Принципы и методы лого возд-я Принципы и методы логопед. воздействия.
Логопед. воз-вие - пед. процесс , в котором реализ-ся задачи корригирующего обучения и воспитания. В процессе организации корригирующего обучения большое значение придаётся общедидактическим и специфическим принципам. Принципы: общкдидактические Специф.: 1. системности; (учет стру-ры дефекта, опред. вед. наруш., соотнош. первичного и вторичного) 2. комплексности( ДЦП – дизартрия); 3.этиопатогенетич. (учет этиологии и механизма РН); 4. пр-п дифференциров. подхода;( учет этиологии, механизмов, стру-ры дефекта, возр. и индив. ос-тей) 5.поэтапности развития; 6. онтогенетический; 7.учет личност. ос-тей, 8. деятельн. подход, 9. обходной путь, 10. формир. реч. навыков в условиях естеств. реч. общения. Логоп. воз-вие осущ-ся различными методами.Метод обучения в педагогике рассм-ся как способ совместной деятельности педагога и детей , напрвленный на освоение детьми знаний , навыков и умений, на фор-ние умственных способностей, воспитание чувств , поведения и личностных качеств. В лог. раб-те исп-ют различные методы : 1.практические : упражнения, игры, моделирование; 2. наглядные : наблюдения, рассматривание рисунков, картин, просморт профилей артикуляций, диафильмов,прослушивание пластинок, и т. д. ;3. словесные : рассказ, беседа, чтение.
Упражнения – многократное повторение реб-ком практических и умственных заданий. Подразделяются на подражательно-исполнительные( выполняются в соответствии с образцом) , конструктивные( учат конструировать буквы из элементов, создавать из одной буквы другую) и творческие( использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале).
Игровой метод- использование различных компонентов игровой деят-ти в сочетании с др. приёмами: показ, пояснение, указания, вопросы.
Моделирование- процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений и структуре объектов , об отношениях и связях м/у элементами этих объектов.
Рассказ – форма обучения при которой изложение носит описательный характер.Рассказ предполагает воздействие на мышлениереб-ка, его воображение, чувтсва, побуждает к речевому общению . Можно сопровождать серией демонстрацией сюжетных картин.
По хар-ру направленности методы логопед. воз-вия подразделяют на методы прямого воз-вия( нап-р, воз-вие на артикуляторную моторику при устранении дислалии) ; и методы обходных путей ( напр-р : создание новых функцион-ых связей в обход нарушенных звеньев речевой функциональной сис-мы при афазии).
Логопедическая ритмика
Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной.
Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.
Второе понимание логопедической ритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи.
Как учебная дисциплина логопедическая ритмика обогащает знания студентов методиками коррекционной работы.
1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
Объектом логопедической ритмики является структура речевого дефекта, неречевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологией.
Предметом — многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.
Цель — преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.
1) развитию чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
2) развитию способности восприятия музыкальных образов и умению ритмично, выразительно двигаться в соответствии сданным образом, т.е. умению перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности;
3) воспитанию положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучению правилам в различных видах деятельности и др.
Коррекционная направленность занятий обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и по этапностью логопедической работы. Логопед учитывает возрастные и личностные особенности пациента, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.
Все эти задачи решаются в зависимости от типа специального учреждения: речевой детский сад; речевая группа при массовом детском саде, при детском доме — дошкольном, школьном; логопедический пункт при массовой общеобразовательной школе; логопедический кабинет в детской, взрослой поликлиниках, в психоневрологическом диспансере; стационар, полустационар, санаторий.
Логопедическая ритмика строится на дидактических и специфических принципах. Они связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем людей с речевыми расстройствами.
Общедидактические принципы. Принцип систематичности. Сознат и активности. Принцип наглядности. Доступности и индивидуализации. Принцип постеп повыш треб.
Так, при обучении движению используются различные приемы:
а) наглядно-зрительные — показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий (кинофильмов, фотографий, телепередач, картин и т.п.);
б) тактильно-мышечные — включение в двигательную деятельность различных пособий. Например, при ходьбе на пути ставятся воротца-дуги: чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу.
Инструкция «не задеть воротца» связывается в сознании пациента с костно-мышечным ощущением при совершении ошибки. И если воротца задеваются, то пациент сам определяет неправильность своего движения. Тактильно-мышечная наглядность выражается также в непосредственной помощи педагога, уточняющего положение отдельных частей тела занимающегося, например, педагог выпрямляет осанку прикосновением руки;
в) наглядно-слуховые — звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме двух-четырехстиший, звуки бубна, колокольчика и т.п.
совершенствование речевой деятельности.
Цели: - развитие анализа слов в предложении;
- обогащение словаря;
- стимуляция музыкальной деятельности детей.
Анализируя предложенную Волковой Г. А. методику, следует отметить то, что здесь работа идет системно, по всем направлениям: развивается моторика, речь, чувство ритма, высшие психические функции, продуктивные виды деятельности. Что придает наибольший положительный момент этой методике, поскольку перечисленные направления очень важны для всестороннего развития ребенка и коррекции его речевых нарушений.
Однако, одной из специфик коррекционной работы с детьми с ОНР является развитие орального праксиса, тонкой моторики, фонетическая ритмика; а в данной методике таких направлений не наблюдается и можно говорить о том, что она не подходит для коррекции ОНР, так как не учитывает особенности психомоторики детей с ОНР. Также еще одним недостатком мы считаем отсутствие работы над дыханием, голосом.
Таким образом, можно говорить о том, что на сегодняшний день не существует готовой, полноценной методики логоритмического воздействия на детей с ОНР, которая бы учитывала возрастные и индивидуальные особенности детей данной категории. Но, анализируя данные методики можно выделить для себя необходимые направления, учитывать их в дальнейшем при составлении логоритмического комплекса упражнений. Выделенные направления:
- развитие дыхания и орального праксиса, мимики;
- развитие четкого произношения (фонетическая ритмика);
- развитие голоса, просодии;
- развитие двигательных умений и тонких движений пальцев рук;
- развитие, коррекция речи;
- развитие высших психических функций;
- развитие чувства ритма и темпа;
- развитие творчества и инициативы.
В целом, следует сделать вывод о том, что логоритмика еще сравнительно недостаточно изученная и развитая область. Неоспорим тот факт, что логоритмические занятия имеют очень большое влияние на развитие детей и коррекцию их речевых нарушений. Но, поскольку единые методы не разработаны, то нет и целостного ритмического комплекса упражнений для детей с ОНР, для всестороннего развития и коррекции нарушений которых необходимы такие занятия (как показали исследования их психомоторики). Поэтому мы видим прямую необходимость в продолжении изучения данной науки и создании направлений логоритмического воздействия на детей с ОНР.
|