Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Дислалия: аспектный анализ 30.

Дислалия – Н звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации реч. аппарата.Отмечается у 25-30% дошкольников, у 17-20 % школьников (1-2 класс), у 1% взрослых. При форм. произношения ребенок учится воспринимать обращенную речь, управлять органами артикуляции.

Артикуляторная база (Жинкин) – комплекс умений, приводящих органы артикуляции в позиции,Ю при которых для данного языка вырабатывается нормальный звук.

Чаще всего нарушаются свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), сонорные (Л, ЛЬ, Р, РЬ), заднеязычные (К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ), звонкие (В, З, Ж, Б, Д, Г и их мягкие пары), мягкие (ТЬ, ДЬ, НЬ).

Механизм:отдельные избирательные нарушения корковой нейродинамики с ослаблением тонких дифференцировок в речеслухоом и речедвигательном анализаторах.

Причины: биологические + социальные (физическая ослабленность ребенка в период развития речи; ЗПР (ММД), ЗРР, нарушение фонематического восприятия; неблагоприятное соц. окружение (ограниченность соц. и реч. контактов, подражание, недостатки воспитания –«сюсюканье»)

Различают в зависимости от дефектов произношения: простая (4 звука) и сложная(5 и более); от группы звуков: мономорфная(одна группа звуков - шипящие) и полиморфная (одновременно 2 или несколько групп); по этиологическому признаку: функциональная(Н звукопроизношения при отсутствии орган. нарушений в артикул. аппарате):моторная – нет согласованности в работе артикуляционного аппарата; сенсорная – снижена способность саморегуляции произвольного внимания при воспроизведении звуковимеханическая(отклонения в строение губ, зубов, языка, челюстей, неба; возникает в детстве; нарушается произношение 1 или нескольких звуков).



Различают 3 формы нарушения звуков:

1. Искаженное произношение (горловое Р) – ненормированное воспроизведение звуков в силу неправильно сформированных артик. позиций. Звук произносится как несвойственный фонет. системе родного языка.

2. Пропуск в речи звука (КООВА-КОРОВА) – звук не опознается в потоке речи.

3. Замена одного звука другим (КОЛОВА-КОРОВА) – не образуется акустические или артикуляционные образы отд. звуков фонемы не отличаются по своему звучанию.

4. Смешения – артикул. уклады сформ., но нет умения различать некоторые позиции (изол. есть, в самост. речи - нет).

Выделяют: фонологические или фонематические нарушения (Р.Е.Левина, Ф.Ф.Рау) –замены + смешения из-за недостаточной сформированности фонематического слуха или его нарушение; нарушается вся система языка; антрофонические или фонетические (Ф.Ф.Рау) – искажения из-за недостаточной сформированности или нарушения артикуляционной моторики; нарушается произносительная система языка. Если звуки одной группы заменяются, а другой – искажаются, то это фонетико-фонематические нарушения.

Выделяют уровни нарушенного произношения:I– полное неумение произнести звук; II–произносит звук изолированно, но искажает или пропускает в словах и фразах, звук не автоматизирован; III–смешивает звук с другим в речевом потоке – звук не дифференцирован.

Различают три формы функциональной дислалии:

Акустико-фонематическая: дефекты вследствии избирательной несформированности операций переработки фонем в сенсорном звене (опознание, узнавание, сличение акустичсеких признаков и принятие решения о фонеме). Дефекты звукового оформления речи обусловлены недостаточностью фонематического слуха, ребенок не опознает акустический признак звука, уподобляет акустически сходные фонемы друг другу, неправильно воспроизводит звук (РЫБА-ЛЫБА), смешивает Л-Р, Ж-Ш, Д-Т,Г-К, З-С, нет нарушений физического слуха, избирательно не формируется функция слухового различения фонем.

Артикуляторно-фонематическая: обусловлена несформированностью операций отбора фонем по артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Выделяют два вида: 1) у ребенка полностью не сформирована артикуляция, отбирает близкий по артикуляции звук-субститут (Р-Л), заменяет звуки более простыми артикуляциями (С-Ш, З-Ж, Т-К, Д-Г, С-СЬ, Л-ЛЬ, Т-ТЬ, Ц-Ч, Л-Р); 2) артикул. база сформирована, усвоены артик. позиции, но осущ. неправильный выбор (смешение) из-за нарушений операций отбора фонем по артикул. признакам; фонематический слух не сформирован.

Артикуляторно-фонетическая (ФФН): дефект произношения обусловлен неправильно сформированными артикуляционными позициями;звуки произносятся искаженно для фонеической системы данного языка; нарушаются переднеязычные невзрывные и заднеязычные взрывные.

 

31 вопрос методика Логоп. воздействие при дислалии.

Осн. цель логоп-кого возд-я – формирование умений и навыков правильного воспроизведения зв. речи.З-чи: учить узнавать звуки речи, не смешивать, отличать нормир. произнош. от ненормиров., осущ. слух. контроль за речью, приним. прав. артикул. позиции, использ. звук во всех видах и формах речи. Логоп. занятия проводятся регулярно не менее 3 раз в неделю, д\з для родителей. Логоп-кое возд-е осущ-ся поэтапно, при этом на каждом из этапов решается опред. пед-кая задача, подчинённая общей цели. Принципы: дидактич., последов. в работе над звуками, одноврем. или парности постановки, макс. использ. разл. анализат., сознательности, поэтапности формир.Этапы: подготовительный – цель- включить реб-ка в целенаправленный логоп-ий процесс. Задачи : общие: - фор-ние доверительной установки на занятиях; - фор-ние произвольных форм деят-ти и осоз-ти отнош-я к занятиям; спец.: - умение опознавать, различать фонемы и фор-ние артикуляторных У и Н, формир. направл. воздушной струи, разв. мелкой моторики. использ. артикул. гимнастику (упр. выполн. сначала медленно, перед зеркалом, м.б. по словес. инструкции, после показа), дыхат. упр., мелкая моторика, разв. фонем. слуха(различать прав. и неправ. произнош.) 2. этап формирования первичных произнос.У и Н. Постановка звука –цель- добиться правильного звучания изолированного звука ; 3 способа а- по подражанию, с механической помощью, смешанный . Постановка звука- это выработка у реб-ка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее. При этом должны одновременно работать все анализаторы: зрительный(реб-к видит предмет и положения органов арт. ап-та), слуховой ( слышит звук), двигательный( ощущает движение губ, языка), тактильный( ощущает возд. струю, вибрацию голосовых связок) К след-щему этапу – автоматизации звука переходят только тогда , когда реб-к по требованию взрослого может легко произнести поставленный звук . Этап автоматизации-цель- добиться прав. произношения зв. во фразовой речи .Сод-е раб-ты- постепенное , последовательное введение поставл. зв. в слоги, слова, предложения, сам-ную речь. Использ. приемы отражен., повторного и самост. называния слов по картинкам. Этап дифференциации –цель- учить д. различать смешиваемые Зв. и правильно употреблять их в собственной речи. Сод-е : постепенная последовательная диф-ция смешиваемых Зв. по моторным и акустическим признакам , сначала изолированных , затем в слог, словах, предл-ях, чистоговорках, стихах и самной речи. ; этап форми-я коммуникативных умений и навыков . цель- сформировать у реб-ка умения и навыки безошибочного употребления зв. речи во всех ситуациях общения. Исп-ся тесты, творческие задания. При МД: воздействие носит комплексный хар-тер, большое значение имеет хирургическое воз-вие. Логоп. раб-та включает массаж, артикул. гим-ку, постановку и закрепление зв

28.

Логопедия имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка и речи, тесной связью Р и мышления. Достаточный уровень реч. развития способствует осознанию, планированию своей д-ти, регуляции поведения, созданию условий для соц. контактов. В амереканских пособиях по лого особое значение придается эстетике Р (качеств Р является основным моментом для обществ-й и деловой карьеры, ведет к деловому успеху).

Нарушения Р в той или иной степени влияют на психологическое развитие реб, отражается на его деятельности, а тяжелые НР ограничивают мыслительную д-ть. Этот тезис принадлежит Р.Е.Левиной. НР приводят к огранич социальных контактов, вызывают нарушения эмоц-волевой сферы и способствуют формированию патохарактеологических черт характера.

Связь лого с другими науками:

1.Внутрисистемные связи

*пед дисциплины: _общая педагогика (учет общей теории обуч (дидактики), в том числе дидактических принципов; понятия обучение, воспитание, приемы, методы, средства); отрасли корекционной педагогики (олиго, тифл, сурдо); логопедагогика-это теория обучения и воспитания (прогр содержание, воспитание + методики по предметам) детей с НР, голосового аппарата.логоритмика; методика обуч языку; СМДошкВ (методики развития Р, сенсорное воспитание, ознакомление с окруж.: Миронова, Чевелева – работа с заикающимися).

2.Межсистемные связи:

*психологические дисциплины: общая, возрастная, соц, пед.психодиагностика, нейропсихология (Лурия), патопсихология (Левченко), логопсихология;

*мед-биологические: общая анотомия, педиатрия, физиология, нейрофизиологоия, психопатология, офтальмология. Так, данные патологии органов слуха и речи (например, при нарушениях голоса) дают возможность не только определить этиологию нарушений, но и позволяют правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.)

Многие виды речевых нарушений связаны с органическим поражением центральной нервной системы, и их диагностика возможна только совместными усилиями логопеда и врача-невропатолога или психоневролога. При речевых расстройствах могут наблюдаться различные нарушения психической деятельности: ЗПР, поведенческие и эмоциональные нарушения, нарушения внимания, памяти, умственной работоспособности и др., а так же состояние интеллекта (психоневролог). В некоторых случаях речевые нарушения сочетаются с двигательным беспокойством, повышенной эмоциональной возбудимостью и занятия логопеда эффективны только тогда, когда ребенок получит специальное лечение. Причинами отдельных видов речевых расстройств, например, некоторых форм заикания, мутизма, могут быть острые или подострые психические травмы — испуг, волнение, изменение привычного стереотипа (разлука с близкими) и др. В момент их возникновения ребенок нуждается в соответствующем режиме и лечении, только совместная работа врача-психоневролога и логопеда будет способствовать его выздоровлению. Все эти данные свидетельствуют о том, что хотя логопедия и является педагогической наукой, свои задачи она может успешно решать только в связи с медицинскими науками и прежде всего невропатологией и детской психиатрией.

Логопедия и смежные науки.32.

Логопедия является отраслью педагогической науки — дефектологии, изучающей особенности развития, воспитания, обучения и подготовки к трудовой деятельности детей с физическими, психическими и речевыми недостатками.

Логопедия тесно связана со смежными науками.

Поскольку объектом исследования и воздействия является ребенок, логопедия тесно связана с дошкольной педагогикой.

Для развития речи большое значение имеют степень сформированно таких психических процессов, как внимание, восприятие, память, мышление, а также активность поведения, изучением которых занимается общая и возрастная психология

Изучение причин речевых нарушений, их устранение, обучение и воспитание детей с дефектами речи опирается на данные физиологии, которая является естественнонаучной базой общей и специальной педагогики.

Развитие речи ребенка тесно связано с влиянием окружающих, с условиями, в которых он живет. Поэтому логопедия связана с социологией, которая занимается изучением социальной среды.

В процессе развития ребенок овладевает важнейшим средством общения людей — языком: системой фонетических, лексических и грамматических средств, необходимых для выражения мыслей, чувств. Таким образом, логопедия тесно связана с наукой о языке — лингвистикой.

Знание логопедии помогает педагогу успешно решать две важные задачи: профилактическую, направленную на формирование у детей правильной речи, и коррекционную, предусматривающую своевременное выявление нарушений речи и помощь в. их устранении. Для успешного решения этих задач необходимо также учитывать закономерности нормального развития детской речи, активно и правильно руководить этим процессом.

Логопедия и смежные науки.33.Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово),пайдео (воспитываю, обучаю) — и в переводе означает «воспитание правильной речи».






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.