Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Роль обслуживания потребителей в повышении конкурентоспособности предприятий сферы сервиса

Среди важнейших социально-экономических проблем существенное место занимают проблемы коренного улучшения работы отраслей сферы об­служивания населения. Практически на развитие материального производства в различной степени воздействуют все от­расли сферы обслуживания. Роль одних связана с обеспечением расширенного воспроизводства рабочей силы посред­ством повышения образовательного и культурного уровня, укрепления здоро­вья и развития способностей к труду; других - сбережением и увеличением свободного времени трудящихся.

Недооценка роли сферы сервиса приводит к нарушению пропорциональ­ного развития народного хозяйства; не­достаточное внимание к проблемам, воз­никающим здесь, стало одной из причин отставания в научно-техническом про­грессе, росте эффективности производ­ства, в использовании имеющегося по­тенциала.

Процесс обслуживания потребителя является составной частью сферы серви­са. Главной задачейпредприятий этой сферы является удовлетворение потреб­ностей населения в услугах различного характера за счет увеличения объемов услуг, расширения их ассортимента,

повышения качества, культуры обслуживания.

Характерной особенностью предприятий и организаций сферы сервиса является взаимодополняющее сочетание процес­сов производства услуги и обслуживания населения. Этим в ос­новном определяется специфика деятельности предприятий этой сферы - здесь отсутствует звено, отделяющее производителя ус­луг от потребителя. Поэтому организация обслуживания будет в значительной степени влиять на положительное или негативное восприятие потребителем предприятия и его услуг.



Вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что ор­ганизация обслуживания потребителей - это специфическая, не имеющая аналогов в других отраслях часть организации деятель­ности предприятия, играющая особую роль в повышении ее эф­фективности.

Предметом изучения в данной системе служат взаимоотно­шения, которые складываются между предприятиями сферы сер­виса и потребителями услуг в связи с предоставлением (получе­нием) последних.

На практике процесс обслуживания (доведения услуги до потребителя) охватывает широкий круг вопросов, связанных с приемом, оформлением и выдачей заказа.

Следует отметить, что процессы производства услуг и об­служивания населения тесно увязаны между собой и в значи­тельной мере обусловливают друг друга. Четкая и правильная ор­ганизация производства услуг создает условия для рациональной и эффективной организации обслуживания населения. В свою очередь, успешная работа производственных звеньев предпри­ятий во многом зависит от уровня обслуживания населения. Чем лучше организовано обслуживание, тем охотнее и регулярнее за­казчик обращается к услугам данного предприятия - а это одно из важнейших условий, обеспечивающих возможность рацио­нальной организации процесса производства услуг, и в целом ус­ловия, обеспечивающие конкурентоспособность предприятий сферы сервиса.

Прибыль, получаемая предприятиями этой сферы, зависит от количества его потребителей. Каждое предприятие рассчитывает получить столько заказов, сколько оно может выполнить. Полная загрузка производственных мощностей - это идеальное условие, к которому стремится любое предприятие. В реальности это условие практически не выполнимо, так как услуги имеют сезонный характер их потребления, на возникновение потребности в них влияют уровень доходов населения, климатические усло­вия, географическое положение региона, половозрастной состав региона и многие другие факторы. В связи с этим на первый план в организации обслуживания потребителей выходит регулярная работа с ним.

Существует определенный ряд факторов, влияющих на ра­боту с потребителем.

Первый - это естественные противоречия между интереса­ми предприятий, оказывающих услуги, и их потребителями.

Негативное восприятие предприятия сферы сервиса потре­бителем обусловливается тем, что:

• нужно искать предприятие, где можно получить необходимую услугу;

• ждать время, когда услуга будет оказана;

• время работы предприятий сферы сервиса совпадает со временем работы потребителя;

• время приема, выдачи и выполнения заказа - продолжительное;

• сомнение потребителя в качестве услуг предприятия, на которое он обратился;

• расходы, связанные с услугой, велики и несвоевременны.

В свою очередь, предприятия сферы сервиса имеют свои интересы:

• загрузить рабочее место;

• получить максимально возможную цену за услугу;

• перенести заказ на следующий день и своевременно закончить работу предприятия (например, в 18.00);

• не выполнять невыгодный заказ и др.

Второй - это причины, препятствующие обращению потре­бителей на предприятия сферы сервиса:

1) до посещения предприятия это:

• отсутствие информации о нем,

• отсутствие или недостаток денежных средств для получения услуги,

• отрицательное восприятие затрат времени, связанных с поездкой, оформлением, ожиданием выполнения услуги,

• большое расстояние до предприятия,

• возможность выполнения этих работ самостоятельно;

2) во время посещения предприятия:

• невнимательное отношение работников к потребителю,

• недоверие клиента к услугам и ценам на них,

• трудность определения местоположения предприятия,

• неэстетичный внешний вид предприятия сферы сервиса,

• неопрятный внешний вид работников,

• нарушение технологии выполнения услуги,

• отсутствие удобств во время ожидания выполнения или оказания услуги,

• несоблюдение сроков выполнения заказа,

• отсутствие гарантий;

3) после посещения предприятия:

• неполное или незаконченное выполнение заказа,

• некачественное оказание услуги или выполнение работы, в том числе обнаруженное со временем,

• превышение окончательной стоимости заказа по сравнению с первоначальной,

• небрежное отношение к собственности потребителя.

В случае если потребитель остался недоволен, возникает опасность, что он становится носителем отрицательной инфор­мации о предприятии, причем этот процесс контролировать и отслеживать крайне затруднительно.

Третий - это непосредственное отношение к работе с потре­бителем. Прежде всего необходимо привыкнуть к тому, что по­требителя нужно завоевать. Многие предприятия сферы услуг не придают должного значения процессу обслуживания, игнорируют опыт и знания в этой сфере как зарубежных, так и российских предприятий.

Четвертый - это различие субъективных требований потребителя к качеству услуг и обслуживания. Например, один потребитель хочет получить услугу на элитном предприятии с высоким уровнем обслуживания и технологией оказания услуги, при том он готов за это платить, другой может пренебречь многими условностями, лишь бы услуга была оказана, выполнена качественно и по возможности за минимальную цену.

Пятый фактор связан с возможностями и масштабами само­го предприятия сферы сервиса. Так, крупные элитные предпри­ятия обеспечивают конкурентоспособность за счет высокого уровня сервисных и производственных технологий, обеспечивая потребителю высокое качество обслуживания и производства ус­луг. Малые предприятия с целью привлечения потребителей стремятся к максимально возможному снижению цен, установле­нию доверительных отношений с клиентом, гибкому приспособ­лению к требованиям клиентов, тем самым обеспечивая себе возможность выживания в конкурентной борьбе.

С учетом перечисленных факторов можно сформулировать основные цели работы с потребителем:

• привлечение клиента;

• обеспечение положительного сотрудничества с потребителем;

• закрепление потребителя вкачестве постоянного;

• использование потребителя как носителя положительной информации о предприятии.

В свою очередь, предприятию сферы сервиса необходимо учитывать требования, предъявляемые к ним потребителем:

• услуга должна быть оказана, т. е. не должно быть отказов в выполнении услуги;

• услуга должна оказываться быстро;

• при пользовании услугой потребителю должны быть созданы максимальные удобства;

• услуга должна быть высококачественной;

• услуга должна быть оказана по максимально возможной низкой цене.

Идеальное сочетание целей предприятий сферы сервиса по работе с потребителем и требований клиентов обеспечит и той, и другой стороне выгоды. Предприятие будет иметь ту прибыль, на которую рассчитывает, а потребитель получит высококачествен­ные услуги. Во многом этому способствует рациональная органи­зация обслуживания потребителей, позволяющая сглаживать противоречия, возникающие между производителем услуг и их потребителем.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.