Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Методика логопедической работы при ринолалии. (Ипполитова) 34

Задачи коррекционной работы:нормализация ротового выдоха, выработка длительной ротовой воздушной струи, активизация деятельности артикуляционного аппарата; выработка правильной артикуляции всех звуков; устранение назального оттенка голоса; воспитание навыков дифференциации звуков; нормализация просодической стороны речи; автоматизация полученных речевых навыков в общении; систематические упражнения по коррекции фонематического восприятия; формирование морфологических обобщений; преодоление дисграфии; овладение синтаксическими обобщениями; формирование связной речи.

Наиболее известна методика Ипполитовой А.Г. Она включает следующие разделы:

· формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха

· формир. длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без голоса)

· дифференциация короткого и длител. ротового и носового выдоха при форм. соноров и аффрикат

· формирование мягких звуков.

Л.И. Вансовская предложила начинать устранение назализации со звуков И и Э (а не с А), т.к. эти звуки позволяют фокусировать воздушную струю в переднем отделе ротовой полости и направлять язык к нижним резцам. Тапталова С. Л. предлагает своеобразный режим молчания – произношение про себя гласных звуков. Это снимает гримасы и подготавливает произношение без назализации. Рекомендуются вокальные упражнения. Ермакова И.И. – поэтапная коррекция звукопроизношения и голоса; особое внимание – послеоперационному периоду. Коррекционные задачи зависят от того, проведена ли операция по закрытию расщелины.

До операции:

Ê освобождение лицевых мышц от компенсаторных движений



Ê подготовка правильно произношения гласных

Ê подготовка правильной артикуляции доступных согласных.

После операции:

Ê развитие подвижности мягкого неба

Ê устранение дефектов звукопроизношения (уклады)

Ê преодоление назального оттенка голоса

Специфическими в послеоперационном периоде являются следующие виды работы:

1. Массаж мягкого неба(для разминания рубцовой ткани используется зонд для звука С): поглаживание вперед-назад твердого неба; растирание слизистой на границе мягкого-твердого неба в поперечном направлении; массаж при произнесении звука А – нажим на мягкое небо; точечный и толчкообразный пальцевой массаж (продолжительность 1,5-2 мин, 40-60 движений, 2 раза в день в течение 6-12 мес).

2. Гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки:глотание воды маленькими порциями (наибольшее поднятие мягкого неба);позевывание; полоскание горла теплой водой маленькими порциями;покашливание (сначала с высунутым языком) – сокращение мышц валика Пассавана – 2-3 покашливания на одном выдохе;утрированное произнесение гласных звуков высоким голосом – увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок голоса

3. Артикуляционная гимнастика:

а) для щек и губ:надувание обеих щек одновременно и попеременно; втягивание щек в ротовую полость; сосание; втягивание губ; вытягивание губ (свист) и поднимание – опускание сжатых губ; вибрация губ; удерживание губами карандаша

б) для языка:высовывание языка лопатой, иголочкой;поворачивание высунутого языка влево—вправо;поднимание – опускание кончика языка;присасывание;«хоботок» - «желобок» - «чашечка»;«жало» - «чашечка» - язык вверх (комплекс).

4. Голосовые упражнения.Проводятся на гласных звуках А, О, У, Э: артикулирование без голоса; громкое произнесение А АА ААА с увеличением повторений; отрывистое произнесение 2-3 звуков АО, АУ, АОЭ, АУЭ; произнесение гласных с паузами (сохраняя высокое положение мягкого неба) А- - - - - Э - - - - - -У

5. Дыхательные упражнения:вдох и выдох носом; вдох и выдох ртом; вдох носом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом и т.д. Используется контроль утечки воздуха через нос: с помощью зеркала, полоски тонкой бумаги, ватки.

Воспитание правильного звукопроизношения проводится обычными коррекционными методами. Специфичность – постоянный контроль над направлением воздушной струи.

Дифф диагностика ОНР35

ОНР – это различные сложные реч. расст-ва при которых у д. нарушено форм-ние всех компонентов реч. сис-мы , относящихся к её звуковой и смысловой стороне при норм. слухе и сохранном интеллекте. 1) Д. с ОНР следует отличать от д. с ЗРР ( отставание от норм). У д. с ОНР в обычные сроки рав-ся понимангие обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деят-ти. Одним их диагност-ких признаков может служить диссоциация у речевым и психич. Развитием этих детей. Псих-кое раз-тие этих д. протекает более благополучно , чем раз-тие речи. Их отличает критичность к реч-вой недостаточности. У д. с ЗРР зар-тер реч-вых ошибок менее специфичен , чем при ОНР. У этих д. отстаёт от нормы объём реч-вых навыков, для них хар-ныв ошибки, свойственные детям более младшего возрпаста. Также различен хар-тер логопед. воз-вия. У д. с ОНР р-та более продолжительная и трудоёмкая, не всегда приносит желаемые рез-ты. У д. с ЗРР тепмы усвоения языка при целенаправ. орган. раб-те быстрые и стремительные. 2) ОНР и моторная алалия. ОНР- недор-тие всех комп-тов речи при норм. слухе и инт, т. е – нет органической природы. , М. А –нар-ние речи при органич-ком поражении реч. зон КГМ. Различная симптоматика. При ОНР – сглаженная и затрагивает только малоупотребительные формы и виды речи. При М. А. – затрагивает все реч-вые единицы. При ОНР – не отмеч-ся оральная апраксия. У д. с М. А. нар-ния орального праксиса( т.е не могут найти правильную артикуляцию); У д. с ОНР аграмматизм затрагивает род, падеж, у д. с М. А. – род, число, падеж. 3) ФФН и ОНР. при ОНР нар-ние всех подсистем языка , а ФФН – нар-ние процессов формир-ния произносительной сис-мы родного языка у детей с речевыми растойствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. В ходе комплексного логопед. обследовании , не смотря на опред. схемы обсл-ния детей с раличной нар-ниями в каждой схеме определённые компоненты. Анамнез; Импресивная речь; Экспрессивная речь; Обследование звукопроизношения; Слуховая функция; Строение артикул-ного аппарата; Моторика артик-ного аппарата; Общая моторика и мелкая моторика рук; Просодическая сторона речи; Зрительная функция; Стереогноз; Письменная рнечь; Психическое сос-ние; В ходе обсл-ния важно отдифиренцировать одно расст-во от другого. Важно учитывать возраст, хар-тер, анамнез.

36 вопрос Профилактика речевых нар-ний.Актуальность проблемы проф-ки реч-вых нар-ний детей и под-ков принимает глобальный хар-тер. Решение этих задач связано с проф-кой и своеврем-ным выявлением отклонений в физ-ком, нервно-псих-ком и реч-вом раз-тии детей. Путём спец. возд-вий на д. во многих случаях удаётся предотвротить или затормозить появление у них различных отклонений от норм. раз-тия, в частности в реч-вой пат-гии. Спец-ты детских поликлиник постоянно поводят проф-кие осмотры д. с 0 до 14 лет, не только в пол-ке, но и в ДУ, школах. Совместная раб-та врачей и пед-гов ДУ позволяет рано выявить отклонения от нормы в состоянии здоровья детей, врождённые и приобретённые заб-ния, котор сказывавются на раз-тии речи или способствуют возникновению реч-вой пат-гии. Большое значение имеет изучение факторов , обеспечив-щих норм. раз-тие речи д. Эти знания имеют огромное отношение к гигиене реч-вого раз-тия, явл-ся показателем нервно-психич. раз-тия детей. Это изучение возрастных этапов реч-вого онтогенеза и выявление условий ( внешних и социальных) положительно или отриц-но влияющих на реч-вое раз-тие. Перед спец. отраслью Л стоят след задачи: 1) предупреждение реч-вых нар-ний – первичная проф-ка , основ-ся на мерах социального , пед-кого и психол-кого предупреждения расстройств псих. функций. Нач-ся ещё до рождения реб-ка . Это генетическое консультирование будущих родителей, раб-та с детьми имеющими фактор риска реч-вых нар-ний. Целью ранней корррекц-нно-развив-щей раб-ты с этими д. явл-ся максимальное раскрытие потенциальных возможностей реб-ка. Она помогает детям овдадеть теми навыками и умениями , которые обычно форм-ся в процессе норм-ного раз-тия. В сод-ние ранней кор-раз-щей раб-ты начиная с периода новорожденности входит одновременное фор-ние умений, относ-ся к разным сферам разв-тия: общей моторике, тонкой моторике, к восприятию, к восприятию речи, к умению выражать свои чувства и т. д. 2) предупреждение перехода реч-вых расст-в в хронические формы, предупреждение последствий реч-вой патологии – вторичная проф-ка; В коррекц. раб-ту должны максимально вовлечены родители. 3) социально- трудовая алаптация лиц, страдающих реч-вой пат-гией – третичная проф-ка. Некоторые деф-ты речи ограничивают возмож-ти выбора профессии поэтому осн. направ-нием этого этапа явл-ся глубокий учёт личностных возможностей и интересов каждого ученика, страд-го ТНР. У таких д. должна быть возможность выбора с помощью педагога, психолога, врача такого пути обучения , котор. позволит конкретно этой лич-ти достичь наилучших рез-тов.

37.Заикание , аспектный анализ учения.

З-е – расст-во темпа и ритма речи, кот. соправ-ся возникн. судорожных спазмах в мышцах, участвующих в акте речи. Наиболее часто воз-ет в воз-те 2-5 лет , часто обостряется в период обуч-я в нач. школе . В 3 р. чаще вст-ся у маль-ков, чем у дев-чек. Симтоматика( впервые описана в 1889г. Сикорским):2 группы: 1) биологические( физиологические) : реч.-ая судорога, нар-я ЦНС, общей и реч-ой моторики. 2) социальные( психол-кие) реч. запинки, н. экспресс. речи, феномен фиксирования на дефекте, страх речи, различные уловки. Осн. внешнее проявление-судорога, кот. различаются по форме : тонические, клонические, смешанные. В зав-ти от локализации дыхательные( экспираторные, инспираторные, респираторные), голосовые( смыкательные, размыкательные, локальные),арт-ные( затраг. губы, язык, мягкое нёбо) , смешанные . При хар-ке З учит: форму речи, громкость, ритмику, реч. ситуацию, наличие в словах тр. звуков. При наруш. моторики выдел. произв. (уловки, эмболы) и непроизв. движ (реч. судорога, спазмы, напряженность) В наст. Время 3 степени тяжести З. 1. Легкая – неглубокие, не очень частые запинки, нет способствующих движений, реч. общение не ограничено, присут-ют периоды речи свободной от З.2. Средняя – суд-ги носят постоянный х-р, могут отм-ся сопутств. движения. Отм-ся зависимость речи от внеш. ситуации . Наблюдается изменение личности.3. Тяжёлая – отм-ся выраженные запинки всех форм речи, речь не зависит от ситуации, явл-ся выраж. сопутств. движения. Клас-ция Власовой и Беккер – 2 формы Эволюционное – возникает в период фо-ния речи и оказывает неблагоприятное воздействие на реч. раз-тие Делится на 3 формы : а) невратическое( возникает в 2-3 г. на фоне хорошо разв. речи , предшествует психотравма, усилив-ся общая невротическая симптоматика( капризы, упрямство), рецидивы после травмы. Д. осознают свой дефект, переживают, от этого появ-ся пугливость, плаксивость, логофобия. 45% от заик-ся. б) неврозоподобное ( возникает без видимых причин в 3-4г. Это следствие поражения ЦНС. Часто соч-ся с ЗРР, дислалией, ст. ф.дизартрии. нар-ся согласованность движений рук и ног. Интеллект в норме или отстаёт. Отм-ся ЗПР. Течение З. волнообразное . в) смешанное( невротические + невроподобные симптомы). Симптоматические и реактивное. Причины : делятся на 2 гр: предрасполагающие ( « почва») –невропатическая отягощённость родителей( нервные, инфек-ые заб-я); невропатические особ-ти самого зак-ся( ночные страхи, энурез) ; наследственная отягощённость ; поражение г. м. в разл. периоды раз-тия под влиянием многих вредных фак-ров : производящие 1) анатомо-физиологические ( физ. заб-я, менингиты, сотрясения мозга, коклюш, корь и т. д.) 2) психические ( испуг, страх, неправ. вос-е в семье); 3) социальные ( соц. окружение, отношение к реб-ку: излишняя строгость, переучивание леворукости). Боль-во авторов отмечают психогенный испуг как фактор способствующий раз-тию З. Механизм : З относ. к числу неврозов, но сам мех-м невроза противоречив. Павлов, Ляпидевский – наруш. д-сть корково-подкоркового взаимоде-вия, Лохов – у дет. с З наблюд. исходное пораж ГМ






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.