уровне главы правительств провин­ций/территорий (называемые, так же как и в федеральном правительстве, премьерами или первыми министрами) не­сут ответственность за межправительственные отношения, что повторяет федеральную схему. Крупные провинции могут иметь специально назначенного министра межпра­вительственных отношений, тогда как в менее крупных эту роль выполняет первый министр.

Налоговые потенциалы провинций и территорий сильно отличаются. Поэтому федеральные трансферты играют клю­чевую роль в поддержке отстающих регионов, старающихся обеспечить тот же набор услуг и с тем же качеством, что предоставляются по всей стране. Задача обеспечения «го­ризонтального выравнивания» провинций выполняется федеральным правительством посредством проведения ос­новных федеральных программ (здравоохранения, образо­вания, социальной защиты) во всех провинциях.

Существует широкий набор механизмов сотрудничест­ва, используемых для межправительственного взаимо­действия. Многие важные решения принимаются на сове­щаниях представителей федерального и провинциального правительств. Вопросы налогообложения, выплаты пенсий, медицинского обслуживания, а также конституционные проблемы часто обсуждаются главами федерального и про­винциальных правительств.

В соответствии с Конституцией не существует федераль­ного министерства образования или министерства по делам муниципалитетов. Тем не менее многие федеральные струк­туры оказывают финансовую поддержку студентам, прове­дению университетами научных исследований. На уров­не школ федеральное финансирование распространяется на поддержку изучения официальных языков и создания компьютерных сетей.

Отличительной чертой канадского федерализма явля­ется создание групп провинций (например, Атлантических, Западных, Арктических территорий), участники которых могут предпринимать совместные действия в областях, представляющих общий интерес, и вырабатывать общую «региональную» позицию по вопросам, обсуждаемым на федерально-региональных форумах. Уже вошло в тради­цию проводить ежегодные встречи руководителей провин­ций и территорий, в которых принимает участие премьер федерального правительства. Встречи министров финансов также организуются pi по группам, и в рамках федерально-региональных отношений.

Отдельной проблемой канадского федерализма высту­пает так называемая «квебекская проблема», постоянно поднимаемый вопрос о выходе Квебека из состава Канады. Противоречия между Квебеком, говорящим по-французски, и остальной частью страны, говорящей по-английски, в 1980 г. привели к необходимости проведения референду­ма о суверенитете Квебека. Это был первый в истории Ка­нады подобный референдум, на котором около 60% жителей Квебека проголосовало против «суверенитета-ассоциации» с остальной Канадой. В октябре 1995 г. был проведен вто­рой референдум, на котором сторонники суверенитета про­играли с 49,42% против 50,58%. После референдума феде­ральное правительство поставило перед Верховным судом вопрос о правомерности одностороннего выхода одной из провинций из состава Федерации. Решение Верховного суда, состоявшееся летом 1998 г., не смогло в полной мере удовлетворить ни одну из сторон. Судьи постановили, что односторонний выход одной из провинций из состава Фе­дерации будет противозаконным, поскольку такой акт всту­пает в противоречие как с Конституцией Канады, так и с международным правом. Суд исходил из двухступенчатой схемы возможной суверенизации Квебека: сначала — про­винциальный референдум, затем — обязательные перегово­ры об условиях отделения.

Канадская партийная система

Хотя в Канаде существует многопартийная система, на протяжении всей ее истории у власти поочередно сменяют друг друга две главные авторитетные партии — либераль­ная и консервативная.

Самой многочисленной в Канаде на протяжении про­шлого столетия была Либеральная партия Канады (Parti Liberal du Canada), которая в качестве общенациональной партии заявила о себе уже в 1873 г. Первоначально она объединяла защитников «прав провинций», сторонников свободной торговли и большей самостоятельности по от­ношению к Великобритании; опиралась на теоретическое наследие английского манчестерского либерализма, севе­роамериканского радикализма и французской революции 1848 г. С 30-х гг. XX в. Либеральная партия стала включать в свою программу социальный блок, в том числе помощь безработным, выплаты субсидий фермерам и т.д. Основ­ной чертой ее предвыборных программ стала «прогрессив­ная социальная политика». В 60-е гг. XX в. представители Либеральной партии инициировали конституционные ре­формы.

В настоящее время Консервативная партия Канады (Parti Conservateur du Canada) находится у власти (после выборов 2006 г.). Партия была основана в 1854 г. В XIX в. консерваторы активно выступали за протекционистскую экономическую и торговую политику. Консерваторы под­черкивали свою приверженность идее сильного прави­тельства и близость к британской короне. В 1942 г. она была переименована в Прогрессивно-консервативную пар­тию. В 1987 г. из Прогрессивно-консервативной партии выделилась Партия реформ. Ее лидеры критиковали на­логовую политику федерального правительства и приток иммигрантов из стран Азии. С 1990-х гг. Партия реформ, преобразованная в 2000 г. в Канадский реформистский консервативный альянс, была главной оппозиционной си­лой в палате общин. В 2004 г. Прогрессивно-консерватив­ная партия и Канадский реформистский консервативный альянс воссоединились в Консервативную партию Канады. Она выступает за сокращение налогов и государственного долга, за бездефицитный бюджет, «более эффективное» правительство и «более ответственную» социальную поли­тику, а также за укрепление традиционных семейных, по­литических и нравственных ценностей. В сфере государст­венного устройства консерваторы выступают за введение выборов в сенат и системы пропорционального голосова­ния на выборах в палату общин, за использование практики народных референдумов и т.д.

Третья по численности в парламенте партия — Кве­бекский блок (Bloc Quebecois), представляющий интересы франкоязычного населения. Партия была создана в 1968 г. Программная цель — признание квебекской нации и ее права на самоопределение, осуществление политическо­го отделения франкоязычной провинции Квебек от Кана­ды при сохранении экономической «ассоциации» между обоими государствами. Представители Квебекского блока выступают за сосуществование культур при одновременном поощрении развития французского языка как единственного государственного в Квебеке. Квебекская партия находи­лась у власти в провинции в 1976—1985 гг. и с 1994 г.

В парламенте также представлена левоцентристская Но­вая демократическая партия (Nouveau Parti Democratique du Canada); ее представители формировали правительства в ряде провинций. Это молодая партия, которая оформи­лась в 1961 г. на базе существовавшей с 1932 г. Федерации кооперативного содружества и части профсоюзов, входя­щих в Канадский рабочий конгресс. Выступает она за осу­ществление программы «экономических, политических и социальных перемен» и развитие общества «к равенст­ву, социальной справедливости и демократии». Наиболее прочными позициями эта партия обладает в провинциях Саскачеван, Манитоба, Британская Колумбия и Онтарио, где она неоднократно находилась у власти. На федераль­ных выборах 2006 г. партия собрала 17% голосов и имеет 29 мест в палате общин.

«Зеленая партия Канады» была основана в 1983 г. в Британской Колумбии, а затем «зеленые» распространи­ли свою деятельность на всю страну. Партия выступает за «устойчивое развитие» в гармонии с окружающей средой, социальную справедливость, развитие «демократии снизу», ненасилие, децентрализацию, равноправие между полами, сохранение биологического и культурного разнообразия. В палате общин в настоящее время не представлена.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.