Характеристика основных видов сервисных услуг Материальные услуги
Бытовые услуги, предоставляемые населению России, подразделяются на следующие группы:
• ремонт и изготовление обуви;
• ремонт и изготовление швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт и изготовление (вязание) трикотажных изделий;
• ремонт и строительство жилищ (квартир) по заказам населения;
• ремонт бытовых машин и приборов, часов, ремонт и изготовление металлохозяйственных и ювелирных товаров, ремонт и техническое обслуживание радиоэлектронной аппаратуры, телевизоров, магнитофонов, проигрывателей, радиол, музыкальных товаров;
• ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, принадлежащих гражданам (легковых автомобилей, мопедов, мотороллеров и др.);
• изготовление и ремонт мебели;
• химическая чистка и крашение, услуги прачечных;
• услуги переработки сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственного сырья, другие сельскохозяйственные услуги;
• услуги фотоателье и фотолабораторий по изготовлению фотоснимков, а также услуги по звукозаписи, обработке пленок, изготовлению кинофильмов;
• услуги парикмахерских.
В настоящее время деятельность по предоставлению бытовых услуг регламентируется Правилами бытового обслуживания населения в РФ.
Услуги по ремонту, техническому обслуживанию, изготовлению изделий по индивидуальному заказу потребителейвключают:
• ремонт и изготовление одежды и обуви;
• ремонт и изготовление металлохозяйственных и ювелирных изделий;
• ремонт и реставрацию мебели;
• ремонт и техническое обслуживание техники, зданий и сооружений.
Услуги по ремонту выполняются с использованием современных технических средств:
• специализированного производственно-технологического оборудования и инструментов;
• средств диагностики неисправностей и дефектов изделий;
• технических средств контроля качества.
Производственно-технологический процесс обеспечивается:
• квалифицированным персоналом;
• сырьевыми материалами и полуфабрикатами;
• горюче-смазочными материалами;
• расходными материалами для ремонта, запасными частями, деталями и узлами приборов и агрегатов.
Для обслуживания потребителей и проведения ремонтных работ предприятия имеют:
• административные помещения,
• помещения для приема посетителей (салон);
• помещения для ремонтных работ (цеха по ремонту);
• склады для хранения горюче-смазочных материалов, запасных частей, отремонтированных и поступающих в ремонт изделий;
• гараж и др.
Ремонт — это комплекс операций по восстановлению работоспособности товара, его свойств.
Техническое обслуживание — это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности товара при использовании его по назначению.
Изготовление изделия по индивидуальному заказу — это комплекс операций по созданию изделия на основе индивидуальной потребности заказчика.
Ремонты изделий классифицируются по видам, характеру и срокам оказания.
Предторговый ремонт — это комплекс мероприятий по восстановлению работоспособности приборов у продавца. Ремонт в период гарантийного срока, установленного изготовителем или предприятием, выполняющим его функции, — это ремонт прибора в срок, установленный изготовителем, в течение которого ремонтное предприятие выполняет гарантийные обязательства.
Восстановительный ремонт — это ремонт прибора, потерявшего работоспособность не по вине потребителя в период гарантийного срока, установленного изготовителем, и возвращенного продавцу.
Ремонт в период срока службы — это ремонт прибора в течение срока службы, установленного в нормативной документации на изделие, или, если он не установлен, в течение 10 лет с начала эксплуатации прибора.
Ремонт после истечения установленного срока службы — ремонт прибора после истечения срока службы, установленного в нормативной документации, или, если срок службы не установлен, то по истечении 10 лет с момента продажи изделия.
Пошив, вязание, подгонка и ремонт одежды (швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов, текстильной галантереи), ремонт обуви обеспечивают возможность восстановления и продления срока службы одежно-обувных изделий или создания .новых изделий на основе индивидуальных запросов потребителей.
Ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, принадлежащих гражданам (легковых автомобилей, мопедов, мотороллеров и др.) выполняются в сервисных центрах, на станциях технического обслуживания и ремонта транспортных средств. Сервисные центры и станции оснащаются оборудованием для ремонта и диагностики работы транспортных средств.
Активный спрос на услуги формируется за счет неуклонного роста парка транспортных средств. Причем расширение парка основано на приобретении населением не только новых, но и бывших в употреблении легковых автомобилей отечественного и зарубежного производства.
Сервисная деятельность по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств осуществляется на основе наряда-заказа, квитанции и договора.
В качестве дополнительных услуг, обеспечивающих удобство потребителям во время ремонта и технического обслуживания транспортных средств, некоторые сервисные организации предлагают услуги общественного питания и комнаты отдыха.
Услуги по техническому обслуживанию автотранспортных средств оказываются в соответствии с нормами действующего законодательства и регулируются Правилами оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. № 290 "Об утверждении правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств".
Услуги подлежат обязательной сертификации в соответствии с постановлениями Госстандарта РФ от 30 июля 2002 г. № 64 «Номенклатура продукции, подлежащих обязательной сертификации».
Оплата запасных частей и комплектующих деталей осуществляется в соответствии с условиями договора по согласованию сторон: полностью или частично (в рассрочку или кредит). Допускается составление сметы расходов на оказание услуг.
Объектом ремонта и технического обслуживания является автотранспортное средство потребителя.
Сервисная деятельность включает:
• обслуживание потребителя (прием и оформление транспортного средства, выдача отремонтированного транспортного средства потребителю, расчет с потребителями),
• технологический процесс исполнения услуги (выполнение работ по ремонту, техническому обслуживанию или изготовлению изделия).
Непосредственными исполнителями услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств являются мастера по ремонту (автомеханики, автослесари, электрики), маляры.
Ремонт и техническое обслуживание бытовых машин и приборов, часов, радиоэлектронной аппаратуры, телевизоров, магнитофонов, музыкальных центров, ремонт и изготовление металлохозяйственных изделий, ювелирных изделий обеспечивают потребителям возможность восстановления потребительских свойств изделий, бывших в употреблении, или приобретение новых изделий, созданных по их индивидуальному заказу.
Услуги оказываются в сервисных технических центрах и мастерских по ремонту. Сервисные центры и мастерские по ремонту и техническому обслуживанию бытовых приборов, часов, радиоэлектронной аппаратуры имеют помещения для приема посетителей, цеха по ремонту и техническому обслуживанию, склад для хранения ремонтируемых изделий, запасных частей и деталей, административное помещение.
Обслуживание потребителей выполняет приемщик, который оформляет заявку и принимает изделие в ремонт, или операторы службы приема заявок по телефону, через сеть Интернет и почтой.
Услуги по ремонту выполняются мастером по ремонту с выездом на дом к потребителю или в стационаре. Доставку изделий в ремонт потребители могут выполнить самостоятельно или воспользоваться услугами по доставке сервисного центра.
При приеме изделий в ремонт фиксируются неисправности прибора, составляется договор на ремонт или обслуживание, уточняется срок исполнения заказа. Если обслуживание производится на дому у потребителя, то оформление договора и ремонт выполняет мастер по ремонту. Он проводит диагностику прибора, выявляет основные неисправности и причины их возникновения. По результатам диагностики назначается вид ремонта.
Если ремонт включает замену неисправных деталей и узлов, восстановление изношенных деталей и узлов, компоненты, используемые для замены, должны быть предусмотрены нормативной документацией на прибор. Комплектующие, вошедшие в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, должны быть сертифицированы.
Технологическое оборудование должно быть аттестовано, измерительные приборы и инструменты поверены или калиброваны.
Заказчик может отказаться от ремонта в полном объеме. В этом случае сервисная организация гарантирует заказчику соответствие параметров прибора требованиям стандарта только в объеме выполненного ремонта. Приемщик делает отметку об этом в сопроводительном документе на ремонт.
Сервисные предприятия не принимают в ремонт приборы и аппаратуру (в том числе и после истечения срока службы), если заказчик отказывается от устранения неисправностей, наличие которых ведет к нарушению требований безопасности. В случае выявления в процессе ремонта неисправностей, связанных с его безопасностью, сервисное предприятие должно поставить в известность об этом заказчика и переоформить заказ с учетом дополнительного объема работ. При отказе заказчика от дополнительных работ делается отметка в приемочном документе о том, что прибор или аппарат к эксплуатации непригоден, подтвержденная подписями заказчика и исполнителя.
После ремонта служба технического контроля сервисной организации или лица, на которых возложены функции контроля, проводят контроль качества отремонтированных приборов.
Отремонтированные приборы должны функционировать во всех режимах, предусмотренных нормативной документацией на новый бытовой прибор конкретного вида, отклонение эксплуатационных показателей отремонтированных бытовых приборов в течение срока службы должно составлять не более, чем 20% по сравнению с новым приборами.
После окончания срока службы показатели могут быть установлены по согласованию с заказчиком при приеме бытовых приборов в ремонт.
Отремонтированные приборы должны соответствовать требованиям безопасности. Снижение показателей безопасности отремонтированных бытовых приборов (в пределах, установленных изготовителем) в течение срока службы и после его истечения не допускается.
Бытовая радиоэлектронная аппаратура, прошедшая ремонт, должна быть опломбирована.
При передаче аппаратуры в эксплуатацию на сопроводительном документе, выданном заказчику, ставится отметка, подтверждающая техническую приемку и безопасность аппаратуры.
При выдаче отремонтированной радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов работник сервисного предприятия осматривает аппаратуру и демонстрирует ее работу. Включение, отключение или переключение бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов должно осуществляться легко, плавно, без задержек и повторных включений. Радиоэлектронная аппаратура, имеющая питание от электрической сети, должна быть проверена на необходимую величину сопротивления электрической изоляции.
После ремонта заказчику выдается сопроводительный документ, характеризующий оказанный ремонт и отремонтированный аппарат.
Сервисные предприятия, выполняющие услуги по ремонту и техническому обслуживанию, предоставляют гарантии соответствия отремонтированного прибора требованиям стандарта. При приеме из ремонта бытовых приборов и машин заказчик имеет право на проверку соответствия выполненных работ перечню дефектов, указанных в заказе. На сопроводительном документе, выданном заказчику при передаче прибора в эксплуатацию, ставится отметка, подтверждающая техническую приемку и безопасность прибора.
Ремонт ювелирных изделий обеспечивает восстановление конструкции и потребительских свойств ювелирных изделий.
Услуги по ремонту и изготовлению ювелирных изделий оказываются потребителям при магазинах, реализующих ювелирные изделия, или в ювелирных мастерских. Непосредственным исполнителем услуг по ремонту и изготовлению является мастер-ювелир.
При проведении ремонта или изготовлении ювелирных изделий используются измерительные, режущие инструменты, инструменты для гибки и правки (щипцы, тиски), инструменты для пайки, полирования и шлифования, закатки и обжимки металла.
Прием изделий в ремонт выполняет приемщик, имеющий профильное образование мастера-ювелира. При приеме он изучает изделие, определяет материалы изготовления, дефекты и составляет договор (квитанция, иной документ) на выполнение работ, в котором описываются работы (с приложением эскиза за подписью потребителя) и драгоценные камни с указанием формы, размера, массы, цвета, дефектов.
В случае приема в ремонт или изготовления ювелирных изделий из драгоценных металлов, принадлежащих потребителю, исполнитель производит определение пробы драгоценных металлов на пробирных камнях с помощью реактивов, изготавливаемых государственными инспекциями пробирного надзора.
Ювелирные изделия, изготовленные из драгоценных металлов, должны соответствовать пробам, установленным в соответствии с законодательством РФ, и быть заклеймены в установленном порядке государственным пробирным клеймом государственными инспекциями пробирного надзора.
При изготовлении ювелирных изделий из драгоценных металлов исполнитель обязан иметь именник, оттиск которого ставится на изготовленных изделиях.
Изготовление и ремонт мебели обеспечивают потребителям возможность восстановления старой, бывшей в употреблении мебели или приобретение мебельных изделий, выполненных по индивидуальному заказу. Кроме того, мебельные мастерские предлагают услуги по изготовлению и ремонту багетных рам и деревянных карнизов, щитов и решеток для маскировки отопительных приборов и др.
Мебель в процессе употребления подвергается механическим и физико-химическим воздействиям, снижающим прочность конструкции, вызывающим разрушение элементов мебели (ножек, проножек, подлокотников) и др. Со временем на лицевых поверхностях появляются вмятины, заколы, задиры, отщепы, разрушается облицовка, декоративные элементы, отделочные покрытия. Кроме того, эстетические свойства мебели подвергаются моральному старению.
Услуги по ремонту и изготовлению мебели предоставляются организациями, изготавливающими мебель, столярными мастерскими, мастерскими по ремонту мебели.
Пункты по приему заказов на изготовление и ремонт мебели размещаются при мастерских и магазинах розничной продажи мебели. Заказы на изготовление и ремонт мебели принимаются с частичной или полной предварительной оплатой стоимости заказа.
Изготовление мебели по индивидуальному заказу потребителя осуществляется на основе эскизов и чертежей, подготовленных заказчиком или изготовителем по согласованию с заказчиком.
Услуги по ремонту и реставрации мебели производятся на основе анализа материалов и конструкции восстанавливаемой мебели, по фотографиям, образцам-аналогам.
Реставрация мебели обеспечивает сохранение исторической и художественной ценности антикварной мебели, а ремонт мебели — восстановление утилитарных свойств.
Услуги по ремонту мебели, в зависимости от сложности, выполняются как на дому у потребителя, так и в стационарных условиях в цехах сервисной организации.
На дому у потребителя выполняются простые виды ремонта: укрепление шиповых соединений без разборки мебели, укрепление или замена крепежной и лицевой фурнитуры (стяжек, полкодержателей, замков, футорок и др.), установка ходовых полозков, зеркал, стекол, паек и т. п., устранение мелких дефектов деталей из массива и облицовки — заколов, трещин, вмятин, царапин и т. п., освежение и восстановление глянца лакированной и полированной поверхности мебели, ремонт и перетяжка мягкой мебели. В стационарных условиях выполняется ремонт, требующий использования станочного оборудования. Ремонт мебели в стационарных условиях позволяет выполнять более сложные операции: изготовление отдельных деталей и узлов ремонтируемой мебели, замену поломанных ножек, раскладок, пилястр, облицовки и т. д., отделку, ремонт мягкой мебели с укреплением каркаса, заменой пружин, настилочных и облицовочных материалов (восстановительные работы и обновление устаревших форм, изменение конструкции изделий).
Ремонт домов и квартир, строительство обеспечивают потребителям возможность ремонта, облагораживания и придания эстетического совершенства жилью и земельным участкам, а также удовлетворение потребности в индивидуальном строительстве жилья на основе индивидуальных запросов потребителей.
Услуги включают проектирование жилья и приусадебных территорий, монтажно-строительными работы (строительство жилых и гражданских зданий и сооружений, сборка строительных конструкций), ремонт зданий и сооружений по заказу потребителей, ввод в эксплуатацию коммуникаций (тепловых, электрических, газовых, водных и канализации), консультации.
Услуги по строительству и ремонту жилья позволяют потребителям своевременно и качественно строить и ремонтировать здания, жилые дома и хозяйственные постройки, выполнять реконструкцию и декоративную планировку прилегающей территории.
Потребителям необходимы услуги по ремонту жилья, архитектурно-дизайнерскому оформлению домов и квартир в соответствии с современными тенденциями моды.
Услуги по строительству и ремонту жилья оказываются строительно-монтажными и производственными предприятиями, производящими широкий ассортимент строительных и отделочных материалов.
Услуги по ремонту и строительству жилья выполняются с выездом на территорию заказчика, проектно-конструкторские работы проводятся непосредственно в офисе предприятия.
Сервисные предприятия, предлагающие услуги по ремонту и строительству жилья, имеют помещения для приема посетителей и административные и складские помещения. Выполнение строительных работ осуществляется на строительной площадке, на которой в процессе строительства возводятся здания и сооружения.
Для хранения материалов и инвентаря, размещения средств механизации строительных работ используются складские помещения и гаражи.
Для строительных работ используются различные виды производственно-технологического оборудования, временные инженерные сооружения, строительная техника и инструменты.
Материалы для строительства и ремонта предоставляются заказчиком, закупаются или производятся исполнителем услуги. Для изготовления строительных материалов используются столярные, слесарные, сварочные цеха, цеха по производству строительных материалов.
Основными материалами, применяемыми для строительных работ, являются плиты и камни стеновые, строительный кирпич, облицовочные и отделочные материалы, лакокрасочные материалы.
Обслуживание включает работу с заказчиком, составление проектно-сметной документации. В этих работах принимают участие архитекторы, конструкторы, инженеры-проектировщики, землеустроители.
Ремонтно-строительные работы выполняются квалифицированными рабочими строительных специальностей (ремонтно-строительными бригадами).
В состав ремонтно-строительных бригад входят рабочие строительных профессий: каменщики, электрики, маляры, плотники, грузчики, чернорабочие, крановщики, экскаваторщики, бульдозеристы.
Проектно-сметная документация готовится архитекторами, проектировщиками, дизайнерами и др. Работа с потребителями по приему и уточнению заказа проводится менеджером по работе с потребителями и архитектором.
Оказание услуг по строительству и ремонту должно осуществляться по современным ресурсосберегающим, экономически более выгодным технологиям строительства и благоустройства жилья, прогрессивным тенденциям в развитии дизайна в строительстве и архитектуре.
Благоустройство приусадебных территорий и ландшафтный дизайн, обработка сельскохозяйственных угодий обеспечивают облагораживание прилегающих территорий, удовлетворяют потребность населения в эстетическом совершенствовании территорий приусадебных участков, дач и коттеджей, создают условия для производства сельскохозяйственной продукции в приусадебных хозяйствах.
Услуги по обработке сельскохозяйственных угодий включают вспашку земли, боронование, прополку, внесение удобрений, полив, посадку сельскохозяйственных культур и декоративных растений.
Потребность в услугах зависит от геоботанических условий региона (возможности выращивания и предложения населению сортов сельскохозяйственных культур, адаптированных к местным условиям), ландшафта, природно-климатических условий, этнических и социально-бытовых условий (особенности питания, образ жизни, религия) региона.
Оказание сельскохозяйственных услуг оформляется договором, приемосдаточным актом при закупке сельскохозяйственной продукции, квитанцией и приходным ордером — при вспашке земли, обработке ее удобрениями.
Сервисные предприятия, предлагающие такие услуги, имеют:
• административное помещение для работы служб управления;
• выставочный салон для демонстрации растений и проектов, приема посетителей;
• теплицы для выращивания рассады и адаптации растений;
• питомники;
• помещения для хранения и обслуживания средств малой механизации сельскохозяйственных работ и инвентаря;
• склад для хранения удобрений, средств защиты растений, ядохимикатов;
• гараж, цех для ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственной техники, инвентаря и автотранспорта.
Сервисная деятельность включает работы с выездом к потребителю на участки и работы в офисе, тепличном хозяйстве в стационарных условиях:
• изучение потребности, прием и оформление заказа;
• изучение земельного участка (выезд на участок, обмер территории участка, съемке участка);
• составление проекта и планировки благоустройства и озеленения;
• подготовку посадочных материалов и средств обработки почвы;
• исполнение услуг по благоустройству и озеленению территории участка.
В персонал сервисной организации входят архитекторы, флористы, флористы-дизайнеры, землеустроители, специалисты по работе со средствами малой механизации, чернорабочие.
Услуги химической чистки и крашения, прачечных направлены на улучшение эстетических и восстановление гигиенических свойств текстильно-одежных изделий, изделий из кожи и меха, постельных принадлежностей и ковровых изделий, на которые в процессе хранения и носки попадают загрязнения из внешней среды (пыль, красящие и жироподобные вещества), продукты потовыделения, содержащие мочевину, органические кислоты, различные соли и жировые вещества.
Потребители выполняют стирку, отбеливание и глажение вещей самостоятельно в домашних условиях, с использованием синтетических моющих средств и бытовых стиральных машин, также пользуются услугами предприятий химической чистки и прачечных.
Услуги химчистки и прачечных предоставляются индивидуальным потребителям и организациям. Большая потребность в услугах химической чистки и прачечных существует у предприятий общественного питания, гостиниц, парикмахерских, детских дошкольных учреждений и других организаций.
Химическая чистка — это комплекс физико-механических процессов, обеспечивающих удаление загрязнений с изделий в среде органических растворителей.
Услуги прачечных — это услуги по стирке загрязненного белья, отбеливанию, подсинению, крахмалению и т. п.
Предприятия химической чистки предлагают потребителям:
• чистку одежды, головных уборов, изделий из декоративных тканей, одеял и пледов шерстяных, хлопчатобумажных ватных одеял, ковров и ковровых изделий, мягких игрушек, зонтов, перопуховых изделий, мебели и ковров на дому;
• дополнительную обработку изделий: противомолевую, антистатическую, бактерицидную, дезодорацию, водоотталкивающую пропитку, аппретирование, отбеливание, импрегнирование изделий, замену наперников перопуховых изделий, восстановление формы и размеров трикотажных изделий из шерстяной и полушерстяной пряжи, деформированных после стирки в домашних условиях;
• крашение текстильных и трикотажных изделий из натуральных волокон, синтетических волокон, изделий из искусственного и натурального меха и замши, овчины, изделий из тканей с пленочным покрытием, изделий из кож, обновление изделий из натуральной кожи покрывного крашения.
Крашение — это комплекс физико-химических процессов, обеспечивающих придание окраски текстильным материалам, мехам и кожам.
Прачечные предлагают потребителям:
• стирку белья в прачечной и прачечной самообслуживания персоналом и самостоятельно потребителем.
Стирке подвергаются хлопчатобумажное и льняное прямое и фасонное белье, верхние мужские сорочки, изделия из искусственных, синтетических и смешанных тканей (с мягкой отделкой, без отделки), стеганые одеяла, чехлы для сидений автомобилей и мебели и др.
Дополнительно проводится:
• антистатическая обработка;
• дезодорация;
• ароматизация и дезинфекция белья.
В сервисную деятельность химчисток и прачечных включаются:
• обслуживание потребителей (прием изделия в чистку, стирку, для крашения, выдачу вещей потребителю);
• исполнение услуги (чистка, стирка, крашение вещей и другие виды дополнительной обработки).
Заказ на услуги по химической чистке и крашению должен быть выполнен в срок, предусмотренный договором (квитанцией) и доброкачественно в соответствии с ГОСТ Р 51108-97 «Услуги бытовые. Химическая чистка. Общие технические условия», РСТ РСФСР 115-88 «Изделия и материалы текстильные, трикотажные перекрашенные».
Фотоуслуги по изготовлению фотоснимков, обработке пленок удовлетворяют потребности населения в экспонировании изображений для фотодокументов и художественной фотографии.
Ассортимент услуг включает услуги фотографии и химико-фотографической обработки фотоматериалов.
Фотоуслуги выполняются в фотоцентрах и фотолабораториях, экспресс-фотографиях.
Фотоуслуги являются результатом непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельности исполнителя, направленной на удовлетворение индивидуальных потребностей потребителя (заказчика) в фотосъемке, химико-фотографической обработке фотопленок, изготовлении фотоотпечатков (фотоснимков) на фотобумаге и на различных изделиях.
Рынок фотоуслуг достаточно емкий и поставщики фотоуслуг в зависимости от их специализации находят в нем свои ниши.
Большое негативное значение для услуг фотографии и продажи фототоваров имеет сезонность спроса. В течение года наблюдается несколько пиков увеличения спроса на фотоуслуги и на продажу фототоваров, что связано с праздниками и летним периодом отпусков. Значительный объем заказов отмечается в январе (после новогодних праздников и рождественских каникул) и во вторую половину августа и в сентябре (конец сезона отпусков).
Для нивелирования сезонности спроса на различные виды фотоуслуг предприятиям желательно предлагать и оказывать как можно более широкий ассортимент фотоуслуг.
Одним из перспективных путей развития фотосервиса является освоение и внедрение технологий цифровой обработки и получения изображения.
В фотолабораториях и фотоцентрах проводится фотосъемка, химико-фотографическая обработка фотографических материалов заказчиков и фотопечать.
Услуги экспресс-фотографии обеспечивают моментальное получение фотоотпечатков в присутствии заказчика в специально оборудованных кабинах.
Услуги фотолаборатории и фотоцентра включают обслуживание потребителей в пункте приема заказов и работу с фотоматериалами в лаборатории фотоцентра.
Услуги фотографии:
• фотосъемка и изготовление фотоотпечатков (аналоговым или компьютерным методом) людей (в том числе для документов), объектов архитектуры, сооружений, интерьеров;
• ландшафтная фотосъемка предметов и пейзажей, животных, растений, произведений искусства, объектов дизайна, рекламная съемка. Кроме того, в состав услуг входят репродукционная съемка и изготовление репродукций чертежей, схем, карт и т. п.
Дополнительные услуги:
• копировальные услуги, переплетные работы, ламинирование;
• реализация фототоваров и сопутствующей продукции;
• реализация фотоснимков, в том числе через Интернет;
• дизайнерская разработка изделий, на которые наносится фотоизображение;
• изготовление открыток, календарей, визиток;
• консультационные услуги.
Персонал сервисной организации, оказывающей фотоуслуги, включает высококвалифицированных специалистов, обладающих специальными знаниями и уровнем мастерства в области фотосъемки (фотографы, фотохудожники) и фотохимической обработки фотоматериалов (инженеров-операторов, фотолаборантов, фотооператоров, фоторетушеров).
Услуги парикмахерских удовлетворяют эстетические и гигиенические потребности людей, формируют привлекательную внешность человека путем создания красивой прически и косметического ухода за ногтями, кожей лица и тела.
Услуги оказываются в стационарных условиях в парикмахерских или с выездом на дом к потребителям.
Парикмахерские услуги оказываются парикмахерскими, салонами-парикмахерскими, салонами-парикмахерскими «Люкс», а также индивидуальными предпринимателями.
Потребителем парикмахерских услуг является человек, получающий, заказывающий или имеющий намерение получить или заказать услуги парикмахерских для личных нужд.
Услуги парикмахерских по технологическому признаку делятся на пять групп:
• услуги по уходу за волосами;
• услуги по уходу за кожей лица и тела;
• услуги по уходу за ногтями (маникюр, педикюр);
• массаж лица и глеи;
• постижерные работы.
Технологический процесс оказания услуг парикмахерских — это совокупность операций по удовлетворению эстетических и гигиенических потребностей людей, выполняемых в соответствии с технологической документацией на данный вид услуги. В технологическом процессе есть операции, обязательные для каждой группы услуг. Перед работой с каждым новым потребителем парикмахер или косметолог, оказывающий услугу, обязан вымыть руки с мылом. Исполнитель парикмахерских услуг должен проверить соответствие материалов требованиям качества, санитарным нормам и правилам, сроку годности.
Парикмахеры и косметологи при использовании материалов должны учитывать противопоказания к применению материалов и индивидуальные особенности потребителей, перед началом химической завивки, окраски волос, бровей и ресниц должны проверять кожу потребителя на чувствительность к используемым материалам в соответствии с технологией на данный вид услуг.
Материалы, составляемые по индивидуальному рецепту, должны иметь гигиеническое заключение.
Услуги могут предлагаться потребителям в комплексе. Предложение комплекса технологически совместимых услуг стрижка, косметические услуги, маникюр, педикюр.
Дополнительные услуги парикмахерских включают предложение потребителям прохладительных напитков, кофе и др., оказание консультационных услуг и реализацию сопутствующих товаров и косметических средств.
Парикмахеры и косметологи должны иметь специальное профессиональное образование и аттестацию в соответствии с квалификацией.
Транспортные услуги (автотранспортные услуги, услуги по перевозке багажа и транспортировке грузов, информационно-справочное обслуживание) удовлетворяют потребности населения в перевозке пассажиров, их багажа, грузов на ближние и дальние расстояния.
Транспортные услуги оказываются на основе материально-технической базы, в которую входят транспортные средства, средства обслуживания транспорта, оборудование по ремонту, помещения для стоянки и ремонта транспорта.
Непосредственными исполнителями транспортных услуг являются лица, имеющие право на вождение и перевозку пассажиров и грузов, мастера по обслуживанию и ремонту транспорта и оборудования.
Транспортные услуги подлежат обязательной сертификации в соответствии с постановлением Госстандарта РФ от 23 февраля 1998 г. № 5 «О номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации» (С изменениями, в ред. постановления Госстандарта РФ от 25 октября 2000 г. № 72).
Оказание транспортных услуг осуществляется по предварительной заявке (или без нее), с оформлением договора на обслуживание. Услуги по перевозке грузов оформляются договором транспортной экспедиции.
Транспортная услуга — результат деятельности исполнителя транспортной услуги по удовлетворению потребностей пассажира, грузоотправителя и грузополучателя в перевозках в соответствии с установленными нормами и требованиями.
Транспортные услуги классифицируют на группы и виды.
Транспортные услуги подразделяются на три группы:
• услуги пассажирского транспорта;
• услуги грузового транспорта;
• услуги транспортной экспедиции.
Транспортное обслуживание — процесс предоставления транспортных услуг потребителям в соответствии с установленными нормами и требованиями.
Транспортный сервис — набор транспортных услуг, предоставляемых при перевозке грузов и пассажиров.
Кроме основной транспортной услуги, потребителям предлагаются сопутствующие услуги.
Сопутствующая услуга — услуга, предоставляемая пассажиру, грузоотправителю или грузополучателю организациями транспортного комплекса или гражданами-предпринимателями, непосредственно не связанная с перевозкой, например, услуги питания и связи.
Транспортные услуги оказываются с использованием транспорта общего пользования (железнодорожный, воздушный, морской, автомобильный, речной транспорт), обеспечивающего перевозку пассажиров и грузов и предоставление услуг транспортной экспедиции на основе уставов и кодексов соответствующих видов транспорта и иных федеральных законов и правовых актов РФ.
Исполнитель транспортной услуги — физическое ил юридическое лицо, являющееся стороной договора перевозки, которое предоставляет услуги.
Потребитель транспортной услуги — физическое или юридическое лицо, являющееся стороной договора перевозки, которое использует услугу.
Пассажирские перевозки — транспортные услуги по перемещению пассажиров, связанные с безопасностью, своевременностью и комфортностью перевозки пассажиров, а также с сохранностью багажа. Люди, перемещающиеся с использованием транспортных средств, являются пассажирами. Пассажир — физическое лицо, имеющее договор (билет) перевозки.
|