Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Показатели эффективности сервисной деятельности предприятий

Устойчивое экономическое развитие сервисной органи­зации в условиях постоянного изменения рыночной ситуации основывается на анализе эффективности сервисной деятель­ности.

Систематический анализ показателей сервисной деятель­ности позволяет:

— быстро оценивать результативность сервисной деятельности организации;

— своевременно выявлять факторы, влияющие на величину получаемой прибыли по конкретным видам предоставляемых услуг;

— определять расходы (издержки обращения) и тенденции их изменения, что необходимо для определения стоимости услуг и расчета рентабельности;

— находить оптимальные пути повышения эффективности сервисной деятельности и получения прибыли.

Важнейшим показателем эффективности работы сервис­ной организации является прибыль, отражающая результа­ты деятельности сервисной организации — объем и структу­ру предоставленных услуг, производительность труда, уровень затрат, наличие непроизводительных расходов и потерь и т. д. От размера полученной прибыли зависят пополнение основных фондов и оборотных средств, возможность матери­ального поощрения работников, уплата налогов и др. Нали­чие прибыли свидетельствует о том, что расходы сервисной организации полностью покрываются доходами от обслуживания потребителей. Прибыль сервисной организации рассчитывается как разность между всеми ее доходами и расходами. Различают прибыль от оказания услуг (операционная или валовая прибыль), прибыль до налогообложения и прибыль после налогообложения (чистую прибыль).

Прибыль после налогообложения (чистая прибыль) рассчитывается с учетом так называемых прочих планируемых и непланируемых доходов и расходов. К планируемым расхо­дам относят налоги, уплачиваемые в федеральный и мест­ный бюджет; непланируемые расходы — штрафы, пени и неустойки, уплаченные за нарушение договорных обяза­тельств, убытки от списания безнадежных долгов и другие потери, которые уменьшают операционную прибыль. К непланируемым доходам относят штрафы, пени и неустойки, полученные от различных организаций, излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при инвентаризации, списание кредиторской задолженности за истечением сроков исковой давности и др.



Прибыль от оказания услуг определяется как разность между выручкой от оказания услуг потребителям и себестои­мостью этих услуг.

ПУ = ВУ – СУ,

где Пу — прибыль от оказания услуг;

Ву — сумма выручки от оказания услуг;

Су — себестоимость услуг.

Прибыль от оказания услуг находится под влиянием раз­личных факторов, таких как изменение объема оказываемых услуг, изменение структуры (видов) оказываемых услуг, из­менение цен на услуги, изменение цен на материалы, тарифы, рабочую силу и т. п.

Общее изменение прибыли:

∆ПУ У1 – ПУ0 ,

где ПУ1 — прибыль от оказания услуг в отчетном году;

Пу0 — прибыль от оказания услуг в прошлом периоде.

Расчет влияния на прибыль изменения цен на оказываемые услуги:

∆ПУЦ = ∑(Ц1 × ОУ1) - ∑(Ц0 × ОУ1),

где ∆ПУЦ — изменение величины прибыли за счет изменения цен на оказываемые услуги;

Ц1 — цены на услуги в отчетном году;

Ц0 — цены на услуги в прошлом году;

ОУ1 — количество оказанных услуг в отчетном периоде;

∑(Ц1 × ОУ1) — оказание услуг в отчетном году по ценам отчетного года;

∑(Ц0 × ОУ1) — оказание услуг в отчетном году по ценам прошлого (базисного) периода.

Расчет влияния на прибыль изменений в объеме оказы­ваемых услуг:

∆ПУК = ПУ0 × k1 – ПУ0 = ПУ0 (k1 - 1),

где ∆ПУК — изменение величины прибыли за счет измене­ний в количестве (объеме) оказываемых услуг;

k1 — коэффициент роста объема оказываемых услуг.

k1 У1,0У0 ,

где СУ1,0 — себестоимость оказанных в отчетном периоде услуг по ценам прошлого (базисного) периода;

СУ0 — себестоимость оказанных в прошлом периоде ус­луг по ценам прошлого (базисного) периода.

Расчет влияния на прибыль изменений в объеме ока­зываемых услуг, обусловленного изменением их струк­туры:

∆ПУС = ПУ0 × (k2 – k1),

где ∆ПУС — изменение величины прибыли за счет измене­ний в объеме оказываемых услуг, обусловленных изменени­ем их структуры;

k2 — коэффициент роста объема оказываемых услуг в оценке по продажным ценам.

k2 = ВУ1,0У0 ,

где ВУ1,0 — фактическая выручка в ценах прошлого (базис­ного) периода;

ВУ0 — выручка прошлого (базисного) периода.

Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себе­стоимости оказываемых услуг:

∆ПУЭ = СУ1,0 – СУ0 ,

где ∆ПУЭ — изменение величины прибыли за счет экономии от снижения себестоимости оказываемых услуг.

Аналогичным образом можно рассчитать влияние на при­быль цен на материалы, трудовые ресурсы и др.

Общее изменение прибыли складывается из изменений прибыли за счет влияния различных факторов:

∆ПУ = ПУЦ + ∆ПУК + ∆ПУС + ∆ПУЭ + … + ∆ПУФi ,

где ∆ПУФi — изменение прибыли за счет влияния i-го фактора.

Показатели рентабельности характеризуют эффектив­ность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринима­тельской, инвестиционной). Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты деятельности органи­зации за отчетный период, потому что их величина показы­вает соотношение эффекта с наличными или использованны­ми ресурсами.

Показатели рентабельности рассчитываются по несколь­ким группам:

1. Показатели, характеризующие окупаемость затрат на оказание услуг.

2. Показатели, характеризующие прибыльность продаж.

3. Показатели, характеризующие доходность капитала.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат) — отношение валовой (прибыли от продажи услуг), чистой прибыли или выручки к сумме затрат по ока­занным услугам:

R3 = ПУУ или R3 = ЧП/СУ ,

где R3 — рентабельность затрат;

ЧП — чистая прибыль.

Она показывает, сколько прибыли организация имеет с каждого рубля, затраченного на оказание услуг.

Может рассчитываться в целом по сервисной организа­ции, а также по отдельным ее структурным подразделени­ям и видам оказываемых услуг.

Рентабельность продаж (оборота) — отношение при­были от реализации услуг или чистой прибыли к сумме полу­ченной выручки:

RУ = ПУУ или RУ = ЧП/ВУ ,

где RУ — рентабельность продаж.

Характеризует эффективность предпринимательской де­ятельности: сколько прибыли имеет сервисная организация с рубля продаж. Может рассчитываться как в целом по органи­зации, так и по отдельным видам услуг.

Рентабельность (доходность) капитала — отноше­ние прибыли до налогообложения (валовой, чистой) к сред­негодовой стоимости капитала или отдельных его слагае­мых (собственного, заемного, основного оборотного капи­тала).

RК = ПУ/К или RК = ЧП/К или RК = ПДН/К ,

где RК — рентабельность капитала;

ПДН — прибыль до налогообложения;

K — среднегодовая стоимость капитала (основного, оборотного, отдельных его элементов).

Характеризует величину прибыли, получаемую с рубля стоимости капитала.

Одним из важнейших факторов повышения эффективно­сти работы сервисной организации является обеспеченность ее основными фондами в необходимом количестве и ассорти­менте, ускорение их оборачиваемости и более полное их ис­пользование.

Для обобщающей характеристики эффективности ис­пользования основных средств служат показатели фондо­отдачи, фондоемкости, рентабельности, относительной эко­номии фондов, повышения объема оказываемых услуг и другие.

Фондоотдача — обобщающий показатель использования производственных основных фондов. Определяется как отно­шение стоимости оказанных услуг к среднегодовой стоимос­ти основных производственных фондов (рентабельность ос­новного капитала):

ФО = ВУОФ ,

где ФО — фондоотдача;

КОФ — среднегодовая стоимость основных производствен­ных фондов.

Рост фондоотдачи свидетельствует об улучшении финансовых результатов деятельности сервисной организации и о том, что политика относительно основного капитала ведется в правильном направлении. Увеличение фондоотдачи ведет к относительной экономии производственных основных фондов и к увеличению объема оказываемых услуг.

Использование основных фондов признается эффективным, если относительный прирост оказываемых услуг или прибыли превышает относительный прирост стоимости основных фондов за анализируемый период.

Доля прироста оказываемых услуг за счет роста фондо­отдачи определяется как произведение прироста фондоотдачи за анализируемый период и среднегодовой фактической стоимости основных производственных фондов:

∆У = (ФО1 – ФО0) × КОФ1 ,

где ∆У — прирост услуг;

ФО1 — фондоотдача в отчетном периоде;

ФО0 — фондоотдача в прошлом периоде;

КОф1 — среднегодовая стоимость основных производствен­ных фондов в отчетном периоде.

Фондоемкость — обратный показатель фондоотдачи, характеризующий величину основных фондов, приходящих­ся на каждый рубль выручки:

ФЕ = КОФУ ,

Фондовооруженность — показатель, характеризующий стоимостную величину основных фондов, приходящихся на каждого работающего в сервисной организации человека.

ФВ = КОФСР ,

где ЧСР — среднегодовая численность работников организа­ции.

Другой составляющей капитала сервисной организации является оборотный капитал или оборотные средства. Эффек­тивность использования оборотных средств прямо пропорци­ональна скорости их оборачиваемости. Ускорение оборачива­емости позволит сервисной организации высвободить часть средств из оборота для оказания дополнительных услуг и по­высит платежеспособность и финансовую устойчивость.

Скорость оборачиваемости оборотных средств харак­теризуется коэффициентом оборачиваемости, коэффициентом загрузки средств в обороте (капиталоемкость), продолжительностью одного оборота.

Коэффициент оборачиваемости (рентабельность оборот­ного капитала) рассчитывается по формуле:

КОБ = ВУОС ,

где КОБ — коэффициент оборачиваемости;

КОС — среднегодовая стоимость оборотных средств.

Показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости оборотного капитала, называется капиталоемкостью.

КЕ = КОСУ ,

где КЕ — коэффициент загрузки средств в обороте (капита­лоемкость).

Продолжительность одного оборота всех оборотных средств определяется по формуле

ПОБ = Д/КОБ или ПОБ = КОС × Д /ВУ ,

где ПОБ — продолжительность оборота капитала в днях;

Д — количество календарных дней в анализируемом пе­риоде (год — 360 дней, квартал — 90, месяц — 30).

По аналогичным формулам рассчитывается оборачивае­мость отдельных элементов или групп оборотных средств. Вместо величины всех оборотных средств используется величина отдельного элемента оборотных средств (материалов, незавершенного производства, денежных средств и т. д.), дебиторской и кредиторской задолженности.

Для определения величины прироста объема оказываемых услуг за счет увеличения оборачиваемости можно использовать формулу:

∆У = ∆КОБ × ∆КОС1 = (КОБ1 - КОБ0) × КОС1

или

∆У = ∆КОБ×∆КОС0 + ∆КОБ×∆КОС/2 = (К ОБ1 - КОБ0)×∆КОС0 + ( К ОБ1 - КОБ0)×( КОС1× КОС0)/2 ,

где ∆У — прирост услуг;

КОБ1 — коэффициент оборачиваемости в отчетном периоде;

КОБ0 — коэффициент оборачиваемости в прошлом периоде;

КОС1 — среднегодовая стоимость оборотных средств в от­четном периоде;

КОС1— среднегодовая стоимость оборотных средств в прошлом периоде.

Каждая сервисная организация должна тщательно изу­чить показатели эффективности использования произведен­ных затрат на оказание услуг потребителям. К таким показа­телям относятся: производственная и полная себестоимость, их доля в цене услуг, количество оказанных услуг, приходя­щееся на один рубль затрат, величина затрат в расчете на рубль оказанных услуг.

Полная себестоимость включает все ресурсы, израсходо­ванные на производство в денежном выражении. Она представ­ляет собой сумму прямых затрат на объект учета затрат и про­порциональной доли косвенных затрат, относимой на услуги.

Оценка себестоимости по частичным затратам (производ­ственная себестоимость) ориентирована на покрытие прямых затрат. Суть этой системы сводится к следующему: прямые затраты включаются в себестоимость оказываемых услуг, кос­венные расходы целиком относятся на общие финансовые ре­зультаты того отчетного периода, в котором они возникли.

Величина затрат в расчете на рубль оказанных услуг определяется по следующей формуле:

ЗЕ = СУУ

Эффективность использования рабочей силы определя­ется с помощью показателей производительности труда, трудоотдачи и трудоемкости производства.

Производительность труда (рентабельность трудовых ре­сурсов) показывает, какое количество услуг оказано одним работником.

ПТ = ВУСР ,

где ПТ — производительность труда.

Трудоотдача характеризует количество оказанных услуг, приходящееся на один рубль заработной платы.

ТО = ВУ/ФОТ,

где ТО — трудоотдача;

ФОТ — фонд начисленной оплаты труда.

Трудоемкость — показатель, обратный трудоотдаче, ха­рактеризующий величину оплаты труда, приходящуюся на каждый рубль выручки.

ТЕ = ФОТ/ВУ ,

где ТЕ — трудоемкость.

С целью более глубокого и точного изучения эффектив­ности деятельности сервисной организации следует рассмат­ривать все показатели в динамике. Для этого необходимо рассчитать абсолютный прирост, темп роста, темп прироста по двум принципам: цепному и базисному (табл. 6.1).

Таблица 6.1

 

Показатели Принципы
Цепной Базисный
Абсолютный прирост yi – yi-1 yi – y0
Темп роста yi / yi-1 yi / y0
Темп прироста (yi – yi-1) / yi-1 (yi – y0)/ y0

 

где уi — значение показателя в отчетном году;

yi-1 — значение показателя в предыдущем году;

у0 — значение показателя в базисном году.

Еще одним показателем, который учитывается при ана­лизе эффективности деятельности сервисной организации, является ассортимент предоставляемых услуг. Ассортимент услуг устанавливается в соответствии с профилем сервисной организации и отражается в ассортиментном перечне. Сер­висные организации самостоятельно определяют перечень оказываемых услуг. Перечень услуг формируется в соответ­ствии со специализацией сервисной организации, ее место­нахождением, спецификой контингента обслуживаемых потребителей и совместимостью оказываемых услуг.

Анализ эффективности сервисной деятельности составляет основу системы контроля руководителя за функционированием сервисной организации. Получаемые показатели являются индикаторами правильности действий персонала и руководителя организа­ции, позволяют принимать своевременные решения, обеспечивающие устранение недостатков и повышение эффективности деятельности сервисной организации.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2022 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.