Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Роль сервисной деятельности в социально-экономической жизни страны и социальные предпосылки ее развития

Сервисная деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей вносит большой вклад в экономику госу­дарства. В промышленно-развитых странах на долю сервис­ной деятельности приходится более половины валового внут­реннего продукта. Сервисная деятельность обеспечивает рост экономического потенциала страны, трудовую занятость населения, например, в США в сфере услуг в 1997 г. было за­нято 72% трудоспособного населения, в Италии и Швейца­рии — 60,5, в России — 50%.

Сервисная деятельность обеспечивает экономию времени и денег потребителей, повышение качества жизни людей, способствует развитию производства.

В России в середине 80-х гг. XX в. в сфере обслужива­ния сложилась парадоксальная ситуация. При высокой потреб­ности населения в сервисных услугах спрос на услуги сни­зился. Падение спроса было вызвано повышением стоимости услуг, негативным опытом потребления услуг населением стра­ны. Одновременно с этим исполнители услуг понимали, что не имеют возможности полностью удовлетворить требования потребителей, и неохотно шли на контакт. Такое положение объяснялось, прежде всего, нехваткой материалов, несовер­шенством уровня технического обслуживания на предприя­тиях сферы обслуживания и другими объективными причи­нами.

Исполнителям услуг стало очевидно, что необходимо повышение качества работ и культуры обслуживания.

Первыми предприятиями, предложившими потребителям услуги более высокого качества, были кооперативы и инди­видуальные предприниматели. С них началась перестройка системы бытового обслуживания.

Население проявило повышенный интерес к их услу­гам, поскольку они обеспечивали более высокий уровень качества обслуживания по сравнению с государственными предприятиями, хотя качество работ и услуг было почти одинаковым.



Развитие кооперативных сервисных организаций обеспечило:

• значительное расширение производства товаров и ус­луг без существенных капиталовложений;

• широкое использование небольших местных источников сырья и отходов крупного производства;

• выравнивание уровней обслуживания в разных регио­нах и населенных пунктах;

• вовлечение в трудовую деятельность пенсионеров, уча­щихся, домохозяек, инвалидов, а также всех желающих под­работать в свободное время.

Кооперативы создали дополнительные рабочие места для высвободившихся работников государственного сектора про­изводства.

Особенность кооперативных сервисных предприятий зак­лючалась в заинтересованности членов кооператива в резуль­тате труда. Чем больший доход создавала сервисная деятель­ность кооператива, тем выше были доходы работников. Коо­ператоры сами распределяли и использовали созданный ими продукт, грани между необходимым и прибавочным трудом стирались, и внимание было сосредоточено на распределе­нии дохода по статьям накопления и потребления.

Кооперативные сервисные предприятия могли выбирать вид деятельности, оперативно менять ассортимент в зависи­мости от спроса, приобретать материалы за наличный рас­чет, повышать или снижать цены и т. д., а государственные сервисные предприятия были лишены таких прав.

Но, с другой стороны, у государственных предприятий были свои преимущества. Так, кооперативы приобретали по­мещения и оборудование за счет собственных средств, государственные предприятия финансировались в соответствии с планом. Наряду с этим кооперативы располагали примитивным оборудованием и выполняли заказы с большими трудно­стями, а государственные предприятия, например, по ре­монту обуви, оснащенные современным оборудованием, про­стаивали из-за отсутствия потребителей услуг. Оплата в коо­перативах изначально была гораздо выше, чем на государ­ственных предприятиях, что, естественно, создавало посто­янную текучесть кадров на государственных предприятиях.

В некоторых кооперативах начались злоупотребления при распределении доходов. Так, персонал, работающий на дого­ворных началах, получал 60-80% заработной платы, а ос­тальные денежные средства шли в фонд кооператива. Высо­кие заработки кооператоров вряд ли можно было назвать трудовым доходом. При наличии дефицита услуг кооперати­вы завышали цены услуги.

Для того, чтобы решить подобного рода проблемы, необ­ходимо было, как минимум, изменить существующие право­вые нормы.

Наряду с критическими замечаниями по работе коопера­тивных сервисных предприятий можно отметить и важные социально-значимые функции кооператоров того времени.

Важнейшая социальная функция — увеличение свобод­ного времени потребителей за счет сокращения домашнего малопроизводительного труда. Каждый рубль, затраченный на приобретение бытовой услуги у кооперативного предпри­ятия, позволял освободить 1,5 ч труда в домашнем хозяйстве.

Кроме того, как показывали исследования тех лет, коо­перативы работали быстрее и эффективнее государственных предприятий. Сроки обслуживания были фактором конкурен­тоспособности кооперативов. Потребители экономили свое время, а значит, и деньги, дважды не занимаясь «самообс­луживанием» и не ожидая своей очереди выполнения заказа на предприятии.

Другая социально-значимая функция кооперативов состо­яла в расширении ассортимента услуг, более полном удов­летворении спроса в соответствии с индивидуальными запро­сами населения. В результате удовлетворялись потребности в бытовом обслуживании (социальная функция) и увеличивал­ся фонд личного потребления, участия в создании совокуп­ного общественного продукта, частичного оздоровления рынка (экономическая функция). Примером экономического значе­ния производства бытовых услуг является значительная эко­номия семейного бюджета за счет ремонта обуви, сложной радиоэлектронной аппаратуры, бытовых приборов и т. д.

В то же время уровень развития бытового обслужива­ния существенно отставал от потребностей населения. Даже развивающиеся кооперативы не могли удовлетворить весь спрос на услуги. Причины столь низкого уровня культуры и качества об­служивания были заложены в самой структуре кооперати­вов. Помимо действительных недостатков и внутренних про­блем, развитие кооперативного движения тормозилось су­ществующим стереотипом настороженности и недоверия к кооперативам как со стороны потребителей, так и руково­дителей министерств, ведомств и управлений. Причем если в первом случае недоверие можно было объяснить русским менталитетом, то во втором — бюрократической системой управления.

Развитие кооперативов не могло выступать панацеей в решении заданных проблем в сфере услуг, поскольку дея­тельность кооперативов была лишь частью деятельности сферы бытового обслуживания. Кооперативы в любом виде были бо­лее мобильной формой организации сервисной деятельности, которая основана на принципах самоокупаемости и самоуп­равления.

Развитие сервисной деятельности и спрос на услуги ос­новываются, прежде всего, на росте промышленного произ­водства и повышении покупательной способности населения. Промышленные предприятия производят продукцию, кото­рая является объектом услуг по ремонту и техническому об­служиванию сервисных организаций. Деятельность производственных и торговых организаций требует аудиторского, юри­дического, информационного, медицинского обслуживания. Развитие производства стимулирует расширение сферы сервисной деятельности, и наоборот.

Новые экономические отношения в России сформировали благоприятные условия для развития сервисной деятельности. Реформирование экономики обеспечило предпосылки для совершенствования работы сервисных организаций и возникно­вения новых форм и методов обслуживания и видов услуг.

В конце XX в. сервисная деятельность стала экономичес­ки более выгодна, чем производство, поскольку сервисные предприятия имели более быстрый оборот финансовых средств и требовали меньших объемов первоначальных инвестиций.

В 1990 г. объем платных услуг, оказанных населению, составил 44 млрд. руб., к 1995 г. объем оказанных услуг сни­зился в сопоставимых ценах на 18%. Рост объема оказывае­мых услуг наметился только в 1999 г. Среднегодовой темп прироста с 1999 по 2003 г. составил в среднем 4,5%.

Развитие в 1992-1995 гг. в России малого предпринима­тельства не обошло сферу сервисной деятельности. Малые сервисные предприятия легче трансформировались и адаптировались к изменениям рыночной и экономической ситуа­ции в целом, развивались активнее, чем предприятия произ­водственной сферы.

В последние десятилетия в Россию стала поступать ин­формация о прогрессивных формах и методах оказания ус­луг, требованиях к качеству услуг. Активное использование этой информации и внедрение зарубежного опыта повысили спрос на услуги, изменили структуру потребительского рын­ка. Благодаря росту благосостояния отдельных групп населе­ния появились категории потребителей с новыми потребнос­тями и требованиями к услугам. Материально обеспеченные потребители обладают высокой покупательной способностью и большой потребностью в широком ассортименте услуг, по­вышающих комфорт их жизнедеятельности.

Сервисные организации стали уделять большее внима­ние индивидуальным запросам потребителей, начали приспо­сабливаться к более жестким требованиям к качеству обслуживания. Возникли конкурентные отношения между отече­ственными и зарубежными организациями, внедряющимися на российский рынок. Конкуренция в сфере сервиса доволь­но быстро стала ощутимой.

Конкурентная ситуация явилась дополнительным стиму­лом для развития и совершенствования работы сервисных предприятий России, поиска новых потребителей, формиро­вания ассортимента услуг для обеспеченных и малоимущих слоев населения с соответствующими для них ценами на ус­луги.

Перечисленные факторы обеспечили реструктуризацию рынка услуг, определили адресность работы сервисных пред­приятий. Возникли новые направления сервисной деятельности, удовлетворяющие современным потребностям как ин­дивидуальных потребителей, так и организаций (услуги бан­ков, туристские услуги, информационные услуги, охран­ные услуги личной, информационной, финансовой безопас­ности).

За последнее десятилетие в структуре платных услуг населению снизилась доля бытовых услуг и услуг, оказывае­мых в санаториях, существенно возросла доля услуг связи, жилищно-коммунальных и медицинских услуг, услуг систе­мы образования.

В 90-х гг. XX в. сильно упал спрос на некоторые бытовые услуги, оказываемые сервисными предприятиями. Падение спроса на услуги прачечных, копировальные услуги был о обусловлено существенным снижением доходов основной мас­сы населения и появлением новых простых в употреблении и экономически целесообразных в использовании товаров, обеспечивающих выполнение процессов стирки и глажки белья, копирования и размножения документов и др.

Исчезновение товарного дефицита понизило необходимость в услугах по ремонту и индивидуальному пошиву одежды.

Одновременно с этим развитие товарного производства стимулировало увеличение спроса на услуги, связанные с обслуживанием и ремонтом товаров. Увеличение производ­ства российских и объемов продаж зарубежных транспорт­ных средств в России повысили спрос на услуги по ремонту итехническому обслуживанию автомототранспортных средств.

Появление новых и простых в употреблении фотоаппаратов увеличило спрос на услуги фотографии по проявке и печати фотоматериалов.

В 2003 г. в структуре услуг населению наибольший удельный вес заняли услуги транспорта и связи, бытовые и жилищно-коммунальные услуги.

Новые технологии оказания услуг, полученные из-за рубежа, стимулировали развитие сервисной деятельности популяризацию услуг, например, послепродажное обслуживание покупателей с предоставлением бесплатных информационно-консультативных услуг, гарантийного и послегарантийного ремонта и технического обслуживания бытовых машин, приборов и устройств. Потребность в этих видах услуг большой степени сформировалась с повышением технической сложности товаров.

Развитие предпродажного и послепродажного сервиса по обслуживания обеспечивает конкурентоспособность бытовой техники, способствует сращиванию сервисной и производственной деятельности.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.