Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Система экологического права

Под системой вообще понимается логически обусловленное взаимное расположение относительно самостоятельных частей целого. В этом смысле говорят, например, о нервной системе, периодической системе элементов в химии, солнечной системе, системе взглядов и т.д. В праве существуют понятия правовая система, система отрасли права, система законодательства и т.д.

Применительно к экологическому праву мы будем говорить о системе отрасли права, учебной дисциплины и системе законодательства.

 


1.4.1. Система экологического права как отрасли права

Напомню, что первичными структурными элементами отрасли права являются правовые нормы. Однородные нормы объединяются в правовые институты, а сходные институты – в отрасль права. Отрасль права подразделяется на общую и особенную части.

В отдельных отраслях права структурными элементами могут быть подотрасли. Подотрасли права выделяются в рамках крупных отраслей права. Они регулируют отдельные относительно самостоятельные массивы общественных отношений, характеризующиеся своей спецификой. Подотраслями ЭП как комплексной отрасли права являются земельное право, водное право и другие ресурсные отрасли права.

Экологическое право как отрасль права состоит из общей и особенной частей.

Общая часть включает в себя правовые институты, нормы которых регулируют отношения, касающиеся всей отрасли права. В нашем случае – это отношения, касающиеся использования всех природных ресурсов, охраны всей окружающей среды.

По такому признаку к общей части экологического права как отрасли права в широком смысле можно отнести такие правовые институты, как право собственности на природные ресурсы, государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды, право природопользования и другие институты общего характера.



Особенная часть экологического права объединяет относительно самостоятельные подотрасли права, к которым мы отнесли земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое и воздухоохранное право. В эту часть ЭП как отрасли права уместно отнести отдельные совокупности норм, регулирующие самостоятельные группы отношений, которые не вписываются в общую часть. Это нормы, определяющие правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов, и нормы, направленные на охрану окружающей среды в отдельных отраслях народного хозяйства и сферах деятельности.

 

1.4.2. Система экологического права как учебной дисциплины

Было бы идеально, если бы экологическому праву как отрасли права в широком смысле соответствовал единый учебный курс «Экологическое право». В этом случае общей и особенной частям экологического права как отрасли права соответствовали бы общая и особенная части экологического права как учебной дисциплины. Но Государственный общеобразовательный стандарт высшего профессионального образования предписал изучать отношения по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов (экологическое право в широком смысле) в двух самостоятельных учебных курсах: «Экологическое право» и «Земельное право».

Но эти два учебных курса по существу являются общей и особенной частями учебного курса по ЭП в широком его понимании. Я так их и рассматриваю и пытаюсь приспособить к этому свои учебники.

Структура ЭП как учебной дисциплины по образовательному Стандарту с некоторой корректировкой представлена следующим образом.

 

Общая часть

Глава 1. Предмет и система экологического права.

Глава 2. Источники правового регулирования экологических отношений.

Глава 3. Право собственности на природные ресурсы.

Глава 4. Государственное экологическое управление (управление в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов).

Глава 5. Экономико-правовой механизм рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Глава 6. Экологический контроль.

Глава 7. Право природопользования.

Глава 8. Разрешение экологических споров.

Глава 9. Ответственность за экологические правонарушения.

Особенная часть

Глава 10. Правовая охрана окружающей среды в отдельных отраслях народного хозяйства и сферах деятельности.

Глава 11. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов.

Специальная часть

Глава 12. Международно-правовая охрана окружающей среды.

Глава 13. Краткая характеристика экологического права (экологического законодательства) зарубежных стран.

В заключение хочу отметить, что такие темы общей части учебного курса «Экологическое право», как право собственности на природные ресурсы, государственное экологическое управление, экологический контроль, право природопользования и ответственность за экологические правонарушения являются общими и для учебной дисциплины «Земельное право», которую предстоит изучить.


1.4.3. Система экологического права как отрасли законодательства

Экологическое право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих экологические отношения (отношения по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды). Экологическое право как область законодательства в конечном счете – также совокупность норм, регулирующих экологические отношения.

Нормы экологического права как отрасли регулируют только экологические отношения и наоборот – экологические отношения регулируются только нормами экологического права. Этого не скажешь о нормах, содержащихся в экологическом законодательстве. Дело в том, что не все нормы (статьи, пункты) экологического законодательства регулируют экологические отношения. В экологическом законодательстве можно встретить немало норм, которые регулируют неэкологические отношения. Например, раздел V «Платежи за пользование лесным фондом и финансирование расходов на ведение лесного законодательства ЛК РФ» относится к финансовому праву. Ст. 75 ЗК РФ «Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения» является нормой трудового права. Во всех природноресурсовых кодексах и законах содержатся нормы о возмещении причиненного вреда. Это, например, ст. 76 ЗК РФ «Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями»; ст. 111 ЛК РФ «Ответственность граждан и юридических лиц за причинение ущерба лесному фонду». Это нормы гражданского права.

Таким образом, экологическое законодательство содержит много норм, которые регулируют не экологические, а иные отношения.

С другой стороны, нормы экологического права содержатся в законодательстве других отраслей права или в законодательстве комплексного характера. Так, нормы экологического (земельного) права содержатся в ФЗ «О крестьянских (фермерских) хозяйствах» (условия предоставления и порядок использования земельных участков для ведения крестьянских хозяйств); в ФЗ «О железнодорожном транспорте» (понятие земель транспорта, полосы отвода и порядок их использования); В Законе РФ «О государственной границе» (понятие пограничной зоны, порядок использования земель и других природных ресурсов в этой зоне).

Многие статьи гл. 17 ГК РФ «Право собственности и другие вещные права на землю» являются земельно-правовыми. Это, например, ст. 268 «Основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком».

Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота (а это трудовое законодательство) содержит нормы об обязанностях работников и работодателей по сохранению рыбных запасов и охране окружающей среды, то есть нормы экологического права.

Таким образом, с одной стороны, экологическое законодательство содержит нормы, которые регулируют не экологические, а иные отношения, а с другой, – многие нормы экологического права содержатся в законодательстве неэкологического профиля.

Почему это происходит? Во-первых, для целостного правового регулирования отношений в данной сфере жизни и, во-вторых, для удобства пользования законом.

Знать это юристу необходимо для того, чтобы правильно ориентироваться в законодательстве, уметь находить нормы, регулирующие экологические отношения, в законодательстве неэкологического профиля и, наоборот, не относить к экологическим нормы других отраслей права лишь потому, что они содержатся в экологическом законодательстве.

 

 

1.5. Экологические функции государства
и экологические функции права

1.5.1. Экологические функции государства

Под функциями государства вообще понимаются основные направления его деятельности на пути достижения поставленных им целей в социально-экономической, культурно-воспитательной и других областях жизни общества. Одной из важнейших функций государства является экологическая. В той или иной мере государство всегда выполняло такую функцию. Первоначально она ограничивалась регулятивной деятельностью, то есть деятельностью, направленной преимущественно на организацию использования природных ресурсов. Постепенно в ее содержание включается и деятельность по сохранению чистоты воды и воздуха, многообразия животного и растительного мира, то есть по охране окружающей природы, и она приобретает и охранительный характер.

Экологическая функция государства – это деятельность государства по организации рационального использования природных ресурсов и эффективной охраны окружающей природной среды, по обеспечению экологического благополучия населения на основе гармоничного сочетания экономических и экологических интересов общества.

Как известно, функции государства делятся на внутренние и внешние. Внутренние экологические функции государства можно разделить на четыре основные группы: воспитательная, организаторская, экономическая и правовая.

Воспитательная функция. Воспитательная функция государства в области экологии – это его деятельность по воспитанию у россиян, особенно у молодежи, чувства любви и бережного ответственного отношения к природе, по искоренению у них психологии потребительского отношения к ней.

Важность и необходимость проведения в жизнь воспитательной функции государства основана на том, что используют рационально, по-хозяйски или губят природу не заводы, фабрики и другие хозяйственные субъекты, а работающие там люди. Часто это делают не по злому умыслу, а от экологического невежества.

Поэтому не случайно, что в Экологической доктрине среди основных факторов деградации природной среды называется «низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения». Поэтому воспитательная функция государства нашла отражение в экологическом законодательстве. Так, в ФЗоООС ей отведена специальная глава Основы формирования экологической культуры. Представляется, что было бы правильнее говорить не о формировании экологической культуры, а об экологическом воспитании, ибо сама культура есть результат воспитания.

Составными частями экологического воспитания ФЗоООС называет образование и просвещение.

Экологическое образование. Ст. 71 ФЗоООС провозглашает всеобщность и комплексность экологического образования. «В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды, – записано в ней, – устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и школьное образование, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов».

ФЗоООС не называет принцип непрерывности экологического образования, но по существу провозглашает его, давая перечень всех звеньев образовательной системы, в которых должно осуществляться экологическое образование (ст. 72).

ФЗоООС предусматривает также, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Таким образом, экологическое образование должно быть всеобщим, комплексным и непрерывным.

Принцип всеобщности означает, что экологическое образование должно охватить все слои населения независимо от возраста и социально-профессионального положения.

Принцип комплексности предполагает экологическое образование всесторонним, дающим не фрагментарное представление о природе, ее использовании и охране, а наиболее полное, которое только и способно выработать у обучающегося экологическую культуру.

Принцип непрерывности означает получение экологического образования последовательно в детских дошкольных учреждениях, в общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях, на курсах и факультетах повышения квалификации и т.д.

Экологическое просвещение. В целях формирования экологической культуры, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов, – записано в ст. 74 ФЗоООС, – осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

Такое просвещение осуществляется всеми звеньями власти, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма и иными учреждениями и организациями.

Особое место в пропаганде экологических знаний занимают газеты (в том числе региональные) и журналы, радио и телевидение.

В последнее время свою лепту в экологическое просвещение и пропаганду вносят поэты. В их числе можно назвать А. Вознесенского,
Е. Евтушенко, С. Кирсанова, А. Плотникова, А. Поперечного, Р. Рождественского, В. Шефнера. В качестве примера хотел бы сослаться на некоторые наиболее экологически емкие стихи названных авторов.

Вот стихи-предупреждение А. Плотникова:

Стали люди сильными, как боги,

И судьба земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно «освоили» Планету,

Широко шагает новый век.


На земле уж белых пятен нету.

Черные смоешь ли человек?

Раздумьем-призывом можно назвать следующий стих В. Шефнера:

Ты, человек, люби природу,

Ее по-доброму жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна.

Берегите

всех зверей

внутри природы.

Убивайте лишь зверей

внутри себя,

призывает Евтушенко.

 

Краткий экскурс в экологическую поэзию хотел бы завершить четверостишьем С. Кирсанова:

О, человек,

венец природы,

что без природы

твой венец?

Организаторская функция. Любое дело, любую деятельность надо организовать. Организовать – значит подготовить планомерное, строго продуманное и упорядоченное осуществление какой-либо деятельности (функции), выполнение какой-либо работы. Без такой организации ни одна из государственных функций не может быть успешно реализована.

Организаторская функция государства – это в основном функция управленческая. Она осуществляется в четырех основных направлениях. Во-первых, – это создание соответствующих государственных органов, которые осуществляли бы надлежащее экологическое планирование, проводили бы объективные государственные экологические экспертизы проектов и решений, влияющих на окружающую среду, вели бы кадастры природных ресурсов, организовали бы экологическую сертификацию и страхование, экологическое лицензирование и аудирование и т.д. Во-вторых, содействие в лице соответствующих государственных органов созданию и деятельности общественных организаций и движений «зеленых», своевременное утверждение уставов и их регистрация, защита интересов этих организаций и т.п. В-третьих, деятельность государства по развитию науки, способной обеспечить разработку и внедрение методов и приемов рационального использования природных ресурсов и эффективной охраны природной среды, дать необходимые научные рекомендации по созданию и совершенствованию экологически чистой и безвредной технологии производства. В-четвертых, – это повседневная организаторская деятельность в области экологии.

Экономическая функция. Воспитательная и организаторская функции государства могут оказаться напрасными и малоэффективными, если не будут обеспечены материально-техническими и финансовыми ресурсами такие экологические мероприятия, как внедрение малоотходных и безотходных технологий, строительство сооружений и устройств по очистке и обезвреживанию вредных выбросов и отходов в окружающую природу, создание соответствующей аппаратуры по учету использования природных ресурсов и контролю за состоянием природной среды, проведение мелиоративных, противоэрозионных, полезащитных и других работ, проведение крупномасштабных научных исследований и т.п.

К сожалению, на протяжении уже многих лет Российское государство обеспечивает нужды экологии вместо необходимых трех процентов расходной части бюджета лишь примерно на 0,5 процента. В результате многие благие начинания сильно затягиваются, а иногда пребывают на нуле.

К экономическим функциям государства в области экологии относятся и различные виды материального стимулирования рационального природопользования и надлежащей охраны природной среды, о чем подробно будет сказано в главе 5 «Экономико-правовой механизм рационального природопользования и охраны окружающей среды».

Правовая функция. Правовая функция – это деятельность государства по правовому обеспечению гармоничного взаимодействия общества и природы. Поскольку об экологической функции права будет сказано отдельно, то здесь ограничусь лишь упоминанием о ней.

Внешняя экологическая функция государства. Общей правовой базой для осуществления внешней экологической функции государства является раздел XV ФЗоООС «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды». Внешняя экологическая функция государства выражается в его сотрудничестве с другими государствами, с международными правительственными и неправительственными организациями в целях обеспечения экологических интересов России и глобальной экологической безопасности.

Международное сотрудничество исходит из того, что каждое государство имеет право на использование природных ресурсов и окружающей среды для обеспечения нужд своих граждан. Вместе с тем экологическое благополучие одного государства не должно обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов, что неизбежно при решении экологических вопросов в рамках изолированных друг от друга государств. Хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории того или иного государства, не должна наносить ущерб окружающей среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции.
А этого добиться легче всего путем международного сотрудничества. При этом следует иметь в виду, что при современном уровне науки, техники и технологии в рамках одного государства невозможно надлежащим образом осуществлять даже контроль за состояние природы, не говоря уже о предотвращении глобальных экологических катастроф и аварий. В силу взаимосвязанности и взаимообусловленности природных ресурсов и природных явлений государства Планеты обречены на сотрудничество.

Подробнее о таком сотрудничестве с участием России будет сказано в главе «Международно-правовая охрана окружающей среды».

 

1.5.2. Экологические функции права

Функции права, как известно, складываются из трех сфер деятельности: нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной.

К нормотворческой относится деятельность по подготовке и принятию таких эколого-правовых норм, которые обеспечили бы выполнение государством всего комплекса его экологических функций. При осуществлении нормотворческой деятельности очень важно последовательно проводить линию на дальнейшую экологизацию тех отраслей российского законодательства, нормы которых распространяются на область экологических отношений.

Экологизация законодательства осуществляется путем включения в него новых и совершенствования действующих норм таким образом, чтобы оно соответствовало современным экологическим требованиям. Разумеется, что прежде всего должны быть экологизированы нормы природноресурсовых отраслей законодательства (земельного, горного и др.). Особенно должно быть экологизировано законодательство в области
планирования, строительства и в целом в сфере практически любой хозяйственной деятельности. Эту мысль можно проиллюстрировать на фоне одного эпизода из кинофильма «Счет человеческий». По сюжету этого фильма тюлени, напуганные шумом низко летящего самолета ледовой разведки, в панике давили друг друга и в результате погибло много детенышей и взрослых. Рыбинспектор и прокурор вели борьбу за изменение маршрута самолетов. Но это не всегда возможно и приемлемо, так как в этом случае сами полеты могут оказаться бессмысленными.

Между тем есть простое решение. В правила полетов необходимо включить норму, запрещающую полеты самолетов в экологически уязвимых районах ниже определенной высоты. При этом, разумеется, что для таких районов должны быть составлены соответствующие карты и переданы авиапредприятиям.

Следует заметить, что экологизация российского законодательства хотя и медленно, но происходит. Она коснулась и Основного закона России. Ст. 42 Конституции РФ провозглашает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В качестве примера можно назвать и ст. 58 Конституции РФ, согласно которой «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Примером экологизации уголовного законодательства является включение в УК 1996 года специальной главы (26) «Экологические преступления» и включение в нее многих важнейших составов, которые отсутствовали в УК 1960 года. Среди них можно назвать ст. 246 – «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ», ст. 247 – «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов», ст. 253 – «Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации», ст. 262 – «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов».

Происходит экологизация и законодательства об административной ответственности. Свидетельством этому является сам факт принятия в 2001 нового КоАП, который содержит значительное количество новелл, о чем подробнее будет сказано в главе 9 «Ответственность за экологические правонарушения».

Более экологизированным становится земельное, лесное и иное природоресурсовое законодательство. Подтверждением сказанного является хотя бы принятие в 2001 году нового Земельного кодекса, глава II которой специально посвящена охране земель.

Но в последние годы, к сожалению, наблюдаются и факты деэкологизации законодательства, о чем я напишу несколько позже.

Правоприменительная деятельность в области экологии – это точное и неуклонное исполнение всеми министерствами и ведомствами, предприятиями и гражданами законодательства об использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. Правоприменительная деятельность направлена на то, чтобы нормы экологического законодательства, образно говоря, «работали». Как правильно заметил один из бывших Генсеков ЦК КПСС, мало иметь хорошие законы, надо чтобы они применялись. К сожалению, ни в бытность генсеков, ни в настоящее время не удается полностью применять даже самые хорошие законы в области экологии.

Правоохранительная сфера функции права – это предупреждение и борьба с экологическими правонарушениями. Здесь главную обеспечительную роль выполняет прокуратура и особенно природоохранная, экологическая милиция и судебные органы, о деятельности которых будет сказано в главе 4 «Государственное экологическое управление».

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.