Основные физиологические особенности дыхания у детей МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования «Белорусский государственный
Педагогический университет имени МаксимаТанка»
Я.Ф. Комяк
Основы педиатрии
Минск 2015
Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени МаксимаТанка»
Рецензенты:
Сытый В.П. доктор медицинских наук, профессор, зав.кафедрой основ медицинских знаний БГПУ им.М.Танка.
Твардовский В.И. кандидат медицинских наук, доцент, зав. кафедрой пропедевтики детских болезней БГМУ.
Основы педиатрии:
Учебное пособие /Я. Ф. Комяк. – Минск: БГПУ., 2015. – 203 с.
Учебное пособие в сжатом и систематизированном виде содержит изложение традиционных разделов и учебных тем курса «Основы педиатрии».
Предназначено для студентов педагогических специальностей, практических работников системы образования, родителей.
Предисловие
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.
Каждый педагог дошкольного и школьного учреждений должен обладать необходимыми систематизированными знаниями и практическими
навыками по педиатрии с целью сохранения и укрепления здоровья детей и подростков при организации и проведении учебного и воспитательного процессов в дошкольных учреждениях и школах.
Педиатри́я (от греч. παιδίον — ребёнок и греч. ιατρεία — лечение) — это наука о ребенке и по определению основоположника русской педиатрии С. Ф. Хотовицкого, данному в 1847 году в первом российском руководстве «Педиятрика»: «есть наука об отличительных особенностях, отравлениях и болезнях детского организма и основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей». Основной задачей педиатрии является сохранение или возвращение (при болезни) состояния здоровья ребёнку, позволяющее ему максимально полно реализовать свой врождённый потенциал жизни.
Педиатрия — область клинической медицины, изучающая этиологию (причины болезни), патогенез (механизм развития болезни), особенности клинического течения, лечения и профилактики болезней детского возраста с учетом анатомо-физиологических особенностей детского организма.
Государственная система лечебно-оздоровительных мероприятий обеспечивает гармоничное развитие подрастающего поколения.
Важным достижением отечественной педиатрии является постоянное и неуклонное снижение детской заболеваемости и смертности, младенческой смертности, которая считается барометром социального благополучия общества.
Сохранение и укрепление здоровья детей, всестороннее и гармо-
ничное их развитие, подготовка к успешному обучению в школе во
многом зависит от уровня подготовки будущих педагогов в области
педиатрии.
Раздел I. Первая помощь при заболеваниях внутренних органов и отравлениях у детей дошкольного возраста.
Основные заболевания органов дыхания у детей.
Туберкулез и его профилактика у детей.
Основные физиологические особенности дыхания у детей
В период внутриутробного развития у плода газообмен совершается исключительно за счет плацентарного кровообращения. В конце этого периода у плода появляются правильные внутриматочные дыхательные движения, указывающие на способность дыхательного центра реагировать на раздражение. С момента рождения ребенка прекращается газообмен за счет плацентарного кровообращения и начинается легочное дыхание. Физиологическим возбудителем дыхательного центра является углекислота, повышенное накопление которой с момента прекращения плацентарного кровообращения и является причиной первого глубокого вдоха новорожденного; возможно, что причиной первого вдоха надо считать не избыток в крови новорожденного углекислоты, а недостаток в ней кислорода. Первый вдох, сопровождаемый первым криком, в большинстве случаев появляется у новорожденного сразу — как только заканчивается прохождение плода по родовым путям матери. Однако в тех случаях, когда ребенок появляется на свет с достаточным запасом кислорода в крови или имеется несколько пониженная возбудимость дыхательного центра, проходит несколько секунд, а иногда даже и минут, пока не появится первое дыхание. Эта кратковременная задержка дыхания носит название апноэ новорожденного. После первого глубокого вдоха у здоровых детей устанавливается правильное и большей частью довольно равномерное дыхание;
Дыхания у детей частое (что компенсирует малый объем дыхания) и поверхностное. Частота тем выше, чем младше ребенок (физиологическая одышка). Новорожденный дышит 40-50 раз в 1 мин, ребенок в возрасте 1 года – 35-30 раз за 1 мин, 3 лет – 30-26 раз за 1 мин, 7 лет – 20-25 раз за 1 мин, в 12 лет – 18-20 раз за 1 мин, взрослые – 12-14 раз за 1 мин. Ускорение или замедление дыхания констатируют при отклонениях частоты дыхания от средних показателей на 30-40% и более. У новорожденных дыхание неритмичное с короткими остановками (апноэ). Преобладает диафрагмальный тип дыхания, с 1-2-летнего возраста он смешанный, с 7-8-летнего – у девочек – грудной, у мальчиков – брюшной. Дыхательный объем легких тем меньше, чем младше ребенок. Минутный объем дыхания с возрастом увеличивается. Однако этот показатель относительно массы тела у новорожденных в 2-3 раза больше, чем у взрослых. Жизненная емкость легких у детей значительно ниже, чем у взрослых. Газообмен у детей более интенсивный благодаря богатой васкуляризации легких, большой скорости кровообращения, высоким диффузионным возможностям.
|