Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Сервисная деятельность как часть культуры

Рассмотрим сервисную деятельность в более широком и слож­ном контексте — в контексте культуры. Научное понимание куль­туры означает целостный, устойчивый способ жизнедеятельности какого-либо народа, нации, который, складываясь исторически, постепенно обновляется и вместе с тем сохраняет идентичность самому себе в течение столетий, иногда тысячелетий. В этом смыс­ле говорят о русской, китайской, французской или американской культуре. Культура заключает в себе длительно действующие меха­низмы самоадаптации того или иного народа к меняющейся среде обитания, которые позволяют ему динамизировать свою практи­ку, оставляя в прошлом одни обычаи, утверждая новые культур­ные нормы, которые впоследствии могут стать традициями.

Внутреннее строение культуры приобретает сложный характер. В ней выделяют такие масштабные части, как духовная и матери­альная культура, а также меньшие части, или субкультуры, — го­родская, сельская, молодежная, элитарная. Кроме того, выделяют функционально целостные области культурной практики: хозяй­ственную культуру (в рамках которой развивается сервисная дея­тельность), политическую, правовую, художественную, религи­озную культуры и др.

В массовом сознании распространено несколько иное понима­ние культуры — в ней люди нередко усматривают лишь норматив­но-оценочную деятельность, которой должен овладеть всякий куль­турный человек. В этом случае культура трактуется в узком смысле, лишь как принятая, нормативно закрепленная активность, прису­щая той или иной области практики. Данный подход позволяет говорить о культуре речи, общения, поведения, досуга, о профессиональной культуре и др. Такой подход к трактовке культуры не противоречит научному ее пониманию, но он сосредоточивает внимание лишь на одной ее характеристике.



Для анализа сервисной деятельности важно иметь в виду оба понимания культуры. С одной стороны, сервисная деятельность исторически развивается в рамках той или иной этнонациональной культуры, точнее в рамках такой ее масштабной части, как хозяйственная культура. При этом важно учитывать этнонациональные традиции, исторический уклад жизни народа, которые свое­образным образом преломляются в сервисной деятельности. С другой стороны, сервисная деятельность представляет собой профессио­нальную активность. В этом случае следует говорить о культуре тру­да в сфере услуг, о корпоративной культуре работников сервиса в целом.

Сама сервисная деятельность как часть социоэкономической деятельности оказывается тесно связанной с самыми разными ас­пектами культурной практики — с бытом и домашним хозяйством населения, с практикой государственно-политического строитель­ства, с социальными слоями и группами, с воспитанием подрас­тающего поколения, а также с отдыхом и развлечениями людей.

Особо следует сказать о связи сервисной деятельности с рядом духовных областей культуры, в частности с наукой, искусством, ре­лигией. Во всех этих случаях перед нами обнаруживаются во мно­гом различные типы связей.

Наука сформировалась и стала интенсивно развиваться как со­циальный институт, общественно значимый вид познавательной активности и как область профессиональной деятельности в Но­вое время в странах Западной Европы. Некоторое время занятие наукой было уделом выдающихся личностей или образованных энтузиастов. Позже многие профессора университетов, преподава­тели учебных заведений сочетали обучение студентов с научно-исследовательской деятельностью. В этом случае они развивали одну из специфических разновидностей услуг, связанных с наукой, — услугу по передаче своих знаний молодому поколению.

Еще одной разновидностью услуг, связанных с наукой, высту­пает использование прикладных результатов исследовательской ра­боты. Для развития данной услуги понадобилось время. Поначалу прикладные научные разработки востребуются (например, предпри­нимателями, производственными компаниями, правительственны­ми органами) через прямые контакты с исследователем. И только в XX в. возникают специализированные сервисно-коммерческие организации (консалтинговые центры, венчурные фирмы, внедренчес­кие группы и др.), которые генерируют посреднические услуги между научно-творческой деятельностью и практикой.

Если связь сервиса с научной активностью сложилась сравни­тельно недавно, то отношения услуг с искусством обозначились уже в древности. По мере того как художественное творчество выделялось из процессов народного творчества и становилось индиви­дуальным процессом, возникала общественная потребность в орга­низации публики и демонстрации художественных произведений перед аудиторией.

Кстати, это относилось не только к искусству, но и к органи­зации спортивных, а также других массовых зрелищ. В настоящее время сервисная деятельность в сфере художественно-эстетической активности заключается в посредничестве между творцами (автора­ми, исполнителями), с одной стороны, и публикой, с другой. В этот вид сервиса включены редакторы и издатели художественной лите­ратуры и журналов, владельцы художественных салонов по продаже изобразительной продукции, организаторы концертов, спектаклей, проката фильмов, работники центров звукозаписи и тиражирова­ния компакт-дисков, создатели видеотехники, а также многочис­ленные продавцы магазинов, торгующих массовой художествен­ной продукцией или оригинальными авторскими изделиями худо­жественного назначения.

Представители указанных видов организаторского труда раз­вивают сервисную деятельность в сфере художественно-эстетичес­кой активности, свободного времяпрепровождения, воспитания молодежи. Это направление деятельности определяется как социо­культурные услуги, организация развлечений и отдыха.

Данное направление сервиса порождает вопрос: насколько мож­но считать услугой творческий труд самого писателя, художника, актеров, занятых в театральной постановке, музыкантов и певцов на концертных подмостках? С одной стороны, создатели художе­ственных ценностей отзываются на общественные и индивидуаль­ные потребности эстетического плана и удовлетворяют их. С дру­гой стороны, сама деятельность в искусстве во многом зависит от творческого вдохновения, которое с трудом поддается рациона­лизации, голому расчету действовать ради заработка. Недаром круп­ные художники всегда ценили свою творческую независимость от публики.

Таким образом, результаты труда писателей, музыкантов, ху­дожников, архитекторов, работников кино и театра после завер­шения творческой работы превращаются в предмет спроса, про­дажи, массового или индивидуального освоения. Вместе с тем сам процесс создания художественных ценностей, а также процессы их освоения аудиторией представляют собой сложные по структуре и результатам духовные взаимодействия, несводимые к отно­шениям обслуживания и потребления. Искусство, помимо основ­ной своей цели — формировать у людей эстетический вкус, дос­тавлять им художественное наслаждение, выполняет в культуре множество социальных и духовных функций по отношению к аудитории — познавательную, развивающую, коммуникативную, вос­питательную и др. В этой ситуации невозможно свести роль творческой деятель­ности к услугам, а процессы обращения людей к искусству при­равнять к потребительскому поведению. Безудержная коммерциа­лизация художественного рынка социально опасна, ибо в этом случае художественные шедевры или произведения начинающих авторов могут стать недоступными (хотя и по разным причинам) широкой публике.

Говоря о труде художника, писателя, актера, можно утверж­дать, что все они выполняют функцию духовной услуги на ком­мерческой основе лишь в некотором диапазоне своей работы. Но для общества гораздо более значимыми выступают развивающие, творческие функции труда, реализация которых во многих случа­ях требует поддержки искусства со стороны государства и мецена­тов.

Еще в большей степени отдалена от хозяйственно-сервисной деятельности религия и церковная практика. По своей природе ре­лигиозная вера, выполнение человеком церковной обрядности приобретают сакральный — священный — характер. По религиоз­ным канонам недопустимо смешение выполнения обрядов с обы­денными делами, тем более нельзя коммерциализировать свои религиозные убеждения.

Требования нестяжательства, отказ от скопления материаль­ного богатства фиксируются в догматике почти всех мировых ре­лигий. Так, в исламе существует запрет на взимание ссудного про­цента. Христианство прошло длительный путь, пока в рамках католичества и протестантизма было признано легитимным рос­товщичество и банковское дело. В православном сознании по сей день духовные аспекты остаются приоритетными перед матери­альными.

Помощь, которую оказывают верующим в выполнении обря­дов и таинств представители церковной иерархии или монахи (свя­тые старцы, аскеты, дервиши), также приобретает сакральный характер. Прихожане оплачивают эти действия в виде финансовых или материальных пожертвований лишь в той мере, в какой это требуется для скромного существования священнослужителей и монахов. В русских православных монастырях в прошлом иногда было развито несколько производств: огородничество, мукомоль­ное дело, хлебопечение, пчеловодство и др. Однако монахи рабо­тали не ради прибылей; для них труд имел душеспасительное зна­чение. В истории католической церкви были периоды, когда погоня за материальными благами церковных иерархов приобретала столь откровенный характер, что вступала в противоречие с императи­вами веры и нравственности. Католическая церковь использовала приемы деятельности, позволяющие увеличивать материальные богатства посредством, например, индульгенций, дающих верую­щим возможность «выкупать» свои прошлые и будущие грехи. По­добная практика рассматривалась многими как отход священно­служителей от канонов христианства. Это привело религиозное со­общество западных стран к расколу и Реформации.

В настоящее время в разных странах традиционные религии выступают против коммерциализации своей деятельности. Даже проводимые во многих странах религиозные паломничества орга­низуются на базе необходимого минимума финансовых расходов, которые неизбежны в далеких путешествиях для многих людей.

В современных условиях Русская Православная Церковь выпол­няет за умеренную плату ряд обрядовых таинств (крещение, вен­чание и др.). В церковных лавках верующие покупают религиозную литературу, утварь, иконы, кресты и т.п. Вместе с тем службу в храме верующие не оплачивают. Но каждый прихожанин вправе пожертвовать в храмовую кассу любую, даже малую сумму денег. Все это говорит о том, что активность священнослужителей если и можно назвать услугой, то это услуга особого — духовного — пла­на, облегчающая связь человека с высшим началом. Церковь осу­ществляет свою внутрихозяйственную практику, но данный вид хозяйствования, как правило, глубоко не интегрирован в эконо­мику страны.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2022 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.