Тема 4. Классификация и характеристика основных видов услуг План темы:
Классификация видов услуг
Характеристика основных видов сервисных услуг
Классификация видов услуг
Совокупность услуг, предоставляемых населению сервисными организациями, подразделяется на однородные группы, подгруппы, виды и разновидности. Для классификации применяются фасетный и иерархический методы.
В качестве наиболее общих классификационных признаков услуг выступают назначение, конечные результаты основной услуги, характер оплаты, степень значимости для потребителя.
Классификация услуг отражается в классификаторах, которые позволяют решать различные народнохозяйственные задачи.
Классификаторы используются с различными целями:
— для развития и совершенствования стандартизации в сфере услуг населению;
— при сертификации и лицензировании услуг;
— при создании автоматизированных систем управления и систематизации данных в области сервиса;
— для учета и контроля финансово-хозяйственных показателей сервисных организаций;
— для учета и прогнозирования объемов реализации услуг населению;
— для изучения спроса населения на услуги.
Согласно ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Общие требования», услуги делятся на материальные и социально-культурные.
В мировой практике принято проводить классификацию отраслей сферы услуг на основе сочетания производственно-технического и функционального подходов.
Производственный подход исходит из принципа производственно-технической и технологической общности отраслевых направлений в сфере услуг, как собирательного вертикального структурного образования. Функциональный подход реализует разную профильную направленность — от обслуживания производства, общества, домашнего хозяйства, функции по распределению, хранению, обеспечению ресурсами и товарами до обслуживания личности. По этому принципу услуг подразделяются на следующие группы:
• услуги торговли;
• услуги по обеспечению питания и проживания (гостиницы, предприятия общественного питания и т. д.);
• услуги транспорта;
• услуги связи и информационное обслуживание;
• услуги по снабжению, заготовкам и хранению материально-технических ресурсов;
• услуги по обеспечению функционирования рынка (кредит, финансы и страхование, сделки с недвижимостью и др.);
• услуги образования, культуры и искусства;
• наука и научное обслуживание;
• услуги здравоохранения, включая физкультуру и спорт;
• услуги по обслуживанию домашнего хозяйства (поддержание и ремонт жилищного хозяйства, производственно-бытовые и коммунальные услуги);
• услуги личного характера (непроизводственные бытовые услуги, парикмахерские, фотоателье, ремонт обуви и т. п.);
• услуги государственного управления.
В настоящее время в экономической литературе и классификаторах применяются различные новые критерии и в соответствии с ними предлагаются разные классификации услуг. Так, предлагаются классификации услуг по степени материализации и осязаемости, по степени потребительской ориентации, уровню личных контактов людей, трудоемкости услуг, по соотношению общественных и частных начал в сфере услуг. Каждая классификация предназначена для изучения отрасли с определенной целью.
Различия услуг вызваны их характером, целевым назначением, формами предоставления и способом оплаты.
По характеру оказываемые услуги имеют ярко выраженную отраслевую направленность:
• ремонт бытовых машин и приборов, изготовление новой продукции;
• услуги сельскохозяйственного, гигиенического и ритуального характера;
• транспортные, торговые, информационные, прокатные услуги;
• строительство, ремонт жилья, художественные работы и производство изделий народного творчества;
• образовательные, медицинские и др.
По целевому назначению услуги подразделяются на следующие группы:
• услуги по ремонту и уходу за вещами населения, имеющие целью восстановление потребительских свойств предметов бытового назначения, ремонт одежды, обуви, химчистка и крашение изделий и т. д.);
• услуги по изготовлению новых изделий по заказам населения, т. е. создание новых потребительских стоимостей (пошив одежды, вязание трикотажных изделий, изготовление мебели, строительство жилья и т. д.);
• услуги по созданию удобств в быту, удовлетворению потребностей человека как физического лица, а также связанные с ведением домашнего хозяйства (парикмахерские, санитарно-гигиенические и медицинские услуги, прокат предметов культурно-бытового назначения и т. д.);
• справочно-информационные и посреднические, туристические и другие услуги;
• услуги по удовлетворению потребностей человека как личности (образовательные, культурные).
Особое значение имеет деление услуг на платные, бесплатные и смешанные. Эта классификация основывается на принятом делении экономического пространства на частный (рыночный) и общественный (нерыночный) сектора экономики.
В отличие от бесплатных услуг, платные услуги обладают следующими свойствами:
— индивидуальный характер потребления, делимость и избирательность;
— конкурентность, отсутствие монопольного положения. Большая часть услуг занимает промежуточное положение. Соотношение этих групп услуг не является постоянным и зависит от степени развития рыночных отношений в стране.
По способу оплаты услуги можно сгруппировать следующим образом:
• услуги, оплачиваемые в порядке предварительного полного или частичного авансирования при приеме заказов с последующим окончательным расчетом при выдаче заказов;
• услуги, оказываемые населению бесплатно (гарантийный ремонт машин и аппаратов бытового назначения);
• услуги, оплачиваемые в рассрочку, т. е. предоставляемые в кредит.
Функциональная классификация услуг по видам деятельности, на которые направлены услуги, предполагает деление услуг на пять групп:
• производственные — лизинг, инжиниринг, техническое обслуживание производственного оборудования, ремонт технических коммуникаций и т. п.;
• потребительские — так называемые массовые услуги ориентированные на домашнее хозяйство (поддержание нормальном состоянии жилья и предметов длительного пользования, находящихся в нем);
• профессиональные — страховые, финансовые, банковские, рекламные, консультационные;
• распределительные — транспортно-экспедиционные, услуги связи, торговли;
• услуги личностного характера — непроизводственные (парикмахерские, фотоателье и т. д.);
Более систематичная классификация услуг делит их по принципу вещественности или невещественности на несколько классов:
• осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты (химчистка и прачечные, ремонт и содержание оборудования, ветеринарные услуги, охрана и др.);
• осязаемые действия, направленные на тело человека (фитнес-центры, рестораны и кафе, салоны красоты);
• неосязаемые действия, направленные на сознание человека (образование, радио- и телевещание, театры, музеи, информационные услуги, удовлетворение религиозных потребностей).
По комплексности услуги подразделяются на простые и сложные (комплексное обслуживание). Многие услуги имеют комплексный характер. Например, услуги гостиниц — это не только предоставление жилья, но и услуги по питанию, бытовому обслуживанию, организации досуга потребителей. Их сложно отнести к определенной подгруппе, какая бы классификация не использовалась.
Смешанная услуга сопровождает товарно-материальные ценности, облегчая их обращение и делая их более привлекательными для потребителя. Это, например, предпродажный и послепродажный сервис, сопровождающий куплю-продажу товара.
В нормативных документах отражается классификация услуг согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН), основанная на использовании иерархической системы классификации с делением услуг на группы, подгруппы, которые, в свою очередь, подразделяются на виды деятельности по целевому функциональному назначению. ОКУН разработан взамен Общесоюзного классификатора бытовых услуг населению и Общесоюзного классификатора платных услуг населению на территории РФ. ОКУН введен в действие 1 января 1994 г.
Классификация включает следующие группы услуг населению:
1 — бытовые услуги;
2 — услуги пассажирского транспорта;
3 — услуги связи;
4 — жилищно-коммунальные услуги;
5 — услуги учреждений культуры;
6 — туристические и экскурсионные услуги;
7 — услуги физической культуры и спорта;
8 — медицинские, санаторно-оздоровительные услуги;
9 — услуги правового характера;
10 — услуги банков;
11 — услуги в системе образования;
12 — услуги торговли и общественного питания, услуги рынков;
80 — прочие услуги.
Классификатор имеет 4 ступени деления. Классификатор выделяет 13 групп, группы услуг подразделяются на подгруппы, подгруппы — на виды, виды — на единичные услуги.
Структура кодового обозначения объекта классификации показана на рис. 4.1
Пример обозначения объекта классификации в ОКУН:
|
|
|
|
| | | Бытовые услуги
| Химическая чистка и крашение, услуги прачечных
| Химическая чистка
| Химическая чистка мягких игрушек
| Контрольное число
| | | ХХ
| Х
| Х
| ХХ
| КЧ
| | | |
|
|
|
|
| | | | Группа
| | |
|
|
|
|
| Подгруппа
| | |
|
|
|
| Вид
| | |
|
|
| Услуга
| | |
| Контрольное число
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Рис. 4.1. Структура кодового обозначения объекта классификации по Общероссийскому классификатору услуг населению
|