Заикание. История определение. Механизмы. Классификация. Причины Заикание — сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов, что происходит вследствие судорог органов артикуляции. Цельс, Гален, Авиценна склонялись к тому, что причина такого нарушения речи в неправильном соотнесении отделов артикуляционного аппарата.
На рубеже XVII—XVIII вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини считал, что заикание возникает при отверстии в твердом небе, через которое просачивается на язык слизь и эта слизь затрудняет речь. Вутцер объяснял это патологическим углублением в нижней челюсти, в котором прячется кончик языка при своем движении; Эрве-де-Шегуан считал, что причина заикания в неправильном соотношении между длиной языка и полостью рта или слишком плотным прикреплением его короткой уздечкой.
В начале XX века определилось три направления, определяющие заикание как:
Спастический невроз координации, возникающий из-за слабых речевых центров.
Ассоциативное нарушение чисто психологического характера.
Подсознательное проявление различных психологических травм. в конце XIX— начале XX в. все определеннее становится мнение, что заикание — это сложное психофизиологическое расстройство. По мнению одних, в его основе лежат нарушения физиологического характера, а психологические проявления носят вторичный характер. Другие первичными считали психологические особенности, а физиологические проявления — как следствие этих психологических недостатков. Делались попытки рассматривать заикание как невроз ожидания, невроз страха, невроз неполноценности, навязчивый невроз и пр. Выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие и провоцирующие. Среди предрасполагающих причин возникновения заикания необходимо выделить:
наследственную отягощенность;
заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия;
внутриутробные, родовые травмы;
переутомление и истощение нервной системы (как следствие инфекционных заболеваний).
Некоторые условия, способствующие возникновению заикания:
нарушение развития моторики и чувства ритма;
скудность эмоционального развития;
повышение реактивности в результате анормальности отношений с окружающими;
скрытые психические нарушения (например, ущемленность).
Наличие одного из вышеперечисленных условий достаточно для нервного срыва и, как следствие, заикания.
К причинам, провоцирующим возникновение заикания, относятся:
одномоментная психическая травма (страх, испуг);
двуязычие или многоязычие в семье;
подражание;
тахилалия (ускоренная речь). Симптомы заикания
Дыхание. Среди нарушений дыхательного процесса при заикании отмечается громадный расход воздуха на вдохе и выдохе, что обусловлено расстройством сопротивления в области артикуляции. Нарушение речевого дыхания при заикании заключается в образовании пациентом инспираторно-гласных или проторных звуков. Другими словами, для движения голосовых связок и образования проторного шума пациент использует вдыхаемый воздух. Укороченный выдох наблюдается не только во время речи, но и в покое.
Голос. Попытка произношения звука при заикании сопровождается судорогоподобным замыканием голосовой щели, что препятствует возникновению звука. Во время приступа гортань быстро и резко движется вверх, вниз и выдвигается вперед. Из-за не способности на плавное произношение пациенты пытаются произносить гласные звуки твердо. Наблюдается смягчение симптоматики заикания при пении и шепоте вплоть до полной нормализации речи.
Артикуляция. Кроме функциональных нарушений в артикуляционном аппарате при заикании наблюдаются и соматические нарушения. Например, высокий свод неба, отклонение высунутого языка в сторону, в носовой полости — искривленная носовая перегородка, гипертрофия раковин.
Сопутствующие движения — это движения, сопровождающие речь при заикании, не являющиеся необходимыми, но, в то же время, производимые пациентом, как сознательное движение. Во время приступа заикания пациенты могут откидывать голову назад, наклонять ее, закрывать глаза, сжимать кулак, пожимать плечами, топать ногой, переступать с ноги на ногу. Словом, совершать движения, которые можно обозначить как тонические или клонические судороги.
Психика. С развитием заикания неизбежны те или иные психические расстройства. Наиболее часто встречается страх перед некоторым буквами, слогами и словами, а именно их произношением. В своей речи пациенты, страдающие заиканием, намеренно избегают таких букв и слов, по возможности подыскивают им замену. При обострениях может возникать абсолютная немота. Мысли о невозможности нормального общения могут доводить до сознания неполноценности и в отношение всего «я».
Механизм
Заикание вызывается спазмами речевого аппарата: языка, нёба, губ или же мышц гортани. Все, кроме последнего — артикуляционные судороги, судороги мышц гортани — голосовые (отсюда название «заикание» — спазмы напоминают икоту). Также существуют дыхательные судороги, при которых нарушается дыхание и возникает ощущение нехватки воздуха. Механизм возникновения спазмов связывают с распространением избыточного возбуждения от двигательных речевых центровголовного мозга к соседним структурам, включая смежные двигательные центры коры и центры, ответственные за эмоции.
Развитие заикание разделяют на 4 фазы.
1-ая фаза. Наблюдаются небольшие эпизоды заикания, сокращение периодов плавной размеренной речи. Окончание первой фазы заикания определяют по следующим симптомам:
затруднения в произношении возникают чаще в начальных словах предложений;
эпизоды заикания возникают при произнесении союзов, предлогов и других кратких частей речи;
«коммуникативное давление» усугубляет заикание;
ребенок никак не реагирует на свои трудности с произнесением слов, разговаривает без смущения. Нет беспокойства, страха речи. Спровоцировать заикание способна сиюминутная эмоциональная вспышка.
2-ая фаза. Появляются проблемы в контактировании, некоторые сопутствующие движения. Постепенно повышается число ситуаций, сложных в плане общения.
заикание приобретает хронический характер, но различается тяжесть приступов;
проблемы с произнесением возникают чаще в многосложных словах, во время быстрой речи и значительно реже в кратких частях речи;
ребенок осознает нарушения своей речи, но не считает себя заикающимся. Говорит непринужденно в любой ситуации.
3-я фаза. Закрепление судорожного синдрома. Однако пациенты не испытывают страха речи и какой-либо неловкости. Они используют любую возможность для общения. Предложение о лечении не вызывает какой-либо поддержки или энтузиазма со стороны пациента. Они как будто дают себе установку на спокойствие.
пациенты осознают, что по причине заикания некоторые ситуации становятся затруднительными в плане общения;
появляются трудности в связи с произнесением определенных звуков, слов;
попытки заменить «проблемные» слова другими.
4-ая фаза. На этой стадии заикание — большая личностная проблема. Появляются выраженные эмоциональные реакции на заикание и, как следствие, избегание речевых ситуаций. Если раньше пациент прибегал к замене «проблемных» звуков (слов) периодически, то теперь он делает это постоянно. Он начинает обращать внимание на реакцию окружающих на его заикание. Характерные черты 4-ой фазы заикания:
ожидание заикания (антиципация);
затруднения при произнесении определенных звуков (слов) принимают хронических характер;
логофобия (страх речи);
ответы на вопросы становятся уклончивыми.
Классификация:
Тоническая. Это паузы в речи либо растягивание определенного звука.
Клоническая. Это повторение отдельных звуков, слов или словоформ.
Смешанная. Проявляются и клонические, и тонические судороги.
|