Методика лого обслед (принципы) В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.Мы разработали схему логопедического анализа речевых нарушений, которая представлена в двух таблицах (см. приложение 5). Диагностическая значимость каждого отдельного симптома становится ясной только на фоне и в связи с другими симптомами. Для каждого речевого нарушения характерен свой комплекс симптомов, причем некоторые из них оказываются основными первичными для каждого нарушения, стержневыми, другие же только дополнительными и лишь вытекающими из основного дефекта, т. е. вторичными.Методика и приемы проведения обследования должны быть подчинены специфике его содержания.Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития — как общего, так и речевого — начиная с раннего возраста.Логопедическое обследование включает следующие пункты:1. Имя, фамилия, возраст, национальность.
2. Жалобы родителей, воспитателей, учителя.
3. Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).
4. Краткая характеристика ребенка в настоящее время.
5. Слух.
6. Зрение.
7. Реакция ребенка на свои речевые затруднения.
8. Интеллект.
9. Строение органов артикуляции, подвижность их.
10. Речь: а) импрессивная; б) экспрессивная — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли раздернутой речью; в) письменная речь — чтение и письмо.
11. Заключение.
Первые три пункта заполняются со слов матери, воспитателя, учителя, сопровождающих ребенка, и на основании представляемой документации. В случаях обращения взрослого человека указанные разделы заполняются со слов обратившегося.
Краткая характеристика может быть сформулирована со слов родителей (воспитателя, учителя), может быть представлена детским учреждением, направляющим ребенка. Желательно, чтобы в ней были сведения о том, чем интересуется ребенок, как реагирует на свои речевые затруднения.
Логопедическое обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности будет строиться по разному. Однако существуют общиепринципы и подходы, определяющие последовательность проведения обследования:
· принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
· обследование рационально проводить от общего к частному;
· внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому (это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой);
· от продуктивных видов речевой деятельности – к рецептивным(исходя из данного принципа, в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение и письменная речь: письменные высказывания, сочинения);
· последовательность процедуры обследования – от экспрессивной языковой компетенции к импрессивной (сначала исследуется объем и характер употребления языковых единиц, и только при наличии трудностей в их использовании переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве).
При проведении логопедического обследования детей для обеспечения объективной последующей оценки состояния ребенка соблюдаются следующие условия:
· создание в ходе всего обследования комфортности, установление эмоционального контакта с ребенком;
· предъявление в начале обследования задания повышенной трудности для создания ситуации успеха, вызывающей у ребенка желание дальнейшей работы с экспериментатором;
· чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;
· предъявление заданий в игровой форме;
· экономичность предъявляемого материала;
· учет уровня развития познавательной деятельности ребенка;
· учет работоспособности ребенка;
· четкое и доступное предъявление инструкции к заданиям.
В качестве критериев адекватности процедуры логопедического обследования ребенка выступают:
· наличие контакта логопеда с обследуемым ребенком;
· доступность, результативность, успешность деятельности ребенка в процессе обследования с учетом необходимых мер помощи;
· своевременная компенсация состояния ребенка или прекращение обследования при возникновении по ходу обследования психосоматических, выраженных нейродинамических, невротических, психопатических или психотических расстройств;
· исключение неэтичных ситуаций при обследовании ребенка и сообщении родителям о результатах диагностики и рекомендаций по дальнейшему виду обучения;
· возникновение у родителей (законных представителей) доверия к логопеду, готовность воспринимать логопедическое заключение и следовать рекомендациям специалиста.
26..Ринолалия, аспектный анализ учения.
Р-лия – Н. тембра голоса и звукопроиз-я, обусловл. анатомо-физиологическими дефектами реч-го ап-та Причины: органич. (наруш. анатом. строения, небные расчелины, анатом. изменен., параличи и порезы), функц. (гипо и гиперфункция мягкого неьа, подраж. неправ. речи.)Р. проявляется в 3 формах-открытой, закрытой, смешанной. По этиологии м\б врождённой и приобретённой, функцион. и механич. Открытая Р. – патологическое изменение тембра голоса и искажённое произ-е .зв. речи, возник. когда воздух одноврем. проходит через рот и нос. О Р м\б: откр. механич. врожден. (дефекты неба, расщелинылица – пороки врожд. этиологии, в возн. кот. генетт. и внешние факторы: расщелины верхней губы (скрытые, полные, неполные), мягкого неба: сквозные и несквозные, одност. и двустор., тв. неба (скрытые, полные, неполные) расщелины привод. к изменен. полож. и активности языка, наруш. д-сти мышц, измен. взаимод. мышц речедвигат. анализат, тотальное наруш. звукопроизн. Причины: наследственность; радиационное облучение; недостаток питательных веществ; действие лекарств; инфекционные и вирусные заболевания; действия хим. веществ; алкоголь и курение; сильная психотравма; поздний возраст родителей;) , открыт. механич. приобрет.(ранение носоглотки, инфекции, в основе- параличи и порезы после дифтерии, поврежд. нервов),Открытая функц-ная Р - гипокинезом мягкого нёба Закрытая Р. - обусл. органич. изменен. в носов. про-ве или функкц. рас-вами небно-глот. смыкания, когда проход в носов. полость пост. закрыт. Наруш. нос. дыхание, недоразв. грудн. клекти, сна, пищевар., повыш. раздражит., утомляемость. Различают 2 формы ЗР : органическая ( реч. Н. связано с анатомическими дефектами областей зева, носа, носоглотки )Передняя органич.: полипы, опухоли, задняя органич. – при уменьш. нсов. полости. ). и функциональная ( наблюдается гиперфункция мягкого нёба: оно всегда приподнятой преграждает в той или иной степени путь воздушной струи в нос).Смешанная Р. – состояние , хар-ся пониж. носов. резонанса при произн. нос. звуков. Причина: сочет. непроход. носа и недостат. небно-глот. Контакта
История становления и развития логопедии как науки 27 I этап (с античных времен до XVIII в.)
С древнейших времен человечество обращало внимание на дефекты речи, что нашло свое отражение в специальных трактатах и религиозной литературе. Первые попытки понять и объяснить причины речевых расстройств, их отдифференцировать, наметить пути преодоления встречаются в работах медиков древности начиная с 5 в. до н.э.
В педагогической литературе Древнего мира упоминаний о расстройствах речи почти не содержится. Индия. В священной литературе особое место занимают трактаты «Аюрведы». В одном из них описывается 2 пластические операции – лечение «заячьей губы» и «волчьего зева» — хейлопластика и уранопластика. Древняя Греция и Рим. У Гиппократа есть упоминание о многих, известных нам сейчас речевых расстройствах: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание. Он подчеркивает главенствующую роль мозга во всей деятельности человека. Ближний и Средний Восток (5 – 15 в.в) Ибн – Сина(Авиценна) Мировую славу доставил ему «Канон врачебной науки» (1020), где имеются сведения о расстройствах речи и способах его лечения. Он рассматривал зависимость расстройств речи от состояния органов артикуляции.
Западная Европа 17 – начало 18 в. Ян Амос Коменский (1592 – 1670) – славянский педагог – демократ и гуманист. В трудах Коменского мы обнаруживаем большой круг вопросов, касающихся развития речи у детей:— значение речи в общем развитии ребенка; — необходимость развития речи и интеллекта;— начало и ступени развития речи;— необходимость развития слухового восприятия; чистого звукопроизношения; богатого словарного запаса.
|