Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Особенности организации деятельности предприятий

Современные подходы к управлению предусматривают главенствующую роль человека, его потребностей в социально-экономическом развитии общества. В связи с этим целью любой организации является удовлетворение этих потребностей, запро­сов и, безусловно, извлечение при этом прибыли.

Особую значимость в решении этих проблем имеет сфера услуг как комплекс отраслей хозяйства, выполняющих функции обслуживания, удовлетворения материаль­ных и духовных потребностей населения, создания наиболее благоприятных условий жизнедеятельности. Ее особенность состоит в том, что она не просто часть обществен­ного производства, но элемент, непосредст­венно формирующий социально-экономи­ческие условия. Именно в сфере услуг, ее пропорциональности и уровне развития имеет отражение качество жизни населения, степень его благосостояния и жизнеустрой­ства.

Рынок услуг является одной из разно­видностей товарного рынка, развивающейся в рамках общих законов рыночной эконо­мики и подчиняющейся этим законам. Вме­сте с тем он имеет ряд специфических черт, обусловливающих особый подход к пред­принимательской деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услу­ги. К основным особенностям рынка услуг, как правило, относятся:

• высокая динамичность рыночных процессов, обусловленная характером спроса на услуги;

• территориальная сегментация, которая выражается в том, что формы предоставления услуг, спрос, условия функционирования предприятий зависят от характеристик территории, охваченной конкретным рынком;

• локальный характер услуг, т. е. рынок услуг имеет четкую пространственную очерченность, в рамках которой формируются отличные от других, сходные между собой социально-экономические характеристики;



• высокая скорость оборота капитала, которая является следствием более короткого производственного цикла и выступает как одно из основных преимуществ бизнеса в сфере услуг;

• высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры, которая обусловлена невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг;

• специфика процесса оказания услуг, которая обусловлена наличием личного контакта производителя и потребителя;

 

• неопределенность результата деятельности по оказанию услуги, поскольку окончательная оценка качества предоставления услуги возможна только после ее потребления.

Структура сферы услуг весьма многообразна. Существенное место в ней должны занимать услуги, создающие удобства населению и экономящие их свободное время, т. е. услуги сферы сервиса.

Сфера сервиса является благоприятной почвой для развития различного рода предпринимательства, для обеспечения занято­сти населения. Эта сфера создает возможности и условия исполь­зования труда таких категорий граждан, как студенты, пенсионе­ры, домохозяйки с полной и частичной занятостью, является ре­альной базой развития малого бизнеса.

Особенности сферы сервиса оказывают влияние и на произ­водственную структуру предприятия. Под производственной структурой предприятия понимают расчленение его на отдельные производственные подразделения (цехи, участки, рабочие места), их размещение и взаимосвязи между ними. Важной отличитель­ной чертой производственной структуры предприятий сервиса является наличие приемной сети, т. е. сети приемных пунктов (например, на крупных предприятиях химической чистки и кра­шения одежды, прачечных), либо приемных салонов непосредст­венно при предприятии. Без этого подразделения и эффективной его работы загрузить производственные мощности предприятий невозможно. Кроме того, поскольку большинство предприятий сферы услуг относится к числу малых, их структура, как правило, строится по типу бесцеховой, т. е. с делением предприятия лишь на производственные участки и рабочие места. При формирова­нии структуры предприятия сферы сервиса важно не только ориентироваться на имеющиеся производственные площади, матери­ально-техническую базу, а обязательно на имеющийся спрос на­селения на услуги, на возможности наиболее полного учета спе­цифики данной сферы деятельности. Рациональной структурой может считаться такая, при которой наиболее полно удовлетво­ряется спрос населения данного региона на услуги, создаются максимальные удобства клиентам при пользовании услугами. При этом обеспечивается эффективное использование производ­ственного потенциала предприятия и, соответственно, достига­ются лучшие показатели деятельности (высокие объемы реализа­ции работ, услуг и продукции, наименьшие в данных производст­венных условиях издержки, обеспечивается прибыльность рабо­ты предприятия, минимальные сроки исполнения заказов при вы­соком их качестве).

Важной проблемой организации деятельности предприятий сферы сервиса является организация труда и оплаты персонала. Труд работников предприятий сферы сервиса имеет свои особые черты. К их числу относятся:

• повышенное нервно-эмоциональное напряжение труда, поскольку обязательным является наличие контакта с клиентами;

• совмещение различных видов деятельности (например, у приемщика заказов - оформление заказа, расчеты с клиентом, учет выручки, оформление салона и др.; у закройщика - консультации клиента по выбору модели, фурнитуры, операции раскроя, проведение примерок, консультации портных по изготовлению одежды и др.);

• различная степень интенсивности труда по временным периодам вследствие сезонного характера оказания услуг.

В связи с этим сфере сервиса нужны люди особые, имеющие соответствующие навыки работы с клиентами, поэтому при подборе персонала нужно проводить хороший кадровый маркетинг. Кроме того, особенности труда работников должны учиты­ваться при выборе форм и систем стимулирования труда.

5.2. Предприятие сферы сервиса как самостоятельный хозяйствующий субъект

Общие основы организации предприятий определены в Гражданском кодексе Российской Федерации (ч. 1).

В общем плане под предприятием понимается само­стоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом для производства продукции и оказа­ния услуг в целях удовлетворения общественных потребно­стей и получения прибыли.

Предприятия могут существовать как в условиях рыночной экономики, так и централизованно-управляемой. Поэтому можно выделить признаки, определяющие предприятия, как независи­мые, так и зависимые от экономической системы (табл. 5.1).

На каждом предприятии производственные факторы (ресур­сы, человеческий труд) должны взаимодействовать друг с дру­гом, чтобы обеспечить выпуск продукции или услуг. При этом в любом случае предприятие функционирует в условиях ограниченныхпроизводственных ресурсов. Поэтому в соответствии с экономическим признаком предприятие может свои результаты:

а) максимизировать — при заданном объеме производственных ресурсов должен быть достигнут наибольший выпуск продукции или услуг;

б) минимизировать - определенный объем выпуска продукции или услуг должен быть реализован при наименьшем расходовании производственных ресурсов;

в) оптимизировать - затраты и результаты находятся в определенном оптимальном сочетании.

Любое предприятие должно быть в состоянии финансового равновесия: своевременно выполнять свои платежные обязательства перед бюджетом, работниками и поставщиками материальных ресурсов.

В табл. 5.1 показаны факторы, определяющие предприятие в условиях централизованно-управляемой экономики: подчиненность центральному органу, обязательное выполнение плана любой ценой, установление государственной цены, по которой гото­вый продукт будет реализован. Безусловно, это возможно лишь при основополагающей роли общественной собственности.

Таблица 5.1






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.